Развитие сети цифрового эфирного телевидения. Цифровое телевидение. Перспективы развития в России. Опыт внедрения цифрового телевидения в Испании

29 января в Москве состоялся Круглый Стол по актуальным вопросам цифровизации телерадиовещания в России, открывший деловую программу 15-й Международной выставки и форума CSTB’2013. Представители Минкомсвязи и Роскомнадзора, топ-менеджеры крупнейших компаний рынка платного телевидения, руководители профильных ассоциаций сделали важные заявления о решении накопившихся вопросов, поделились достижениями за прошедший год и представили свое видение перспектив отрасли.

Алексей Волин, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ, заявил, что отрасль цифрового телевидения является на данный момент ключевой магистралью развития всего медийного рынка, которая движется в сторону интерактивных технологий. Говоря о проблемах отрасли, г-н Волин отметил, в первую очередь, противоречивость данных о рынке многоканального телевидения. Например, в Нижнем Новгороде уровень проникновения цифрового телевидения разнится от 18% до 42%. Корректность медиаизмерений неэфирного телевидения – вопрос, требующий последовательного решения, в том числе на законодательном уровне.

Виктор Пинчук, заместитель генерального директора ФГУП РТРС, отметил, что основная задача, поставленная на 2012 год, решена с точки зрения реализации Федеральной Целевой Программы – повсеместно внедрен первый мультиплекс. Техническое обеспечение будет расти, а также уже в этом году планируется запуск платформы гибридного ТВ.

Александр Горбатько, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, поделился планами по упрощению законодательства в сфере процедуры доступа сетей связи. «Проблема есть, и всем участникам этого процесса надо будет ее решать сообща», - отметил он.

Дмитрий Багдасарян, директор по фиксированному бизнесу и ТВ Группы компаний МТС, выделил прошедший 2012 год как год активного развития мультисервисности и мультиэкранности телевидения, и, как показала практика, услуга мультимедийного ТВ пользовалась огромным спросом на протяжении всего года.

Михаил Силин, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России, подчеркнул, что все больше операторов кабельного и спутникового телевидения стали зарабатывать на рекламе и интерактивных сервисах, так как все меньше возможностей остается для заработка на повышении абонентской платы.

Юлия Шахманова, директор по контенту компании «Триколор ТВ», отметила, что с введением мультиплексов наибольший ущерб понесут небольшие кабельные операторы, а также выступила с предложением строго коммерческих отношений между развлекательными каналами и операторами платного ТВ.

Виктор Кореш, президент ГК «АКАДО», определил отношения операторов и владельцев контента как традиционно сложные и посетовал, что отношения с каналами 2го мультиплекса на данный момент не урегулированы.

Марк Кривошеев, председатель вещательно-исследовательской комиссии МСЭС, главный научный сотрудник НИИ Радио, заявил о появлении нового стандарта качества телевидения высокой четкости. С появлением интерактивного телевидения коренным образом меняется и роль телезрителя – отныне он сам выбирает интересный ему контент. В обозримом будущем есть только один путь развития цифрового телевидения в России – это кооперация компаний и интеграция всех инновационных технологий для достижения совместных целей.

Светлана Шамзон, вице-президент компании «Транстелеком», заявила, что оператор делает крупные успехи в оказании услуг широкополосного доступа даже в небольших городах. По мнению г-жи Шамзон, одной из основных задач настоящего времени является ликвидация цифрового неравенства между столицами и регионами, чем, в частности, занимается компания «Транстелеком».

Андрей Холодный, директор проекта «Медийные продукты» компании «Ростелеком», отметил активный рост рынка в последние годы. Рынок при этом остался открытым как для игроков, так и для регуляторов, что позволяет наладить конструктивный диалог.
Алексей Куколевский, генеральный директор телекомпании НТВ Плюс, обозначил смену эпохи премиального ТВ повседневным спросом. Поэтому философия компании на сегодняшний день заключается в предоставлении премиального контента по разумной стоимости.

Юрий Прохоров, генеральный директор ФГУП «Космическая связь», анонсировал запуск четырех новых космических аппаратов, которые в настоящий момент весьма успешно проходят финальные испытания. До 2015 года компания планирует полную замену орбитальной группировки. По словам г-на Прохорова, в связи с этим можно утверждать, что появление интерактивного ТВ не за горами и в спутниковом сегменте.

Николай Орлов, региональный Вице-президент компании Eutelsat, также подтвердил, что к 2015 году планируется запуск новых спутников. На стенде Eutelsat на выставке CSTB уже можно увидеть тестовую версию формата UltraHDTV.

