Консоль для игры на телефоне. Консоли для игр на ОС Android. Оболочка, приложения, игры и эмуляция игровых приставок

Приветствую! Копаясь в черновиках, я обнаружил старую заготовку для статьи, которую собирался написать несколько месяцев назад. К сожалению жизненные (и не только) обстоятельства не позволили это сделать вовремя. Но сейчас я наконец нашёл время, и сегодня мы поговорим о нескольких оконных менеджерах в популярных графических окружениях для Linux. Я подробно рассмотрю функции оконного менеджера, функционал, напишу о так называемых композитных оконных менеджерах и так далее. Надеюсь будет интересно всем. Начнём.

Оконный менеджер - это программа, которая управляет окнами приложений в системе. А именно: осуществляет позиционирование окон на экране, отвечает за изменение их размера, фокусировку и прочее. При этом оконный менеджер работает поверх существующей оконной системы. В простейшем случае, оконный менеджер просто управляет окнами и взаимодействием с ним оборудования ввода, и не делает с ними ничего другого. При этом нагрузка за отрисовку ложится на центральный процессор (так называемая программная отрисовка ). Некоторые оконные менеджеры, помимо управления окном, могут отрисовывать тени на его гранях, добавлять различные анимации, плавности, полупрозрачности и так далее. В этом случае, оконный менеджер является композитным . Одной из важнейших (но необязательных) функций композитного оконного менеджера является задействование для отрисовки окна возможностей видеокарты, как правило посредством OpenGL . Тем самым увеличивая качество отрисовки и значительно снижая нагрузку на центральный процессор. Функционал композитного менеджера может быть как встроенным в оконный менеджер, так и являться отдельной программой. Часто отрисовку окна через композитный оконный менеджер называют просто - композитингом . Если вы хорошо знакомы с Windows, то вот пример из Windows 7 : когда в ней отключены эффекты Aero , отрисовка ведётся силами центрального процессора. Нагрузка на видеокарту меньше, однако при воспроизведении видео на экране появляются артефакты, известные как тиринг (когда кадры меняются слишком быстро и посередине видно прозрачную мерцающую полосу).

Когда эффекты Aero включены - отрисовка ведётся силами видеокарты. Что становится очевидным, так как появляются анимации появления и сворачивания окна, полупрозрачности и так далее.

Однако, композитинг имеет и обратную сторону. При отрисовке рабочего стола силами видеокарты, частота кадров в секунду синхронизируется с частотой монитора (как правило 60 кадров в секунду, что соответствует стандартным 60 герцовым мониторам), поэтому в играх частота будет несколько ниже, так как будет идти двойная синхронизация кадра. В тяжёлых случаях - . Поэтому часто можно встретить рекомендации отключать графические эффекты при запуске игр (к примеру выключать тот же Aero в Windows 7). Вернёмся непосредственно к Линуксу. В данный момент доминирующей графической подсистемой в Линуксе является Xorg (иксы). И работа оконного менеджера в ней точно такая, какой я описал её выше. При этом функционал композитинга не был изначально в Xorg, и его реализовали значительно позже, потому композитный менеджер работает там как-бы сбоку. В общем случае, получается весьма толстый бутерброд различных слоёв, через который происходит отрисовка картинки.

В большинстве случаев для пользователя это не важно. Но вот в играх это даёт ощутимые ограничения. Сейчас же на смену Xorg идут две графические подсистемы - Wayland и Mir . Первый не привязан к какому-либо дистрибутиву или графической оболочке, в то время как второй разрабатывается для Ubuntu и её графической оболочки Unity , и уже работает в мобильной редакции Ubuntu. О Mir поговорим в отдельной статье. Что же касается Wayland - в нём отсутствуют привычные понятия оконного и композитного менеджера. В нём есть только композитор , который и производит все операции над окнами, без лишних прослоек. Отрисовка приложения при этом ложится на программный инструмент (тулкит), на котором оно написано. Например Qt , или GTK . Это так называемая отрисовка на стороне клиента . В случае же если отрисовка окна идёт непосредственно в Wayland-композиторе, то это называется отрисовкой на стороне сервера . В случае отрисовки на стороне клиента, заголовок окна приложения, его внешний вид и прочее целиком ложится на разработчика приложения. В результате может случиться так называемый "эффект Windows": если в приложение не заложен функционал изменения размера окна, то окно приложения будет всегда фиксированного размера. Пример окна с декорацией заголовка на стороне клиента (обратите внимание на кнопки управления приложением в заголовке окна):

Этот функционал реализован в GNOME. В KDE же используется отрисовка на стороне сервера, в результате все окна будут иметь одинаковый заголовок и легко меняться в размере:

Кстати, если запустить приложение с CSD (Client-Side Decorations) в оконном менеджере, не поддерживающем отрисовку на стороне клиента - приложение получит два заголовка:

CSD кстати говоря, оказался довольно удачным решением. Настолько удачным, что его взяла к себе сама Apple:

Wayland уже работает в автомобильных ОС, в мобильных операционках Tizen и SailfishOS , и много где ещё. Философия Wayland - "Каждый выводимый кадр должен быть идеальным" . И это действительно так. Отрисовка в Wayland по качеству превосходит таковую в Xorg (к примеру в Wayland в принципе невозможен тиринг), плюс ко всему - в Wayland сильно затруднено создание кейлоггеров (перехватчиков клавиатурных нажатий), что положительно сказывается на безопасности. Однако Wayland пока не поддерживается фирменными проприетарными драйверами Nvidia и AMD , что сильно затрудняет его введение по умолчанию в дистрибутивах Linux. К вопросу поддержки его Линуксовыми графическими оболочками мы вернёмся чуть позже. Говорить на эту тему можно очень долго, потому предлагаю перейти непосредственно к обзору оконных менеджеров в популярных графических окружениях в Linux.

