«Семья и вера – две стороны одной медали. Кто станет участниками конгресса

Сайт Семья и вера православной церкви, согласно своему названию, рассчитан на семейных людей. Так ли это на самом деле? Действительно, даже вскользь пробежавшись глазами по названиям разделов православного сайта Семья и вера, можно заметить, что он ориентирован преимущественно на молодые семьи. Здесь можно получить ответы на многие вопросы, касающиеся как духовных, так и бытовых , а их, как правило, всегда немало. Помимо всех типичных трудностей, сопровождающих молодые пары в первые годы брака, православная семья испытывает еще и сложности с воспитанием детей в духе христианских традиций, которые в последние годы, правда, возрождаются, но пока все чаще внешне.

Читая православный сайт о семье и вере, молодые люди могут получить представление о том, как решать возникающие разногласия, как не разочароваться друг в друге, как работа над своими недостатками может позитивно повлиять на супруга/супругу и так далее. Ведь, чего греха таить, большинство из нас воспитано в атмосфере гордыни, во времена, когда семьи распадались из-за пустяков, поэтому опыту правильной семейной жизни мы вынуждены учиться в буквальном смысле по книгам.

Православный сайт о вере и семье, посвященный семейным отношениям

Почему православный сайт Семья и вера пользуется популярностью? Потому что чем дальше, тем больше мы понимаем, что становление духовно зрелой личности, воспитание в ней нравственных и , гражданской и общественной активности идет своими корнями именно из семьи. Молодые люди постепенно начинают понимать, что одна из самых больших ценностей в жизни – это отношения с нашими близкими, и поэтому над ними следует работать ничуть не меньше, чем над своей внешностью, карьерой или образованием.

Православный сайт Семья и вера содержит уникальные и интересные рубрики, которых нет на других популярных православных порталах, помогающие узнавать больше об отношениях с самого их начала: «Жених и невеста», «Муж и жена», «Папа и мама», «Воспитание детей», «Трудности в семье». Найти здесь грамотные и квалифицированные ответы на волнующие вопросы могут даже люди, далекие от православия, поскольку при всей своей специфике православные семьи все же чаще всего сталкиваются с проблемами, свойственными всем: отсутствие терпения по отношению к спутнику жизни и охлаждение чувств. На православном сайте Семья и вера рассматриваются ситуации, свойственные как молодым семьям, так и супругам со стажем.

Православный сайт посвященный Вере в семье и проблемам совместной жизни

Что делать, если муж не хочет помогать в уходе за ребенком? Должен ли быть в семье главный? Какие опасности могут подстерегать молодоженов? Кто должен первый идти на уступки после ссоры? Именно с этими и многими другими вопросами сталкиваются молодые люди, решившие соединиться брачными узами.

На православном сайте Семья и вера консультируют и священнослужители, которые освещают проблемные вопросы с духовной точки зрения, и профессиональные психологи, с помощью которых можно посмотреть на ситуацию с точки зрения науки о душе. К сожалению, многие молодые православные семьи распадаются из-за того, что супруги не считают нужным обращаться за консультацией: им кажется, что раз они повенчались, то должны терпеть невзгоды и проблемы,

Как помочь детям пережить подростковый период? Почему некоторые воспитанники воскресных школ уходят из Церкви? Нужен ли в православной гимназии греческий язык? Что делать, если подросток слушает рэп? На эти и другие вопросы ответила гость XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений Татьяна Юрьевна Смирнова — заведующая сектором образовательных учреждений Московской епархии, директор православной школы «Образ»

Какой должна быть воскресная школа, чтобы ее выпускники оставались в Церкви? Своим опытом с руководителями и преподавателями воскресных школ Саратовской епархии поделился настоятель храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин. Открытая лекция гостя из Москвы прошла в Саратовской православной духовной семинарии 14 декабря в рамках XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений «Молодежь: свобода и ответственность»

«Что Бог сочетал, того, человек да не разлучает»,— в Евангелии мы видим совершенно четкое указание на невозможность развода для верующего человека, кроме как по причине измены. Но сегодня разрушается множество семей верующих людей и даже священнических. Более того в Социальной концепции Русской Православной Церкви мы находим указание на целый ряд ситуаций помимо измены, разрешающих развод. Неужели мы допускаем отступление от слов Христа?! Можно ли развод предотвратить, и как жить, если избежать его все же не удалось?

