Обучение google sketchup 8 на русском. SketchUP - Уроки моделирования. Поддерживаемые форматы и плагины

Программа SketchUP включает в себя колоссальные возможности для работы с 3D-объектами. Функционал этого редактора настолько огромен, что при обычных условиях, у людей уходят недели, а то и месяцы практики, прежде чем они начинают заниматься серьезным проектированием. Мы предлагаем вам отбросить метод “тыка” и воспользоваться готовым учебным материалом, который познакомит вас с основами моделирования и сделает уверенным пользователем SketchUP 8 за пару дней!

Для более комфортного обучения, мы подготовили 2 видео-курса: базовый, где рассматривается интерфейс и функционал программы, и практический, где на ваших глазах, по шагам, человек создает 3D-модель дома в SketchUP. Вам остается определить, что важнее посмотреть сначала.

SketchUP: базовый курс

Сборник пошаговых видео уроков для начинающих. Рекомендуется к просмотру пользователям, которые ранее работали с программой, но ещё не освоили весь функционал. Сборник состоит из 16-ти уроков, общей продолжительностью 1 час 50 минут. Потратьте это время на внимательное изучение, и оно щедро наградит вас богатыми плодами знаний.

Выбираем шаблон рабочей области, создаем проект и приступаем к изучению основных функций SketchUP.


Углубляемся в детализацию своих моделей. Знакомимся с инструментами “сдвиг” и “по направляющей”, а также учимся задавать точные размеры.


Учимся моделировать свое помещение по точным размерам.


Как важно знать при создании собственных моделей мебели и какими инструментами пользоваться.


В данном уроке мы рассмотрим все способы выделения объектов для их дальнейшего использования.


Разбираем способы копирования объектов для ускорения этой рутинной операции в будущем.


Что нужно знать для создания зеркального отражения объекта. Узнаем в этом уроке.

Урок 1 - Основные инструменты моделирования
Урок 2 - Доп. инструменты и установка размеров
Урок 3 - Создаем интерьер
Урок 4 - Моделируем мебель
Урок 5 – Выделение
Урок 6 - Копирование объектов
Урок 7 - Зеркальное отражение
Урок 8 - Компоненты и группы
Урок 9 - Создание ландшафта
Урок 10 - Сцены и анимация
Урок 11 - Сечения (Основы)
Урок 12 - Продвинутое сечение
Урок 13 - Фиксация объектов по осям
Урок 14 - Фиксация по осям (Продолжение)
Урок 15 – Автодорисовка
Урок 16 - 3D-модель по фотографии

Создаем дом в SketchUP

Показательный видео-инструктаж по моделированию дома в редакторе в SketchUP. Вы увидите на наглядном примере, как из разнообразных элементов (пола, стен, окон, крыши и т.д.) создается трехмерная модель строения. Демонстрация длиться 3 часа 52 минуты и состоит из 8-ми видеороликов. Наслаждайтесь просмотром и вникайте в процесс, чтобы повторить увиденное на своих проектах.

SketchUp – простейшее приложение для моделирования и модификации трехмерных объектов и сцен, приобретённое Google в 2006 году и проданное спустя 6 лет. По сути, это инструмент эскизного (низкополигонального) трехмерного моделирования. С его помощью любой человек, считающий, что работа в трехмерных редакторах – удел избранных, сможет за пару часов освоить основные моменты работы с 3D, создавать довольно-таки сложные объекты и текстурировать их. Скетчап стал своеобразным Paint’ом, где можно рисовать в трех плоскостях.

Сферы применения

SketchUp 8, выпущенную в 2008 году, можно использовать для решения следующих проблем:

  • освоения трехмерной графики детьми и пожилыми проектировщиками советской эпохи, для которых пакеты, вроде 3dsmax и Компас, кажутся невероятно сложными;
  • создания оригинальных презентаций школьниками и студентами технических вузов;
  • моделирования зданий, в том числе в сфере виртуальной архитектуры, интерьеров и ландшафтов;
  • дизайна уровней для движка Source Engine;
  • получения моделей для последующей их печати на 3D-принтере.