Николай Орлов, главный редактор журнала «Теле-Спутник», прогнозировал активный рост рынка цифрового телевидения в ближайшие 2-3 года, который затем сменится борьбой за абонентов развлекательных каналов. Существенно усилится роль партнерства операторов и телеканалов. После перехода нескольких центральных федеральных каналов на HD вещание, спрос на данный формат сильно возрастет.

Николай Дубовой, генеральный директор телекомпании «Первый канал. Всемирная сеть», привел канал «Карусель» в качестве примера успешного взаимодействия платного канала с государственными органами, спонсорами и партнерами. Он также подчеркнул, что тематические каналы открыты для диалога и развития интересных совместных проектов с другими операторами.

Роман Столярский, генеральный директор ТПО «Ред Медиа», обратил внимание аудитории на опасную тенденцию - некоторые кабельные операторы предлагают абонентам множество платных каналов по очень низким ценам, что вредит построению цивилизованного рынка.

Надежда Вилкова, Президент Ассоциации АРПАТ, отметила, что, так как с появлением интерактивного ТВ абоненты смогут сами выбирать интересный для них контент, то основной задачей является создание качественного контента, ведь технологии уже способны предоставлять необходимое оборудование для перехода на HD и DVB-T2.

Юрий Припачкин, Президент Ассоциации кабельного телевидения России, поднял вопрос о том, станет ли HD формат стандартом. Участники круглого стола пришли к общему выводу, что несмотря на высокую стоимость и сложность технической стороны вопроса, а также большие затраты на производство и доставку контента, окончательный переход каналов в HD – лишь вопрос времени. Только за последний год число каналов, вещающих в формате HD, рекордно возросло. «В конце концов, сейчас важно следить за тенденциями рынка, как он будет реагировать на изменения форматов в ближайшие 2-3 года, и суметь вовремя сделать правильные ставки на эти изменения. Поэтому подобные дискуссии очень актуальны и полезны для развития отрасли», заявил г-н Припачкин. Почти все участники подтвердили готовность к переходу на новый уровень стандартов высокой четкости.

Цифровое телевидение

Современные ТВ-стандарты (NTCS, SECAM, PAL) существуют уже несколько десятилетий и, казалось бы, должны совершенствоваться, но поскольку это системы аналоговые (т.е. зритель видит электрический аналог изображения), дальнейшее развитие их ограничено. Дело в том, что на каждом участке преобразования и передачи аналогового сигнала происходят искажения, которые, накладываясь друг на друга, ухудшают качество телевизионного изображения. Например, работающий недалеко от телеприемника мощный электромотор может создать существенные помехи на экране.

Аналоговый сигнал непрерывен, и для преобразования в цифровой вид его разбивают на отдельные отсчеты, отстоящие друг от друга на одинаковый интервал времени (дискретизация сигнала). При цифровом кодировании сигнала специальное кодирующее устройство - кодер - способно отсортировать чистый сигнал от промышленных и атмосферных помех, поэтому стабильность параметров ТВ-системы возрастает, правда, объем информации о яркости и цветности сигнала резко увеличивается. Именно поэтому совсем недавно передача цифрового сигнала представлялась неосуществимой, хотя ключ к разгадке этой сложнейшей задачи был заложен в трудах американского инженера Клода Шенона (1916-2001) еще в 1948 г1. В предложенной им теории информации была обоснована избыточность источника сообщений.

Кждй трдлбвй стднт мжт сдть тхнк СМ, дл бздльнк эт слжн.

Если Вам это удалось, можно сделать вывод, что гласные звуки являются избыточной информацией.

Кстати, один из первых алфавитов - угаритский (II тыс. до н. э.) - обходился без гласных букв. Заметим, что в данном случае мы сжимали аналоговую информацию. Сейчас представим себе, что журналист снимает парящую в небе птицу: она движется, но если мы мысленно разобьем это изображение на мельчайшие точки, окажется, что большая часть информации не изменяется (вспомним древних философов - «летящая стрела покоится»). В самом деле, цвет птицы постоянен; если небо безоблачное, трудно отличить один участок фона от другого, и только во время взмахов крыльями изменится информация о геометрических точках изображения.

Бели же каждая минимальная точка на экране (пиксел) будет описана сочетанием цифр, например, 1100, а количество таких точек равно десяти, можно составить цифровую цепочку:

1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100, а можно ее записать короче, т.е. сжать, пользуясь элементарными приемами арифметики: 1100x10.

