Linux оконные менеджеры. Оконный менеджер X Window System. Оконный менеджер без окружения рабочего стола

В настоящее время рынок насыщен МП-3 плеерами, хранящими аудиозаписи в виде МП-3 файлов в флэш-памяти, но в основном это миниатюрные карманные устройства, рассчитанные на индивидуальное прослушивание музыки на наушники. Здесь приводится описание схемы самодельного автомобильного МП-3 плеера. Его выходная мощность 2 x 25 Ватт при сопротивлении акустических систем по 4 Ом. Носителем информации является SD-карта любого объема данных. Файлы в ней размещаются в корневом каталоге, все должны иметь расширения «.mp3». После установки карты и включения начинается последовательное воспроизведение треков, в том порядке, в котором они размещены на карте.

Плеер поддерживает файловую систему FAT32.

WAV — файлы не поддерживаются.
Должны быть только MP3 файлы.

Управление осуществляется пятью кнопками. Кнопкой S1 можно переходить от одного трека к следующему по порядку их расположения на карте памяти. Кнопка S3 останавливает воспроизведение, и при повторном нажатии воспроизведение продолжается. Кнопкой S5 можно перебирать треки в обратном направлении, например, если нужно повторить воспроизведение уже прослушанного трека, либо вернуться на несколько треков назад.

Кнопки S2 и S4 служат для регулировки громкости.

Основу схемы составляет декодер МП-3 файлов VS1011 (в 28-вы водном корпусе), который преобразует их в аналоговый сигнал, а так же микроконтроллер PIC16F88, управляющий декодером МП-3 файлов и картой памяти. Микроконтроллер работает с внешним резонатором 8 MHz, декодер МП-3 файлов использует кварцевый резонатор на 13 MHz (12,96 MHz).

Сформированный аудиосигнал подается на интегральный УМЗЧ на микросхеме А2. Это стереофонический мостовой УМЗЧ для применения в автомобильной аудио-технике. Микросхема УМЗЧ должна быть установлена на радиатор.

Подстроечными резисторами R16 и R17 устанавливается номинальный уровень сигнала, поступающий на УМЗЧ, а так же необходимый стереобаланс. Цепи R18-С16 и R19-C17 представляют собой простейшие фильтры, подавляющие импульсные продукты цифро-аналогового преобразования.

Цифровая часть схемы питается напряжением 3,6V, полученным при помощи интегрального регулируемого стабилизатора на микросхеме А1. В самом начале налаживания, перед первым включением питания нужно удалить перемычку F1 чтобы отключить питание цифровой части. Затем проверить работоспособность
УМЗЧ и настроить стабилизатор напряжения. Нужно подключить вольтметр (мультиметр) к точке +3,6V и подстройкой F1 выставить в этой точке напряжение 3,5…3,6V. После этого можно впаять перемычку F1.

Конструктивно аппарат очень удобно можно разместить в корпусе старой и неисправной аналоговой автомагнитолы китайского производства, нежизнеспособной по схемотехническим причинам. Тем не менее, там есть корпус со всеми креплениями, разъемы а так же радиатор и прочие необходимые детали.

Фьюзы brownout — disabled
watchdog — disabled

Материал, из которого сделан стол, тонарм, диск и прочие детали проигрывателя виниловых пластинок, - характеристика важная. Тут тебе и звук, и цвет, и даже функциональность. Я решил написать про редкие и не очень материалы, которые используются в производстве виниловых проигрывателей. И когда дописывал свою статью, понял, что все «исходники» условно делятся на две части: дерево и все остальное. Так как статья получилась большой, я ее разделил на две части и первую полностью посвятил материалу растительного происхождения.

Раньше дереву в конструкциях LP-проигрывателей отводилось скромное место (если говорить о влиянии на качество аппарата), пусть и самого дерева в этих конструкциях находилось немало. Например, деревянные корпуса, которые иногда и не были столами в привычном смысле, а лишь рамкой, иногда основу стола из МДФ покрывали шпоном. В проигрывателях нового поколения дереву нашлось уже более интересное, а главное, осмысленное применение.