Главные особенности Скетч Ап 8

Благодаря ряду особенностей Google позиционирует SketchUp 8, как простейший инструмент для непрофессиональной работы с 3D.

  1. Нет окон и диалогов предварительной настройки и сюрреалистичного рендеринга.
    Основные параметры вводятся сразу после или во время действия инструмента или вызова функции в поле контроля параметров. В результате пользователь сразу видит результат выполнения действия, и может изменять его в реальном времени. Однако, имеется возможность передачи сцен в V-Ray и Artlantis, а также пару иных рендеров. Простейший рендер в SketchUp все-таки присутствует. Параметры основного источника света – солнца – можно изменять, как и настройки отбрасываемых теней.
  2. Отсутствие карт смещения, позволяющих моделировать освещение точки, не изменяя её положения, таким образом, чтобы у юзера создавалась иллюзия увеличения сложности объекта.
  3. Наличие запатентованного (его аналог присутствует в большинстве более сложных редакторов) инструмента Тяни/Толкай, способного создавать боковые стенки для плоского объекта, придавая ему объема.
  4. Возможность расширения функционала за счёт установки плагинов (для создания физических эффектов, визуализации, текстурирования, экспорта в другие форматы) и написания (использования готовых) макроcов на Ruby.
  5. Наличие функции создания компонентов.
    Компоненты можно использовать в любой сцене сколь угодно раз после их создания. После редактирования компонента изменения будут внесены и в сцены, где он присутствует.
  6. Шаблоны – масса заготовленных преднастроек проекта с использованием разных единиц измерения для решения различных задач (проектирование для деревообработки, горизонтальные проекции, моделирование для Google Earth, инженерное проектирование).
  7. Управление посредством комбинаций горячих клавиш. Выполнение любого действия и даже скрипта можно закрепить за комбинацией локальных клавиш, не используемых в Windows (как, например, Ctrl + C).

Присутствует справка, активация которой вызовет учебник для каждого конкретного случая. Благодаря ей ускоряется обучение работе в SketchUp, юзер быстро понимает, как пользоваться тем или иным инструментом.

К прочим достоинствам причисляются упрощенная работа со слоями, добавление выносок с размерами, создание динамических объектов, построение разрезов и сечений.

Поддерживаемые форматы и плагины

Разработанные в SketchUp Rus проекты хранятся в специальном формате с расширением skp. Помимо собственного типа файлов программа поддерживает импорт и экспорт графики из/в форматы ddf, tga, 3ds, dwg и растровую графику psd, bmp, png, tif, и psd. При импорте осуществляется обрезка или изменение размера объекта, вставка его в качестве отдельного элемента сцены, использование в качестве текстуры или фона. Pro версия тем и отличается от бесплатной, что поддерживает большее разнообразие типов файлов. Система Photo Match поможет создать сцену на базе растрового изображения.

Плагины основном представляют собой базу готовых элементов, соответствующих спецификации (мебель, колоны, балки, различные конструкции из металла и бетона, двери, элементы дизайна и декора, текстуры, материалы и т. д.). Расширяют плагины и список понимаемых SketchUp типов файлов, добавляя в их число mxs, b3d и прочие. Самое распространённое дополнение V-Ray визуализирует 3D-сцены.

Эксплуатация совместно с Google Earth

Упрощенный трехмерный редактор от Гугл является элементом одной семьи программных продуктов, поэтому он совместим с другими ее представителями, к примеру, виртуальным глобусом. Приложение поддерживает перенос данных с/в Google Earth, что упрощает моделирование копий архитектурных объектов. Импортируем фото здания и строим цифровую модель на основе спутникового снимка. Хотим посмотреть, как архитектурное сооружение будет выглядеть в определённой местности? Легко. При этом можно добавлять тени с учётом географического места положения объекта и времени суток.

Пользовательский интерфейс

Окно SketchUp представлено следующими фреймами и областями.