Отсюда следует вывод, что цифровую информацию можно довольно эффективно сжимать, применяя не только простейшие арифметические действия, но и сложнейшие математические алгоритмы, которые, разумеется, оставим за границами данного издания. Итак, при передаче цифрового сигнала нет необходимости в передаче изображения целиком кадр за кадром (как в кино), можно передавать только разностную (изменяющуюся) информацию. Благодаря современным методам компрессии цифровых данных полоса пропускания видеосигнала значительно сузилась, и на месте одного аналогового канала могут располагаться несколько цифровых.

В США в 1996 г. был принят стандарт цифрового ТВ - ATSC, отдельные телецентры начали вещание в цифровом формате, а с 2006 г. предполагается прекратить аналоговое ТВ-вещание, с оговоркой, что пока 85% зрительской аудитории не будут готовы принимать цифровой сигнал, аналоговое вещание сохранится. Главная проблема внедрения «цифры» заключается в том, что основное количество телеприемников у населения всего мира - аналоговые. Либо их надо заменить на цифровые (за счет телезрителя), либо снабдить население специальными приставками, которые смогут принятый цифровой сигнал преобразовывать в аналоговый (по аналогичному пути пошла российская компания «НТВ-Плюс»). Современный цифровой телеприемник - довольно дорогое устройство, поэтому в переходный период, скорее всего, будет предусмотрена техническая возможность приема цифрового сигнала обычным телевизором.

Телевидение высокой четкости (ТВЧ)

Преимущества цифрового кодирования в телевидении очевидны: даже при приеме «цифры» на обычный телевизор качество изображения повышается из-за отсутствия искажений на различных этапах телевизионного тракта. При этом развертка луча остается чересстрочной и разрешающая способность экрана не возрастает. Для существен-

ного повышения качества телеизображения необходимо ввести новые стандарты для формирования и приема видеосигнала, такой системой является телевидение высокой четкости (ТВЧ). Американский стандарт (ATSC) рассчитан на просмотр передачи как на телеэкране, так и на мониторе компьютера. При этом высокое качество картинки можно получить лишь на экране специального широкоформатного телевизора с 1080 активными строками, чересстрочной разверткой.

Согласно ATSC-стандарту, каждый ТВ-приемник должен декодировать любой из многочисленных (а всего их 18 разновидностей) ATSC-форматов и выводить его точно в соответствии с возможностями конкретного подключенного приемника.

Внешне цифровой приемник ТВЧ отличается от аналогового более широким экраном: если соотношение сторон обычного телевизора составляет 4:3 (ширина к высоте), то в цифровом варианте - 16:9. Качество телевизионного изображения заметно повышается за счет двукратного увеличения строк разложения и прогрессивной развертки (впрочем, развертка может быть и чересстрочной). При прогрессивной развертке яркость экрана может быть повышена на 40%. Количество воспроизводимых деталей на экране возрастает в несколько раз. В новой системе расширена частота сигнала яркости и цветоразностных сигналов, поэтому оптимизирована цветопередача. Многоканальная система передачи звука позволяет добиться эффекта присутствия, так как аудиоинформация поступает к зрителю с разных сторон.

Внедрение ТВЧ требует дорогостоящей модернизации аппаратно-студийного комплекса, но практика вещания в США показала, что уже сегодня число программ ТВЧ в общем времени цифрового ТВ постоянно растет.

Телевизионные экраны

В настоящее время наиболее распространенными являются модели с электронно-лучевыми трубками, они хорошо воспроизводят оттенки цветов, но имеют существенное мерцание и довольно большие габариты по глубине. Громоздкость обусловлена тем, что расстояние от электронной пушки до экрана должно быть пропорционально его размерам. Некоторые компании приступили к выпуску мониторов с искривленной траекторией пучка электронов в ЭЛТ. Возможно, это позволит значительно приблизить пушку к экрану, тем самым почти вдвое уменьшить глубину трубки. Мерцание экрана имеет вредное воздействие на зрение, поэтому их рекомендуют смотреть в сочетании с «гигиеническим светом» (рассеянным дневным или лампами накаливания, значительно превосходящими частоту мерцания экрана). Кроме того, зритель находится в поле действия токов сверхвысокой частоты (СВЧ).

Следующее поколение экранов основано на изменении прозрачности жидких кристаллов под воздействием электрического поля. Такие мониторы называют жидкокристаллическими. Они имеют малый вес и габариты по толщине, но главное, полностью исключают влияние СВЧ и мерцания. При этом они имеют существенные недостатки: цветопередача уступает данному параметру экранов с электронно-лучевыми трубками, а зритель, смотрящий на монитор не под прямым углом, видит ухудшенное изображение. Маленький угол обзора создает проблемы для увеличения размера экрана. Тем не менее технология совершенствуется, и диагональ современных жидкокристаллических мониторов перевалила за один метр.

