Текстовые редакторы для писателей. Обзор программы для писателей Scrivener. кружка по литературе

Сконцентрироваться на больших объемах текста в эпоху интернет-серфинга и всеобщего дефицита внимания не так-то просто - но, к счастью, технологии способны не только отвлекать, но и помогать нам в работе. «Теории и практики» выбрали несколько приложений, способных облегчить жизнь профессиональным литераторам и сценаристам, направив на путь от хаоса к порядку.

Приложение предназначено для авторов, чьи творческие порывы регулярно спотыкаются о боязнь белого листа. OmmWriter позволяет одним кликом сделать белый лист пепельно-серым, голубым с разводами, оранжево-лиловым или фисташково-зеленым. По мере печатания фоновый цвет будет постепенно менять оттенок.

Чувствительные к монотонному клацанью клавиш могут выбрать один из альтернативных звуков (например, тихое позвякивание), а также фоновое аудио, призванное настроить на медитативный писательский лад (один из вариантов - пение птиц).

Несколько вариантов шрифтов, несколько кеглей - и на этом лаконичный список опций OmmWriter заканчивается, оставляя автора наедине с желанием тут же сочинить что-нибудь красивое.

В фокусе Scrivener - люди, профессионально работающие с текстом: писатели, публицисты, сценаристы, поэты и авторы специализированной литературы. На то, чтобы освоить интерфейс, уйдет некоторое время: разработчики предусмотрели, кажется, все нюансы, которые нужно учитывать при создании книги. Так, для авторов художественной литературы есть специальные разделы «Персонажи», «Места» и «Сцены», для авторов нон-фикшн предусмотрен раздел, куда можно записывать идеи, а для драматургов листы заранее оформлены так, чтобы удобно было выписывать действия и сцены.

Учитывая профессиональную аудиторию приложения, сложно требовать от него изящества, и все-таки нельзя не сказать о некоторой тяжеловесности, ощущающейся при использовании: функциональность здесь явно преобладает над эстетикой.

Полная версия Scrivener обойдется в $45, но для начала можно освоить бесплатную демоверсию.

Final Draft - что-то вроде волшебной палочки, превращающей обычного пользователя в голливудского сценариста: в нем есть все необходимые для написания сценария функции (кроме, понятное дело, вдохновения и владения языком). Приложение позволяет осуществлять навигацию по персонажам и сценам, проверить орфографию на 16 языках, снабдить страницы водяными знаками - и это не считая всех базовых функций, необходимых для любого текстового редактора.

Приложение доступно как для Windows, так и для MacOS, а также iPad, но чтобы стать его обладателем, придется раскошелиться на $99 (такова стоимость самой базовой версии приложения).

Если описывать Typed одним словом, этим словом будет «минимализм». Три цвета фона - белый, черный и бежевый, несколько стандартных шрифтов, автоподсчет слов. Бонусом - генерация кодов HTML для тех, кто хочет экспортировать текст в интернет. Но главная функция Typed - так называемый Zen Mode: маленькое текстовое окошко разворачивается на весь экран, в динамиках начинают тихо звенеть буддийские гонги.

Ulysses радует не только функциональностью, но и эстетической стороной: здесь нет ни одной отвлекающей детали. Программа помогает рассортировать тексты с помощью умных фильтров, а также создать свои собственные, позволяющие выбрать статьи на основе критериев поиска. Еще одна приятная деталь - вариативность стилей отображения документов (они красивые, их несколько - и также можно пополнять своими). Отдельный восторг вызывает навигация: параграфы нумеруются, а в правой части окна видны статистика текста и структура текущего документа.

Документы из Ulysses можно экспортировать в популярные форматы (PDF, RTF, EPUB и HTML). У приложения есть и версия для iPad, вызывающая восторги, кажется, у всех, кто привык мучиться с экранными клавиатурами Apple: тут свайп одним пальцем перемещает курсор в заданном направлении, а свайп двумя позволяет выделить фрагмент текста.