  1. Строка заголовка – здесь приводится название открытого файла.
  2. Главное меню – доступ ко всем функциям и возможностям редактора.
  3. Область моделирования занимает основную часть экрана, здесь осуществляются все основные действия при разработке модели.
  4. Панель инструментов (перемещаема) – содержит блоки самых необходимых в работе инструментов.
  5. Строчка состояния – в ней приведены подсказки по работе с выбранным инструментом, кнопка для вызова справки, касающейся его. Справа выводятся числовые значения задаваемых величин.

Инструменты

Любой объект в SketchUp состоит из двух элементов: граней и краёв. Что это такое? Края – это обычные линии, прямые, ломанные, пересекающиеся, дуги. Грани – двухмерные фигуры, получающиеся при пересечении нескольких краёв. Для рисования краёв и граней в программе присутствует несколько инструментов.

Рисование

Линия – средство для создания краев и траекторий. Последние необходимы для превращения фигур в модели.

Прямоугольник, многоугольник, окружность и дуга строят соответствующие фигуры с заданными параметрами.

Инструменты песочницы созданы для редактирования и построения объемных изображений местности. Посредством выбора контурных линий или рисования гладкого ландшафта можно добиться получения сглаженных земных поверхностей, автотрасс, уступов, возвышений и долин.

Работа с объектами

Во второй группе инструментов размещены функции для обработки моделей.

Ластик – удалит ненужный элемент или секцию, превращая куб в коробку или комнату.

Заливка – заполнит цветом или текстурой выбранную грань/объект или применит к последнему выбранный материал (стекло, дерево). В библиотеке присутствуют десятки материалов, которые можно наносить на грани.

В наличии и инструменты для масштабирования, вращения и перемещения элементов сцены.

Тяни/Толкай – средство для быстрого перехода от 2D к 3D. Превращает поверхности в объемные фигуры. Для преобразования необходимо выбрать объект и задать плоскость (направление) его выдавливания.

Ведение – универсальное средство для выдавливания фигур по кривой или заранее подготовленной дуге (усовершенствованный Тяни/Толкай). Так легко рисуются объекты вращения, например, трубы. Ещё инструмент используется для закругления краёв на предметах мебели и т. д.

Сдвиг – перемещение краёв, которые ограничивают выбранную грань.

Создать компонент – средство для добавления элементов, кои можно неоднократно использовать в разных сценах, в том числе и модифицировать.

Рулетка и угломер – электронные измерительные инструменты для получения точных размеров между точками или углов пересечения линий и плоскостей.

Группировка – создание сложных моделей на основе простых для их одновременной обработки (перемещения). Он группирует выбранные элементы сцены, делая их одним объектом до разъединения.

Инструменты для обработки сплошных объектов позволяют перекрывать их, объединять, обрезать, разделять, вычитать пересекающиеся элементы, оставляя пересекаемую фигуру или же удалить эту область.

Функция постройки сечений в указанной плоскости помогает на время удалить часть содержимого проекта, чтобы заглянуть внутрь. Используется при построении ортогональных моделей и демонстрации внутренней структуры чего-либо.

Указатель размеров – выносит любой размер в удобное место в выбранных единицах измерения.

Создание анимации – экспорт нескольких видов и создание анимации на их основе.

Текст и 3D текст служат для добавления плоских и объемных надписей.

Создание слоев и структурирование объектов в сложной сцене – средства, благодаря которым совсем несложно добиться порядка при наличии десятков компонентов в модели.

Стили и материалы

Группа кнопок отвечает за активацию режима визуализации сцены: скрытие линий, рентгеновские лучи, каркас, монохромное изображение, затенение текстур.

Текстурирование объектов происходит через диалог Материалы. Библиотека хоть и не пестрит материалами, все же самые необходимые в ней присутствуют, вроде камня, различных типов кровли, древесины, кирпича, ковровых покрытий, металла и прочих.

Камера

Просматривать результаты труда помогают десятки инструментов для работы с камерами. Так, при помощи Орбиты картинку можно вращать в любом направлении во всех плоскостях, с центром в точке начала координат, кою можно смещать.