Metacity - оконный менеджер ныне покойной графической среды GNOME 2 . Пришёл на замену использовавшимся там Sawfish и Enlightenment . Отличается весьма скромным потреблением ресурсов. Поддерживает простой программный композитинг (отбрасываемые тени, прозрачности, предпросмотр окон). Изначально был написан на GTK+ 2 , позже был переписан на GTK+ 3 , что сделало возможным его использование в GNOME 3.0-3.8. В настоящее время является частью проекта GNOME Flashback , ипользуется в графической среде Cinnamon для запуска на оборудовании, не поддерживающим аппаратное ускорение графики, а также поставляется в качестве опции в Linux Mint MATE и UbuntuMATE .

Mutter - дальнейшее развитие Metacity для GNOME 3 . Mutter является полностью композитным менеджером, для отрисовки 2D задействует высокопроизводительную библиотеку векторной графики Cairo , а для отрисовки 3D - Clutter , который использует для ускорения OpenGL . Работа оболочки GNOME Shell реализована в виде плагина для Mutter, в результате чего задействуются все возможности этого оконного менеджера во всём функционале GNOME 3. Начиная с GNOME 3.10 , работа среды без Mutter невозможна. Mutter также является оконным менджером с наиболее полной и законченной поддержкой Wayland, отрисовка ведётся на стороне клиента (клиентом выступает библиотека GTK+ 3 ). Функциональность Mutter может расширяться с помощью плагинов . Mutter нельзя назвать легковесным оконным менеджером, и он абсолютно не годится для старого и слабого оборудования.

Muffin - форк Mutter от разработчиков графического окружения Cinnamon . Разрабатывается командой разработчиков Linux Mint . Muffin унаследовал многие функции Mutter, для отрисовки также задействует Cairo и Clutter. Однако не имеет поддержки Wayland (разработчики пока не считают его готовым для применения), а также абстрагируется от возможностей GTK+ (если релизы Mutter привязаны к релизам GTK+, то Muffin может собираться с любой версией GTK+, не ниже минимально поддерживаемой). В отличии от Mutter, Muffin почти вдвое меньше потребляет оперативной памяти, а также меньше нагружает видеоподсистему, что делает применение Cinnamon идеальным для бюджетных ноутбуков. Функционал также расширяем за счёт плагинов.

Marco - форк Metacity от разработчиков графического окружения MATE . Использует те же принципы отрисовки окон, программный композитинг и так далее. Может быть заменён на Metacity или Compiz.

Compiz - один из первых полностью композитных оконных менеджеров с большим функционалом и поддержкой расширений. Первоначально, Compiz работал только с 3D аппаратурой поддерживаемой Xgl : большей частью видеокарт NVIDIA и ATI . Но с 22 мая 2006 года Compiz стал работать на стандартном X.org Server используя AIGLX . Кроме видеокарт Intel GMA, AIGLX поддерживает видеокарты AMD (начиная с R300) при использовании открытых драйверов. Знаменит Кубом рабочих столов , и прочими плагинами-украшалками. В паре с декоратором окон Emerald , в своё время, являлся наиболее популярным способом показать графические возможности Linux (очень многие эффекты, создаваемые им, были не доступны в других операционных системах того времени, а некоторые были скопированы именно из Compiz). Compiz может применяться как полностью самостоятельный оконный менеджер, отрисовка полностью аппаратная, посредством OpenGL. Оконные менеджеры Metacity, Marco и Xfwm4 очень часто заменяются на Compiz, в первую очередь - для избавления от тиринга. В настоящее время, официальная разработка Compiz закрыта. Ветка 0.8 поддерживается энтузиастами, а 0.9 - разработчиками Ubuntu, для графической оболочки Unity 7, которая как и GNOME Shell для Mutter, является плагином для Compiz. Также Compiz поставляется как опция в Linux Mint MATE и UbuntuMATE.




Xfwm4 - стандартный оконный менеджер графической среды Xfce . С версии 4.2 обзавёлся программным композитингом. Данный оконный менеджер весьма легковесный, простой и может применяться не только в Xfce, но и, например, в MATE. В настоящее время разработчики портируют его на GTK+ 3, а также реализуют поддержку отрисовки через OpenGL. Может быть заменён на Compiz, Metacity или Marco.

Kwin - один из самых полнофункциональных, стабильных и гибких оконных менеджеров в Linux. Является стандартным для графической среды KDE . Начиная с KDE 4 , стал полностью композитным, поддерживает многие эффекты из Compiz, может задействовать для отрисовки OpenGL 2.0 , 3.1 , OpenGL ES или отрисовку через расширение Xrender , способен блокироваться полноэкранным приложением (например игрой, увеличивая тем самым производительность), имеет широкие возможности настройки эффектов, анимации, а с версии 5 - имеет поддержку Wayland, отрисовки через расширения EGL (вместо стандартного интерфейса GLX ), и многое другое. В KDE 4 может быть без проблем заменён на Compiz. Kwin написан на Qt , и задействует многие возможности этого фреймворка. Но если GNOME практически прибит гвоздями к GTK+ 3, разработчики которого всё время ломают его API с новыми релизами, то в Qt ситуация во много раз лучше, и выпуски KDE не привязаны жёстко к выпускам Qt. В аварийных ситуациях, Kwin показывает потрясающую стабильность - он будет автоматически переключать режимы отрисовки, в случае проблем с видеодрайвером, будет перезапускаться, но не прекратит отрисовку. Также Kwin, при всём своём функционале, весьма легковесен (в сравнении с Mutter и отчасти Muffin), что делает его пригодным к применению на слабых ноутбуках, нетбуках и подобном.