Наиболее дорогостоящими являются плазменные экраны. Они лишены мерцания, имеют минимальный размер по глубине, картинка имеет одинаковую четкостъ по всему рабочему полю, плюс ко всему они легко масштабируются. Плазменными панели называются потому, что на каждый пиксел экрана подается высокое напряжение, под воздействием которого газ (ксенон) переходит в состояние холодной плазмы. Новые ТВ-приемники, скорее всего, будут комплектоваться всеми вышеназванными типами экранов но главное, они должны быть универсальными и пригодными для использования во всех странах мира.

Объемное телевидение

С теоретической точки зрения добиться эффекта объемного изображения довольно просто: достаточно взять две телекамеры, расположить их объективы в точках, соответствующих расстоянию между глазами человека, а далее обеспечить раздельное видение снятых изображений правым и левым глазом, так как рельефное видение мира человек получает благодаря рассматриванию предметов двумя глазами (бинокулярное зрение). Если смотреть на предмет одним глазом (монокулярным зрением), удаленность предметов друг от друга определяется менее точно.

В нашей стране теоретические разработки в области стереотелевидения начались еще в 1949 г. под руководством профессора П. В. Шмакова в Ленинграде, и уже в 1950 г. была создана стереоскопическая установка. Разработки цветного стереотелевидения связаны с расширением спектра частот канала передачи: так как цветная видеоинформация передается тремя сигналами (одним яркости и двумя цветоразностными), то для стереоизображения необходимо использовать шесть сигналов (по три для каждого глаза). Чтобы сузить частотный спектр, наши ученые стали передавать видеоинформацию для одного из глаз в черно-белом изображении, а для другого - в цветном, при этом зритель видел полноценную цветную картинку, так как мозг определял суммарное качество по лучшему изображению.

Для раздельного рассматривания информации правым и левым глазом можно воспользоваться специальными очками с цветными фильтрами (анаглифная сепарация) или использовать оптический растр. Простота использования очков небесспорна с медицинской точки зрения: глаза сильно утомляются, так как хрусталик глаза не может перефокусироваться с ближних предметов на дальние. Применение оптического растра существенно усложняет создание телеприемника.

В начале 1980-х гг. в Германии и Японии проводились экспериментальные стереоскопические передачи с анаглифной сепарацией, позднее в США была опробована растровая система. На пути внедрения стереотелевидения стоят немало проблем, но одна из существенных та же, что и на заре внедрения цветного ТВ, - возможность принимать видеоизображение на имеющиеся у населения приемники.

Заслуживают внимания разработки в области трехмерного телевидения путем внедрения рядом с сигналами цветности сигнала дальности (RGBD - D от англ. distance). Инфракрасный лазерный луч при съемке «замеряет» дальность до каждого предмета.

Специалистами разных стран проводятся исследования в применении многоракурсного и голографического телевидения, некоторые из них даже полагают, что при помощи ТВ в будущем возможно будет передавать не только визуальную объемную информацию, но и запахи, так как известно, что пахнущие вещества воздействуют на обонятельный эпителий, и его поверхность становится электроотрицательной по отношению к остальной ткани. Если действительно наш мозг определяет запахи из-за воздействия электрических разрядов на отдельные рецепторы клеток, то с технической точки зрения передача запаха осуществима: ведь телевидение стало возможным благодаря преобразованию света в электрические сигналы, а радио - преобразованию звука в электрические сигналы.

Все предыдущие десятилетия существования телевидения были периодом аналогового телевидения. По мере развития техники обнаружился ряд недостатков, ограничивающих его дальнейшее развитие. Среди причин, ограничивающих развитие качества ТВ-изображения, следует назвать слабую помехозащищенность аналогового сигнала.

Повысить качество телевизионных программ при передаче их на большие расстояния можно при помощи принципиально нового способа - цифрового. Дальнейшее совершенствование цветных телевизоров идет в направлении широкого внедрения цифровых методов обработки сигналов, управления и контроля за их работой.

К числу наиболее существенных достоинств цифрового способа передачи следует отнести возможность получения высококачественного телевизионного изображения благодаря практическому отсутствию искажений формы сигнала и повышению помехоустойчивости и упрощению обмена телевизионными программами между странами, имеющими различные стандарты.

Цифровые сигналы имеют множество преимуществ, однако для работы с ними требуются совершенно новые технические средства. Поэтому переход осуществляется постепенно, в несколько этапов.

На первом этапе, т.е. уже сегодня, происходит замена некоторых блоков аналоговых телевизоров цифровыми. Функции, выполняемые цифровыми устройствами, обеспечивают улучшение качества изображения.

Внедрение цифровых устройств на этом этапе практически не изменяет функциональной схемы - просто на входе и выходе цифрового блока будет присутствовать аналоговый сигнал.