Инструмент Панорама передвигает камеру во всех плоскостях, Масштаб – отдаляет и приближает сцену. При помощи функции указания зоны обзора можно ограничить просматриваемое пространство. Для удобства просмотра камеру можно установить удобным образом в любом месте и наблюдать за моделью от первого лица. Воспользовавшись опцией Проход, юзер сможет пройтись по указанному маршруту, как в трёхмерной игре, и даже вращать головой, рассматривая модель.

Другие функции работы с камерой позволяют устанавливать дополнительные камеры и выбирать их тип из почти сотни представленных. Камеры можно блокировать и устанавливать фиксированные области обзора.

Интерактивные презентации

Сохранённые проекты можно отправлять в программу LayOut. Её интерфейс хоть и не на русском языке, красивая интерактивная презентация с добавлением текста, геометрических фигур, штампов, пиксельных изображений, стрелочек и прочих акцентов получится у каждого. Мультимедийные презентации можно сразу конвертировать в avi или mov или импортировать в pdf, dwg и графические форматы jpg или png с поддержкой прозрачности.

Загружаемый контент

Функции загрузки и скачивания моделей помогают обмениваться творениями с другими пользователями, посредством онлайн библиотеки 3D Warehouse. Здесь размещаются только текстурированные модели, а что касается цифровых копий реалистичных зданий, то они снабжены и географическими метками. Любую их них можно бесплатно скачать в нескольких форматах, в том числе и в skp, как с файлообменника, куда пользователь загрузил файл, так и через торрент.

  • Windows XP;
  • Windows 7;
  • Windows 8;
  • Windows 10;
  • и поставляется со встроенной иллюстрированной справкой.

Наличие понятных инструментов, отсутствие окон предварительных настроек и рендеринга, и переведённый на русский язык интерфейс делают возможным использование программы широким кругом пользователей.

Эта мощная и несложная в освоении (и к тому же бесплатная!) компьютерная программа поможет ускорить полет вашей творческой мысли, и вы сможете проектировать свои изделия быстрее, чем когда-либо.

Я предпочитаю работать с деревом (здесь не имеется в виду карандаш), нежели рисовать. Однако, приступая к работе без чертежей, которыми я мог бы руководствоваться, рискую получить лишь разочарование и пустую трату материала. Недавно я открыл для себя кое-что получше, чем исчерканная бумага и неуверенность. Бесплатная программа под названием Google SketchUp получила море положительных отзывов на интернет- форумах, посвященных программному обеспечению. Люди с любым уровнем подготовки скачивают SketchUp и в тот же день начинают с ним работать. Итак, я загрузил программу и устроил для себя ускоренный курс проектирования столярных изделий, взяв для оттачивания навыков уже существующий проект — настольную салфетницу. Безусловно, были моменты, когда я терпел неудачу (хотя их было не так много, как в моем первом опыте работы с шипорезным приспособлением). Но уже через несколько часов все стало понятным, и я смог перейти к проектированию стеллажа для книг и прикроватной тумбочки. Теперь можно рассказать о том, чему я научился и что необходимо знать вам, чтобы добиться первых результатов.

Боб Уилсон, технический редактор

Загрузка и изучение SketchUp за пять шагов

1 Зайдите на страницу http://www.sketchup.com/download. Загрузите бесплатную версию SketchUp, следуя появившимся инструкциям. Затем установите программу.

2 Распечатайте на принтере «Карту быстрой справки», находящуюся в меню «Справка» сайта. В ней описаны способы активации разных инструментов программы.

3 Зайдите в раздел «Видеоуроки» и откройте в нем ссылку «Для новых пользователей SketchUp». Посмотрите видеоролики, демонстрирующие программу в действии.

4 Теперь можно непосредственно учиться работе с программой. Не торопясь, просмотрите пошаговое обучающее руководство «Introduction to Sketchup». Затем посмотрите содержащееся в этом же разделе сайта руководство «Start a Drawing» (в трех частях).

5 Прежде чем приступать к разработке столярных проектов, потратьте несколько часов на то, чтобы просто ознакомиться с возможностями программы.

