Основные панели микшерного пульта. Аналоговые микшеры - устройство и применение избранное

Количество каналов — характеристика, показывающая максимальное количество каналов микшерного пульта. Стоит учесть, что стерео входы — 2 канала, то есть 12-канальный микшер может иметь 12 моно, либо 8моно и 2 стерео, либо 4 моно и 4 стерео входа. Это очень важно. В основном используются монофонические входы. Для клавишного инструмента можно использовать или 2 канала моно, или 1 канал стерео.

Виды входов каналов. Микшерные пульты в основном имеют микрофонные входы (XLR-разъем) и линейные входы (1/4" джек). Входы бывают балансными или небалансными. Балансные входы позволяют уменьшить уровень помех, потому большинство микшерных пультов оснащены именно ими. Следовательно нужно использовать "балансные" XLR-шнуры.

Регулировки. Недорогие модели имеют установленные в каналы обычные 3-х полосные эквалайзеры или 3-х полосные эквалайзеры с полупараметрической, или перестраиваемой, срединой. Более практичным является последний вариант. Связано это с тем, что в этом случае есть возможность сделать более тонкую коррекцию сигнала в средних частотах. Профессиональные микшерные пульты имеют возможность осуществлять перестройку частот и управлять шириной полос пропускания благодаря использованию параметрических эквалайзеров.

Процессор эффектов. Если микшер имеет встроенный процессор эффектов, это может "оживить" звучание, если акустика помещения не очень хорошая.

Интерфейс микшерного пульта

Чтобы составить общее представление о микшерных пультах , давайте рассмотрим некоторые элементы их правления, показанных на рисунке. Все элементы управления микшера условно можно разделить на две группы: те, которые управляют сигналом канала, и те, которые управляют суммарным сигналом (в подгруппах и в главной секции).

Каналы моно (стерео). Каждый канал состоит из:

Микрофонного входа - балансный XLR-вход (микрофон, комбик)

Линейного входа - джек 1/4" (микрофон, инструментальный шнур и др.)

Разрыва, выполняющего функцию направления сигнала на внешнее устройство обработки и его прием от этого устройства обратно

Эквалайзера, который используется для частотной коррекции сигнала

Обработки, которая позволяет подмешать в канальный сигнал (в отличие от разрыва, когда в канал возвращается весь обработанный сигнал) обработанный сигнал от внешнего устройства обработки или внутреннего процессора эффектов. С помощью кнопки PRE/POST (ДО/ПОСЛЕ) дает возможность подмешивать сигнал обработки до или после фейдера (регулятора уровня сигнала канала). Если выборать режим POST , регулировка уровня сигнала канала не будет влиять на результирующий сигнал канала. Выбор режима PRE означает, что регулировка уровня сигнала канала будет влиять на сигнал канала.

Панорамы, которая управляет уровнем сигнала, направляемого в общие левый и правый каналы

Коммутации. При помощи кнопок задается активность и маршрут сигнала: Mute - выключить канал, SUB N - направить сигнал в подгруппу N, MAIN L-R - направить сигнал в мастер секцию, SOLO - включить сольное воспроизведение канала

Регулятора уровня (фейдера), который определяет уровень сигнала канала

Подгруппы дают возможность объединить каналы в группы для совместного управления ими. К примеру, на ударную установку было выделено 5 каналов. Чтобы приглушить звучание всей барабанной установки, нужно будет одновременно переместить 5 фейдеров этих каналов. Чтобы упростить этот процесс, можно направить сигналы этих каналов в какую-нибудь подгруппу, в следствии чего изменить уровень звучания всей ударной установки можно будет, переместив лишь один фейдер данной подгруппы.

Общее управление . Эта секция собрала элементы управления суммарным сигналом, контроля сигналов (выход на наушники и мониторы), коммутация сигналов от внешних устройств обработки сигналов, внешнего источника сигнала (CD-проигрыватель и др.) и др. К этой же секции относится отключаемый в данном случае общий графический эквалейзер и также отключаемый в данном случае встроенный блок цифровых эффектов.

Выбор микшерного пульта

Чтобы выбрать , вначале нужно определиться с тем, какие задачи он должен решать, качества звука и количества каналов.

Если микшерный пульт нужен для домашней студии, но здесь следует отталкиваться от количества каналов и интерфейса.

