Линейный конгруэнтный генератор случайных чисел. Линейный конгруэнтный метод. Метод Фибоначчи с запаздыванием

В современном мире компьютерные технологии развиваются очень быстро, портативные устройства и всевозможные гаджеты в виде смартфонов, планшетов и других устройств активно входят в нашу жизнь и становятся ее неотъемлемой частью. Сейчас практически каждый ребенок имеет сотовый телефон и свободно владеет компьютером. В настоящее время эффективный образовательный процесс очень затруднителен без использования информационных ресурсов, а доступ к компьютерным технологиям значительно облегчает усвоение изучаемого материала, вызывает большую заинтересованность предметом у учеников и сокращает затраты сил и времени у учителя.

В данной работе я рассматриваю самый доступный большинству и учителей и учеников вид информационных технологий, который не требует наличие в классах дополнительного оборудования и имеется в том или ином виде практически у каждого, это портативные электронные устройства, такие как всевозможные смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д. В данных устройствах имеется огромное количество функций и всевозможных мобильных приложений, которые значительно облегчают ведение урока.

Итак, рассмотрим, как же нам может помочь обычный гаджет в виде смартфона или планшета на уроке музыки. В качестве примера я использовала смартфон на операционной системе Android. Начнем со стандартных функций и приложений, имеющихся в телефоне и не требующих дополнительной установки.

Практически каждый современный телефон имеет фотокамеру с возможностью записи видео. Иметь при себе карманную видеокамеру, пусть даже и любительского качества, это огромный плюс, о котором еще не так давно можно было только мечтать. Это возможность записать игру ученика перед важным выступлением или экзаменом, даже просто во время изучения музыкального произведения, ученик может увидеть и услышать себя со стороны. Прямо во время урока ученик сам имеет возможность при просмотре записи своей игры оценить ее качество, услышать все недочеты, которые он может не замечать во время исполнения произведения, проконтролировать красиво ли он стоит (или сидит), правильность постановки корпуса, рук, осанку и прочее. Похожие функции может выполнять диктофон, также имеющийся в большинстве телефонов, в данном случае ребенок сможет себя только услышать, что тоже во многих случаях очень помогает исправить большинство ошибок и улучшить самоконтроль ученика.

Еще одно замечательное достоинство современных гаджетов это возможность выхода в интернет. Прямо во время урока, учитель имеет возможность найти и показать ученику любую видео или аудио запись изучаемого произведения, найти интересующую информацию о музыкальном материале, композиторах, исполнителях и многих других интересных и познавательных вещах. Что делает урок более продуктивным, красочным и запоминающимся.

Также существует множество полезных приложений, которые отдельно устанавливаются на телефон/планшет и очень облегчают ведение урока. Далее я приведу краткий обзор используемых мною приложений, установленных с Play Маркета для операционной системы Android (такие же приложения существуют на различных операционных системах). Хочу отметить, что здесь рассматриваются только бесплатные приложения, не требующие дополнительных затрат, которые доступны абсолютно всем, как взрослым, так и детям.

Начну с простого, но полезного приложения «My Piano». В основном приложение полезно при отсутствии рядом фортепиано, например для построения интервалов, или проверки слуха при определении звуковысотности.

Приложение «Музыкальные термины». Большое достоинство данного приложения заключается в том, что огромное множество терминов находится сразу в телефоне. Для того чтобы найти перевод нужного термина не обязательно бежать за музыкальным словариком и перелистывать множество листов бумаги, достаточно просто ввести интересующее нас слово в поисковик приложения, и подробный перевод с кратким описанием и даже исторической справкой будет готов.

Приложение «Абсолютный слух». Приложение более рассчитано на учеников, но иногда в рамках урока или просто для того, чтобы освежить свои знания может быть полезно и для учителей. Включает в себя упражнения, направленные на улучшение навыков, необходимых любому музыканту, такие как диктанты, упражнения на слух, работу с интервалами, гаммами и аккордами, упражнения на ритм, статьи по теории и многое другое.

«Тюнер» или «Камертон». Данное приложение помогает настроить инструмент, очень полезно для преподавателей ансамбля, оркестра, любых духовых и струнных инструментов.

Одно из самых моих любимых и часто используемых приложений это «Мобильный метроном». Его несомненное преимущество перед оригинальным устройством является возможность регулировать громкость, менять звук самого метронома, настраивать любой ритм, выделять сильные или слабые доли, также в нем имеются все темпы от Lento assai до Prestissimo, что сильно облегчает работу над произведением.