Главный бич пишущих - множество возможностей отвлечься. FocusWriter работает по принципу, похожему на OmmWriter, но главный упор делает именно на продуктивность. По этой причине приложение сделали по принципу «ничего лишнего», попытавшись скрыть от пользователя почти все, что можно было скрыть. Тем не менее, настроек персонализации хватает; чтобы найти их, достаточно подвести мышь к верхнему краю экрана. Тут можно будет настроить и шрифт, и фоновые изображения, и цвет текста.

Рассмотрена Утверждаю

на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного цикла

___________________________ __________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Разработала

преподаватель

русского языка

и литературы

В.В. Визгалова

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Системы стихосложения.

Размер стиха.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Стили речи.

Поэзия и живопись.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Итого

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».

1. Учащиеся должны знать:

Основы теории литературы;

Композицию литературного произведения;

Жанровое разнообразие литературы;

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

Систему стихосложения;

Размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать прозаическое произведение от поэтического;

Подбирать рифму;

Рифмовать строфы в разных размерах;

Декламировать литературные произведения.

3

Аккуратности и трудолюбия;

Основные навыки работы в группе.

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога :

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена Утверждаю

на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного цикла

__________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Разработала

Преподаватель

Русского языка

И литературы

В.В. Визгалова

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1 . Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Системы стихосложения.

Размер стиха.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Стили речи.

Поэзия и живопись.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Итого

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».


Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

Основы теории литературы;

Композицию литературного произведения;

Жанровое разнообразие литературы;

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

Систему стихосложения;

Размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать прозаическое произведение от поэтического;

Подбирать рифму;

Рифмовать строфы в разных размерах;

Декламировать литературные произведения.

3 . Учащиеся должны приобрести навыки:

Аккуратности и трудолюбия;

Основные навыки работы в группе.

Методическое обеспечение занятий

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога :

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Всю жизнь я писала книги, дневники и статьи в Word, план романов создавала в Excel, материалы к ним хранила в личной Википедии или просто в качестве отдельных, никак не связанных между собой файлов.Объемы информации были огромные, все это терялось, забывалось и подолгу искалось, так что мне срочно потребовалась программа для писателей, которая позволяет экономить силы и время.

Я потратила несколько дней, перечитала массу обзоров и нашла то, что надо - программу Scrivener. Я пользуюсь ею уже несколько месяцев и теперь могу со знанием дела написать ревью.

Программа для писателей Scrivener

Основные свойства программы:

* На экране одновременно отображается:

б) основной текст,

в) всевозможные служебные пометки (краткое содержание главы, тэги, пояснения и т.п.).

* В программу встроена куча полезных инструментов, которые позволяют вам систематизировать и быстро находить то, что нужно.

* После того, как вы закончите работу над текстом, программа для писателей Scrivener переведет его в нужный формат, в том числе автоматически создаст за вас электронную книгу.

Программа для писателей Scrivener существует как для Windows , так и для Mac . Единственная проблема - русификация имеется только для Windows, но если пользователь хоть чуть-чуть знает английский, то разобраться даже в Мас-овской версии не представляет труда. Практически все названия, маркеры и лейблы вы можете поменять самостоятельно, так что если вам удобнее работать с русским интерфейсом, просто переписывайте все так, как вам надо.

Чтобы включить русскоязычную версию для Windows, идем в Tools > Options > General и выбираем Russian.

Вот как выглядит русифицированная версия (кликаем на картинку, чтобы рассмотреть получше):

Иллюстрация 1

Я перевела в Scrivener свои дневники, и на этом примере хорошо видно, что и как там работает. Сверху - панель управления, слева - оглавление, в центре - текст, справа - пометки. В данном случае в качестве пометок используются ключевые слова, по которым я легко могу найти все записи, относящиеся к темам «история России» или «роман “Аргентинец”».

Ребята сделали отличную работу и всецело заслужили свой гонорар.

Как начать работу в программе для авторов

Если автор еще не приступил к написанию произведения, он может выбрать в программе Scrivener один из готовых структурных шаблонов: роман
рассказ
нон-фикшн
научная работа
сценарий
поэзия
лекция и др.

Среди шаблонов имеется даже книга кулинарных рецептов. Можно вообще обойтись без шаблонов и использовать пустой документ. Я так делала, когда создавала текстовый макет для сайта «Неоники. Волшебные сказки для детей » (картинка кликабельна).