В зависимости от того, какие инструменты будут подключаться, зависит количество каналов на пульте. При подключении только синтезатора и микрофона достаточно и 4 каналов. Если же планируется подключение других инструментов, то следует подумать о микшере с большим количеством каналов. Каждый инструмент подключается к своему настроенному каналу, и не нужно проводить постоянную коммутацию. В этом случае потребуется где-то 6 каналов:

Синтезатор — 2 канала

Электрогитара — 1 канал

Бас-гитара — 1 канал

Вокальный микрофон — 1 канал

Инструментальный микрофон (к примеру, для акустической гитары) — 1 канал

При записи лучше не использовать встроенный процессор эффектов. Он больше подходит для оживления звучание при игре в домашних условиях.

Для звукозаписи в домашних условиях стоит рассмотреть микшерные пульты со встроенным USB-интерфейсом, которые могут интегрироваться с программным обеспечением.

Проведение концертов с выступлением музыкальных групп. Для выполнения такой задачи нужен многоканальный микшерный пульт. Если речь идет о проведении непрофессиональных мероприятий, как, например, в школе, то стоит основываться в своем выборе на соотношение цена/качество/количество каналов.

Статья в процессе написания! Будет дополняться

Являясь активным пользователем нескольких форумов, посвященных музыке и звуковому оборудованию, часто встречаю вопросы новичков о микшерах. Как пользоваться микшером? как настроить эквалайзер на канале? куда подключать ноутбук, а куда микрофон? Чтобы облегчить жизнь начинающих диджеев и музыкантов, пишу данную статью.

Итак, микшер / микшерный пульт - это устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов из разных источников. Если говорить проще, то в микшер можно подключить микрофоны, плееры, музыкальные инструменты, а затем вывести суммированный звуковой сигнал на акустическую систему. Помимо этого с помощью микшера можно отрегулировать тембр, направить сигнал на дополнительные выходы, обработать сигнал процессором эффектов. Но обо всем по порядку.

Входные каналы. Разные микшеры имеют различное количество каналов в зависимости от назначения. Входные каналы бывают двух типов: моно и стерео. В моно-каналы обычно включаются микрофоны, живые инструменты; в стерео - CD/MD-проигрыватели, ноутбуки, плееры.

Чувствительность входа - Gain - Сигнал, приходящий в микшерную консоль, например от микрофона очень слабый. Для того, чтобы нормально и адекватно можно было работать с ним существует предусилитель (преамп). Регулятор гейн как раз определяет силу этого усиления. Есть общее правило настройки гейна - нажимаем кнопку PFL, таким образом на общем индикаторе мы можем увидеть уровень входного сигнала, и крутим ручку гейна до тех пор, пока не начнет мигать желтым... и чуть-чуть убираем (чтобы индикатор всегда находился в "зеленой зоне").

Обрезной фильтр - High Pass filter - HPF - Служит только для того, чтобы обрезать "низ". Необходимость такая возникает прежде всего при использовании вокальных микрофонов. Низкая составляющая в этом случае практически не играет никакой роли, а иногда даже мешает или портит звук. На пультах в основном стоит предустановленный нерегулируемый фильтр 80 или 100 Гц.

Секция эквалайзера - EQ - Дает возможность менять тембр звука. Прежде всего используется как инструмент настройки звучания подключенных в микшер источников. На большинстве небольших пультов секция EQ состоит из трех регуляторов - HI (высокие частоты), MID (средние частоты), LOW (низкие частоты). В более сереьезных аппаратах стоит полупараметрический эквалайзер, в котором одним регулятором вы можете выбрать нужную для корректировки частоту, а другим - уменьшать или увеличивать ее.

Посылы - Aux - Нужно для того, чтобы иметь возможность послать сигнал на дополнительный выход. Можно подать этот сигнал на процессор эффектов (внешний/внутренний), чтобы добавить ревер или дилэй. Можно подать отобранный сигнал на мониторы. При этом на мониторной акустике можно создать собственный микс, подавая разное "количество звука" в aux с разных каналов.

Панорама/баланс - pan/bal - Регулятор, который меняет панораму/баланс подключенного источника. Если говорить проще, то с помощью него можно направлять лево/право.

Заглушение - mute - Кнопка, которая заглушает канал. Бывают ситуауции, когда положение фейдера менять нельзя, а канал надо "закрыть" (полностью убрать громкость). Обычно мутируются все каналы на пульте и "открываются" только нужные в данный момент.