Все вышеперечисленные мобильные приложения имеют множество аналогичных разновидностей на любой вкус и цвет, что позволяет удовлетворить потребности большинства пользователей.

На мой взгляд, самое большое преимущество всех мобильных приложений, это наличие их всех на одном устройстве.

Еще каких-то 10-15 лет назад, чтобы найти и послушать нужную запись, посмотреть полезное видео или найти ту или иную информацию, приходилось обходить кучу фонотек, библиотек, музыкальных и книжных магазинов, переписывать нужные записи на CD-диски у знакомых, и то все эти действия не давали гарантии нахождения конкретного материала. Приходилось носить с собой множество громоздких приспособлений, таких как метроном, тюнер, плеер, словари, книги и многое другое, можно перечислять до бесконечности. Сейчас все это можно поместить на одно устройство и использовать в любое удобное время, что значительно облегчает нашу жизнь.

Филинова Наталья Анатольевна

старший преподаватель кафедры Управления и качества образования
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области
г.Караганда, Республика Казахстан

Омаров Данияр Толегенович

начальник отдела информационных технологий
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области
г.Караганда, Республика Казахстан

Современное общество находится на этапе смены технологической парадигмы. Информационные технологии, определившие образ и сущность ХХ века, уступают место SMART-технологиям, которые открывают новые пути развития государств мира. Казахстан, являясь полноправным участником мирового информационного пространства, выстраивает свои стратегические приоритеты в сфере образования в русле развития современных IT- и SMART-технологий.

Это нашло отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, определившей комплекс мер по повышению качества обучения и воспитания:

Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;

Обновление содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения .

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в «Стратегии «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» обозначил следующие приоритеты в образовании: «Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования , создавая региональные школьные центры... Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.., изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации...» .

Становление SMART-общества проявляется как глобальная тенденция. Нидерланды, Австралия, Корея заявили о SMART как о национальной идее и главной политической задаче: в Нидерландах принята Стратегия развития до 2020 г. «Топ-экономика, Смарт-общество», в Австралии – Стратегия-2020 «На пути к более сильной SMART-стране через революцию в образовании», в Республике Корея – «SMART-Education» – базовое системное решение в построении SMART-общества и один из основных способов укрепления конкурентоспособности национальной экономики.

Развитие в данном направлении инициирует IT-индустрия, которая создает инфраструктуру SMART-общества. Концепция SMART-образования возникла как следствие внедрения понятия SMART во все аспекты деятельности современного человека: разнообразных умных устройств, облегчающих процесс профессиональной деятельности и личной жизни (смартфон, умный дом, смарткар – интеллектуальный автомобиль, смартборд – интерактивная интеллектуальная электронная доска и др.).

Применительно к сфере образования SMART-технологии рассматриваются и как использование различных гаджетов (смартфонов, планшетов и иных аналогичных устройств) для доставки знаний учащимся, и как инструмент формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения. Необходимость развития интегрированной интеллектуальной образовательной среды основывается на достаточной степени развития SMART-технологий, интенсивности их проникновения в повседневную жизнь, на закономерности реакции системы образования на постоянно меняющиеся вызовы времени. Основной причиной использования и внедрения SMART-образования является необходимость совершенствования существующей системы образования в соответствии с новыми требованиями SMART-экономики и SMART-общества .

В данной статье мы остановимся на использовании гаджетов в учебном процессе общеобразовательной школы.

Гаджеты способны помочь лучше изучить и понять любой предмет, обеспечивают мобильность и помогают адаптировать новые методики преподавания посредством SMART-технологий. Сегодня трудно представить школу без компьютеров, интерактивных досок и интернета. В каждом классе дети имеют представление о современных средствах коммуникаций и уверенно ими пользуются. Представление о том, что телефон нужен нам только для звонков, отправка письма необходимо только работниками почтовых отделений или поиск информации возможен только после похода в библиотеку, сегодня кажутся уже вчерашним днем. В образовании поток информации под давлением требований современного мира растет из года в год. Типографии не успевают издавать необходимое количество учебных изданий, не говоря о доставке их конечному пользователю. А ведь образование – это кузница нашего будущего. Поэтому современное образование без использования гаджетов в своих новых подходах преподавания сложно представить.

Гаджет (англ. gadget - штуковина, приспособление, устройство, безделушка) устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека .

Гаджеты в современном мире широко применяются во всех областях. Например,

В спортиндустрии это фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы, в том числе и «умная» одежда;

В медицине это электронные пластыри, трикодеры, экзоскелеты;

В сфере развлечений это смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности, а также многое другое.