«Конечно же, я не занималась бы фондом и всеми вопросами, связанными с его деятельностью, если бы не сложившаяся ситуация», — говорит моя собеседница Наталья Коваценко — директор Фонда социальной поддержки семьи и детства «Океан», помогающего семьям с детьми-аутистами, и сама мама такого ребенка. Так она отвечает себе на вопрос «для чего мне это послано?»

«Мой сын пьет» — с этой жалобой чаще всего приходят к священнику или психологу матери людей, страдающих алкогольной зависимостью. И мало кто догадывается, что плодотворную почву для того, чтобы этот тяжкий недуг поразил их близких, они подготовили сами. О родительских ошибках, из-за которых дети вырастают зависимыми людьми, на лекции «Роль семьи в формировании зависимостей и избавлении от них» говорил кандидат богословия, член правления Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», настоятель храма в честь Архангела Михаила г. Талдом Московской епархии протоиерей Илия Шугаев. Лекция прошла в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство в сфере утверждения трезвости и профилактики алкоголизма»

По церковному праву измена считается одним из наиболее веских оснований для расторжения брака. А, между тем сегодня в обществе существует стойкое убеждение, что нет пар и семей, в которых хоть раз не случилось бы измены. В какой момент она начинается? Существует ли разница между мужской и женской изменой? Должен ли христианин, совершивший измену, признаться в содеянном своей супруге или супругу? Возможно ли после измены сохранить семью?

Сегодня люди уже не так боятся обращаться за помощью к психологам не только в экстремальных ситуациях, но и в любых сложностях. И это правильно, потому что не всегда человек способен объективно оценить себя, увидеть совершенно очевидное и предпринять именно те действия, которые приведут ситуацию к желаемому результату. Учебный год набирает обороты, и мы попросили саратовского православного психолога Тамару Пенкину рассказать, как родителям понять, почему возникают проблемы в учебном процессе и как помочь ребенку справиться

Сегодня, когда речь заходит о рождении детей в семье, рядом неуклонно возникает вопрос планирования, и тут в адрес христиан снова летят обвинения в мракобесии, поскольку в христианских семьях рождается детей столько, сколько дает Господь. И это — позиция. На чем она основывается? Христианская семья должна быть многодетной — шаблон или реальность? Допустимо ли в такой семье ставить вопрос планирования рождения детей? Если при ЭКО не уничтожаются эмбрионы, можно ли христианской семье прибегнуть к этой процедуре? Становиться ли приемными родителями и как оценить свою готовность к этому? Появление ребенка — испытание для прочности брака? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

Почему происходят разводы в православных семьях? Как бороться с охлаждением в вере воцерковленному человеку?

На вопросы о духовных противоречиях в жизни православных христиан отвечает - опытный пастырь, духовник Московской епархии.

– К несчастью, даже в церковных семьях случается такая трагедия как развод или супружеская . Выходит, церковная жизнь от этого не может застраховать?

Протоиерей Георгий Бреев

– Задача Церкви – заложить глубокие основы веры. Если человек только формально принадлежал к Церкви – вроде, причащался, исповедовался, но не принял того духа, того откровения Божьего, слова евангельского, данного Богом человеку Закона Божьего – то его жизнь становится, по слову Спасителя, храминой, построенной на песке. И апостол Павел повторяет: на чем ты строишь? На песке? Или на твердом фундаменте?

Камень – это вера. Если человек действительно понял, что вера – это основа из основ, то он и жизнь свою будет на ней строить, и семью, и поймет, что, вступая в брак, нельзя себе сказать: «Я годик-два потерплю, а потом поживу в свое удовольствие и посмотрю, подошел мне человек или не подошел». Вера заставляет видеть в брачном союзе первообраз Христа и Церкви. И это нужно не только продумать, но и сердцем прочувствовать. И уже заранее, определив себя на брак, сказать себе: «Да, как бы моя жизнь не сложилась, никого другого я себе искать не буду. Другими соблазнами я не прельщусь или по крайней мере их преодолею».