Иллюстрация 2

Если вы уже начали писать свое произведение, то его очень легко перенести в Scrivener (File > Import). Сначала программа сохранит текст в виде единого документа, а потом его надо будет порезать на главы, параграфы и пр. (Document > Split). Текст дробится по тому же принципу, что и корневой каталог с вашими папками и файлами.

В качестве примера см. иллюстрацию № 1. Проект называется «Дневник», потом идет разбивка по годам, месяцам и датам, и уже на каждую дату приходится какая-то запись. В результате у меня получилось оглавление, по которому можно перемещаться по щелчку мыши.

Ваше произведение будет храниться в специально разработанном для программы Scrivener файле с расширением.scriv. Но вы легко можете перевести текст обратно в Word или в один из многочисленных форматов, имеющихся в наличии. Для этого надо нажать File > Export > Files , указать нужный вам формат и папку, в которой вы хотите сохранить текст.

Полезные функции

Левая колонка: Binder

Прим.: Binder переводится как «папка-скоросшиватель», но мы для удобства будем называть ее «оглавление».

Левая колонка «Оглавление» изначально состоит из трех разделов:

* Draft (Черновик)

* Research (Материалы)

* Trash (Мусор)

Все названия можно поменять.

Чтобы добавить раздел, выделяем строку в оглавлении, под которой он должен появиться и нажимаем зеленый плюсик на панели управления вверху. Если мы хотим переместить раздел, то просто перетаскиваем его мышкой, куда нам надо. Для того, чтобы сделать из раздела подраздел (или наоборот), выделяем его, идем в Document > Move и выбираем, куда мы хотим переместить данную строку - вправо либо влево.

В папке Research (Материалы) можно хранить все, что угодно - от видео до PDF-файлов или страниц, импортированных из Интернета. Скажем, если вы пишете о Венеции, вы можете создать там отдельную папку, где окажутся описания улиц, карты, сведения о погоде, городском хозяйстве и т.п.

В Trash (Мусор) скидываем то, что нам не пригодилось. Там все сохранится - на случай, если мы передумаем и захотим что-то использовать.

Центральная колонка: Рабочее окно

В центре находится окно для работы с текстом. Его можно использовать несколькими способами. На панели управления есть ряд кнопок:

Иллюстрация 3

Если мы нажимаем на левую кнопку, то увидим сам текст произведения. Это окно можно разделить надвое (кнопка с горизонтальной полоской рядом с белыми стрелками). В этих окнах открываем главы вашего проекта или тексты, картинки, видео и аудиофайлы из папки Материалы. Это очень удобно при расшифровке интервью: в одном окне у нас запись, а в другом - текст.

Если нажать на коричневую кнопку в центре плашки Group Mode, то на экране появится пробковая доска с карточками, в которых отразится текст из правого верхнего окошка под названием Synopsis (Синопсис).

Иллюстрация 4

Каждая карточка соответствует своей главе (параграфу, подпункту и т.п.), и с их помощью мы можем охватить весь проект единым взглядом и выстроить логичную композицию - что куда и после чего идет. Карточки можно перемещать или менять местами.

Если вариант с карточками вам не подходит, то из записей в графе Synopsis можно составить развернутый план книги - точно такой же, как в школьном сочинении. Для этого на плашке Group Mode надо нажать крайнюю правую кнопку, и в результате у вас получится вот такой документ:

Иллюстрация 5

Правая колонка: Inspector

Прим.: Inspector переводится как «контролер», но мы для удобства будем называть его «Примечания».

Правая колонка содержит инструменты, позволяющие быстро ориентироваться внутри вашего произведения.Как уже говорилось, в поле под названием Synopsis (Синопсис) мы заносим краткое описание текущей главы.

Чуть ниже в разделе General (Общие сведения) мы делаем пометки для себя. Например, присваиваем каждой главе лейбл. Лично я использую в качестве лейбла имя персонажа, глазами которого мы смотрим на данную сцену. Это позволяет сделать выборку сцен такого типа и прочесть всю историю с точки зрения того или иного героя.