Фейдер - Регулятор уровня сигнала, который подается на главные выходы. В небольших пультах фейдеры обычно ставят длиной 60мм, в более серьезных микшерах - 100 мм. Размер имеет значение! со 100 мм фейдером легче "ловить" незначительные изменения в громкости сигнала. Особенно это актуально для театров, где не надо громко, а нужно в меру. Звукорежиссеру приходиться очень внимательно следить за уровнем сигнала фоновой музыки, чтобы она не перебивала голоса актеров.

Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора


В тех случаях, когда необходимо проводить запись или сведение сигналов, поступающих от нескольких различных источников, без микшера (микшерного пульта) обойтись очень трудно. На страницах книги вы не раз встретитесь с виртуальным микшером Cubase SX и его элементами, реализованными программным способом. Вообще, микшеры, используемые в современных виртуальных студиях, по своим возможностям, да и по дизайну, очень напоминают настоящие аппаратные микшеры. Поэтому есть смысл познакомиться со структурой типичного микшера, а также с назначением его основных элементов.

Микшер позволяет решать несколько задач. Некоторые из них перечислены ниже.

  • Микширование (смешивание) в заданных пропорциях сигналов, поступающих от различных источников.
  • Согласование уровня сигнала источника с чувствительностью и динамическим диапазоном устройства записи, обработки, усиления.
  • Измерение уровня выходного микса (а в ряде ситуаций и канальных) сигналов.
  • Оперативное регулирование уровня сигналов.
  • Эквализация (корректирование частотных характеристик сигналов).
  • Направление сигналов на внешние устройства динамической обработки и эффект-процессоры, регулирование уровней сигналов, посылаемых на эти устройства и возвращаемых с них.
  • Коммутация сигналов.
  • Переключение фазы канального сигнала.
  • Формирование микса, направляемого на контрольные мониторы или на наушники исполнителей.
  • Заглушение (мьютирование) отдельных каналов и переключение их в режим solo.
Внешний вид типичного микшера представлен на рис. 1.15.

Рис. 1.15. Внешний вид типичного микшера:

Условно в микшере можно выделить элементы, перечисленные ниже.

  • Секция канальных модулей (иногда канальный модуль называют входным каналом микшера). Каждый из канальных модулей содержит элементы коммутации и регулировки, с помощью которых ведется раздельная обработка канальных сигналов.
  • Шины параллельного подключения эффектов (шины Aux). С их помощью один или несколько каналов подключаются к внешним устройствам обработки сигналов с последующим возвратом обработанного сигнала в общий микс.
  • Мастер-модуль. В нем канальные сигналы и сигналы, возвращенные с внешних устройств обработки, объединяются в одну или несколько пар стереосигналов, производится измерение и регулировка уровня смикши-рованного сигнала.
  • Модуль формирования контрольного сигнала. В нем формируется микс, поступающий на вход усилителя, подключенного к контрольным мониторам или наушникам.
Канальный модуль

На панели канального модуля сосредоточено большинство элементов управления микшером. Канальный модуль позволяет:

  • подключать к микшеру источник звука (микрофон, а также электрогитару, синтезатор, магнитофон, CD-плеер и другие линейные источники сигналов);
  • управлять уровнем громкости источника;
  • осуществлять коррекцию частотных характеристик сигнала с помощью эквалайзера;
  • направлять сигналы на выходы системы (основной и мониторный);
  • направлять сигналы на дополнительные шины подключения эффектов (шины Aux).
В каждом канальном модуле есть средства выбора различных источников (микрофонный/линейный) и предоставляется возможность установить предварительное усиление для каждого из них. Обобщенная функциональная схема канального модуля представлена на рис. 1.16.

Рис. 1.16. Обобщенная функциональная схема канального модуля:


Канальный эквалайзер служит для управления частотной характеристикой входного сигнала как в целях ее коррекции, так и для достижения определенного художественного эффекта.

Фейдер канала позволяет оперативно регулировать уровень сигнала.

Подключение источников сигнала

Для подключения источников сигнала предусмотрены гнезда разъемов различных типов. Как минимум, имеются трехконтактный разъем типа XLR (подключается микрофон) и гнездо для моноджека (подключаются линейные источники сигнала). Селектор входа (переключатель MIC/LINE) определяет, какое гнездо разъема и какие элементы усиления будут использованы данным каналом.

Кнопка ослабления сигнала (имеется не на всех микшерах) позволяет понижать уровень сигнала (на 20-30 дБ) до того, как он попадет на какой-либо усилительный элемент микшера. Это позволяет избежать перегрузок от сигналов повышенного уровня.