Мне кажется, сейчас вся трудность в том, что люди не понимают, что такое брак. Они вступают в брак, причем, есть тенденция к ранним отношениям – а, а потом проходит год или два – и начинают копаться друг в друге. Это не подходит, другое тоже, он ленивый, он меня содержать не хочет… С самого начала даже не думают о том, чтобы заложить фундамент под свой дом семьи. Просто свобода отношений: как получится, куда понесет меня, то со мной и будет. Это свобода, в которой нет ничего существенного и разумного, для многих семей является предопределяющей к развалу.

Каждому священнику приходится ежедневно сталкиваться с тем, что приходит и просит совета юноша или девушка: «Мы живем так, но все-таки хотим создать семью». Мы начинаем объяснять: «Правильно, молодцы, грех ваш покроется, и семья сложится, и дети… А иначе – как же можно на воздухе строить? Вы ведь никому не обязаны: ни друг другу, ни стране, ни Церкви. Конечно, в таком случае ничего серьезного быть не может, только трагедия».

А некоторые же и просто привыкают к такому образу жизни. Подумаешь, пожили так года два, не подошли друг другу и разошлись – а там и новые увлечения, новые ошибки. Потом уже опомнятся: время прошло, а ни семьи, ни детей, никого… Жизнь прошла в беззакониях и ничем уже не радует ни самого человека, ни других людей.

В Церкви тоже есть такие случаи. Это редко бывает у глубоко воцерковленных людей, а новоначальным или нерегулярным прихожанам часто приходится объяснять, что им надо задуматься о своей жизни, что живут они в грехе прелюбодеяния, им к Чаше приступать нельзя, и вообще такое состояние может вызвать только сожаление.

Что касается разводов. Распространена ситуация, когда живут муж с женой, любят друг друга, дети есть – и тут муж пошел в гору. Высокая должность или свое дело – и вот человек, разбогатев, начинает рассуждать: «Мне жена моя не подходит». Ну конечно, он разбогател, вокруг него появляются молодые особы – и он начинает заводить связи на стороне, семейная жизнь разрушается. Жена приходит в храм, молится, плачет – жили хорошо, душа в душу, хотя и бедно, а теперь – все. А муж говорит: «Я для вас пожил, теперь должен для себя пожить». И начинает для себя жить, пока средства позволяют.

И ведь это бывает даже у людей церковных! Потому что если человек говорит: «Я верю!» – это еще не значит, что он пойдет узким путем, как заповедовал Господь, и никогда не оступится. Человек думает: «Даст Господь благополучие – радоваться буду, нет – тоже слава Богу». А жизнь-то в Прокрустово ложе не уложишь. Она всегда шире, она всегда открывается нам новой стороной. И вот тут-то наступает испытание веры. Есть вера, есть страх Божий? Остается человек с женой и детьми. А многие, очень многие, разбогатев или получив иные какие возможности, начинают думать, что для них уже новые законы…

– То есть такие вещи происходят от отсутствия веры?

– Конечно. Но давайте вспомним слова Писания: «И бесы веруют и трепещут». Но не престают делать злые дела. Для нас вера – это прозрение в духовный мир. Он есть, он реален. Бог создал, чтобы мы его наследовали. Если в моем сознании, в моем сердце это есть – то есть живое чувство союза – тогда я могу преодолеть множество препятствий.

А если «я верю», но настоящего глубокого чувства нет – тогда, действительно, страсти могут меня обуревать, а я могу оторваться от Церкви и от семьи. Хотя спроси меня – да, я верю, в душе верю, даже хожу в церковь и могу приехать в монастырь и сказать, какой я окаянный. А вот изменить себя уже не могу.

Можно ли такого человека к воцерковленным отнести?..

– Отец Георгий, расскажите, как учиться вере? Может, кому-то это просто не дано?

– Если я принял истины веры в сердце, если я понял, какая это великая сила, если я пережил это – как благ Господь, как Он всемогущ, как действует сила Его благодати, как она меня ведет – одним словом, если человек действительно обращается к Богу, то и Господь ведет его за руку. У святых отцов это освещено: есть период детоводительства, когда душа видит себя, обращенной к Богу. Таких людей легко узнать, они прямо изнутри – настолько их вера является внутренне преобразующей силой.