Второй этап не представляет интереса для потребителей, так как коснется только передающей стороны. На этом этапе цифровыми станут только комплексы телецентра.

Третий этап будет характеризоваться созданием полностью цифровых телецентров. Однако сигнал на выходе телецентра останется аналоговым, так как парк телевизоров еще не будет цифровым.

Четвертый, заключительный, этап будет характеризоваться созданием полностью цифровых телевизионных приемников. Цифровые домашние телевизоры, которые появятся в ближайшем будущем, превратятся в устройства, позволяющие осуществлять обратную связь с источниками видеоинформации: вычислительным центром, справочными службами, библиотеками и др.

Системы телевидения высокой четкости, принятой как единая Система на сегодня, в мире нет. Существующие системы цветного телевидения SECAM, PAL, NTSC, работающие в стандартах с разложением строк и с частотой кадров 625/50 и 525/60 и с форматом кадра 4:3, уступают в два-три раза качеству изображения на киноэкране.

Потребность в улучшении качества привела к необходимости создания систем телевидения высокой четкости ТВЧ - High Definition, Television (HDTV).

Телевидение высокой четкости должно передавать и воспроизводить изображение, которое по качеству совершенно или почти не отличается от оригинала. В 1990 г. МККР были приняты рекомендации по параметрам единой системы ТВЧ. В них содержится предложение разработать цифровую систему ТВЧ с прогрессивной разверткой, форматом 16:9, числом отсчетов 1920 в строке.

До завершения работ по разработке ТВЧ ведущие телевизионные фирмы мира начали совершенствовать существующие системы. В результате появились системы PAL-plus и SECAM-plus. Их разработку проводили фирмы GRUNDIG, NOKIA, PHILIPS и THOMSON.

Цифровое телевидение - это новое поколение телевизионной техники, в которой передача, обработка и хранение телевизионного сигнала осуществляются в цифровой форме. По сравнению с аналоговым телевидением применение методов и средств цифрового ТВ обеспечивает ряд преимуществ. Они заключаются:

В существенном увеличении количества телевизионных программ, передаваемых в том же частотном диапазоне;

В повышении помехоустойчивости трактов передачи и записи телевизионных сигналов;

В повышении качества изображения и звука в телевизионных приёмниках с обычным стандартом разложения;

В возможности создания телевизионных систем с новыми стандартами разложения (телевидение высокой чёткости);

В возможности создания интерактивных телевизионных систем;

В передаче в телевизионном сигнале различной дополнительной информации, превращении телевизионного приёмника в многофункциональную информационную систему.

Перечисленные возможности обусловлены как самими принципами, присущими цифровому телевидению, так и наличием разнообразных алгоритмов, схемных решений и мощной технологической базы.

В мае 2004 года правительство РФ признало целесообразным внедрить в России европейскую систему цифрового телевизионного вещания (DVB - Digital Video Broadcasting). Сейчас в опытном режиме ведется цифровое вещание в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Министерство информационных технологий и связи объявило о намерении в ближайшие годы запретить импорт аналоговых телевизоров и прекратить их производство в России. Полный переход на цифровое ТВ планируется завершить к 2015 году.

Российские телевизионщики не стали первопроходцами в этой области, во многих странах уже идет массовый переход на «цифру». В октябре 2005 года американский Сенат одобрил законопроект, согласно которому в 2009 году аналоговое телевидение в США будет полностью заменено цифровым. Великобритания начала снижать долю аналогового оборудования еще в 1998 году, и сегодня цифровой сигнал способны принимать более 73% британских семей. В Японии цифровое вещание охватит все крупные города к концу 2006 года, и, согласно приказу министерства внутренних дел и коммуникаций, уже сейчас на все поступающие в продажу аналоговые телевизоры приклеивают специальные ярлыки, предупреждающие покупателей о том, что с июля 2011 года аналогового телерадиовещания на территории страны не будет.

Чем вызваны столь активные шаги по внедрению цифрового телевещания? Прежде всего, борьбой за зрителя. Цифровое телевидение дает гораздо более высокое качество картинки стандартной четкости и возможность вещания телепрограмм в формате высокой четкости с многоканальным звуком.

Играет роль и дефицит частот. Практически весь метровый и большая часть дециметрового диапазонов уже заняты. Не хватает частот государственным службам и компаниям, предоставляющим услуги беспроводной связи. Особенно остро эту проблему ощутили полиция и спасатели США во время терактов 11 сентября 2001 года и обрушившихся на страну ураганов.