В программном обеспечении гаджет (виджет) - небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют.

Планшет (англ. Internet tablet или Web tablet - Веб-планшет, или Pad tablet - Pad-планшет (Блокнотный планшет), или Web-pad - Веб-блокнот, или Surfpad - Веб-сёрфинг-блокнот) - мобильный компьютер, относящийся к типу планшетных компьютеров с диагональю экрана от 7 до 12 дюймов, построенный на аппаратной платформе того же класса, что и платформа для смартфонов. Для управления интернет-планшетом используется сенсорный экран, взаимодействие с которым осуществляется при помощи пальцев, без использования физической клавиатуры и мыши. Ввод текста на сенсорном экране в целом не уступает клавиатурному по скорости. Многие современные интернет-планшеты позволяют использовать для управления программами мультитач-жесты .

Планшеты, как правило, имеют возможность быть постоянно подключёнными к сети интернет - через Wi-Fi или 3G/4G-соединение. Поэтому интернет-планшеты удобно использовать для веб-сёрфинга (просмотра веб-сайтов и веб-страниц), запуска веб-приложений и взаимодействия с какими-либо веб-службами.

Необходимо учитывать, что интернет-планшет в данный момент не является полной заменой ПК или ноутбука, так как его функциональность ограничена высокими требованиями к его мобильности (сочетанию низкого энергопотребления и габаритов).

Планшетный компьютер (англ. tablet computer или же электронный планшет) - собирательное понятие, включающее различные типы мобильных устройств с сенсорным экраном (рисунок 1). Планшетным компьютером можно управлять прикосновениями руки или стилуса; клавиатура и мышь доступны не всегда .

Рисунок 1. Планшетный компьютер

Смартфон (англ. smartphone - умный телефон) - мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера (рисунок 2).

Коммуникатор (англ. communicator, PDA phone) - карманный персональный компьютер (КПК), дополненный функциональностью мобильного телефона.

Хотя в мобильных телефонах практически всегда были дополнительные функции (калькулятор, календарь), со временем выпускались все более и более интеллектуальные модели, для подчеркивания возросшего функционала и вычислительной мощности таких моделей ввели термин «смартфон». В эру роста популярности КПК стали выпускаться КПК с функциями мобильного телефона, такие устройства были названы коммуникаторами. В настоящее время разделение на смартфоны и коммуникаторы не актуально, оба термина обозначают одно и то же.

Смартфоны отличаются от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы, открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками (операционная система обычных мобильных телефонов закрыта для сторонних разработчиков). Установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов по сравнению с обычными мобильными телефонами .

Однако в последнее время граница между «обычными» телефонами и смартфонами всё больше стирается, современные телефоны давно обзавелись функциональностью, некогда присущей только смартфонам, например, электронной почтой и HTML-браузером, а также многозадачностью.

Для того чтобы создать из гаджета SMART-инструмент для обучения необходимо установить дополнительное программное обеспечение. При этом возникает ряд вопросов:

  1. Какое программное обеспечение необходимо установить в смартфон или планшет?
  2. Как это сделать?

Для решения вышеуказанных вопросов система Google предлагает приложение «Play Маркет», с помощью которого устанавливается любое SMART-приложение на мобильное устройство.

Play Market – это приложение, установленное в стандартных средствах мобильной операционной системы Android смартфонов и планшетов (рисунок 3). Для того чтобы пользоваться данным приложением необходимо зарегистрировать аккаунт в системе Google. Зарегистрированные пользователи получают доступ ко всем сетевым приложениям системы Google.

Это приложение предлагает пользователю широкий спектр категорий как для досуга, так и для обучения.

В разделе «Образование» можно найти и установить такие программы как «Репетитор по математики», «Англо-Русский переводчик», «История Казахстана ЕНТ», «Тренажёр по ЕНТ», «ЕНТ Биология» и т.д.

Например, при изучении естественнонаучных дисциплинах, есть возможность установки приложений, способных сделать ваш гаджет прибором, таким как линейка, уровнемер, дальномер, высотомер, измеритель шума, люксометр, детектор металла и т.д. Перечисленные инструменты можно установить, использую приложение «smart tools».

Изучая по физике тему «Звуковые волны. Источники звука. Характеристики звука» на смартфоны или планшеты, которыми пользуются учащиеся, устанавливается программа «Шумомер», каждый ученик в классе может выполнить заданную лабораторную работу индивидуально, получив задание из «облака».

Не менее полезны будут гаджеты и при изучении гуманитарных дисциплин. Это тренажеры по проверке орфографии, словари, языковые репетиторы и т.д.