Compton - композитный менеджер, форк Xcompmgr . Не является оконным менеджером, а просто дополняет существующий функционалом композитного. Часто применяется в паре с Openbox, Metacity и Marco. Эффектами не богат, но наиболее популярные, такие как прозрачности, тени, анимации, плавные переходы и, конечно же, отрисовка через OpenGL, реализованы в полной мере. Также поставляется как опция в Linux Mint MATE и UbuntuMATE.

Openbox - популярный суперлегковесный оконный менеджер. Не имеет в себе функционала композитного, даже программно. Является стандартным оконным менеджером в окружениях LXDE и LXQt . Может быть заменён на любой другой, как и использоваться для замены во многих окружениях, например MATE и Xfce.


Разумеется это далеко не все доступный в Linux оконные менеджеры. И в будущем я напишу как создать своё собственное графическое окружение из разных компонентов. Некого монстра Франкенштейна, сшитого из разных кусков:) Если есть пожелания - пишите в комментариях.

Здравствуйте! Прочитав недавно статью в Linux, мне захотелось рассказать всем о менеджере, который был там упомянут - «awesome».
Это тайлинговый windows manager для unix (linux, freebsd, openbsd, netbsd).

Описание

Awesome WM - тайлинговый wm, с возможностями быть и композитным. Это одна из его особенностей, часто пользователям требуется компактность (тайлинговая сторона этого WM), но и иногда можно и поработать в обычном режиме (композитном). Он очень легок, не нагружает процессор, и пространство экрана используется очень размерено и пустых пространств не остается (в тайлинговом режиме).
Настраивается он при помощи конфигурационного файла, на скриптовом языке Lua. Есть поддержка плагинов, которые тоже, в свою очередь, написаны на Lua.

Установка

Установить его очень просто, например на Arch Linux просто напишите
sudo pacman -S awesome vicious
Или на Debian based
sudo apt-get install awesome awesome-extra
Пакет «vicious» содержит в себе базовые плагины, которые Вы в дальнейшем можете использовать.

Далее требуется прописать его загрузки при загрузке X Window System. Это прописывается в файле, находящемся в домашнем каталоге, ".xinitrc".
#!/bin/sh exec awesome
Перезагружаемся и появляется это wm.

Первое знакомство



Вот так выглядит ваша сессия при первом включении. Казалось бы, как в этом работать и что тут делать? На самом деле все просто, когда поймешь ее систему. Все действия с окнами выполняются с помощью хоткеев. По умолчанию они таковы (все это можно прочитать в «man awesome», сам текст взят с gentoo wiki):

super + number переход на другой тэг, где тэг это номер клавиши, точнее его положение (проводя аналогию с другими wm, тэг = вирт. рабочий стол).
super + shift + number перенести текущее окно на другой тэг.
super + j, super+k переход между окнами.
super + shift + j или super + shift + k поменять местами два окна.
super + Space изменение отображения окон. (В awesome очень много видов отображений - тайлинговые: вертикально, горизонтально; композитные - можно мышкой таскать; приложение в фокусе на весь экран и пр.)
super + Enter запустить терминал.
super + r запуск программы.
super+shift+c закрыть окно.
super+shift+r перезапустить awesome.
super+shift+q выйти из awesome.

Несомненно кому-то они не удобны. Но ведь мы можем все изменить! Поэтому переходим к конфигурационному файлу.

Конфигурационный файл

Предупреждение, для редактирования его нужны хотя бы небольшие навыки в программировании или написании скриптов.
Глобальный конфиг файл находится в системе в "/etc/xdg/awesome/rc.lua", но его лучше не изменять, тк если он не правильный, то wm не запустится. Поэтому сделаем свой.
mkdir ~/.config/awesome cp /etc/xdg/awesome/rc.lua ~/.config/awesome/rc.lua
И будем изменять уже непосредственно его.
Прежде всего хотелось бы изменить некоторые клавиши.
Хоткеи находятся в секции
" - {{{ Key bindings "
Изменять все просто.
modkey - это наша клавиша super (с логотипом windows на клавиатуре).
Например:
awful.key({ modkey, "Shift" }, "q", awesome.quit),
Это строчка говорит, что super + Shift + q заставит awesome закрыться.
Допустим, мы хотим оставить тоже самое, но без shift, тогда будет
awful.key({ modkey, }, "q", awesome.quit), Или например просто по клавише Esc (Это лишь пример!)
awful.key({}, "Esc", awesome.quit), Думаю, логика понятна.
Так, с клавишами разобрались. Теперь стоит настроить глобальные переменные.
Эта секция находится в начале. (Далее мои собственные настройки, которые вы можете, конечно же, изменить)
terminal = "terminal" browser = "chromium-dev" editor = os.getenv("vim") or "vim" editor_cmd = terminal .. " -e " .. editor
Думаю с «внутренностями» мы разобрались, пора браться за внешний вид.

Еще чуть-чуть про настройку

Все так же продолжаем работать в конфигурационном файле.
Сперва, вместо просто цифр хотелось бы переименовать наши тэги. Это находится в секции
"--- {{{ Tags"
Вместо цифр просто напишите имена.
Например у меня:
tags[s] = awful.tag({ "All", "IM", "Work", "Etc", "Media"}, s, layouts)
Вообще про конфигурацию я написать хорошо не сумею, ведь это дело персональное. Лучше всего про это прочитать на awesome wiki . Вообще, дописав конфиг, Вы ощутите новую легкость работы с окнами. Большое количество плюшек можно найти .