Сначала Господь ведет человека, как мать ведет ребенка, а потом отпускает: «Сам иди, ножками». И вот здесь-то у многих людей не хватает мужества, постоянства – самому, без руки Божьей идти страшно, и вот тут человек может себя потерять.

Возьмем евангельский пример. Апостол Петр сидит в лодке с апостолами, море бушует. Они видят Христа, и все приходят в ужас. А Петр говорит: «Господи, если это Ты, дай мне придти к Тебе по водам». И Господь отвечает: «Иди». А волна между Петром и Христом встала – и Петр испугался и стал утопать. Так же и в мире.

Петр, идущий по воде. Алессандро Аллори

Если человек получил от Бога большой дар веры, то он должен понимать, что сила этой веры со временем может быть не так очевидна. Но человек, знающий духовную жизнь, знает и то, что теперь должен идти сам. Да, Бог мне много дал, а теперь я должен сам потрудиться, потерпеть. Это будет правильное отношение к вере.

Если же человек никогда такого опыта не переживал, то и вера у него «как все верят».

Помните, в Евангелии: «Вышел сеять»? Упало зерно на каменистую почву, и птицы поклевали его. Вера дана, человек принимает ее, но мир таков – а человек живет в мире. Но и Церковь в мире существует, и Господь основал Ее в мире, а не где-то далеко. Напротив, Он сказал, что пшеница и плевел будут расти вместе до скончания века.

В сердце должна быть решимость. Раз ты понял, раз тебе дана эта сила, эта благость Божья, ты испытал ее на себе – как же ты можешь отступить, если тебе трудно? Нет, трудность должна укреплять и закалять. И даже наоборот, Сам Бог покажет, что делать, и поможет.

А если нет такого понимания – то, конечно, любая волна подхватила нас и понесла. И мы будем вопить: «Господи, спаси – я погибаю».

Вера, конечно, дана. Но человек должен, оценив ее, взвесив, поняв, что ничего равного в мире быть не может, сам избрать ее как основной принцип жизни. Тогда он может устоять и пройти все испытания. О том, что в жизни бывает не так, говорит само Евангелие. Смотрите, как много перечисляется в притче о сеятеле: упало на камень, на дорогу, в терние… и только в конце – на добрую землю и принесло плоды.

Мы видим, что отпадений таких много. Поэтому одна из заповедей Христовых и звучит как: «Трезвитесь и молитесь». Пришло испытание или а ты соберись умом. Значит, оно должно было придти. В испытании ничего страшного нет. В самой вере есть зерно, но человек должен принять его. А это возможно лишь пройдя испытания.

Люди часто задают вопрос: «А я вот расту духовно или не расту?» А Святые Отцы дают критерий роста: если человек переносит правильно все искушения, значит, он растет. Казалось бы, искушение – это разлом, это трагедия. А ведь тут-то и проявляется и сила воли, и сила веры, и мужество разума. И смотришь – благодать Божья человека выводит, и человек, оказывается, растет духовно. Он этого даже сам не знает, ему казалось, что на него навалились страшные горести и несчастья. А они, оказывается, способствовали его духовному развитию.

Так ведь и в жизни бывает, не замечали? Заболеет ребенок, мать переживает, а потом смотрит – а он вон как вытянулся. Я сам по внукам своим замечал. Болел-болел – и вдруг как стебелечек вырос.

С православным сайтом "Семья и вера" меня познакомила моя сестра. Я очень почитаю Матронушку. Считаю ее своей покровительницей и заступницей. Пришла к этому сама, потому что где-то внутри у меня сидит светлое чувство, что Матронушка рядом, опекает, поддерживает, наставляет, молвит слово перед Всевышним.

После посещения мощей Матроны чувство только усилилось. Однажды сестра спросила: "Хочешь написать письмо святой Матроне?" Конечно хочу! Она мне дала ссылочку - semyaivera.ru /. Если вы пройдете по ней, то попадете на главную сайта. Там очень много рубрик о православии, вере, святых. Статьи небольшие и понятные. Рассчитаны как раз на вечно спешащего пользователя.