Поняв все функциональные возможности гаджетов, с уверенностью можно сказать, что это универсальный инструмент для доступа к дополнительным ресурсам по освоению предметов общеобразовательной школы.

Список литературы

  1. Государственная программа развития системы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118 .
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14.12.2012 г. Стратегия «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.akorda.kz/ru/
  3. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.akorda.kz/ru/
  4. Официальное представительство компании Samsung в сети интернет. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.samsung.com/kz_ru/
  5. Официальное представительство компании HTC в сети интернет. [Электронный ресурс] // Режим доступа

На прошлой неделе уполномоченный по правам детей Павел Астахов школьникам использовать гаджеты с возможностью выхода в интернет, чтобы оградить их от вредоносной информации. Интересно не только то, что заявление прозвучало в 2016 году, когда невозможно представить жизнь без технологий. Но и то, что с 1 сентября 2015 года власти обязали издательства выпускать к каждому бумажному учебнику электронную версию.

По данным опроса, проведенного в ноябре 2015 года сообществом учителей «Образовательная галактика Intel », больше половины педагогов, которые ознакомились с электронными учебниками, остались ими довольны. 57 процентов учителей считают, что они повышает эффективность обучения, 56 процентов - что способствуют созданию развивающей образовательной среды, 62 процентов - что повышают мотивацию учеников.

67 процентов назвали основным преимуществом цифровых пособий доступ к учебным материалам в школе и вне школы. 25 процентов считают, что электронные учебники помогают в коммуникации родитель-учитель-ученик. При этом только для 40 процентов учителей оказалось важным соответствие цифрового пособия бумажной версии учебника.

47 процентов хотели бы использовать их в своей работе, но для этого у их школы нет технических возможностей. По данным Intel, около 45 процентов родителей планируют купить своим детям планшеты для работы с электронными учебниками, а 10 процентов выступают против такого приобретения.

Где пользуются электронными учебниками

Пока что не так много школ перешли на электронные учебники - от 30 до 200 в каждом регионе, по данным, поясняют в объединенной издательской группе «Дрофа» — «Вентана-Граф». Причем это необязательно школы крупных городов.

«Мои учащиеся живут от школы на расстоянии до 3 километров. Подвоз организован только дальних деревень. Дети ходили в школу пешком с сумками, где лежало 5–6 учебников», - пишет директор сельской школы, которая начала использовать электронные учебники, на сайте efu.drofa.ru .

Один из экспериментальных регионов, где электронные учебники стали внедрять еще в 2012–2013 году, - это Ивановская область. По словам проректора по учебно-методической работе регионального Института развития образования Виолетты Медведевой, пионерами по внедрению электронных пособий стали 67 и 33 лицеи города Иванова.

В 2013 году в 11 школах области внедрили электронные учебники по четырем предметам - русскому языку, литературе, биологии, истории и обществознанию. В классах установили планшеты, с помощью которых дети занимались по электронным учебникам в школе. Они также могли скачать их на свои устройства. Во всех этих школах эксперимент был признан удачным. Вслед за ними электронными учебниками стали пользоваться и другие образовательные учреждения.

Виолетта Медведева

проректор по учебно-методической работе регионального Института развития образования

«Мы проводим ежегодные конференции с приглашением ведущих издательств, так как увеличивается количество электронных учебников и совершенствуется их качество. Издательства „Просвещение“, „Дрофа“ ежегодно приезжают и делятся своими новыми разработками. В соответствии с законом „Об образовании“, сейчас у всех учебников есть электронные версии. Школы приобретают их в дополнение к печатной версии. В учебниках по истории есть видеозаписи документальных фильмов, интерактивные презентации и задания. Но пока что электронный учебник не отменяет бумажную версию, хотя со временем, через много лет, это, наверное, произойдет. Электронная книга по эргономичности удобнее - не надо носить много учебников, все есть на одном устройстве. С другой стороны, в бумажной версии удобнее листать, возвращаться, открыть несколько страниц. И учителя к ним привыкли»

Как устроен электронный учебник

Самыми востребованными электронными учебниками являются пособия по биологии, географии, физике и русскому языку. В каждом из них содержится примерно по 70 интерактивных объектов, поясняют в «Дрофе».

Замдиректора по интеграционным решениям издательства «Дрофа» Олег Молочков рассказал, как устроены электронные версии учебников.

Такое пособие включает полную версию бумажного учебника, а также интерактивные, тестовые и контролирующие задания, а также плюс дополнительную информацию, которая расширяет содержание учебника. Дополнительные ресурсы подобраны так, чтобы они помогали ученикам закреплять пройденное и работать над новыми темами.