Но что именно использовать в качестве лейбла - решать вам. Это может быть место, время, стиль повествования и т.п.

Графа Status (Статус) показывает, на какой стадии находится работа над данной главой. Там можно отметить, что это уже готовый текст, или что над ним еще предстоит подумать. По этим признакам тоже можно делать выборку и смотреть, что у вас уже сделано, а что нет.

Чуть ниже находятся настройки: включать данную главу или не включать в общий текст; начинать новую главу с новой страницы или нет и пр.

Иллюстрация 6

а) крайняя левая кнопка в виде блокнота - это обычные текстовые пометки на полях.

в) кнопка с ключом присваивает главе ключевые слова (см. пример на картинке № 1 в этой статье).

г) кнопка с тэгом - это возможность самостоятельно задавать вспомогательные параметры для данной главы. Это могут быть даты, перечень героев и т.п.

д) кнопка с фотоаппаратом позволяет сделать резервную копию главы - на случай, если вы захотите ее переделать, но вам еще потребуется старая версия.

е) кнопка с буквой «n» - это перечень ссылок и комментариев.

Если вы создаете выборку по какому-либо параметру (лейблу, ключевому слову и пр.), ее можно сохранить, чтобы десять раз не делать одну и ту же работу.

В заключение ревью

После того, как вы закончите работу над произведением, вы можете собрать его в единый документ (File > Compile), проверить еще раз, а потом распечатать или сохранить в нужном формате - Word, PDF, epub, mobi и пр.ebup и mobi - это наиболее распространенные форматы для электронных книг. То есть, если у вас есть программа для писателей Scrivener, вам не надо тратиться на специалиста, который подготовит ваше произведение для публикации на Амазоне и в других электронных магазинах.

Писательское счастье стоит всего $40.00 для Windows (c русским интерфейсом), а для Mac — $45.00 (пока без русского интерфейса).

Вы можете купить версию для Windows .

А версию для Mac можно купить

В эпоху компьютеров и тотальной автоматизации человек как никогда далёк от образа одомашненного сибарита, к какой бы сфере деятельности он ни относился: информация распространяется с неведомой доселе скоростью и нам, понятное дело, нужно за этой информацией успевать. Постоянные дороги, мимолётные встречи, короткие звонки и смс, наспех просмотренные новости в телефоне. Мы почти потеряли почву под ногами, стали лёгкими и невесомыми: дрейфующие корабли в бесконечной действительности, одинокие кометы в безмолвном космосе, хаотичные частицы мироздания.

Впрочем, вместе с постоянным одиночеством, которым нас обеспечили современные технологии, нам даны неслыханные богатства: свобода жить и работать в любой точке мира (благо, есть Интернет), возможность получать множество сведений из самых разных сфер, переосмысливать их и перерабатывать творчески. Нужны лишь подходящие инструменты, помогающие фиксировать наблюдения или записывать размышления, которые посещают каждого из нас в самый неподходящий момент, когда наш неспокойный ум блуждает между подсознательным и сознанием.

Собственно, для этого мы и решили сделать подборки инструментов, которые поддерживают творческий процесс. А начнём мы, конечно, с приложений для писателей и тех, кто просто любит фиксировать свои чувства и мысли.

Источник: Unsplash

Что может сделать талантливый человек без блокнота и ручки? Верно, - ни-че-го. Если немного переформулировать Раневскую, «идея прошла и не поклонилась, как злая соседка». К тому же быстро забылась. Впрочем, у бумажного блокнота и ресторанной салфетки есть сегодня немало альтернатив в Play Market и App Store. С помощью этих приложений вы без труда запишете любой текст на ходу, а при желании - объедините его с актуальными фотографиями, картинками и другими медиафайлами, без которых сегодня, говорят, никуда.