Новый подход к проектированию

SketchUp разработан для пользователей, предпочитающих заниматься дизайном, а не изучать компьютерные программы. Так, всего один щелчок мыши позволяет превратить двухмерную фигуру в трехмерный объект, а еще пара щелчков — создать копию этого объекта. Вы даже можете применять к модели различные древесные текстуры, чтобы решить, какой материал использовать, чтобы она лучше смотрелась — например, орех или клен.

Иногда кажется, что SketchUp читает ваши мысли. Например, если нужно найти середину линии, «аналитический центр» программы выдаст соответствующее сообщение, как только курсор приблизится к этой точке. Это относится и к другим точкам вашего чертежа.

На самом деле ни одна программа не будет думать за вас. Программа не выдаст никаких предупреждений, если шип в соединении окажется на 6 мм длиннее, чем необходимо, и не подвергнет’ критике пропорции шкафа шириной 30 см и высотой 2,4 м. Кроме того, если вы планируете использовать подготовленный в SketchUp чертеж при работе над изделием, он должен быть точным и подробным.

По сравнению со штатными цветами и текстурами SketchUp бесплатный дополнительный модуль IDX Renditioner Express (idx-design.com) представляет собой значительный шаг вперед. Он придает реалистичность и позволяет добавлять естественное или искусственное освещение, чтобы понять, как ваш проект будет выглядеть в натуре. Все это делается прямо в программе SketchUp.

Осваиваем основы SketchUp

Загрузите и установите Google SketchUp* на компьютер, используя инструкции на предыдущей странице. В процессе установки следуйте появляющимся на экране указаниям.

* При подготовке данной статьи использовался SketchUp версии 6. Скачанная вами более поздняя версия может выглядеть иначе. Все версии имеют варианты для Windows и для Мае. Чтобы узнать, будет ли работать на вашем компьютере новая версия, ознакомьтесь с «Требованиями SketchUp к аппаратному и программному обеспечению», размещенными в разделе «Загрузки» сайта sketcliup . gooyle . com .

При первом запуске программы она попросит вас задать настройки, применяемые по умолчанию. Выберите шаблон «Проектирование изделий и деревообработка» и единицу измерения «миллиметры». Вы сможете изменить эти настройки позже командой меню Окно -» Параметры. (Если вам незнакома данная терминология, обратитесь к изображению окна программы, вверху в центре.)

Далее изучите основы работы в программе, используя руководства от Google. Зайдите в разделы Учебные курсы — Видеоруководства и Учебные курсы — Пошаговые обучающие руководства и проработайте имеющиеся в них уроки, начиная с уроков «Для новых пользователей SketchUp». Эти руководства пошагово проведут вас от начального знакомства с программой до создания сложных моделей. Что касается данной статьи, то вам понадобится выполнить уроки вплоть до «Для пользователей, знакомых с SketchUp». Если хотите увидеть на экране подсказки, изображающие действие разных инструментов, включите функцию Оки» Учебник. С самого начала вырабатывайте привычку использовать экономящие время команды, вызываемые с помощью мыши и быстрых клавиш, перечисленных справа. Научившись создавать трехмерные объекты и перемещаться вокруг них, вы будете уже готовы применить эти навыки к столярному проекту.

Пример роботы — салфетница

Чтобы показать, как смоделировать в SketchUp реальное столярное изделие, мы использовали в качестве модели проект салфетницы. Это означает, что у нас уже имеются размеры всех деталей. При проектировании изделия с нуля вначале определите его общие размеры на бумаге или с помощью предварительной модели, которую вы в дальнейшем сможете изменить. Настало время включить компьютер, открыть SketchUp и начать работу.

Изучаем моделирование в SketchUp на примере

1. Чтобы смоделировать салфетницу, вначале создайте новое окно моделирования при помощи шаблона «Проектирование изделий и деревообработка». Используя диалоговое окно Окно Данные модели, задайте точность 1 мм. Теперь нарисуйте прямоугольник и удалите его. Обратите внимание, что подсказки в строке состояния меняются в зависимости от выбранного инструмента.

2. Отложите расстояния от красной и зеленой осей при помощи инструмента Рулетка, чтобы создать направляющие линии для ножек и верхней рейки (либо введите их значения в контрольное окошко Размеры). Начертите по этим направляющим прямоугольник, используя инструмент Прямоугольник.