В учебниках по истории есть интерактивные карты, которые наглядно показывают, как проходили эпизоды крупных сражений. Их создает картографическая редакция, у которой есть соответствующая лицензия. Есть также звукозаписывающая студия, которая озвучивает анимированные карты, и техническая студия, которая сводит все эти материалы в электронный образовательный ресурс.

В пособиях по географии есть политические и географические карты, в которых изображение нанесено слоями. Сложные большие коллажи переработаны в слайд-шоу: на одном экране можно пролистать набор иллюстраций.
В учебниках по химии и физике есть съемки опытов и экспериментов. Это особенно полезно для тех школ, где нет лабораторий.

Электронные учебники крупнейших издательств школьной литературы работают на всех основных мобильных платформах, таких как Android, iOS и Windows. Школьники могут настраивать кегль шрифта, выбирать фон и цвета, выполнять контекстовый поиск, делать заметки и закладки учебниках, увеличивать иллюстрации. Механизм закладок помогает учителям и учащимся создавать на полях учебника заметки со своими комментариями и вопросами. Иллюстрации в электронных учебниках увеличиваются динамически, на всю ширину экрана.

Олег Молочков

Замдиректора по интеграционным решениям издательства «Дрофа»

«Мы достаточно тесно работаем с органами, которые формируют документацию в области санитарно-эпидемиологического законодательства, и знаем, что устройства с диагональю меньше 9 дюймов не будут рекомендованы в школах. Однако нам приходится считаться с тем, что есть сегодня в семьях. Используя современные технические средства, мы модифицировали учебники так, чтобы школьнику было удобно ими пользоваться, даже если экран маленький»

Молочков также сообщил, что издательство бесплатно предоставляет электронные версии учебников всем, кто купил бумажные. «Чтобы все - учителя, ученики, родители - могли познакомиться с проектом и высказать свои предложения».

Замдиректора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева тоже подчеркивает, что электронный учебник - это не просто компьютерная версия бумажной книги. Это интерактивный мультимедийный ресурс.

Светлана Авдеева

Замдиректора Национального фонда подготовки кадров

«Электронный образовательный контент нужен и необходим, за ним будущее, но он должен быть мультимедийным. Его нельзя сравнить с бумажным. К бумажному учебнику прилагается еще множество материалов - учебно-методический комплект. Электронный учебник потенциально является таким комплексом, за этим будущее. Есть разные учебники, есть вполне удачные подходы. Но нужно понимать, что если бумажный учебник пишется не один год, то и на электронные учебники нужно время»

Можно ли отказаться от гаджетов

Замдиректора «Дрофы» по интеграционным решениям считает, что сегодня невозможно отказаться от гаджетов в школах, так как дети все равно видят их и пользуются ими дома.

«Возникнет диссонанс, если дети будут видеть в школе один технический уровень, а домой - другой», - заявил Молочков.

Светлана Авдеева считает, что детям необходимо учиться работать с современными технологиями и искать информацию, а также общаться в интернете. По ее мнению, нужно не запрещать гаджеты с интернетом, а устанавливать специальные программы, которые ограничивают доступ к сайтам с нежелательной информацией.

Но все же я с ними стараюсь при любой возможности быть вместе. Первое время строго следила, они привыкли. Сейчас они понимают, что часто доставать гаджеты нельзя, и делают это меньше. Я пришла к выводу, что такие вещи, как планшет, невозможно запретить - это тоже самое, что ручки. Когда-то было перо, и пользоваться ручками тоже запрещали.


Сейчас время техники, электроники, это невозможно запретить, важно научить ими правильно пользоваться. Надо работать с детьми и объяснять им, как грамотно пользоваться планшетом».

Одни исследователи утверждают, что использование гаджетов повышает мотивацию учеников и эффективность учебы, другие убеждены, что техника мешает развитию креативности и творческого начала. То есть, единого мнения на этот счет пока нет, поэтому сегодня мы постараемся разложить все по полочкам.

Ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты настолько плотно вошли в жизнь современных детей , что вопрос об их использовании в школе становится все актуальнее и актуальнее. Именно этот вопрос сегодня вызывает жаркие споры, как среди специалистов, так и на родительских форумах.

Пока одни родители беспокоятся, что дети и без того слишком много времени проводят с электронными игрушками, другие мамы и папы переживают, что школьники будут лишены доступа к информационным ресурсам и не смогут позвонить домой в случае необходимости.