В некоторых микшерах имеется переключатель фазы (на схеме не показан), который используется для исправления последствий неверной коммутации проводов или для изменения фазы, когда размещение системы из нескольких микрофонов этого требует. Одному положению переключателя соответствует нулевой сдвиг фазы, второму - сдвиг фазы на 180° (иными словами, сигнал инвертируется). Этот переключатель, как правило, действует только на сбалансированный микрофонный вход и не влияет на вход линейный.

Фантомное питание

Фантомное питание подается только на сбалансированный микрофонный вход и является источником питания конденсаторных микрофонов. Название фантомное объясняется тем, что для подачи напряжения питания не требуются дополнительные проводники. Питание 48 В на конденсаторный микрофон подается по сигнальным проводникам. Для разделения цепей постоянного и переменного тока применяются конденсаторы. Пользоваться выключателем фантомного питания следует предельно осторожно. Если микрофонный вход скоммутирован с несбалансированным источником сигнала, случайное включение фантомного питания может привести к поломке прибора, так как на него будет подано напряжение 48 В.

На сбалансированные источники сигнала фантомное питание не оказывает негативного воздействия.

Фантомное питание можно использовать также и для подключения электрогитары или клавиатуры. Однако при этом нужно:

  • применять специальные распределительные устройства, понижающие напряжение фантомного питания до величины, на которую рассчитано подключаемое устройство;
  • следить, чтобы источник фантомного питания не оказался перегружен устройством, потребляющим недопустимо большой ток.
Регулятор предварительного усиления позволяет привести в соответствие уровни источника сигнала и микшера. Тем самым компенсируется, например, разброс в громкостях звучания голосов различных певцов и в уровнях сигналов различных источников (микрофон, гитара и т. п.).

Предварительное усиление необходимо регулировать при нажатой кнопке Solo, расположенной рядом с фейдером канала. Эта кнопка позволяет выделить канальный сигнал из общего микса, проверить уровень и оценить качество звука в канале независимо от общего микса. Кнопка Solo имеется не на всех микшерах и на схеме (см. рис. 1.16) она не показана. Усиление на входе следует отрегулировать таким образом, чтобы пиковые отметки индикатора уровня находились на границе красной зоны (О VU), но не оставались в ней подолгу.

Эквалайзер микшера обычно имеет три полосы частот: низкую, среднюю и высокую. В микшерах, стоящих не очень дорого, используются полупараметрические эквалайзеры. В них для всех или некоторых полос можно выбрать частотный диапазон, с которым будет работать эквалайзер. Полупараметрический эквалайзер не позволяет регулировать добротность фильтра в отличие от параметрического. С перестройкой центральной частоты фильтра эквалайзера изменяется полоса пропускания и в полупараметрическом эквалайзере скомпенсировать это изменение невозможно.

В дорогих микшерах используются параметрические эквалайзеры, которые позволяют независимо регулировать и центральную частоту, и добротность (полосу пропускания).

Если все метки на вращающихся ручках направлены строго вертикально вверх, то эквалайзер находится в нейтральном положении. При вращении ручки по часовой стрелке происходит усиление сигнала в выбранном частотном диапазоне, против часовой стрелки - подавление.

Для поиска частоты эквализации есть смысл усиливать сигнал, тогда станут заметны изъяны звука на этой частоте. Для достижения тонального баланса целесообразно применять не усиление частот того сигнала, который вы хотите выделить (что может вызвать его искажение), а, наоборот, подавление частот остальных сигналов.

Insert - подключение эффектов и обработок последовательного действия

После эквалайзера (а в некоторых микшерах перед ним, как показано на рис. 1.16) сигнал проступает на разрыв (Insert) и затем на фейдер канала.

Разрыв (Insert) представляет собой гнездо разъема типа "стереоджек" с несколько необычно скоммутированными контактными группами. Если в гнездо не вставлена ответная часть разъема, то сигнал проходит с выхода эквалайзера на вход фейдера. Однако если ответная часть разъема вставлена в гнездо, то цепь действительно оказывается разорванной. Вместо нее по подключенному к ответной части разъема кабелю с двумя сигнальными проводниками сигнал с выхода эквалайзера сначала попадает на вход внешнего устройства обработки, например, ревербератора (данная линия называется посылом), а затем возвращается в микшер по линии, которая называется возвратом. Именно за счет наличия гнезда разъема Insert, посыла и возврата каждый канал можно обработать эффектами независимо от других каналов.