Но самое главное - уникальная возможность написать записочку Матушке Матронушке не выходя из дома. Записочки распечатывают (не читают) и редактор сайта Татиана относит их в храм к мощам святой. К записочке вы можете перечислить добровольное пожертвование. Есть несколько вариантов перечисления.

В верхней ленте сайта в один ряд с "главной" идут вкладки, где вы найдете "письмо св. Матроне". Проходите по вкладке и пишите кратенько, что на душе. Там же есть ссылка - Правила написания письма святой Матроне .

То, что со мной произошло в последнее время не могу назвать иначе, как чудо. Про сайт я не то, чтобы забыла, но не беспокоила Матронушку по пустякам. Лишь в прошлом году писала ей, чтобы помогла нам справиться с тяготами судьбы - любимая бабушка перенесла обширный инсульт. Результат - глубокая инвалидность. Я просила помочь нам справиться. Мы справились. Много людей нам помогло.

На фоне переживаний я заработала нарушение сердечного ритма. Еще на зная, что со мной, но чувствуя, что что-то не то, я обратилась к Матроне за помощью. Записочка моя должна была уйти как раз в день почитания Матронушки. На сайте я прочла о том, чтобы усилить эффект обращения, нужно в этот день сходить в Храм и помолиться, что я и сделала. Матронушка мне помогла - я пришла в чувства.

Бабушка наша ушла. Я до сих пор скучаю по ней, не смотря на то, что прошло больше полугода. Для бабушки с сайта сестра заказала поясок Богородицы (подробнее можно прочесть на сайте и приобрести там же в Церковной лавке), регулярно отправляла записочки. Хотела заказать лепесточки роз, освященные на мощах святой, но не успела.

Из самого последнего - со мной случилась несправедливость - меня сократили с работы. На флапе в статусе я делилась своими бедами. Народ меня поддержал. Без видимых причин и абсолютно нелепо меня просто выкинули с предприятия, которому я отдала не один год.

Возможно, мне бы не было бы так обидно, если бы не то обстоятельство, что я инженер с высшим образованием, молодой и опытный специалист, единственный системный администратор на всю округу, который работает со специфическим программным продуктом. При том, что директор досрочно выдернул меня из отпуска по уходу за ребенком, потому что работать некому...

В общем, в угоду высшему руководству, у которого вдруг случился кризис (а по всем производственным показателям его совсем нет) меня через два года, после того, как вытащили из отпуска, турнули, потому что нужно кого-то сократить. В отделе кадров на 100 человек восседают два кадровика, одна из которых - пенсионерка, куча пенсионеров в других отделах, а я - лесом... даже из жалости для меня ничего не нашлось...

Мне очень сложно найти работу, потому что работаю я не в городе. В связи с этим обстоятельством пристроила ребенка в сельский садик - очень простой и маленький, но в месте с тем уютный, теплый и родной. Как раз из-за того, что придется выдернуть ребенка из привычной атмосферы я переживала и днем, и ночью, потому что работы-то нет! В городе ее полно, но снова - нужно всем гуртом перебираться и не факт, что сад нам дадут, а если и дадут, то как ребенок привыкнет. В общем, от переживаний за чадо чуть сердце на разорвалось.

А еще ладно бы я переживала, а то вокруг взялись все переживать (даже совсем посторонние люди) да так, что я запереживала уже не за себя, а за переживающих. В общем, история получила свой резонанс... я совсем извелась, пребывая в сочувствиях своих и чужих, мыслями о ребенке (ради маленького человечка любая мама в лепешку разобьется, лишь бы ему было хорошо).

Однажды, сестра предложила мне - напиши Матроне. Я тут же бросилась писать Матронушке. Параллельно с основной работой я работаю удаленно. Буквально через полчаса после того, как я написала письмо, мне пришло письмо от хозяйки сайта, на котором я иногда пописываю, с интересным предложением получить в подарок посылочку с брендовой профессиональной косметикой, протестировать ее и за денежку написать по этому поводу отзыв. Естественно, я согласилась.

Спустя пару недель после того, как Матронушка уже получила мою записочку, знакомые меня буквально пинком под одно место оправили на соседнее предприятие, где высвободилась каким-то чудесным образом вакансия (как будто специально для меня).