Как раз для этих целей можно воспользоваться расхожими блокнотами и дневниками. Вот они:

  • Evernote (iOS , Android );
  • GoodNotes (iOS ) и Google Keep (Android );
  • MomentDiary (iOS , Android );

Эти приложения идеальны для быстрых заметок, сохранения контактов, медиафайлов с комментариями, и, конечно же, создания напоминаний. Разве что отличаются дизайном и юзабилити. Например, MomentDiary далёк от сдержанного стиля Evernote и больше подойдёт экспрессивным натурам, хотя функции не слишком разнятся. Здесь особенно выделяется не совсем известный блокнот FreeNote, в котором вдобавок к богатому функционалу есть огромное количество визуальных настроек и возможность делать заметки от руки.

Источник: Play Market

Однако, если вы нуждаетесь в чём-то более минималистском, стоит рассмотреть вот эти варианты:

  • iA Writer - это не редактор, а настоящая писательская аскеза без каких-либо функций и настроек: только вы и белый лист с шершавой текстурой. Почти как 100 лет назад. Строго. Лаконично. Собранно. Сохраняет записи в Dropbox. Версия для Android тоже появилась пару лет назад.
  • DubScript Screenplay Writer очень специфический и при этом очень простой редактор для сценаристов со специальными полями отдельных реплик, шрифтами для ремарок и строгим оформлением. Вы — драматург, большего вам и не надо. Сохраняет сценарии в формате PDF, Fountain, Final Draft (FDX) и HTML. Записи можно импортировать в Google Drive.

Источник: App Store
  • Writer - невероятно простое минималистичное приложения для тех, кому срочно нужен клочок бумаги. Да, да, здесь нет больше ничего: вы просто открываете программу и пишете. На одном листе, без возможности сохранить в привычном формате и куда-то импортировать заметку. Нет лишнего “шума”, но и нет особой пользы без синхронизации.
  • Just Write - приложение из той же серии; только здесь страницы выстраиваются горизонтально (позволяет листать заметки, как книгу). При желании можно сфотографировать кусок написанного текста. В общем, для баловства сойдёт.
  • JotterPad . В отличие от предыдущих приложений это обладает расширенным функционалом: здесь легко создавать папки и настраивать стиль своих заметок (“эссе”, “проект”, “газета”, “повесть”). Чистый дизайн и красивое оформление. Для полного счастья есть возможность сохранять документы в формате TXT и мгновенно отправлять их в Dropbox. Расширенная версия позволяет использовать универсальную разметку Markdown и приятные медиаэффекты.

Впрочем, свет клином не сошёлся на мобильных приложениях. Если вы не хотите засорять свой телефон лишними аппами, онлайн-редактор Zenpen и гугловский облачный сервис Writer вам в помощь (он замечательно работает и в любом другом браузере). Пользуясь Writer, вы просто создаёте свой аккаунт и даёте волю своему воображению. В этом случает нет нужды синхронизировать данные с облачными хранилищами: всё надёжно покоится на вашей персональной странице, которая доступна с любого устройства. Writer предельно лаконичен и интуитивно понятен, а Zenpen больше подходит для быстрых заметок — он открывается в браузере и не требует регистрации. Вы можете бесконечно писать в нем, но не стоит заносить туда слишком важны данные, так как при чистке кэша браузера Zenpen также автоматически очищается и становится чистым белым листом.

Что касается простейшего приложения Writer, несмотря на его кажущуюся неприглядность, в нём есть возможность настраивать фон, размер и цвет шрифта, а также выбирать громкость звучания винтажной клавиатуры. Ну, кто откажется от звука настоящей печатной машинки? В этом его прелесть. Искушённые определённо оценят. Кроме того, в случае необходимости, можно скачать документ в форматах TXT и PDF.

Каждый человек, работающий с текстом, знает, как трудно порой сосредоточиться на рабочем процессе, и следовать творческому графику. В помощь «труженикам пера» стали появляться рабочие инструменты - программы для компьютеров. Редакция CRN/RE составила подборку лучших приложений для тех, кто зарабатывает деньги на составлении, обработке или упаковке контента.