После разъема Insert (либо после эквалайзера) сигнал поступает на фейдер канала, предназначенный для оперативного регулирования уровня канального сигнала. В недорогих микшерах данный регулятор управляется вращающейся ручкой. Но более удобна слайдерная (движковая) конструкция фейдера. Положение канальных фейдеров относительно друг друга создает общее представление о соотношении уровней сигналов в каналах.

Фейдер обычно имеет маркировку его оптимального положения (0 дБ). Для повышения уровня оставлен некоторый запас (10-15 дБ), но в основном предусматривается его уменьшение. Когда фейдер находится в положении - бесконечности, сигнал максимально ослаблен.

После фейдера в схеме пульта расположен регулятор панорамы, определяющий баланс сигнала между левым и правым выходами. Обычно регулятор панорамы является источником сигнала для главного стереовыхода.

Префейдерные посылы используются для организации мониторинга. Сигнал снимается до того, как он пройдет фейдер канала, поэтому уровень отбираемого сигнала не зависит от положения фейдера канала. Это удобно с той точки зрения, что мониторный микс для артистов, находящихся на сцене (или для исполнителя и звукооператора), и звук в зрительном зале (или на входе записывающего устройства) становятся независимыми. Однако при необходимости корректировок приходится манипулировать и фейдером канала, и префейдерными ручками Aux.

Постфейдерньгй посыл (сигнал, снимаемый после фейдера канала) используется для эффектов. Пропорции между уровнем сигнала, подаваемого на внешние приборы обработки звука, и уровнем сигнала в канале при этом сохраняются.

Как правило, микшеры позволяют подключать Aux как до, так и после фейдера. Делается это с помощью специального переключателя или перемычки.

Шины. Подключение эффектов параллельного действия

В ряде моделей имеются коммутаторы, которые определяют маршрут дальнейшего прохождения сигнала и направляют его на различные выходные шины.

Кроме основных шин, в микшере есть и дополнительные шины Aux, позволяющие организовать мониторинг (озвучивание всей сцены или подачу миксов на индивидуальные мониторные системы, например, наушники исполнителей) и подключать дополнительные приборы обработки. Любая шины Aux является общей для всех каналов, и сигналы направляются на один и тот же прибор, где они и обрабатываются.

Для последовательного подключения эффекта, действующего только на один канал, служит разрыв (Insert).

Последовательные эффекты или обработки заменяют исходный сигнал собственным. Такими эффектами могут быть, например, хорус, флэнжер (см. разд. 1.6), а обработками - эквалайзер, гейт, компрессор. Последовательные эффекты включаются в разрыв в тех случаях, когда нужно обработать ими сигнал только одного канала. Для одновременной обработки эффектом нескольких источников можно подключать их через шины Aux. Необработанный звук при этом можно получить путем регулировки баланса или глубины эффекта на самом приборе обработки.

Параллельные эффекты не заменяют исходный сигнал собственным, а лишь добавляют к исходному сигналу его обработанный вариант. Параллельные эффекты подключают через шины Aux, причем эффект оказывается доступным для всех каналов и для каждого из них можно установить свою глубину эффекта. После обработки эффектом параллельного действия сигнал возвращается на основную шину микшера, где смешивается с остальными сигналами. В результате в общем миксе присутствует и исходный сигнал, и обработанный.

Степень обработки эффектом сигнала того или иного канала устанавливают регулятором уровня посыла.

Обычно у эффектов имеется регулятор Dry/Wet. Он может называться и по-другому, но его суть от этого не меняется - это отношение исходного и обработанного сигналов на выходе эффекта. Желательно, чтобы на выходе эффекта, подключенного к шине Aux, был только обработанный сигнал. В противном случае исходный сигнал вернется в общий микс, где смешается с таким же сигналом с выхода аудиотрека. Понятно, что за счет сложения двух одинаковых сигналов увеличится их общая громкость. Это в лучшем случае. А в худшем случае вы получите совершенно непрогнозируемый результат за счет того, что фаза необработанного сигнала на выходе эффекта в принципе может отличаться от фазы этого же сигнала на выходе аудиотрека.

Если же эффектом требуется обработать только один канал, то эффект можно включить в разрыв (Insert) и добиться требуемых соотношений между обработанным и необработанным сигналами регулировкой Dry/Wet.

Рассмотрим элементы коммутации и регулировки, имеющиеся в каждом канальном модуле.