Бамбуковые универсалы

Канадская компания Tri-Art Audio активно использует бамбук для изготовления корпусов своих компонентов, аппаратных стоек и подставок. Почему бы и нет? Материал красив и универсален. Из него можно сделать крошечный корпус для USB-ЦАПа и усилителя размером чуть больше головки звукоснимателя, а можно и корпус для компонентов, тем более что усиление разработчики используют исключительно в классе D, чтобы аппараты получались компактными. Акустика в бамбуковом корпусе - тоже не предел воображения. Бамбуковыми стойками сегодня точно никого не удивить. Но проигрыватели виниловых пластинок и тонармы - вроде совсем другое дело.


Проигрыватель Tri-Art Audio Pebbles

В модельном ряду компании два проигрывателя (Tri-Art Audio Pebbles и Tri-Art Audio Bam Bam) и четыре тонарма (Pebbles и Bam Bam в 9-ти и 12-дюймовых вариантах) - отдельных названий для них, видимо, не нашлось. Металла минимум: детали ножек-опор, моторы, подшипники, поворотные узлы тонармов. Из клееного и точеного бамбука же сделаны столы проигрывателей, основные диски, базы для тонармов и их трубки.

Младший проигрыватель, Pebbles, рассчитан на работу с одним тонармом, а Bam Bam может быть укомплектован и парой 12-дюймовых. Помимо необычного материала, в этих аппаратах есть еще и оригинальные конструктивные решения, как двухмоторный пассиковый привод у старшего проигрывателя.


Проигрыватель Tri-Art Audio Bam Bam с одноименными тонармами

Несмотря на всю «инаковость», это не какой-то супердорогой High End - топовая вертушка в паре с двумя 12-дюймовыми тонармами стоит около 2500 долларов США. Бамбук, как видим, еще и дешевый материал.

Понятно, что миниатюрные цифровые усилители в бамбуковом корпусе смотрятся игрушечно, их скорее отнесешь к категории lifestyle, чем Hi-Fi. Но те же одноопорные тонармы хитрой конструкции с проводкой Cardas - уж точно не игрушки.


Тонарм Tri-Art Audio Pebbles

Впрочем, пытаться угадать звуковые свойства аппаратов я не решусь. Как и свойства бамбукового мата, который можно использовать и с другими проигрывателями. Было бы интересно послушать все это в деле.

В цветах благородного дерева

Американский, в буквальном смысле семейный проект Teres Audio предлагает уже куда более серьезные вещи, например тонармы с деревянной трубкой или опциональный мотор с блоком управления за 1750 долларов США. Жаль, что на сайте у них минимум информации.


Certus Audio Model 460

Teres Audio выпускала всего пять моделей проигрывателей. Старшая Certus Model 460 представляет собой внушительную конструкцию со своей стойкой и блоком управления. По моим данным, 460-ю версию уже не делают, однако некоторые детали на заказ компания предлагает, но за весьма нескромное вознаграждение. В этих аппаратах многое сделано из дерева - даже массивный опорный диск. Однако кое-где дерево все же сочетается с металлом. Компания маленькая, техника малосерийная, поэтому сложно с уверенностью сказать, какое «процентное соотношение» дерева и метала в текущих моделях.


Teres Audio Model 360

Тонармы Teres Audio с нетипичной трехточечной опорной конструкцией и деревянной трубкой могут показаться меломанам интересными. Но следует помнить, что за $5000 можно найти много достойных вариантов с менее экзотическими и более предсказуемыми свойствами.

Новая жизнь старых верстовых столбов

Проигрыватель Anna Log от британской компании Nottingham Analogue знаком нашим аудиофилам. У него очень тяжелый многослойный диск крутит маломощный мотор с помощью толстого круглого пассика (при включении диск необходимо раскручивать рукой). Основная часть стола этого проигрывателя сделана из дерева. И не просто какого-то там дерева, а дерева древнего, выдержанного то ли 100, то ли 200 лет - подробности истории, услышанной от разработчика, я слегка запамятовал, но, кажется, на детали стола шли старинные английские верстовые столбы. Отсюда и пятизначный ценник проигрывателя и лимитированный тираж - Англия страна небольшая, старых верстовых столбов на всех, видимо, не хватает. Откуда родилась такая странная идея, из первых уст я уже не узнаю - Тома Флетчера, основателя и идеолога Nottingham Analogue, давно нет в живых. Поэтому остается рассматривать этот аппарат как нечто загадочное.