Вместо заключения

Хочу отметить, что данный wm идеально подойдет людям, которые часто держат в фокусе несколько окон. Так же он подойдет для слабых машин и легковесных систем, и машин с небольшими экранами (ноутбуки)
Заучив (по началу), а потом по наитию нажимая хоткеи, Вы уже не будете думать над тем, как, куда, что сделать с окном, как его разместить.
Например в awesome в одном тэге можно держать определенные окна. Например у меня в тэге IM находятся Skype и Pidgin.
Но что слова! Скриншоты!


Полноразмерный последний скриншот
Мои обои, по просьбам трудящихся.
А так же видео, демонстрирующее работу WM.

Так же прилагаю архив со своим конфигом + плагины.

Надеюсь, я заинтересовал Вас этим классным (от англ. awesome) WM, и Вы попробуете его в деле! И готов с радостью ответить и помочь в комментариях.

GUI в Linux состоит из двух основных частей: X Window System и

собственно оконного менеджера. X Window System (конкретно его

бесплатная реализация пакет XFree86, именуемый в народе иксами) -

сервер, а оконный менеджер - клиент, получаем стандартную модель

"клиент-сервер". Такая модель представляет большие возможности, но

зачастую на пользовательских машинах X Window и оконный менеджер

устанавливаются вместе.

Система X Window осуществляет связь с железом (видеокарта, монитор,

клавиатура, мышь) и предоставляет простейшие графические возможности

(цвета, рисование графических примитивов, вывод текста, и т.д.).

XFree86 может быть запущена на всех Unix и Unix-like системах таких как:

Linux, всё семейство BSD, Sun Solaris x86, MacOs X так же поддерживаются

OS/2 и Cygwin; сервер работает одинаково на любой платфоре.

KDE основана на библиотеке Qt от Trolltech, а Gnome на Gtk+. Библиотека

является ответственной за то, в частности, каким образом X Window будет

отрисовывать меню, кнопки, иконки и другие графические элементы.

Менеджер окон отвечает за расположение и вид самих окон и рабочего

стола, чаще всего включает в себя систему контроля за пользовательскими

сеансами, набор прикладных программ, утилит и тд.

Если Xfree86 - это стандарт, то оконных менеджеров существует огромное

множество лучшим из которых и посвящена данная статья.

DocApp"ы - что-то вроде апплейтов, с помощью которых на экран выносятся

полезная информация: температура процессора, его загрузка, сколько

свободно памяти/диского_пространства, состояние соединения с сетью,

состояние почтового ящика, часы, календарь и многое-многое, перечислять

всё нет смысла. Из подобных программ "всё в одном" Gkrellm, она

заслуживает отдельной статьи.

    KDE и GNOME

Поставляются во всех более или менее популярных дистрибутивах и по

умолчанию устанавливаются оба. Большинство считают их основными, а

некоторые люди и единственными оконными менеджерами. По заявлению

разработчиков KDE - этот оконный менеджер работает на 65%

машин,использующих графический интерфейс как таковой, от себя добавлю,

что KDE действительно самый популярный wm, но цифры явно завышены.

Но почему их два...KDE project, созданный в 1996 году, основывался на

библиотеках Qt от норвежской компании Trolltech, которая предоставляла

их в то время под лицензией BSD, а не GPL. Поэтому в 1997 году появился

проект Gnome, целью которого была разработка графической среды,

удовлетворяющей лицензии GPL. Потом Trolltech сменила лицензию QT на GPL

(более подходящую для Open Source-проектов), но Gnome уже

развивался.

KDE имеет интуитивно понятный win-подобный интерфейс, что делает его

привлекательным для пользователей, пришедших из Windows. Gnome только

приближается к этим параметрам. Оба они имеют рабочий стол с иконками,

подобие кнопки пуск, несчисляймое множество тем, огромное количество

утилит и продвинутые программы-конфигураторы, пожалуй на этом всё, что я

могу сказать о них хорошего.

KDE нетолько самый популярный, но и самый тормознутый (без

преувилечения), даже на мощных машинах он грузится около 12-15 секунд и

это не лечиться... Gnome не такой тормознутый: его загрузка идет около

8-10 секунд, но, например, загрузка BlackBox или iceWM занимает меньше

секунды...

Эти проекты развиваются благодаря огромному количеству программистов,

новые версии периодически выходят и хочется их использовать сразу, а не

ждать появления в каком либо дистрибутиве... Я к тому, что обновить по

обычному модему и KDE и Gnome очень проблематично, например, для

обновления KDE до версии 3.1 нужно выкачать саму библиотеку Qt версии

3.1 (около 10 Мб), потом кучу исходников KDE (до нескольких сотен Мб.).

У Gnome дела обстоят чуть лучше. Возможно между KDE и Gnome вы уже

тянитесь ко второму, так как везде он чуть-чуть превосходит, но не

спешите...