Мастер-модуль

В мастер-модуле микшера сосредоточены регуляторы уровня левого и правого каналов, регулятор панорамы стереомикса, измеритель уровня сигнала на выходе микшера. Здесь же, как правило, находится и регулятор уровня микса, поступающего на тот выход микшера, к которому подключены контрольные мониторы или наушники.

Разумеется, от модели к модели микшера состав элементов коммутации и управления варьируется. Микшеры отличаются количеством каналов (и моно, и стерео), но рассмотренные элементы, как правило, есть во всех микшерах.

Практически все MIDI- и аудиоредакторы содержат виртуальные микшеры, более или менее успешно имитирующие своих железных собратьев. Не является исключением и Cubase SX.

Ко многим звуковым картам прилагаются драйверы, по существу являющиеся специализированными виртуальными микшерами.

Автоматизация

Наиболее совершенные (как правило, цифровые) микшеры обладают функцией автоматизации. Поддержка микшером автоматизации означает, что оператор может заранее записать, отредактировать и затем автоматически воспроизвести все свои манипуляции с элементами управления микшера. Перемещения регуляторов, рукояток, слайдеров и изменения состояний переключателей, имеющихся на панели микшера, преобразуются в нестандартные MIDI-сообщения (данные автоматизации), которые, в свою очередь, запоминаются в устройстве, подобном секвенсору. В необходимое время включается воспроизведение автоматизации, данные из секвенсора поступают на соответствующие исполнительные элементы (электронные или механические). Оператор отдыхает, а невидимые руки крутят ручки и передвигают слайдеры.

Автоматизированный микшер превращается и в мощнейший инструмент создания сложных сценариев развития событий во время живого выступления, и в средство динамического управления параметрами мультитрековой композиции при ее сведении. Автоматизированными могут быть не только микшеры, но и самые различные приборы обработки звука, устройства для создания звуковых и световых эффектов и т. п.

Наиболее развитые музыкальные редакторы, к числу которых относится и Cubase SX, имеют в своем составе автоматизируемые виртуальные микшеры. Кроме того, посредством автоматизации можно управлять параметрами эффектов реального времени и виртуальных инструментов.

В Cubase SX для хранения данных автоматизации используются специальные сообщения, которые описывают положение узловых точек, формирующих огибающие автоматизации. Огибающие автоматизации - квазинепрерывные графики (выглядят как непрерывная линия, хотя, на самом деле, сообщения записываются и воспроизводятся в дискретные моменты секвенсорного времени), описывающие поведение того или иного автоматизируемого параметра во времени. Огибающие автоматизации образуются путем линейной интерполяции значений автоматизируемого параметра в узловых точках.

Микшер — сердце любой звуковой системы. Невозможно представить себе какое-либо «звуковое» мероприятие, где не использовался бы микшер.

Микшерный пульт. Общие сведения.

Микшерный пульт смешивает сигналы нескольких источников звука и передаёт их на выход как единое целое, в нужных пропорциях. Можно провести аналогии с бытовым кухонным миксером, который смешивает масло, сахар, какао, муку и яйца в однородную массу, чтобы затем выпечь из неё торт.

Существуют различные типы микшеров:

  • Концертные (в том числе мониторные);
  • Студийные (для записи);

Для концертной практики, а также для работы на применяются, в основном, различные концертные микшерные пульты. Именно их разновидности я буду рассматривать в этой статье. Вы можете спросить: «А что, диджеи со своими микшерами на корпоративах не работают?» Отвечу: ещё как работают. Но к тематике моего сайта диджеи, также как и их пульты, имеют весьма косвенное отношение. Поэтому читать о них желательно на диджейских тематических сайтах. А мы с Вами переходим к концертным микшерам.

Устройство микшерного пульта.


Увидев впервые вблизи большой концертный микшерный пульт, можно испугаться и подумать, что ТАКОЕ Вам не освоить никогда. Не всё так страшно. На самом деле, любой микшер состоит из секций входов и выходов. Входная часть — это практически ничем не отличающиеся друг от друга вертикальные линейки, которые называются каналами. Разобравшись с устройством одного канала, можно будет сказать, что Вы почти разобрались с тем, как устроен весь пульт.

Входной канал микшерного пульта.


К входному каналу пульта подключаются микрофоны или линейные источники. Как следствие, входной моноканал содержит микрофонный вход XLR и линейный вход Jack 6,35 мм . В некоторых пультах также предусмотрено наличие Jack- входа Insert (разрыв) для подключения компрессора или эквалайзера только для этого канала.