Nottingham Analogue Anna Log

Кстати, по звуку проигрыватель легко узнаваем, и если грамотно подобрать к нему остальные компоненты, результат получится очень и очень хорошим. Конечно, если цена стола без тонарма (а это около 9500 фунтов) вам не покажется чрезмерной.

Тонарм из кокоболо

Целиком деревянные тонармы в прошлом явление редкое. Можно вспомнить пару моделей Grace G-704 и G-714 - их истории несколько десятков лет, и на «чистый маркетинг» ее не спишешь. Однако сейчас тонармов с деревянной трубкой выпускается много - разных конструкций из разных пород дерева. Материал получил популярность по нескольким, не во всем правильным причинам. Проще обрабатывать в сравнении с металлами; возникает желание «подкрасить» звук - «полумертвых» виниловых трактов в погоне за чистотой и нейтральностью выпустили немало. Конечно же, есть и хорошо сделанные конструкции, причем я бы не сказал, что к дереву тяготеют только разработчики, склонные к «эзотерике».


Тонарм Grace G-704
Тонарм Grace G-714

К примеру, тонармы молодой литовской компании Reed. В линейке всего три модели, а вот редкие породы дерева, из которых будет сделан тонарм, представлены пятью вариантами (эбеновое дерево, венге, кокоболо, пернамбуковое дерево, кордия). Казалось бы, аудиофильская эзотерика. Однако тут начинается совсем другая история - производитель дает точные выкладки, какой будет эффективная масса. И конечно, она зависит от выбранной породы дерева. Также можно выбрать и длину тонарма: 9 или 12 дюймов.

Другими словами, если отвлечься от самого факта использования дерева, то компания делает честные математические расчеты, следственно, качественную механику. У тонармов предельно простая поворотная конструкция, с точными подшипниками. Предлагается отличный набор настроек, причем настроек удобно реализованных. То есть не все упирается в дерево, тонарм следует изучать как цельную конструкцию. Впрочем, Reed вообще довольно интересная компания и к конструкции их проигрывателя я вернусь позже - там есть на что посмотреть.


Тонармы Reed, установленные на "родном" проигрывателе (о котором будет отдельный разговор, немного позже).

Пример другой реализации мы видим у тонарма Scheu Analog Tacco MK II. Казалось бы, компания делает минималистичные и математически выверенные LP-проигрыватели (если можно проигрывателям вообще давать подобные характеристики), а вот тонармы Scheu Analog - совсем другая история. Все три модели в каталоге - классические одноопорники. Старшая модель Tacco MK II - капризный в настройке 9 дюймовый тонарм с толстой деревянной трубкой. Породы дерева могут быть разными (их нельзя выбрать в каталоге, нужно связываться с компанией и уточнять, что будет использовано конкретно в вашей модели). Высокотехнологичным, в современном смысле этого слова, этот тонарм назвать сложно, скорее тут есть некая архаика. Что, впрочем, не мешает тонарму обладать неплохими звуковыми свойствами.


Scheu Analog Tacco MK II

Я перечислил далеко не все варианты тонармов из дерева, сейчас этот «растительный материал» используют многие компании. Однако отмечу, что звук, который дает тонарм, конечно будет зависеть от материала, но в большей степени он будет зависеть от того, как выстроена вся конструкция в целом, включая незначительные мелочи.

Деревянная голова

Факт того, что дерево используется в качестве корпусов для головок, полагаю, никого не удивит. Поэтому в общеознакомительном качестве я это даже рассматривать не буду, но о нескольких необычных решениях все же расскажу.

Например, в японской компании Miyajima Laboratory работает всего шесть человек, включая идеолога и основателя Нориюки Мияджима. И они занимаются именно головками, причем не только стерео, но даже и моно, предназначенными для шеллачных 78-оборотных пластинок. Корпуса этих головок сделаны из черного и розового дерева (но мы уже решили, что это не новость), но вот у недавно выпущенной старшей модели Miyajima Маdake еще и бамбуковый иглодержатель, причем из какого-то крайне редкого сорта этого типа дерева. Можно сказать, что это противоположность алмазными или рубиновым иглодержателям. Безусловно, подобные изобретения очень интересно изучать и в теории, и на практике.


Головка звукоснимателя Miyajima Маdake с бамбуковым иглодержателем.