3. При помощи инструмента Рулетка установите направляющие точки на одной из длинных сторон прямоугольника на расстоянии 10 мм от углов (если необходимо, увеличьте угол обзора). Используя инструмент Дуга, щелкните по направляющим точкам и медленно двигайте указатель мыши, пока конец дуги не установится в положение, соответствующее четверти окружности.

4. При помощи инструмента Выбор выделите одну из прямых сторон получившегося сектора. Клавишей Delete (не Ластиком) удалите ее и прилежащую к ней область, затем удалите другую линию. Чтобы продублировать эту форму для ножек, вы делите прямоугольник и используйте инструмент Переместить с нажатой клавишей Shift (на компьютерах Мае — клавишей Option ). После того как вы закончили с контурами ножек и рейки, вытяните их с помощью инструмента Тяни/Толкай до толщины 13 мм.

5. Нанеся новые направляющие линии и начертив прямоугольник для опоры, разметьте параллельные кривые, используя направляющие точки и инструмент Дуга. Выделите и удалите углы, чтобы получить дугообразную форму.

6. С помощью инструмента Линии разметьте пересечения прямоугольников, формирующих выемки, с дугой и удалите эти линии. Далее закончите лугообразную форму и сделайте ее копию. На одной из деталей начертите линии пазов, используя направляющие линии и инструмент Линия.

7. При помощи инструмента Тяни/ Толкай вытяните обе опоры вверх до толщины 13 мм. Чтобы создать в опорах пазы для стоек, опустите на 3 мм участки между линиями, проведенными на этапе 6. Когда детали будут готовы, удалите направляющие линии.

8. SketchUp не строит параболические кривые, только фрагменты окружностей. Чтобы нарисовать эту дугу, добавьте направляющие точки, где указано, и при помощи инструмента Дуга медленно протяните кривую до требуемой формы. Удалите лишнюю область и вытяните деталь до толщины 13 мм.

9. Иногда требуется получить зеркальное отражение детали, как в случае со стойкой салфетницы. Используя инструмент Переместить и удерживая клавишу Control (на компьютерах MacOption ), создайте дубликат стойки и не снимайте выделение. В контекстном меню выберите команду Отразить по — Красная ось компонента данном случае), чтобы создать зеркальную копию.

10. Чтобы скруглить ребра, установите направляющие точки на двух смежных линиях одного из торцов на расстоянии 3 мм от угла. Начертите между этими точками дугу в четверть окружности. Увеличив масштаб, убедитесь, что дуга не выходит за прямые линии. Выделите угол и инструментом Тини/Толкам протяните угол к противоположному торцу, где он должен исчезнуть. Вы видите несколько близко расположенных параллельных линий, поскольку SketchUp не строит идеальные кривые, а формирует их из ряда плоских граней.

11. Чтобы подготовить детали к сборке, вначале поверните их в нужное положение инструментом Повернуть. Поворачивая деталь, проверьте, что она установлена вдоль нужной оси, в данном случае синей. Когда совпадение будет достигнуто, программа отобразит соответствующую надпись.

12. Поскольку подготовленные чертежи предназначены для выпиливания по ним деталей, полезно проставить размеры при помощи инструмента Указатель размера. (Размеры не будут проставлены на копиях деталей.) Чтобы сгруппировать грани и ребра, образующие каждую из деталей, три раза щелкните по одной из поверхностей детали и в контекстном меню выберите Создать группу.

13. Теперь давайте виртуально соберем наше изделие. Расстояние между ножками салфетницы составляет 102 мм, поэтому создайте две параллельные направляющие линии на указанном расстоянии друг от друга и одну перпендикулярную направляющую линию, служащую для выравнивания ножек. При выравнивании сгруппированных поверхностей и ребер детали не обращайте внимания на обозначающие деталь синие границы выделения — их нельзя выставить по направляющим линиям. Увеличьте масштаб отображения направляющих и подведите грань ножки к одной из направляющих линий, а торец ножки — к перпендикулярной направляющей линии. 11ерепроверьте правильность их установки с помощью Рулетки. Результат измерения, перед которым отображается знак тильды (~), означает, что расстояние измерено приблизительно, и деталь может быть установлена неточно.