    Enlightement

Последняя стабильная версия 0.16 выпущенаа ещё в 1999, а над

долгожданной версией 0.17 ведёться "разработка", думаю, можно

констатировать смерть этого проекта. Довольно тормознутый оконный

менеджер, с кучей наворотов, большинство из которыхнеоправданныы и

бесполезны. Поддерживает темы, сглаживание TrueType шрифтов, X11R6

менеджер сессий, виртуальные рабочие столы, docApp"ы, и спец эффекты:

появляющиеся из далека подсказки, анимация и тд. Поддерживаемые

платформы: Linux, BSD, Solaris, HP, Irix, AIX. Под этим проектом

написано некоторое количествособственныхх библиотек, которые используют

в работе другие wm. Имеет большое количество встроенных тем и

интегрированную неплохую программу конфигурации.

    XPde

Не проект, а скорее прикол, задачей которогоявляетсяя повторить

интерфейс WindowsXP, но со спецификой Linux и ничего более.Пишется всё

это дело на Kylix, из-за чего достаточно тормознутый и имеет

относительно большой размер(около 6 Mb),

возможно, это его и погубит. Сами разработчики говорят, что XPde не

претендует на роль оконного менеджера, по его мнению, их только два: KDE

и Gnome, а написан для пользователей WindowsXP дляупрощенияя миграции на

Вызывает опасение у разработчиков и пользователей сама

корпорация Microsoft, которая вполне возможно заметит XPde и обратится в

суд, они это любят...

    FVWM

Имеет простой и очень информативный сайт, особенно заслуживает внимание

подробнейший FAQ. Расшифровывается как Free, Famous, Fast, Fantastic,

Flexible, F!@#$%, Final, Funky, Funny Virtual Window Manager.

Разработкаидетт полным ходом.

Вот это то что нужно: скорость загрузки минимальная (меньше секунды)

простой даже можно сказать примитивный интерфейс, но очень гибкий. Имеет

простой и понятный конфигурационный файл, изменяя который вы можете

изменить всё, ну или практически всё ;) Для эффективной

и удобной работы без тонкой настройки не обойтись, а это отнимает

большое количество времени, что и отпугивает обычных пользователей,

предпочитающих всё и сразу (идеология Microsoft).

Его характеризует хорошая поддержка шрифтов, включая сглаживание,

применение к тексту теней (хорошо смотрится со светлым текстом),

поддержка нескольких виртуальных рабочих столов и docApp"ов, поддержка

модулей написанных на Perl и Tcl, например, существует модуль

помещающий подобие кнопки "Пуск" на рабочий стол.

    XFCE

Базируется на библиотеке GTK+. Разработчики стремились к тому, что бы

сделать графическую среду, как можно более дружелюбной к пользователю,

конфигурация системы осуществляется набором утилит, а не правкой

конфигурационных файлов в ручную (для большинства оконных менеджеров

есть программы конфигураторы, но в сам пакет они не входят, например

BlackBox, а в XFce весь системный софт встроен). Как говорят сами

программисты: "XFce - среда, созданная для user"ов, имеющая очень

простую настройку".

В этот своеобразный тулкит входит: оконный

менеджер, XFTree - файловый менеджер, часы и календарь, модуль

поддержки Gnome, утилиты для конфигурирования мыши и звука, XFGlob -

мощный инструмент поиска файлов, программа представляющая собой панель в

нижней части экрана и масса shell скриптов для этой панели (xfterm,

xftrash, xfprint, xfhelp, xfmountdev, CDE2Xfcepal и др.)

Из особенностей отмечу, что XFce переведён на множество языков, в том

числе и на русский. Поддерживает: технологию "Drag and drop",

пользовательские сеансы, от 2 до 10 виртуальных рабочих столов, темы

(встроены 3 темы), сглаживание шрифтов и тд.

Хорошее решение для людей, которые хотят быстрый wm с простым и

доступным интерфейсом.

    ICEWM

Появился относительно недавно, но без приувеличения входит во все

дистрибутивы: большие и маленькие, знаменитые и совсем не известные...

Выглядит как Win"95: кнопка "Пуск", панель со встраивающими аплейтами

не такие, из 40-50 я не нашёл не одной, чтобы радовала глаз. С одной

стороны, мне до ужаса НЕ удобно на нём работать, с другой стороны, я

знаю к учу народа, которые просто души в нём не чают.

Из объектиных преимуществ отмечу очень развитый конфигуратор iceprefs.

    WINDOWMAKER

Официальный оконный менеджер

NeXTSTEP, хотя и с некоторыми отличиями. Поддержка и совместимость с

GNUstep, ICCCM, Motif, OPEN LOOK, KDE и GNOME. Поддерживается русский

язык, в комплекте также утилита WMSetfont для смены кодировки без

перезапуска wm. Отличная утилита WMPrefs для конфигурации.

Пожалуй основная идея интерфейса NeXTSTEP - цепочки иконок

заменяющие "традиционные" иконки-значки на десктопе. Отличие: иконка

помимо традиционной функции - именования приложения графическим символом

и его запуска, может представлять и уже работающее приложение.

Не требователен к ресурсам: отъедает от 1,5 до 2 Мб памяти. Window

Maker - функциональный и приятный на вид оконный менеджер, с

прекрасными возможностями настройки внешнего вида (но без излишеств), и

главное, превосходно выполняющий основную функцию требующуюся от оконных

менеджеров - комфортное для пользователя управление окнами приложений на

экране монитора.

    BLACKBOX И ЕГО СЕМЕЙСТВО

blackbox 0.65.0-final. Поддерживаемые платформы: Linux, BSD, OS/2,

Cygwin, MacOs X, Sun Solaris, Irix, HPUX. Написан на C++, тарболл с

исходниками bb занимает 275 кб!!! Под его семейством понимаются оконные

менеджеры, использующие куски кода bb, но по сути, мало чем отличаются

от оригинала.