Собственно, на практике я бы еще советовал посмотреть головки Koetsu, Clearaudio, Benz-Micro, Sumiko, Soundsmith, Grado, Yamamoto и многих других (поклонникам винтажа могу посоветовать поискать, к примеру, «деревянные» модификации Supex SD-900). Чтобы погрузиться «с головой», попробуйте сменные корпуса для модификации Denon DL-103. Там есть корпуса не только из разных пород дерева, но также металлические, композитные и даже для вставки и заливки компаундом… Не готовы к столь радикальным экспериментам – послушайте, как меняют звук деревянные шеллы - их выпускает Ortofon, а у Yamamoto есть даже шеллы из разных пород дерева.

Помните о характере и поведении дерева. И не расстраивайтесь, если перепады влажности повлияют на звук. К примеру, многие владельцы культового проигрывателя Linn LP-12 знают о побочных эффектах, но все равно ценят его за исключительные звуковые качества. И Linn LP-12 - это только один пунктик в очень и очень обширном списке.

Оконные менеджеры в Linux Что же такое оконный менеджер или window manager в Linux? Оконный менеджер (или менеджер экрана) - это программа, которая, прежде всего, заботится о том, как будут выглядеть ваши окна. То есть, какой и где будет заголовок, как будут выглядеть кнопки закрытия, минимизации и т.д. Но, кроме этого, менеджер также определяет, как окна можно будет перемещать и какие операции над ними можно будет проводить (закрытие, минимизация, максимизация, максимизация только по вертикали и т.д.). Все, что относится к окнам на экране вашего монитора, вменяется в обязанности менеджера окон. Собственно, поэтому он так и называется. Однако современным программам, которые выполняют функции менеджера экрана в системе, приходится также заниматься фоновой картинкой, подвешивать различные иконки на десктоп и т.д. и т.п.
Менеджер окон занимает второй уровень в иерархии программ графической оболочки XFree86. На первом уровне (самом низком) находится сервер XFree86, а на третьем (самом высоком) - прикладные программы, которые взаимодействуют с сервером XFree86 либо напрямую, либо через менеджер окон при помощи специального набора библиотек, вроде Motif, Lesstif, KDElibs, GTK и т.д. Менеджеры окон в системах, работающих под управлением XFree86, отвечают за управление визуальными компонентами экрана, такими как окна, кнопки, рамки, строки текста.
В Xсах можно работать и без какого-либо менеджера окон. Однако даже на минимальный комфорт в таком случае надеяться не следует. Ваши окна не будут иметь заголовка и границ, а следовательно, их нельзя будет двигать по рабочему столу и изменять размеры. Так что менеджер экрана вам просто необходим для того, чтобы чувствовать себя человеком.
Рассмотрим несколько достойных представителей семейства оконных менеджеров:

IceWM
Начнем обзор менеджеров окон с самых простых и легковесных. Наиболее известным в этой категории является IceWM. Несмотря на малые размеры, IceWM обладает всеми возможностями нормального менеджера окон. Он даже позволяет устанавливать различные темы. IceWM написан на C++ с самого начала, т.е. в нем не используется исходный код ни от какого другого менеджера окон. При его проектировании ставились следующие цели:
- быть удобным, быстрым и простым в использовании;
- работать сразу после установки без сложной настройки;
- использовать мышь как дополнительное устройство ввода;
- сочетать в себе все лучшие особенности других менеджеров.
IceWM полностью совместим с GNOME и частично с KDE, но может использоваться и отдельно.
IceWM имеет все для того, чтобы пользователь мог нормально работать. В самом низу экрана располагается панель, на которой слева расположена кнопка для запуска различных программ, аналогичная кнопке "пуск" в Windows"9x. Сразу после нее находится кнопка, которая показывает список окон. Затем следуют три кнопки для быстрого запуска программ, а потом еще четыре для переключения между виртуальными экранами. Кроме всего этого, вы можете наблюдать на тулбаре часы, индикаторы почтового ящика и загрузки системы. Естественно, что наличие/отсутствие кнопок может конфигурироваться пользователем.

AfterStep (www.afterstep.org)
AfterStep основан на другом менеджере окон - Fvwm, но переработан таким образом, чтобы воспроизводить внешний вид и поведение NextStep. Правда, добавлено множество полезных и интересных возможностей. Начав свое существование под названием Bowman, AfterStep перерос просто эмуляцию NextStep и стал вполне своеобразным менеджером экрана. Экран под управлением этого менеджера окон выглядит следующим образом: сверху строка, которая показывает все работающие приложения и их окна; слева или внизу обычно находится панель для запуска программ и куда помещаются различные индикаторы.
К главным характеристикам AfterStep, которые делают его привлекательным для пользователей, можно отнести следующее:
- стабильность и вдумчивую проработку всех компонентов;
- cовместимость с большинством библиотек и менеджеров экрана (GNOME, KDE, Motif);
- размер основного исполняемого кода очень мал.