14. Чтобы точно установить одну деталь на другую, используйте направляющие точки и пересекающиеся линии сгруппированных деталей. Например, опоры салфетницы устанавливаются на расстоянии 6 мм от торцов ножек. Используйте Рулетку, чтобы поставить направляющую точку на расстоянии 6 мм от торца ножки. Используя инструмент Переместить, поднимите копию крайней опоры и примерно установите ее на место. Подведя курсор к углу выемки, перемещайте опору, пока ее угол не совпадет с направляющей точкой. Проверьте положение опоры на противоположной ножке. Вы можете использовать этот прием, чтобы соединить направляющие с крайней опорой.

15. Если хотите, чтобы детали остались соединенными друг с другом, сгруппируйте их так же, как ранее сделали с верхней рейкой, используя команду Создать группу в контекстном меню. Чтобы оставить между рейкой и стойками у обоих концов салфетницы зазор в 1,5 мм, с помощью инструмента Рулетка поставьте направляющую точку на нижней грани рейки, отступив 1,5 мм от ее торца. Вставляя прижим с рейкой между стойками с обеих сторон салфетницы, подведите направляющую точку к ребру стойки. Теперь, пользуясь инструментами Орбита и Панорама, вы можете рассмотреть вашу законченную модель под разными углами.

16. Яркие цвета, используемые для различения деталей, не позволяют наглядно представить готовый проект. Используйте образцы древесных текстур, имеющиеся в диалоговом окне Цвет, или загрузите набор текстур со страницы woodmagazine.com/woodgrain. Щелкните правой кнопкой мыши на каждой из сгруппированных деталей и выберите в контекстном меню команду Разъединить. Сразу же назначьте текстуру при помощи инструмента Заливка, и снова сгруппируйте.

17. Текстуры клена и ореха (пород, рекомендованных в описании проекта салфетницы) придадут модели более реалистичный вид.

SketchUp является мощным трехмерным редактором, включающим в себя все функции и возможности, необходимые для проектирования в сферах строительства, архитектуры, дизайна. В то же время SketchUp является простой программой, имеющей очень низкий порог входа. Для изучения программы потребуется от 2 недель до 2-х месяцев в зависимости от интенсивности занятий.

Надо заметить, что ранее программа называлась Google SketchUp

При первом запуске SketchUp открывается окно приветствия, и программа предлагает выбрать шаблон рабочей области. Выбираем метрическую систему измерений.

Интерфейс программы - трехмерное пространство, пользователь может выбирать позицию камеры, передвигать создаваемые модели. Для знакомства и начала работы с программой понадобятся инструменты, в меню View - Toolbars (вид) ставим метки в пунктах:

  • начальной панели - Getting started
  • больших кнопок - Large buttons
Окно приобретает вид

Стоит навести курсор на любой инструмент с панели, после небольшой задержки под ним появляется окно справки.

Алгоритм создания объектов прост:

  • строим плоский контур из имеющихся стандартных примитивов;
  • вытягиваем контур с помощью различных инструментов с панели для придания высоты либо углублений в плоскости - то есть создаем объем;
  • придаем объекту нужную форму путем перемещения элементов модели - граней, вершин и ребер - указателем мыши.

Начинаем работу - создаем модель скворечника

1. Выбираем инструмент - кликаем «прямоугольник» на панели, кликаем один раз в точке начала рисунка, растягиваем до необходимого размера. Кнопку мыши не удерживаем, просто отводим мышь. Второй раз кликаем, чтобы закончить построение квадрата.
Получаем:

2. Инструментом Push/Pull «тяни-толкай» вытягиваем квадрат вверх: клик - на инструменте, клик - на любой точке квадрата, поднимаем курсор, не удерживая кнопку, клик - получим куб необходимой высоты:

3. Делаем крышу. Инструментом «линия» соединяем точки середины сторон (программа поможет найти эти точки, отметив их голубой точкой), выделяем полученный отрезок с помощь инструмента «выбрать». Затем тянем вверх с помощью инструмента «переместить», придерживаясь при этом вертикальной оси (синяя ось Z).