Естественно, меня, такую "звезду", тут же соскребли с асфальта и взяли с распростертыми объятиями на новое место, дав доработать на старом (меня ждали). Приняли меня, как родную, тут же дали самую высшую квалификацию и соответствующий оклад.

Коллеги со старого предприятия мне через заборную сетку кричат: "Лена, привет! Не обижают тебя тут!" А мой начальник им в ответ: "Ага! Выперли человека, а теперь подлизываетесь!"

Сижу вот теперь на новом месте... и перевариваю свое везение.

Еще у Матронушки между делом попросила, чтобы помогла она мне, так сказать, освежить чуйства. Как-то с мужем плоско всё пошло... то ли устали, то ли мои нервы, то ли он псих... не буду вдаваться в подробности, но накрыло меня по старой дружбе на почтительном расстоянии. Всколыхнулась внутри такая буря, а отрываться на ком? Естественно на муже, с которым в связи с выше озвученным обстоятельством стало не всё, но почти всё перпендикулярно.

Конечно, много забот, хлопот и всякого предстоит, но это уже только мои проблемы. Направление свыше мне дано...

Вот такие простые и жизненные истории. Для кого-то пустяк. А для меня - маленькое чудо, которому помог свершиться добрый сайт "Семья и вера". Если у вас какие-то тяготы или просто не спокойно на душе - обращайтесь к Матроне. Ее тепла хватит на всех.

Всемирный конгресс семей (ВКС) - международная организации, объединяющая ученых, политических и общественных лидеров и добровольцев из более чем 60 стран, которые выступают в защиту традиционной семьи. Лоуренс Джейкобс, вместе с президентом (ВКС) Аланом Карлсоном и российскими коллегами, является одной из ключевых фигур, стоявших у истоков этой организации. Он закончил Йельский университет, имеет две ученые степени, работал в сотрудничестве с Церковью в центре, который занимался помощью беременным. Сейчас г-н Джейкобс занят подготовкой очередного форума ВКС, который пройдет в этом году в Москве. О том, почему Москва была выбрана местом проведения VIII Всемирного конгресса семей, о целях и задачах этой организации, - наша беседа с г-ном Джейкобсом.

- Г-н Джейкобс, вы принимали участие в работе двух всероссийских форумов - «Святость материнства» и Московского демографического саммита. Теперь Москва впервые станет местом проведения Всемирного конгресса семей. Что вы думаете о роли России в защите семейных ценностей?

Комитет, который выбрал Россию для проведения VIII Всемирного конгресса семей, знает о том, насколько важны здесь семейные ценности, знает о многих программах и организациях, связанных с . Именно поэтому 10-12 сентября 2014 года Россия скажет участникам ВКС из 80 стран мира: «Добро пожаловать в Москву!» Подготовка к конгрессу ведется и российским, и международным организационным комитетом ВКС, в который входят и представители российского гражданского общества. Два раза в год мы проводим своего рода Олимпийские игры в защиту семьи, несмотря на маленький бюджет. Страны и города борются за право проведения Всемирного конгресса семей точно так же, как они борются за право проведения Олимпиады. Во время зимних Олимпийских игр в Сочи внимание всего мира было приковано к России. Олимпиада завершилась, и теперь в сентябре 2014 года весь мир будет смотреть на то, что Россия делает для поддержки семьи.

Первый конгресс нашего движения прошел в 1997 году в Праге, затем конгрессы проводились в Женеве, Амстердаме, Варшаве, Сиднее. На IV конгрессе в Варшаве в мае 2007 года в здании, которое принадлежало раньше Коммунистической партии, собралось более 900 участников. В 2009 году на форуме в Амстердаме было уже более 1000 делегатов из 63 стран мира. В 2012 году конгресс прошел в Испании, а в 2013 году в Австралии, где на VII Всемирном конгрессе семей и было принято окончательное решение о проведении VIII конгресса в Москве. Это позволит России рассказать всему миру о тех программах по поддержке семьи, которые вы развиваете.