Bb качественно переведён на множество языков, в том числе и на

русский, поддерживает docApp"ы, антиальясинг, темы, виртуальные рабочие

столы (их количество устанавливается пользователем в первую неделю и в

дальнейшем не меняется), быстрые клавиши (bbkeys) и тд.

В нём всё сделано для его быстродействия, если нет иконок - это не

значит, что программисты не додумались или не могут их сделать, просто

они НЕ НУЖНЫ и от них отказались преднамеренно. Этот оконный менеджер не

пытается повторить какие либо ОС, как большинство, а идёт своей дорогой,

в нём нет кнопки пуск, нет иконок на рабочем столе, лишь очень маленькая

панелька с название виртуального рабочего стола, часиками и названиями

окон, меню вызывается третьей кнопкой мыши на свободной части рабочего

стола. Для эффективной, удобной и быстрой работы нужно помучатся с

конфигурацией этого меню, но потом привыкаешь на столько, что всякие там

кнопки пуск кажутся каким-то извращением.

Это самый маленький, самый быстрый и

самый красивый wm. Темы состоят из стилей, обоев и звуков (встречается

редко), только в стандартный комплект входит около 15 тем, а архивы

freashmeat просто ломятся от их обилия. Темы от bb подходят для всего

его семейства и наоборот. Каждый стиль представляет собой очень

маленький текстовой файлик, в котором описывается что каким

цветом/градацией окрашивается, какой шрифт и обои используются.

    WAIMEA - КЛОН BB

Всё что сказано про bb применимо и к нему. При сборке возникли

небольшие проблемы, оказалось waimea использует в своей работе

библиотеку imlib2 (от проекта Enlightement) из за чего появилась такая

фишка как прозрачность меню и обрамлений окошек (хорошо видно на

скриншоте waimea_1.png) полупрозрачны, на этом различия с bb

закончились.

    FLUXBOX - ЕЩЁ ОДИН КЛОН BB

Всё что здесь описано я

перепробовал, но остановился я на fluxbox"е. Тот же bb, но разработка

над ним окончилась: ничего нового, революционного не появиться, а

fluxbox самый перспективный проект из bb подобных.

На сайте вы можете

найти: flkeys - позволяет разбросать по клаве hotkeys(очень удобно);

flconf - простая программа конфигурации, правит только настройки

fluxbox"а; fbdesk - появилась недавно (сделана скорее для упрощения

миграции на этот wm) помещает иконки на рабочий стол.

Из особенностей

отмечу наличие закладок: окна могут группироваться (группирует

пользователь), теперь можно переключаться между сгруппированными окнами

посредством закладок (очень удобно).

Вот пожалуй и всё что я хотел рассказать об оконных менеджерах. Помни

что 90% всех задач можно решить с помощью консоли, но если консоль

"испортить" уже нельзя, то графические среды можно и ещё как. Судить о

эстетике, юзабильности только по скринсшотам нельзя, так что вперёд!

    http://xfree86.org.ru

    http://kde-look.org - темы, иконки, обои для kde

    http://freshmeat.net/dockapp - куча docapp"ов

    http://bensinclair.com/dockapp - ещё docapp"ы

    http://dockapps.org/ - новый специализированный ресурс

    http://themes.org - темы для всего и вся

    http://themes.freshmeat.net - каноническая коллекция тем для ВСЕХ

    оконных менеджеров

    http://themedepot.org - коллекция темок для всех wm

Очень похожа на философию построения UNIX , «инструменты, не политика». Это значит, что X не пытаются диктовать то, как должна быть выполнена работа. Вместо этого пользователю предоставляются инструменты, а за пользователем остается принятие решения о том, как использовать эти инструменты.

Этот подход расширен в X тем, что не задается, как окна должны выглядеть на экране, как их можно перемещать, какие комбинации клавиш должны использоваться для переключения между окнами (то есть Alt+Tab, в случае использования Microsoft Windows), как должны выглядеть заголовки окон, должны ли в них быть кнопки для закрытия, и прочее.

Вместо этого X делегирует ответственность за это приложению, которое называется «Window Manager» (Менеджер Окон ). Есть десятки оконных менеджеров для X: Blackbox, ctwm , fvwm, twm, WindowMaker и другие. Каждый из этих оконных менеджеров предоставляет различные внешние виды и удобства; некоторые из них поддерживают «виртуальные рабочие столы»; некоторые из них позволяют изменять назначения комбинаций клавиш, используемых для управления рабочим столом ; в некоторых есть кнопка «Start» или нечто подобное; некоторые поддерживают «темы», позволяя изменять внешний вид, поменяв тему.

Кроме того, оболочки GNOME обе имеют собственные оконные менеджеры, которые интегрированы с оболочкой.

Каждый оконный менеджер также имеет собственный механизм настройки; некоторые предполагают наличие вручную созданного конфигурационного файла; некоторые предоставляют графические инструменты для выполнения большинства работ по настройке; по крайней мере один (Lisp.

Политика фокусирования

Другой особенностью, за которую отвечает оконный менеджер, является «политика фокусирования указательным устройством». Каждая оконная система должна иметь некоторый способ выбора окна для активации получения нажатий клавиш, а также визуальную индикацию того, какое окно активно.

Широкоизвестная политика фокусировки называется «click-to-focus». Эта модель используется в Microsoft Windows , когда окно становится активным после получения щелчка мыши.

Focus-follows-mouse (фокус следует за мышью)

Фокусом владеет то окно, что находится под указателем. Это не обязательно будет окно, которое находится поверх всех остальных. Фокус меняется при указании на другое окно, при этом также нет нужды щёлкать на нём (например, Ion).