Бывает, в Insert подключают какой-нибудь инструмент вместо того, чтобы воткнуть его кабель в линейный вход. И удивляются, что инструмент не звучит. Неудивительно: на некоторых пультах линейный вход и Insert находятся рядом, и перепутать их несложно.


На некоторых пультах имеются также разрывы для подгрупп и разрывы для главных выходов. Их наличие весьма облегчает жизнь: в одну подгруппу можно «завести» пять вокалистов (как в ) и обработать их через групповой Insert одним компрессором. Это вместо того, чтобы к каждому разрыву подключать отдельный компрессор. А к разрывам для главных выходов можно подключить внешний эквалайзер. Что тоже очень очень удобно.


Стереоканал отличается от моноканала наличием второго линейного входа Jack 6,35 мм , а также отсутствием разрывов Insert и микрофонных входов XLR.

Некоторые модели микшеров оборудованы кнопками включения обрезных фильтров, исключающих частотный диапазон сигнала ниже 75 Гц.

Далее идёт ручка регулятора предварительного усиления по каналу. Затем — секция эквалайзера. В зависимости от модели пульта, эквалайзер может быть двухполосным (НЧ-ВЧ), трёхполосным (НЧ-СЧ-ВЧ) или трёхполосным (НЧ-СЧ-ВЧ) с полупараметрической серединой. В последнем случае отдельным регулятором можно выбрать определённую частоту из среднечастотного диапазона и ручкой усиления-ослабления её регулировать.

Ещё ниже следует секция регуляторов Aux . Данная секция позволяет организовать вывод звука на мониторный усилитель вне зависимости от уровня громкости канала, подаваемого на основные выходы (пре-фейдерный Aux ). Или подключить процессор эффектов для всех каналов Aux (пост-фейдерный Aux ) и на каждом канале установить требуемый уровень обработки.

Выходная секция.

Состоит из фейдеров главных выходов (Main Mix ), фейдеров подгрупп (позволяют управлять несколькими сигналами, объединёнными в одну подгруппу), регуляторов выхода Aux . Многие пульты имеют такие дополнительные функции, как общий выходной эквалайзер, моно-выход на сабвуфер, встроенный процессор эффектов и другие.

Отдельно отмечу прямые выходы моноканалов Direct Outs , которые имеются на некоторых пультах. Эти прямые выходы просто необходимы для многоканальной записи, например, на .


Если таких выходов нет, то для записи можно использовать канальные разрывы. Только моноджеки следует вставлять в гнезда разрывов не полностью, а только до первого щелчка. Для того, чтобы не прерывать сигнал канала. Если вставить джек в гнездо разрыва полностью, то записать звук с канала будет можно, а вот услышать его на основных выходах пульта не получится. Я на этом обжигался.


Наиболее подробную информацию о той или другой модели микшерного пульта можно прочитать в инструкции по эксплуатации этого микшера. Сейчас найти в интернете такие инструкции на русском языке очень просто. В 2002-2006 годах после покупки различных музыкальных приборов я переводил инструкции самостоятельно, поскольку они были только в бумажном виде и на английском.

Виды концертных пультов.

Аналоговые пульты.


Основной вид микшеров, с которыми работают ведущие и исполнители на концертах и праздниках. Самый маленький — с одним моноканалом и двумя стереоканалами Самые большие, уходящие за горизонт, могут содержать 64 канала. Разновидностью аналоговых пультов могут быть микшеры со встроенными усилителями, или, как их ещё называют, .

Об особенностях маленьких пультов, а также об активных пультах и рекомендуемых брендах можно прочитать в статье ).

Цифровые пульты.

Удовольствие, скажем так, недешёвое. К тому же, прежде чем их эксплуатировать, придётся разбираться с их принципом работы гораздо дольше, чем у аналоговых микшеров. Достоинством цифровых пультов является возможность сохранения настроек в различных пользовательских пресетах. А также наличие в них всех видов обработки (компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов), что избавляет от необходимости покупки внешних приборов и геморроя с их коммутацией.

Мне однажды довелось столкнуться с цифровым пультом в одном заведении, где мы работали, подключая выходы нашего пульта в его входы. Ответственный за пульт диджей в тот день отсутствовал, в весьма ограниченное время пришлось до всего доходить самостоятельно. В итоге, левый канал у нас звучал раза в два громче, чем правый — пришлось устранять этот недостаток регулированием выходных фейдеров нашего пульта. В отношении того цифрового пульта у меня остались только негативные воспоминания. Возможно, я заблуждаюсь…

Недавно барабанщик Игорь Ковалев, мой друг и коллега по кавер-группе «Арт Сити Бэнд», приобрел цифровой пульт SoundCraft Ui12 . Небольшой ящичек с входными каналами:

  • XLR – 4 штуки;
  • комбинированные XLR-джек – 4 штуки;
  • стереопара «тюльпан»;
  • USB-вход — это еще дополнительные 2 канала,

а также основные стереовыходы Main Mix (параллельная пара XLR-джек) и два выхода Aux на XLR.