Получаем:

4. Делаем вход в домик и жердочку. Инструментом «окружность» рисуем два круга разного диаметра, инструментом Push/Pull «Тяни-толкай» выдвигаем их - больший внутрь домика, меньший наружу.

В итоге получаем:

Для первого урока достаточно. Процесс очень увлекательный, в ходе работы открываются новые возможности.

Для закрепления изученного материала следует самостоятельно создать несколько разноплановых моделей. Такими моделями могут быть дом, предметы мебели.

При создании различных объектов необходимо придерживаться правильного масштаба, соответствия размерам. Позже вырабатывается собственная этика моделирования, и вышеприведенные критерии будут основными в ней.

Освоив программу Sketchup, пользователь может самостоятельно создавать разнообразные 3D-модели.

Несмотря на минималистический интерфейс и простоту создания моделей, по мере изучения программы открываются огромные возможности для реализации самых невероятных идей и проектов.

SketchUp прочно занял нишу низкобюджетного и любительского моделирования и не имеет в ней конкурентов.

Программа SketchUp обрела большую популярность среди архитекторов, дизайнеров и 3Д-моделеров благодаря очень простому и дружелюбному интерфейсу, легкости в работе, лояльной цене и многим другим преимуществам. Это приложение используют как студенты дизайнерских вузов, так и серьезные проектные организации, а также фрилансеры.

Для каких же задач SketchUp подходит больше всего?

Архитектурное проектирование

Конек Скетчапа — эскизное проектирование архитектурных объектов. Эта программа окажет большую помощь на том этапе проектирования, когда заказчику нужно в кратчайшие сроки продемонстрировать общее архитектурное решение здания или его интерьера. Без траты времени на фотореалистичное изображение и создание рабочих чертежей, архитектор может воплотить свою идею в графический формат. От пользователя требуется лишь создать с помощью линий и замкнутых фигур геометрические примитивы и окрасить их нужными текстурами. Все это делается в несколько кликов, в том числе и настройка освещения, неперегруженная сложными функциями.

Скетчап очень удобен при создании технических заданий конструкторам и визуализаторам. В этом случае проектанту достаточно лишь оформить «болванку» для понимания задачи подрядчиками.

Алгоритм работы в SketchUp основан на интуитивном рисовании, то есть вы создаете модель так, как если бы рисовали ее на листе бумаги. При этом, нельзя сказать, что изображение объекта получится слишком ненатуральным. Используя связку SketchUp + Photoshop, можно создать впечатляюще реалистичные рендеры. Вам достаточно набросать эскиз объекта и уже в Фотошопе нанести реалистичные текстуры с тенями, добавить атмосферные эффекты, фотографии людей, автомобилей и растений.

Этот способ выручит тех, у кого нет достаточно мощного компьютера для просчета сложных и тяжелых сцен.

Более новые версии программы, помимо эскизного проектирования, позволяют создавать комплекты рабочих чертежей. Это достигается с помощью расширения «Layout», входящего в профессиональную версию SketchUp. В данном приложении можно создать макеты листов с чертежами, согласно строительным нормам. В виду высоких цен на «большой» софт, данное решение уже оценили многие проектные организации.

Дизайнерское проектирование мебели

С помощью линий, операций редактирования и текстурирования в Скетчапе элементарно создается мебель самых разных типов. Готовые модели можно экспортировать в другие форматы или применять в своих проектах

Проектирование с привязкой к местности

Благодаря связке с Google Maps, вы можете точно расположить свой объект в ландшафте. При этом вы получите корректное освещение в любую пору года и время суток. Для некоторых городов существуют трехмерные модели уже построенных зданий, поэтому вы можете поместить свой объект в их окружение и оценить, как изменилась окружающая среда.

Это был далеко не полный список того, что может программа. Попробуйте как работать, используя SketchUp, и вы будете приятно удивлены.