Sloppy-focus (нечёткий фокус)

С политикой focus-follows-mouse если указатель находится поверх корневого окна (или заднего фона), то никакое окно фокус не получает и нажатия клавиш просто пропадают. При использовании политики нечёткого фокуса, он меняется только, когда указатель попадает на новое окно, но никогда не уходит с текущего окна.

Click-to-focus (щелчок для выбора фокуса)

Активное окно выбирается нажатием кнопки на указательном устройстве. При этом окно «поднимается», и находится поверх всех других обычных окон. Все нажатия клавиш теперь будут направляться в это окно, даже если указатель переместится к другому.

Многие оконные менеджеры поддерживают и другие политики, а также вариации перечисленных.

Ссылки

  • xwinman.org - снимки экранов популярных оконных диспетчеров.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оконный менеджер X Window System" в других словарях:

    Фреймовый (или мозаичный) оконный менеджер это менеджер окон X Window System, разбивающий рабочее пространство экрана на взаимно не пересекающиеся прямоугольные области фреймы. Каждый фрейм используется для вывода информации отдельным … Википедия

    Менеджер окон X Window System приложение, работающее «поверх» X Window System и определяющее интерфейс и взаимодействие с пользователем. В Unix подобных операционных системах пользователь может выбрать любой оконный менеджер по своему… … Википедия

От переводчика: эта заметка интересна тем, что представляет собой справочник по современным оконным менеджерам, в том числе, новым и мало известным. В принципе, в ней нет ничего, что бы «ниасилил» пользователь с самыми минимальными познаниями в английском, так что перевод её вроде бы и ни к чему. Однако мы знаем, что заметки из блогов имеют обыкновение иногда исчезать, что применительно к данной было бы жалко. Единственный метод борьбы с этим — переразмещение. Но на русскоязычном ресурсе нелепо было бы переразмещать англоязычную статью, поэтому я и решил сделать этот перевод.

Один из лучших способов ускорить работу своего Linux-десктопа — использовать самый лёгкий оконный менеджер. Всем, для кого важна скорость работы техники, приверженцам минимализма, и тем, кто все еще надеется реанимировать свою устаревшую аппаратуру, я представляю 20 самых быстрых и простых оконных менеджеров для Linux.

Window Maker

Window Maker — популярный менеджер окон, разработанный для эмуляции графического интерфейса пользователя NeXT в качестве OpenStep-совместимой среды, характеризуется, как "один из самых полезных и универсальных менеджеров окон из числа доступных". Window Maker имеет репутацию быстрого, эффективного и очень устойчивого. Он очень популярен как Open Source решение для использования и на новых, и на старых машинах. Как и большинство оконных менеджеров, он поддерживает большое количество тем.

Blackbox

— минималистический оконный менеджер для тех, кто ищет быструю и прозрачную среду без излишеств. Ряд функций Blackbox обеспечивается только через другие приложения. Пример — приложение bbkeys для использования "горячих клавиш". Blackbox написан на Си++, и код его полностью оригинален. Он был разработан Брэдли Т. Хьюзом (Bradley T. Hughes) и распространяется по лицензии MIT.

Fluxbox

Fluxbox — оконный менеджер, основанный на Blackbox версии 0.61.1. Он отличается лёгкостью и настраиваемостью, и имеет минимальную поддержку графических пиктограмм. Его пользовательский интерфейс имеет только панель задач и меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши на рабочем столе. Конфигурация — через текстовые файлы.

Fluxbox может порадовать глаз: можно определить цвета, градиенты, границы и некоторые другие атрибуты. В последних версиях поддерживаются закругления углов окон и графические элементы. В Fluxbox также имеется несколько особенностей, отсутствующих в Blackbox, включая окна с вкладками и конфигурируемую панель заголовка.

dwm

dwm — минималистичный и динамичный менеджер окон тайлингового типа. Внешне он сходен с wmii, но внутри намного более прост. Менеджер dwm написан на чистом Си и для упрощения не имеет никаких инструментов настройки, кроме правки исходников. Это не так страшно, как кажется. Однако одна из установок проекта: исходный текст никогда не будет превышать 2000 строк, и опции пользовательской конфигурации должны быть представлены макросами и содержаться в одном заголовочном файле. Как говорит автор проекта, dwm оптимизирован для ноутбуков с высоким разрешением и широкоформатных дисплеев.

FVWM

F Virtual Window Manager (в F ныне не вкладывается никакого официального значения) — витуальный оконный менеджер для системы X. Первоначально происходя от twm, FVWM развился в мощную и хорошо конфигурируемую среду для систем UNIX.

Вот некоторые из его особенностей:

  • Поддержка любого количества виртуальных рабочих столов, каждый из которых может быть разделен на множество страниц.
  • Полная поддержка EWMH, ICCCM-2 и хинтов GNOME.
  • Полная интернационализация, включая мультибайтные наборы символов и двунаправленный текст.
  • Заголовочная панель может быть отключена или размещена на любом краю окна.
  • Анимированные тени окон в любом направлении.
  • Конфигурируемые панели рабочих столов.
  • Есть возможность рисовать мышью формы и связывать их с командами.
  • Поддержка Xinerama для использования нескольких мониторов.
  • Динамически расширяемые пользовательские модули.