Одновременно с этим, учителя, относящиеся к старшему поколению, придерживаются консервативных взглядов и считают лишним вводить технологии в учебный процесс. А вот молодые педагоги наоборот, стараются придерживаться самых прогрессивных педагогических методов и используют современные технологии при каждом удобном случае.


Текущее положение вещей

Как это ни парадоксально звучит, но в школах России борьба с гаджетами идет рука об руку с их внедрением в учебный процесс. Пока родители и специалисты спорят о том, нужны ли гаджеты в школе , в учебных заведениях привычные меловые доски постепенно заменяют интерактивными, оборудуют больше компьютерных классов, подключают к Wi-Fi в том числе сельские школы.

По словам специалистов, использование современных технологий расширяет возможности обучения в школах. Одновременно с этим они отмечают, что дети часто отвлекаются на личные планшеты и смартфоны, что понижает концентрацию и мешает усваиванию информацию.

Технологии в обучении

К настоящему времени в РФ запущено несколько экспериментальных проектов, в рамках которых в отдельных школах введено обучение с помощью современных технологий.

Например, в 2013-2014 в Татарстане компанией Intel была реализована модель 1:1. Ее суть заключается в том, что на уроках каждый ученик получает доступ к компьютеру, подключенному к локальной сети, при этом компьютер учителя является центральным. Это позволяет учителю рассылать задания сразу всему классу, без лишних временных затрат собирать результаты работы, организовывать исследовательскую деятельность. Учитель также контролирует запуск компьютерных программ, доступ к различным интернет-ресурсам и продолжительность работы школьников за компьютером.

Первые результаты проекта показали, что школьники , принимавшие участие в пилотном проекте, проявили лучшую успеваемость, чем контрольная группа из школ со стандартной программой.


Запрет на гаджеты как на развлечение

Учителя отмечают, что если старшеклассники, по крайней мере во время занятий, редко пользуются смартфонами и не выкладывают их на парту, то с младшими учениками все намного сложнее: часто они начинают играть прямо на уроке, из-за чего педагогу приходится прерывать урок и объяснять, что делать так нельзя. Излишне объяснять, что нормальное усвоение учебного материала в таких условиях оставляет желать лучшего.

Ухудшает качество учебы и то, что большую часть перемен школьники проводят в обществе не одноклассников, а электронных гаджетов . Для чего нужны перерывы между уроками? На перемене школьники должны отдохнуть перед следующим занятием. Однако гаджеты не дают им должным образом рассеять внимание, в результате чего ребенок сильнее устает за день, а его способность концентрироваться снижается.

Поскольку использование гаджетов для игр мешает усвоению информвции, в школах их нередко запрещают. Руководство имеет право прописать запрет в уставе, однако это не позволяет учителям забирать смартфоны и выносить их за пределы школы (например, забирать домой). Максимально допустимые меры противодействия - беседа с директором или хранение гаджета у учителя до окончания занятия.

Сегодня полный запрет личных гаджетов в учебных заведениях обсуждается на законодательном уровне: предполагается, что школьники будут сдавать телефоны/смартфоны, ноутбуки/планшеты при входе в школу. Впрочем, большинство родителей против такой идеи, поскольку это лишит их связи с детьми. К тому же нельзя забывать о том, что современные телефоны позволяют детям делать фото домашних заданий, записывать видео-конспекты с разрешения учителя, быстро находить информацию.

Перспективы

В 2017 году Ростех запустил очередной пилотный проект ЕЭОС - Единой электронной образовательной среды. В ходе реализации этого проекта ряд школ Свердловской области получил от НЦЭО (Национальный центр электронных услуг) полный комплект электронных устройств для комплексной модернизации учебного процесса .

Финансирование этого проекта превысило 450 млн рублей, однако в будущем такие затраты должны оправдать себя. В частности, электронные учебники избавляют от необходимости запускать в печать все новые и новые бумажные комплекты, а использование электронных книг и интерактивных досок позволяется отказаться от приобретения бесчисленных карт и прочих методических материалов.

Грамотное внедрение современных гаджетов в школах открывает большие возможности для повышения эффективности обучения. Например:

  • на уроках меньше времени будет уходить на организационные моменты,
  • появится возможность демонстрировать сразу всему классу, к примеру, изображения через объектив микроскопа,
  • 3D-принтеры в школах позволят заинтересовать детей предметом, наглядно демонстрируя то, о чем идет речь.

Хотя педагоги в целом относятся к современным технологиям настороженно и предпочитают традиционные методы обучения, те из них, кто участвовал в экспериментальных проектах, отмечают преимущества таких программ и согласны с их пользой.