Window Maker
Еще один не менее популярный менеджер окон, который позволяет организовать ваш экран при помощи так называемых доков (docks).
Грубо говоря, док в WM (WindowMaker) похож именно на док в море. Только в данном случае море - это весь ваш экран, а док - определенное место, где "прикрепляются" приложения; они не могут перемещаться по рабочему столу. Приложения прикрепляются в виде иконки (поскольку обычно именно так выглядит минимизированное приложение в WM). В WindowMaker"e все приложения имеют ассоциированные с ними иконки. В любое время вы можете спрятать любое из окон под его иконкой. После двойного нажатия на нее окно приложения вновь появится на экране.
Вы можете помещать иконки приложений, которые постоянно используете, в области дока для того, чтобы иметь возможность легко запускать их. Когда приложение, с которым связана иконка, не запущено, на ней появляются три точки, которые означают, что приложение находится в неактивном состоянии. После запуска программы эти три точки исчезают.
Приложение в доке также поддерживает запуск себя при перетаскивании чего-либо на кнопку этого приложения. К примеру, вы можете перетащить файл с рисунком на кнопку - запустится графический редактор и откроет файл с изображением, которое вы перетаскивали.
Сейчас существует много приложений для дока, которые созданы с учетом работы WindowMaker"a. Например, индикаторы нагрузки системы, часы, проигрыватели CD-дисков и MP3-файлов.
В WindowMaker"е приложение имеет связанную с ним иконку, даже если не минимизировано, в отличие от explorer"a Windows. Как и большинство оконных менеджеров, WindowMaker поддерживает систему виртуальных экранов.

Enlightment
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - это точно об Enlightment. Настраивается практически под любого пользователя. Даже под самого привередливого. Имеет огромное количество всевозможных визуальных эффектов (выпадающих меню, выезжающих из-за пределов экрана окон и т.п.), которые радуют глаз и делают общение с компьютером похожим на то, что мы иногда видим в различных техногенных фильмах.
Наворотам и прибамбасам этого менеджера экрана нет числа. Ваши окна могут при появлении выдвигаться из-за границ экрана или образовываться из точки, постепенно увеличиваясь. Терминал с различными бэкграундами, в том числе и с отображением части бэкграунда экрана, над которым сейчас находится терминал.
Некоторые недолюбливают Enlightment за его слишком уж большую страсть к визуальным эффектам. Да, это в определенной степени скрашивает многие часы, которые человек проводит за компьютером, но есть и те, кто больше ценят удобство и функциональность того окружения, в котором работают.
Вернемся к нашим баранам. Оконные менеджеры сами по себе не могут дать полностью комфортной работы в графической среде. Поэтому практически всегда используется Desktop Environment - окружение рабочего стола или среда рабочего стола. Она возлагает на свои плечи заботу обо всем, что касается комфортной работы пользователя в графической оболочке операционной системы. Различные тулбары, ярлыки для выполнения программ и многое другое. Как и большинство оконных менеджеров, все среды рабочего стола имеют средства для переключения между виртуальными экранами. Для этого на панели существует набор кнопок или специальное приложение - пейджер (никакого отношения к мобильной связи оно не имеет). Современные среды рабочего стола (к примеру, GNOME и KDE) базируются на определенной библиотеке графического интерфейса пользователя и включают в свой дистрибутив разнообразные полезные программы (редакторы, электронные записные книжки, органайзеры, простенькие игры, почтовые клиенты и прочее).
Помимо всем известных Gnome и KDE, существует еще ряд Desktop Environment. Рассмотрим некоторые из них.

XFCE (www.xfce.org)
Легко настраиваемая, не требовательная к ресурсам среда. Правда, запрашивающая для работы библиотеку GTK и от этого частично совместимая с GNOME. То есть вы можете одновременно использовать часть возможностей из GNOME и главную панель от XFCE.
Самое большое отличие этой программы в том, что она позволяет изменять меню своей панели без большой затраты сил. Просто надо выбрать пункт меню, которое вы хотите отредактировать, и нажать правую кнопку мыши. Для добавления пункта в меню надо всего лишь нажать на крайний пункт меню. Такая легкость настройки для Linux не характерна (шутка).