JWM

JWM , Joe"s Window Manager — оконный менеджер, написанный Джо Вингбермухле (Joe Wingbermuehle). JWM написан на Си, и для минимизации в нем используется только библиотека Xlib. При компиляции может быть добавлена поддержка следующих опций:
  • иконки в формате PNG и/или XPM;
  • Xinerama;
  • FriBidi;
  • расширение Shape.

wmii

wmii — динамичный оконный менеджер тайлингового типа. Он поддерживает классическое и динамическое управление окнами с клавиатуры, мышью, а также удалённое управление. В нем парадигма рабочего пространства заменена новым подходом теггирования.

Минималистичность философии wmii выражена в том, что для достижения простоты и понятности его размер не превышает 10 000 строк кода (включая все утилиты и библиотеки). Как и сходный с ним dwm, wmii изначально настроен использовать dmenu для запуска программ и поддерживает быстрый доступ к пользовательским скриптам, расположенным в подкаталоге пользовательского каталога.

Openbox

Openbox — свободный оконный менеджер для X Window System, лицензируемой под GNU GPL. Openbox первоначально происходил от Blackbox версии 0.65.0, но был полностью переписан на Си, так что его версия 3.0 не содержит никакого кода Blackbox.

В Openbox используется динамическое меню. Это достигается тем, что в качестве исходного кода меню можно использовать вывод скрипта. Каждый раз, когда пользователь указывает мышью на меню или подменю, меню генерируется заново. Эта возможность предоставляет пользователям и разработчикам бо льшую гибкость, чем стандартные статические меню, существующие в большинстве других оконных менеджеров.

WindowLab

WindowLab основан на aewm, наследуя его компактность и лёгкость. Во многих отношениях WindowLab сделан под влиянием пользовательского интерфейса Amiga, но не является её полным клоном. Доступ к верхнему уровню меню осуществляется щелчком правой кнопкой мыши на нём, как в Amiga, и это обеспечивает удобство и простоту использования, поскольку как только мышь входит в область меню, её перемещения ограничены им и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях.

Строка меню не управляется приложениями; это &mdach; меню запуска, содержимое которого прописывается в dot-файле домашнего каталога пользователя в виде списков заголовков и соответствующих им команд.

ratpoison

ratpoison — свободный минималистический менеджер окон для оконной системы X, изначально написанный Шоном Беттсом (Shawn Betts). Его пользовательский интерфейс и бо льшая часть функциональных возможностей происходят от терминального мультиплексора GNU Screen. Название связано с тем, что этот оконный менеджер позволяет пользователю управлять окнами, не используя мышь.

Преемник ratpoison — Stumpwm; ratpoison становился всё объёмнее, и Беттс решил повторно воспроизвести его функциональные возможности с помощью Common Lisp.

Sawfish

Sawfish прежде был известен как Sawmill; это название было изменено, поскольку так же именовалась коммерческая программа анализа web-логов. В Sawfish используется Lisp-подобный язык сценариев, что позволяет легко его расширять. Например, в него легко включить клавиатурные последовательности для XMMS.

Sawfish не имеет панели и использовался как оконный менеджер в GNOME, пока в версии 2.2 последнего его не заменили на Metacity.

IceWM

IceWM — оконный менеджер, написанный Марко Масеком (Marko Macek) "с нуля" на Си++. Менеджер распространяется на условиях GNU Lesser General Public License. IceWM предоставляет превосходный look and feel, будучи легким и настраиваемым.

IceWM может быть настроен путем редактирования текстовых файлов в домашнем каталоге пользователя, что упрощает настройку и копирование её параметров. IceWM имеет дополнительную встроенную панель задач с меню, списком задач, индикаторами загрузки сети и центрального процессора, иконкой проверки почты и настраиваемыми часами. Официальная поддержка меню GNOME и KDE ранее обеспечивалась в отдельном пакете.

wm2

wm2 — минималистический оконный менеджер, написанный Крисом Каннамом (Chris Cannam). Он обеспечивает перемещение, изменение размеров и удаление окон, но не поддерживает пиктограммы. Вместо этого wm2 использует временное скрытие окон с рабочего стола; скрытые окна могут быть восстановлены через меню корневого окна. Этот менеджер окон не предлагает ни интерактивного конфигурирования (некоторые настройки могут быть выполнены путем редактирования конфигурационного файла), ни виртуальных рабочих столов, ни других особенностей современных оконных менеджеров типа конфигурируемых главных меню, инструментальных панелей и т.д.


StumpWM

StumpWM — оконный менеджер для POSIX-совместимых Unix-подобных операционных систем, запускаемый из оконной системы X. Он является преемником ratpoison. StumpWM пытается быть настраиваемым и одновременно визуально минимальным. В нем нет никаких декораций окон, пиктограмм и кнопок. Зато имеются различные "крючки" для прикрепления личных изменений и переменные, которые можно менять.

Waimea

Waimea — легкий менеджер окон для системы X, разработанный в стиле Blackbox. Он заимствует некоторый код из Blackbox, однако не является его форком.

Waimea имеет очень продвинутый движок стилей с такими особенностями, как поддержка стиля Blackbox, стиля pixmap и прозрачных текстур. Текст может рендериться двояко, с использованием и шрифтов ядра X, и шрифтов Xft. Waimea также включает быструю легкую систему меню с поддержкой динамических меню.

xmonad

xmonad — оконный менеджер тайлового типа, написанный на функциональном языке Haskell. Разрабатываемый с марта 2007 года, он, подобно dwm, larswm, StumpWM и другим родственным менеджерам, стремится позволить пользователю продуктивно управлять окнами без использования мыши. xmonad распространяется со многими Unix-подобными операционными системами, включая Archlinux, Debian, Ubuntu, Gentoo, FreeBSD, NetBSD и OpenBSD.