«Россия может многому научить мир в деле защиты семьи, и именно поэтому Всемирный конгресс семей пройдет в Москве»

Россия предприняла серьезные шаги, направленные на защиту естественной семьи и семейных ценностей, и на национальном, и на международном уровне. Мы высоко ценим усилия российских общественных организаций, которые отстаивают духовно-нравственные ценности человеческого общества, говорят о приоритете семьи и брака, борются за права родителей и детей жить в естественной семье, где есть папа и мама. Вы в России много делаете в этом направлении, и мы должны вместе работать. Мы убеждены, что Россия играет и должна играть очень значительную роль в деле защиты семьи и нравственных ценностей в мировом масштабе. Россия стала лидером в этой области на международном уровне. Вы можете многому научить мир, и именно этому будет посвящен Всемирный конгресс семей в Москве.

Проблемы в России нужно рассматривать в контексте мировых проблем, ведь проблемы семьи в разных странах очень похожи. Мы с нетерпением ждем проведения конгресса в Москве. Я говорю своим друзьям во всем мире: «То, что в России все правительственные организации осуществляют помощь семье, выражают свою поддержку этому важному институту, - это победа над силами тьмы на всемирном уровне».

Главным идеологом ВКС, высказавшим еще в 1995 году идею проведения Всемирного конгресса семей, является президент этой организации д-р Аллан Карлсон (США). Кто входит в оргкомитет VIII конгресса?

В оргкомитет входят председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного господин Якунин и председатель попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» госпожа Якунина, оказавшие огромную помощь в организации Московского демографического саммита. Вошли в оргкомитет ВКС и глава благотворительного фонда Василия Великого Константин Малофеев, и руководители других российских организаций, которые заботятся о семье, а также члены Патриаршей комиссии по семье - отец Димитрий Смирнов и отец Максим Обухов. Они большие вдохновители для меня и мои большие друзья.

- Какова программа форума?

10 сентября открытие ВКС состоится в Государственном Кремлевском дворце, вмещающем более 5 тысяч человек. А до его открытия в этот же день в Государственной Думе пройдет парламентский форум, посвященный семье, с участием членов парламентов многих стран мира. Они будут говорить о семейной политике в своих странах. Научный форум пройдет в МГУ им. Ломоносова и, возможно, в Российском социальном университете. 11-12 сентября участников ВКС из России и стран ближнего и дальнего зарубежья примет храм Христа Спасителя.

- Кто станет участниками конгресса?

Всемирный конгресс семей зарекомендовал себя как авторитетная международная дискуссионная площадка, клуб единомышленников, защищающих традиционное понимание семьи и семейных ценностей. Сюда приедут представители более чем из 80 стран мира. Это ученые, политики, общественные деятели, религиозные лидеры, представители деловых кругов, люди разных политических взглядов и мировоззрений, имеющие общую цель - защитить и укрепить семью, брак, отцовство и материнство, нравственные основания общества. Они окажутся в эпицентре международного просемейного движения. Все они разделяют основные принципы ВКС, отраженные в итоговых документах предыдущих конгрессов. Это - признание семьи, основанной на браке мужчины и женщины, «естественной и основной ячейкой общества» (Всеобщая декларация прав человека), имеющей право на защиту со стороны общества и государства, уважение к суверенности семьи и правам родителей, отцовству, материнству и многодетности, традиционным семейным, нравственным и религиозным ценностям.

Вы упомянули религиозных лидеров. А как вы относитесь к сотрудничеству общества и Церкви в решении семейных проблем?

«Православная Церковь в России - это самый большой союзник в нашей борьбе за семью»

Я сам протестант, но работаю со многими церквями во всем мире, будь то Православная Церковь или любая другая церковь. Если мы проводим конгресс в Испании, то очень большое участие в нем принимает Католическая церковь как представитель христианства. Например, я работаю с Ватиканом. Кардиналы и епископы в Ватикане смотрят на меня и говорят: «Он протестант, поэтому мы с ним работать не будем». Но у меня есть любимый католический священник, и каждый день он за меня молится. Возможно, он молится за то, чтобы я стал католиком, но я все равно его люблю. Я очень рад, что в России проблемами семьи занимается много представителей Русской Православной Церкви, без которой проведение такого форума было бы невозможно. Православная Церковь в России - это самый большой союзник в нашей борьбе за семью. Мы должны работать вместе в деле защиты семьи. Это наша задача на сегодняшний день. Думаю, что в нашем отношении к семье мы победим. Я начал свою карьеру в компании «Procter&Gamble». Одна из ее реклам говорит о том, что компания знает, чего хочет ваш малыш. Но зачастую ни правительство, ни бизнес не знают, что нужно семье, что нужно ребенку, и поэтому наша задача - сделать так, чтобы они поняли, что же нужно семье, что нужно ребенку.