CDE
CDE (Common Desktop Environment) - это наследие от самого UNIX"a. Так как для работы CDE нужна коммерческая библиотека Motif, этот продукт не выпускается под лицензией GNU и его приходится покупать. Его используют на таких коммерческих операционных системах, как SCO Unix, BSDI, AIX.
XFCE - свободно распространяемый потомок CDE. Обе программы имеют одну цель: обеспечить достаточно переносимый интерфейс для пользователя и обеспечить его всем необходимым для комфортной работы.

Очень похожа на философию построения UNIX , «инструменты, не политика». Это значит, что X не пытаются диктовать то, как должна быть выполнена работа. Вместо этого пользователю предоставляются инструменты, а за пользователем остается принятие решения о том, как использовать эти инструменты.

Этот подход расширен в X тем, что не задается, как окна должны выглядеть на экране, как их можно перемещать, какие комбинации клавиш должны использоваться для переключения между окнами (то есть Alt+Tab, в случае использования Microsoft Windows), как должны выглядеть заголовки окон, должны ли в них быть кнопки для закрытия, и прочее.

Вместо этого X делегирует ответственность за это приложению, которое называется «Window Manager» (Менеджер Окон ). Есть десятки оконных менеджеров для X: Blackbox, ctwm , fvwm, twm, WindowMaker и другие. Каждый из этих оконных менеджеров предоставляет различные внешние виды и удобства; некоторые из них поддерживают «виртуальные рабочие столы»; некоторые из них позволяют изменять назначения комбинаций клавиш, используемых для управления рабочим столом ; в некоторых есть кнопка «Start» или нечто подобное; некоторые поддерживают «темы», позволяя изменять внешний вид, поменяв тему.

Кроме того, оболочки GNOME обе имеют собственные оконные менеджеры, которые интегрированы с оболочкой.

Каждый оконный менеджер также имеет собственный механизм настройки; некоторые предполагают наличие вручную созданного конфигурационного файла; некоторые предоставляют графические инструменты для выполнения большинства работ по настройке; по крайней мере один (Lisp.

Политика фокусирования

Другой особенностью, за которую отвечает оконный менеджер, является «политика фокусирования указательным устройством». Каждая оконная система должна иметь некоторый способ выбора окна для активации получения нажатий клавиш, а также визуальную индикацию того, какое окно активно.

Широкоизвестная политика фокусировки называется «click-to-focus». Эта модель используется в Microsoft Windows , когда окно становится активным после получения щелчка мыши.

Focus-follows-mouse (фокус следует за мышью)

Фокусом владеет то окно, что находится под указателем. Это не обязательно будет окно, которое находится поверх всех остальных. Фокус меняется при указании на другое окно, при этом также нет нужды щёлкать на нём (например, Ion).

Sloppy-focus (нечёткий фокус)

С политикой focus-follows-mouse если указатель находится поверх корневого окна (или заднего фона), то никакое окно фокус не получает и нажатия клавиш просто пропадают. При использовании политики нечёткого фокуса, он меняется только, когда указатель попадает на новое окно, но никогда не уходит с текущего окна.

Click-to-focus (щелчок для выбора фокуса)

Активное окно выбирается нажатием кнопки на указательном устройстве. При этом окно «поднимается», и находится поверх всех других обычных окон. Все нажатия клавиш теперь будут направляться в это окно, даже если указатель переместится к другому.

Многие оконные менеджеры поддерживают и другие политики, а также вариации перечисленных.

Ссылки

  • xwinman.org - снимки экранов популярных оконных диспетчеров.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оконный менеджер X Window System" в других словарях:

    Фреймовый (или мозаичный) оконный менеджер это менеджер окон X Window System, разбивающий рабочее пространство экрана на взаимно не пересекающиеся прямоугольные области фреймы. Каждый фрейм используется для вывода информации отдельным … Википедия

    Менеджер окон X Window System приложение, работающее «поверх» X Window System и определяющее интерфейс и взаимодействие с пользователем. В Unix подобных операционных системах пользователь может выбрать любой оконный менеджер по своему… … Википедия