Приложение можно установить на ПК, а можно запустить прямо в браузере его тестовую версию. Write or Die - текстовый редактор для тех, кто ленится, часто отвлекается и не может собраться. Пользователь настраивает желаемую скорость набора текста - и начинает работать. А если он долго не набирает текст или вовсе встал и вышел из-за компьютера, редактор напомнит о себе крайне раздражающей сиреной. Для адептов такого жесткого подхода к самому себе есть инструмент еще более серьезный: сервис можно настроить таким образом, чтобы он удалял ранее набранный текст в том случае, если автор долго не нажимает на клавиши, то есть не работает. Стоимость приложения - 20 долл. Если вы востребованный автор, то окупиться эта программа может уже в первый день использования.

Это, вероятно, самый чистый и эффективный текстовый редактор из всех существующих. Загружать его можно прямо в браузере. В этой программе нет никаких элементов оформления: только текст и «лист» виртуальной бумаги. Подход понятен: если не загружать голову пользователя элементами управления форматированием, то его продуктивность при наборе текста существенно сократится. Разработчики Quabel предлагают другой принцип: набрали текст, сохранили его в нужном формате, а для последующего редактирования и форматирования загрузили уже Microsoft Word - или что там вы обычно загружаете.

Стоит подчеркнуть, что речь идет не о традиционном приложении, а о веб-сервисе. Так что устанавливать ничего не нужно. А запустить сервис можно с любого компьютера - хоть с рабочего, хоть с домашнего, хоть с ПК у друзей.

Онлайновый текстовый редактор текста, ориентированный на профессиональных авторов. Главное его отличие от всех похожих редакторов в том, что вопросами оформления и форматирования текста он занимается сам. Программа распознает, где у вас заголовок, где - подзаголовок, а где - цитата, которую нужно выделить. Стоит отметить, что изначально эта программа была ориентирована на сценаристов. Но для тех, кто пишет, например, посты в блогах, она подходит ничуть не хуже.

Приложения для организации труда творческих людей - продукты обычно крайне сомнительного качества, но Wridea - приятное исключение. Этот веб-сервис предлагает использовать инструменты для быстрого мозгового штурма. Авторы говорят, что они позволят открыть доступ к «скрытым папкам» в нашем мозгу. Чтобы добавить сюда новую идею и сохранить ее, нужно всего несколько секунд. Идеи можно классифицировать, сортировать, обновлять для последующих «штурмов».

Это отличный инструмент для набора, сохранения и сортировки ваших документов. Приложение позволяет каталогизировать их просто и быстро. Также здесь есть такие функции, как проверка орфографии, подсветка синтаксиса, форматирование текста, обработка списков и многое другое. Этот инструмент также отлично подходит в качестве личной записной книжки - с той лишь разницей, что мысли и записи здесь будут гораздо лучше сортироваться.

Если вы никогда не использовали этот инструмент раньше, то его определенно стоит попробовать. Это один из лучших сервисов для создания «мозговых карт». Они, как известно, помогают упорядочивать и структурировать мысли. Об эффективности ментальных карт (более известных как mindmap) ходит много слухов. Как минимум известно, что этот способ - лучший для конспектирования и структурирования собственных знаний. У сервиса Bubbl.us интуитивно понятный интерфейс, а также множество возможностей для обмена своими картами с друзьями в социальных сетях и по почте.

Это расширение для браузера Chrome, которое может на время работы над текстом закрывать для пользователя сайты-пожиратели времени: социальные сети, блоги, новостные ресурсы и т.д. Это помогает сосредоточиться на рабочем процессе. Работает это так: пользователь сам выбирает время, на протяжении которого не хочет отвлекаться. А после того, как задача поставлена, открыть себе доступ к «запретным» сайтам восстановить до окончания указанного времени нельзя. Перезагрузка браузера тут не поможет.

На Западе среди компьютерщиков растет популярность техники продуктивности Pomodoro. Авторы концепции полагают, что сколько-нибудь долго оставаться сосредоточенным на работе мы не можем, а потому идеальный рабочий график должен выглядеть так: 25 минут сосредоточенного труда - пятиминутный перерыв - 25 минут сосредоточенного труда - перерыв на пять минут, и т.д. Каждый «продуктивный» отрезок считается «съеденным помидором». Задача пользователя – «съесть» за день как можно больше этих «овощей». Tomato.es - это, вероятно, самый популярный и самый удобный для повседневного использования таймер продуктивности.