- И что нужно делать для этого?

«Мудрость помогает нам фильтровать информацию, принимать правильные решения. А откуда мы получаем мудрость? От Бога, от Церкви, от семьи».

На последнем форуме , который прошел в Москве осенью 2012 года, говорилось о том, что мы должны продвигать семейные ценности через средства массовой информации. Иногда эта информация обладает негативной ценностью, иногда позитивной, а иногда не обладает вообще никакой ценностью. Интернет - это само по себе неплохое место, не злобное, но он может стать инструментом зла, если его информацию не пропускать через фильтры семейных и церковных ценностей. Помимо информации, мы обладаем знаниями, которые получаем в университете, в правительстве, в бизнесе. Но иногда нам, возможно, не хватает того, что я бы назвал мудростью. Именно мудрость помогает нам фильтровать информацию и знания, чтобы принимать правильные решения. А откуда мы получаем мудрость? Библия говорит, что мудрость приходит от Бога, от Церкви, от семьи. Но как создать систему, в которой люди будут обладать мудростью, а не одной только информацией? На Всемирном конгрессе семей мы занимаемся, в частности, разработкой терминологии, которая помогла бы нам достучаться до каждой семьи.

- Существует множество определений семьи. Какое близко вам?

Я слышал много хороших определений: семья - это счастье, семья - это радость, семья дает мне значимость. И хотя сегодня определение семьи меняется, у меня есть хорошая новость: семья всегда была, есть и будет такой же, какой ее создал Бог. Для того чтобы понять важность семьи, нам нужно, чтобы наша терминология была единой, даже если мы говорим на разных языках. В 1997 году мы собрали лидеров на наш первый конгресс, чтобы дать определение семьи. Термин «естественная семья» заключен в Декларации прав человека 1948 года. Организация Объединенных Наций говорит, что семья - это естественная, фундаментальная социальная ячейка общества, свойственная человеческой натуре и базирующаяся на добровольном союзе между мужчиной и женщиной.

«Семья - это шире, чем отец, мать и дети, это ваши бабушки и дедушки, ваши дяди и тети, это вся ваша большая семья».

Институт семьи существует для следующих целей:

1) удовлетворить потребности человеческого сердца давать и получать любовь;

2) обеспечивать полное физическое и эмоциональное развитие детей;

3) делить дом, кров, который служит центром образовательной, социальной, экономической и духовной жизни;

4) строить сильные связи между поколениями, чтобы передавать образ жизни, который имеет трансцендентное значение (семья - это шире, чем отец, мать и дети, это ваши бабушки и дедушки, ваши дяди и тети, это вся ваша большая семья);

5) подавать руку помощи тем людям и тем домашним хозяйствам, которые требуют помощи в понимании и осознании этих идеалов.

Несмотря на то, что я христианин, я могу говорить об этом фактически на одном языке с представителями и ислама, и иудаизма. Как говорит президент ВКС г-н Аллан Карлсон, семья и вера - это две стороны одной медали. Семья - это первая школа и церковь для ребенка, первая больница, первая благотворительная организация, первая система социального и пенсионного обеспечения. Аллан Карлсон дал определение естественной семьи как базовой ячейки общества, как добровольного союза мужчины и женщины, которые совместно проживают и дарят друг другу любовь. Естественная семья должна обеспечить возможность духовного и телесного развития детей, она передает жизнь и учит сочувствию и состраданию. Мы не совершенны, и у нас бывают разводы, но мы должны протянуть руку помощи тем, кто готов стремиться к идеалу семьи, задуманной Богом. Мы хотим составить новую культуру брака, приветствуем большое количество детей, хотим собрать вместе родителей и детей, а не отрывать их друг от друга.