На этом микшере всего две ручки громкости для основных выходов. Управление пультом осуществляется дистанционно, с планшета или мобильного телефона.



Основное удобство такого пульта в том, что не нужно везти с собой внешние приборы обработки (ревербератор, компрессор, эквалайзер) – все это есть в цифровом пульте. Коммутация упрощается в разы, так же, как и время на подключение оборудования. Но есть и ряд недостатков, о которых следует сказать.

Во-первых, таким пультом управлять сложнее, чем аналоговым. Это относится в первую очередь к тем музыкантам, которые сами рулят звуком, без дополнительного звукорежиссера. То есть ко мне и Игорю. Органы управления аналогового пульта – вот они, перед нами. А в цифровом пульте типа SoundCraft Ui12 нужно на планшете войти сначала в одну директорию, потом в другую… Дольше и менее удобно.

Игорь рассказывал еще, что у него произошел такой вот казус. Пульт-база с антенной находился у него в застекленном помещении. Игорь с планшетом был в зале. Когда он отошел от базы метров на 30, органы управления на планшете перестали реагировать – сигнал был потерян. Хорошо, что звук не исчез. Просто нельзя было его отрегулировать.

Когда он подошел с планшетом к базе, то ситуация с управлением не изменилась. Пришлось перезагружать планшет.

Варианты практического применения микшеров на концертах или праздниках.


Для относительно большого музыкального коллектива и пульт должен быть большой. Каждому исполнителю должно хватить персонального канала микшерного пульта под инструмент или микрофон. В случае использования барабанной установки, озвучиваемой несколькими микрофонами, желательно иметь секцию подгрупп на пульте. А также для с несколькими вокалистами.

Для ВИА «Алекс Бэнд», в котором мы работаем вдвоём, большой пульт не требуется. Мой микшер Mackie 1402VLZ-PRO содержит 6 моноканалов и 4 стереоканала, нам этого вполне хватает. Замечу, что раньше я работал с аналоговыми пультами Alto и . Меня они вполне устраивали. До тех пор, пока у меня не появился Mackie…


А вот самый ужасный микшерный пульт, с которым я сталкивался — это даже не наша древняя «Электроника» с пятиштырьковыми входами, на которой мы работали до 2002 года. Как ни странно, есть пульты гораздо страшнее. Это микшер Phonic , точную модель не назову. Phonic , что показан на этой фотографии, спроектирован гораздо логичнее того, о котором я сейчас пишу.


И дело даже не в хреновом звуке (хотя и он имеет место). Я бы с удовольствием оторвал руки конструктору, который спроектировал такую нелогичную архитектуру пульта. Пока с ним разберешься — фаллос сломать можно!!!

Но мы отвлеклись. Вернемся к применению микшеров в концертно-корпоративной практике. В случае работы на чужой аппаратуре мы всё равно берём свой . Далеко не каждый владелец аппаратуры предоставит Вам 5-6 каналов пульта (нам требуется именно столько). Поэтому мы подключаем микрофоны и инструменты в свой пульт, и в этом нам понадобится только один стереоканал чужого микшера. Если даже свободных стереоканалов нет, на чужом пульте мы можем использовать:

  • два моновхода, разнеся их по панораме (один — на левый канал, другой — на правый);
  • стереовход 2-Track-In (RCA-тюльпан) ;
  • дополнительный стереовход Aux Return;
  • в крайнем случае, можно использовать один моновход, на который мы подадим моносигнал, суммированный с двух стереоканалов, при помощи специального кабеля.

Как видите, вариантов достаточно для того, чтобы выйти из сложной ситуации. Но их бы не было, если бы мы не брали с собой пульт.

В случае работы расширенным составом, с живыми барабанами, для их озвучивания мы используем дополнительный пульт (4 моно — 2 стерео). Он является субмикшером, и его выходы коммутируются со стереовходом основного пульта. Этакое замещение функции подгрупп на большом пульте.

Вот и всё, что я хотел рассказать Вам о микшерах. Успехов!