Гаджеты в зарубежных школах

Первопроходцем в сфере внедрения инновационных технологий в школах можно считать австралийского ученого Гэри Стейджера. Еще в далеком 1990 году он инициировал проект, в рамках которого реализовал в частной школе Мельбурна метод 1:1. Техника была приобретена на средства, предоставленные родителями школьников. Эксперимент оказался успешным - даже при отсутствии интернета успеваемость учеников заметно возросла.

Сегодня учебный процесс в учебных заведениях большинства развитых стран мира максимально компьютеризирован. Так, в Англии на модернизацию школ ежегодно тратится больше 450 млн долларов, при этом значительную часть средств предоставляют благотворительные организации.

Несмотря на всеобщую компьютеризацию, множество работников Силиконовой долины, предпочитают, чтобы их дети обучались в школах, где не используют IT-технологии. По их мнению, гаджеты не дают нормально развиваться творческому потенциалу детей и препятствуют обретению ими коммуникативных навыков. Они уверены, что овладеть компьютером просто и дети всегда смогут сделать это позже. А вот слишком раннее погружение в мир технологий может привести к зависимости и осложнить жизнь в дальнейшем.

Кстати, дети знаменитого Стива Джобса, который считается пионером эры информационных технологий, также учились в школе, где отказались от использования IT-технологии. Мало того, он вводил мораторий на использование электронных гаджетов дома за ужином, ночью и в выходные.

Отметим, что в реалиях РФ ввести в образовательный процесс гаджеты не так просто. Тем не менее, уже сегодня делаются первые шаги в этом направлении и все больше специалистов высказываются за продвижение компьютеризации.

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов выступил с инициативой запретить школьникам пользоваться электронными устройствами с выходом в интернет в стенах учебного заведения. По его мнению, гаджеты мешают учебному процессу.

Министерство образования и науки РФ его предложение не поддержало, ведь интернет сейчас стал неотъемлемой частью школьного образования. Более того, ведомство развивает это направление. Например, с начала этого года стали доступны электронные учебники, пользоваться которыми может любой школьник со своего мобильного устройства.

В скандинавских странах и Великобритании детям разрешают пользоваться смартфонами лишь в крайних случаях. Впрочем, это ни в каких законах или указах не прописано, об официальном запрете там только задумываются. В некоторых штатах США применение гаджетов на уроках даже поощряется, в других - запрещено. Удивительно, но в самой высокотехнологичной стране мира - Японии - проносить включенную электронику на урок запрещено. Если учитель увидит, как школьник держит в руках смартфон или услышит сигнал, он отберет устройство, и вернуть его можно будет только с родителями. И домашнюю работу там делают исключительно в письменном виде.

Что думают по поводу инициативы запрета гаджетов в Коми?

Алексей Рогачев, учитель истории и обществоведения физико-математического лицея-интерната:

Запрещать гаджеты нельзя, потому что они уже неотъемлемая часть современной жизни. Если проблема в том, что ученики пользуются интернетом на уроках, то можно поставить специальные глушилки. Если проблема в том, что ученики играют на уроках, то в данном случае нет разницы между гаджетами и старыми играми на листочках в морской бой, например. Дело в преподавателе и дисциплине. Плюсы вполне очевидны. Гаджеты можно использовать в учебе. Например, я иногда прошу детей уточнить информацию по уроку в интернете или посмотреть портрет царя или исторического деятеля, пока я показываю на компьютере карты.

Это не проблема школы, а проблема родителей. Мобильный интернет школа контролировать не может. Тем более, что подавляющее число телефонов - это смартфоны с возможностью выхода в интернет. Тогда надо лишать детей телефонов. А это уже другой вопрос, связанный с безопасностью. Что касается школьного интернета, он, конечно же, должен фильтроваться.

Любовь Филиппова, студентка Института гуманитарных наук СГУ:

Считаю, что именно на уроках (во время учебного процесса) использовать гаджеты не нужно. В этом нет необходимости: на уроках есть тетрадь, учебники, дополнительные материалы. Но и отказываться от гаджетов не стоит: с их помощью зачастую легче подготовить домашнее задание (те же самые презентации), да и у детей явно растёт интерес к учебе. К примеру, мой младший брат не хотел писать домашнее сочинение, но когда появилась альтернатива - напечатать его, а не написать от руки - он с радостью выполнил задание. Да, детей привлекает все, что связано с гаджетами, и этот их интерес можно направить в правильное русло.