Цифровая технология позволяет при той же полосе пропускания сигнала увеличить число транслируемых каналов в несколько раз. Это происходит благодаря сжатию информации, содержащейся в исходном видеосигнале. Конечно, в сжатом сигнале часть данных теряется, но особенности человеческого зрения и слуха не позволяют заметить изменения.

Для приема цифрового телевизионного сигнала нужен специальный телевизор, но подойдет и тот, что сейчас стоит дома, если он оснащен приставкой-декодером.

С приходом цифрового телевидения упростится обратная связь вещателей со зрителями. Уже сегодня на российских телеканалах наблюдается тенденция вовлекать зрителей в происходящее на экране. Им предлагают принимать участие в голосованиях, опросах, конкурсах, для чего следует позвонить по телефону, указанному на экране, или послать SMS-сообщение. В будущем послать сообщение можно будет с помощью одного лишь пульта управления, воспользовавшись обратным каналом - из тех, по которым сейчас осуществляется связь с Интернетом (кабель городской телефонной сети, линия ADSL, выделенная линия или сотовая связь). Можно получать дополнительную информацию, голосовать, приобретать товары и услуги и даже общаться с другими зрителями, не отрываясь от просмотра передач.

Уже сегодня клиенты операторов цифрового ТВ могут пользоваться всеми его благами. Остальным остается только подождать - совсем немного.

Все большее распространение в мире получает так называемоекомпьютеровидение - своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, чтоболее повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения - школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры - один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения. Но в электронные игры включаются не только дети. Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее возможности для «бизнес-график» - машинного проектирования, особенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией.

Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению.

К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс - принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб - систем передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с термином «видеотекст», означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется «телетекстом». Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией.

Недалек и тот день, когда можно будет «дозировать» объем сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания «Video Freedom» из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель сможет легко и просто контролировать содержание любой программы. Специальная система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий.

Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в стадии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критически относится к отдельным телепрограммам.

Современное развитие телевидения идет по пути все большей массовизации производства и индивидуализации потребления. Несомненно, учет специфики и возможностей каждого вида тележурналистики, а также потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией телеэкрана, - перспективный путь организации деятельности и планирования системы информации, распространяемой аудиовизуальными средствами.

Написание данной статьи продиктовано отчасти техническим прогрессом, развитием аудиовизуальной отрасли, которое наконец-то захлестнуло нашу страну. Также есть необходимость внести ясность, что же все-таки такое цифровое эфирное телевидение и какие преимущества оно дает абоненту.

Глоссарий

Мультиплекс – (пакет телевизионных каналов (сервисов)) - перечень телевизионных каналов и радиоканалов, телерадиотрансляция которых осуществляется с использованием одного радиочастотного канала;

РТРС-1 – пакет из десяти каналов. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года №715, № 456 от 17 апреля 2012 г., № 167 от 24 апреля 2013 г. обязательными общедоступными телеканалами являются: Первый канал, «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Культура», НТВ, детско-юношеский телевизионный канал, «5 канал. Санкт-Петербург», ОТР, «ТВ Центр - Москва»

РТРС-2 - пакет из десяти каналов. Сформирован в соответствии с решениями Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию от 14 декабря 2012 года и от 18 декабря 2013 года. Состав пакета: «РЕН ТВ», «СПАС», «СТС», «Домашний», «ТВ-3», «Спорт Плюс», «Звезда», «Мир», «ТНТ», «Муз ТВ»

DVB (Digital Video Broadcasting) - общий открытый европейский стандарт цифровой передачи мультимедиа, принятый Европейским союзом телевещания ETSI (European Transmission Standards Institute) и обеспечивающий высокое качество трансляции.

DVB-T2 - стандарт цифрового наземного телевизионного вещания, разработанного в рамках проекта DVB

Применение этого стандарта утверждено распоряжением Правительства РФ №287-р и решением Государственной комиссии по радиочастотам от 16 марта 2012 года.

DVB-T2 – это последнее поколение европейского стандарта эфирного (наземного) цифрового телевидения DVB-T. В стандарте DVB-T2 на 30% увеличена емкость сетей цифрового эфирного телевидения, по сравнению с предыдущим стандартом, при той же инфраструктуре сети и частотных ресурсах.

Модуляция COFDM - (Coded Orthogonal Division Multiplexing), модуляция специально разработана для борьбы с помехами при многолучевом приеме.

DVB-H – версия стандарта цифрового наземного телевизионного вещания, разработанного специально для мобильных устройств. отличается от DVB-T тем, что он оптимизирован для мобильного приёма: программа передаётся на терминал не постоянно, а короткими пакетами затем приёмник на время выключается и идёт воспроизведение из буфера. Таким образом экономится энергия батарей, а сама система становится менее чувствительной к помехам.

ASO - (analog switch-off), момент отключения последнего аналогового передатчика

Согласно концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации в ближайшие годы, предполагается массовый переход от аналогового телевещания к цифровому, в стандарте DVB-t. Это версия или «разновидность» стандарта DVB описывающая именно наземное вещание.

Для начала необходимо определиться с частотным диапазоном: в отличие от аналогового наземного вещания, которое работает в диапазоне 48 – 862 МГц (МВ и ДМВ) в цифровом эфирном вещании диапазон, как правило, сужен только до ДМВ диапазона: 470 – 862 МГц.

Это требование продиктовано рядом причин: самим принципом формирования цифрового эфирного сигнала, природой распространения радиоволн, оптимальным соотношением затухания сигнала и мощностью передатчиков и размерами приемных антенн.

Правильный выбор антенны

Прием цифрового эфирного ТВ можно вести с помощью уже имеющейся антенны, которая принимала аналоговые сигналы ДМВ диапазона. Условие только одно – уверенный прием аналогового сигнала без помех; если антенна была «так себе», ее необходимо заменить на более эффективную. Потери при приеме сигнала могут быть также от некачественного коаксиального кабеля или разъемов. Уровень сигнала цифрового наземного телевидения может быть ниже чем у аналогового, при этом изображение на экране телевизора выглядит значительно лучше: без шумов, помех и наводок часто свойственных обычному эфирному ТВ.

Таким образом, при первом приближении конечный абонент получает только выгоду:

Можно использовать комнатные ДМВ антенны в зоне уверенного приема

ТВ картинка без помех на всей зоне уверенного приема

Преимущества цифрового вещания: телегид, стереозвук и т.д.

Однако есть и некоторые недостатки:

Необходимость покупки абонентом телевизионной эфирной приставки

В случае вещания только первого мультиплекса возможно уменьшение количества принимаемых каналов

Также остаются нерешенными еще ряд вопросов:

Будет ли кодированным сигнал всех мультиплексов включая первый?

Если да, то будет ли система условного доступа «адресной» как в случае с Триколор ТВ?

Будет ли платным второй мультиплекс?

Какая СУД будет использована для защиты контента?

Алексей Малинин, генеральный директор РТРС в своем интервью общественно-политическому журналу «Итоги» говорит:

- Какое-то решение на уровне государства уже принято?

- Окончательно - нет. Мое личное мнение: второй мультиплекс должен точно так же быть общедоступным для граждан нашей страны и иметь такую же зону распространения, как и первый мультиплекс. И вот почему. Не вызывает сомнения, что он будет иметь внутри себя серьезную региональную составляющую - об этом говорил и президент РФ, и министр связи, - то есть сохранится вещание региональных компаний, которые осуществляют врезку в эфир центральных каналов. Думаю, будет справедливо, если часть затрат по распространению этого пакета каналов на всей территории области, края, республики и субъектов Федерации возьмут на себя региональные власти. Тем самым они взяли бы на себя те же обязательства по отношению к региону, что и федеральная власть по отношению к первому мультиплексу.

Некоторые спросят: а для чего вообще это все надо? Ведь и так неплохо все показывает у меня на даче?

Цифровое эфирное ТВ имеет ряд преимуществ над аналоговым.

Мобильность.

Высокое качество картинки и звукового сопровождения. (если повезет – зависит от вещателя)

Необходимый уровень сигнала для качественного просмотра телеканалов в цифровом формате ниже, чем в аналоговом. Другими словами, там, где аналоговое ТВ будет идти с шумами и помехами, цифровой сигнал пройдет в том качестве, в котором он формируется в телевизионных студиях.

Увеличение числа передаваемых каналов на частоте одного аналогового канала (ширина полосы 8 МГц) за счет использования формата сжатия MPEG-4.

Простое и быстрое подключение. (в большинстве случаев достаточно ДМВ антенны)

Дополнительные услуги (телегид, цифровой стереозвук и т.д.)

В каких регионах? Когда?

Согласно постановлению от 3 декабря 2009 г. №985 О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы»

Http://government.ru/gov/results/8562/

Регионами 1-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2010 год) стали 12 регионов, 2089 пунктов вещания, с объемом финансирования - 2862 млн. рублей, в частности:

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область.

Регионами 2-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2011 - 2012 годы) являются 27 регионов, 1554 пункта вещания, с объемом финансирования - 3299 млн. рублей, в частности:

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Каpачаево-Чеpкесская Республика, Республика Карелия, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область,

Регионами 3-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2012 - 2013 годы) являются 39 регионов, 1582 пункта вещания, с объемом финансирования - 4286 млн. рублей, в частности:

Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Ставропольский край, Архангельская область, Владимирская область, Вологодская область, Ивановская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, г. Москва, Ненецкий автономный округ.