Мой ответ - да, дома детям стоит пользоваться гаджетами. Но нет, в школе этого делать не нужно, чтобы ребёнка не отвлекали посторонние развлечения и информация, которые есть а телефонах и планшетах.

Думаю, что просто не нужно разрешать свободное использование гаджетов на уроках (захотел - достал). Все должно быть в рамках разумного. Зачитать доклад, показать презентацию - это да.

Я сейчас, например, учусь в вузе и понимаю, что без планшета на парах было бы тяжко. Все время нужно находить новую информацию, приносить какие-то материалы. Поэтому гаджеты всегда под рукой. Школа - немного другое, дети не всегда понимают, что использовать свои телефоны и планшеты нужно лишь в учебных целях. Поэтому и должны быть ограничения, контроль учителя.

Валентина Трошева, завуч школы №1:

Гаджеты - это часть современного информационного пространства. Я считаю, что нельзя полностью их запрещать. Например, у нас в школе нет электронных учебников, и ученики прям о на уроке (если нет книги с текстом на литературе) быстро находят нужный текст. А вот на проверочных и контрольных я бы ограничила наличие гаджетов, это легко сделать: достаточно просто попросить учеников оставить эти предметы на учительском столе.

Ольга Медведева, педагог физико-математического лицея-интерната :

Рассматривать сегодня, в век высоких информационных технологий, вопрос об использовании личных средств связи с выходом в интернет столь категорично - по типу "казнить нельзя помиловать" - нельзя.

Господин Астахов рассматривает гаджеты как средство доступа в интернет, а, следовательно, и все неприятные информационные материалы, которые оттуда идут.

Я бы рассматривала личные средства связи с одной стороны, как возможность родителям всегда иметь доступ к общению с ребенком (и совершено понятно по каким причинам). С другой стороны – возможность получать информацию без вреда для физического здоровья: уж лучше один планшет, чем пять-шесть "бумажных" учебников.

Сложнее всего, на мой взгляд, здесь другая сторона медали: вред "личных средств связи с доступом в интернет" для духовного развития, психологического здоровья, развития социальных навыков, коммуникабельности. Дети и подростки сидят в социальных сетях бесконечно, на уроках нередко можно видеть их "онлайн".

Если говорить о доступе к информации, то грустная ситуация складывается в связи с изучением произведений художественной литературы. Знакомиться с произведением по краткому изложению, в пересказе (часто именно это ищут в интернете к урокам литературы) - то же самое, что слушать музыку не в зрительном зале, а по телевизору, ну, или полистав нотную тетрадь. Читая произведение, ты наслаждаешься языком, словом, мыслью, образами. Работает воображение, сопереживаешь героям. Что дает, например, краткое изложение произведений Пришвина? "Сел мужик на пенек, увидел травку, птичку и небо…" Как-то так представляется. И где здесь любовь к природе, восхищение красотой, неповторимостью цветов и звуков, красок?! Любовь к Родине разве в кратком изложении формируют? Как душа ребенка будет развиваться? А уметь действовать быстро в какой-то непредвиденной ситуации? Ответы на все есть в интернете. Только они далеко не всегда правильные. Да и правильные если и есть, то когда их искать, если проблему решать надо срочно.

О влиянии на зрение – отдельный разговор. А если экран дорогого гаджета разбит от неоднократного падения, то проблема многократно увеличивается.

Самый верный вариант в этом случае – в каждом конкретном учебном заведении самостоятельно решать этот вопрос. С родителями и детьми. Договариваясь.

Дмитрий Шатохин, депутат Государственного Совета РК:

Я поддержал инициативу запретить гаджеты на совещании по увеличению уровня преступности в подростковой среде в нашем регионе за последние годы. Я считаю, причина тому, в том числе, - расслоение населения по имущественному принципу и потребительские ценности, которые сейчас прививаются в обществе. Отсюда ряд подростков, которые не могут купить себе планшеты и смартфоны, видя их у других, зарабатывают себе на этом фоне невроз. А что хуже - выливают свою злость на других в виде правонарушений либо просто отбирают эти гаджеты (количество грабежей в дневное время со стороны молодежи за год увеличилось вдвое). Или пытаются заработать деньги незаконным путем для приобретения гаджетов. Поэтому пусть школа будет свободна от культа вещей, первые ласточки уже есть - это введение унифицированной школьной формы. Теперь нет расслоения, приходит ребенок в дорогой одежде или нет. Надо идти дальше и ввести запрет на внос гаджетов в школу. Это мнение не только мое как депутата, но и как папы. Вижу по своему сыну, какими ценностями наполнена сегодняшняя ALma Mater.