Регионами 4-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2013 год) являются 5 регионов, 1275 пунктов вещания, с объемом финансирования - 1549 млн. рублей, в частности:

Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Подготовка к переходу на цифровое наземное вещание в регионе включает:

Разработку системного проекта сети цифрового телевизионного вещания в регионе; ввод оператором связи в эксплуатацию сети цифрового вещания 1-го мультиплекса с охватом вещания, эквивалентным зоне аналогового вещания в регионе

А как же обстоит все на деле?

На несколько вопросов согласился ответить ведущий менеджер по закупкам компании поставщика и разработчика вещательного цифрового оборудования Александр Петров:

- Какие регионы реально уже начали вещание?

- В РФ есть 2 пути перехода на цифровое вещание: первый – это федеральная программа цифровизации за счет федерального бюджета, при этом в большинстве регионов созданы проекты таким образом, чтобы в случае наращивания сервисов не потребовалось переоборудовать антенно-фидерные системы. Но, некоторые регионы уже запустили вещание самоcтоятельно не дожидаясь финансирования – например это Казань и Екатеринбург. (второй путь цифровизации)

- Кто-то работает с опережением графика?

- В настоящий момент в 81 субъекте РФ завершено или начато строительство сети. А в 80 - начато цифровое эфирное вещание пакета цифровых телеканалов РТРС-1 (первый мультиплекс). Из 83 субъектов РФ лишь два субъекта только готовятся приступить к стройке. Это Республика Башкортостан и Ямало-Ненецкий ОА.

На сегодняшний день введено в эксплуатацию 2 634 объекта.

В нескольких регионах вещание было начато давно и действительно заметно некоторое опережение графика. Например, в Санкт-Петербурге уже в 2003 году вещались цифровые сервисы на частоте 34 канала. В настоящий момент по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уже два года вещаются цифровые каналы DVB-T2.

В первый этап также попали регионы дальнего востока, например Еврейский АО.


Опыт внедрения цифрового телевидения в Испании:

Обратимся к опыту Испании - страны, которая уже в 2010 полностью перешла к цифровому вещанию:

Kantar Media/TNS Sofres, предоставляла информацию о развитии цифровой технологии. Согласно цифрам этого агентства, 2009 г. стартовал с лишь 43,7% всех испанских домохозяйств, находящихся в состоянии готовности к приему эфирного цифрового телевидения. Понятие готовности означало, что домохозяйство находится в зоне цифрового вещания, здание снабжено антенной, способной принимать цифровой сигнал, и в нем имеется по крайней мере один аудиовизуальный прибор. Однако к марту эта цифра превысила 50%, а к концу года уже 77,4% всех домохозяйств были охвачены новой технологией.

В процессе перехода было отмечено, что потребители не спешили обзавестись цифровым тюнером. Испанским государственным органам приходилось вести большую информационно-разъяснительную работу в регионах, где планировалось отключать аналоговое телевидение для того, чтобы население данных регионов позаботилось о покупке внешнего тюнера(сеттоп-бокса). Об этом свидетельствует тот факт, что, по данным GfK R&T, спрос на внешние тюнеры был вялым до тех пор, пока не подходил срок отключения аналогового ТВ, и тогда внешние тюнеры начинали слетать с полок, словно пирожки. Данная тенденция спроса была зарегистрирована во всех регионах.

С 2007 г. темпы продажи телевизоров и DVD-плееров, снабженных встроенным тюнером, постоянно росли по сравнению с продажами внешних тюнеров. В том же году интегрированные цифровые тюнеры стали преобладать как вид цифрового приемника, приобретаемого испанскими домохозяйствами. По итогам 2009 г. 61% всех приобретенных населением декодеров были интегрированными. Из них примерно три четверти являлись тюнерами, встроенными в плоскоэкранные телевизоры. В 2006 г. телевизоры со встроенными цифровыми тюнерами составили около 16% всех купленных телевизоров, в 2008 г. их доля превысила 50%, а в 2009 г. она составила 98%. В процессе замены телевизоров с аналоговым тюнером на телевизоры с цифровым тюнером определяющую роль сыграли как соответствующие предложения производителей, так и информированный спрос, ведь с 2008 г. этикетки на видеотехнике по закону должны были содержать информацию о наличии встроенного цифрового тюнера. В январе 2010 г. число приобретенных населением Испании цифровых приемников превысило 27 млн. – по сведениям GfK, а процент подключившихся к DVB-T в испанских домах составлял 80,8% (