В чем отличие патефона от граммофона. Разница между патефоном и граммофоном. Смотреть что такое "Патефон" в других словарях

12. Второй пол и философия

Симона де Бовяар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся»

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан-Поля Сартра. В книге было показано, что, во-первых, понимание мужского и женского определяется культурными, в том числе и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен мужская культура признается положительной, а женская негативной. Писательница дала своей книге название не случайно. Имеется в виду, что первый пол - это биологические признаки, по которым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее детородной способности. Но наряду с первым полом есть еще и второй, сотворение мужественности и женственности в социальной жизни человека, выработка и культивирование мужских и женских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что «женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке. Но вплоть до второй половины XX века женскую проблематику не удавалось поднять на философские высоты. В последние 30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое женщина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостями, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подозревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение единства и различия мужественного и женственного. Исподволь, незаметно для себя традиционная философия не только не поставила под сомнение правомерность подчинения женщины мужчине, но и способствовала укреплению патриархата (власть отцов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизонты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важнейшее значение не только для женщин, но и для мужчин (материнство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сексуальное насилие, проституция и т. д.).

Женщина и мужчина, женственность и мужественность

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц. Очень часто приходят к следующим двум выводам:

Сколько-нибудь уверенное проведение границ между мужчиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уровне. На индивидуальном уровне признаваемые типично мужскими или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам. Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дважды удостаивалась Нобелевской премии - первый раз по физике, второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщиной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но относится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

Качества «среднестатистических» мужчины и женщины дополняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обоснованно, что качества мужчины непременно лучше качеств женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) среднестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужественности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны ценности. Сложите все мужские ценности (M 1 …, М n) и вы получите то, что можно назвать мужской философией. Соответственно сумма Ж 1 …., Ж n даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, например рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии. Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкретную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алексей (M 1 , M 4 , Ж 3 , Ж 7), Иванова Марина (М 2 , М 5 , Ж 1 , Ж 3).

В качестве вывода отметим: так называемая женская философия составляет органическую часть современной философской картины мира.

Философия любви

«Любовь, - отмечал писатель А.П. Платонов, - есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями - осуществления через него (любимого - любимую) своего смысла жизни». Любовь - это взаимное влечение мужчины и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, которая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Самое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь - это одухотворенная плоть. Любовь - это, по В.Г. Белинскому, не просто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств человека.

О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение - «платоническая» любовь, т. е. духовная, а не физиологическая). В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви - сердце противопоставлялся символу разума - уму. В XX веке любовь то низводят до физиологических инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценностям эстетики или этики. «Любовь - это цветы нравственности…» (В.А. Сухомлинский).

Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блекнут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть голословным, послушаем поэта. Вот что писал А.С. Пушкин о любви соответственно в 14, 25 и 36 лет:

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь - и я влюблен!

И сердце бьется в упоеньи,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Вряд ли возможно перевести строчки Пушкина в философский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается пожелать философии достичь поэтического совершенства (не обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не заказана).

Сформулируем теперь основные выводы.

Любовь - философская тема постольку, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

Любовь - это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природно данных инстинктов. Любовь - критерий духовной красоты.

Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и отдельного человека.

В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым - совершенствуй себя.

В философии любви так называемой мужской философии недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов философии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви, трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рассмотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, требует должной философской подготовки.

Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе еженедельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей, судьи - девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бассейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди красавцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и оттопыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И - настоящее чудо! - философ выиграл приз! Дамы полюбили его за ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

Хорошая философия - это всегда любовь, а подлинная любовь - это всегда философия, сложный слалом на пути к желаемым призам.

Легко ли быть молодым?

«Легко ли быть молодым?» - это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть молодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Молодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит приблизительно так же, как с философским осмыслением женственности. Подобно женщинам и молодежь является социальной группой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчинам, так и к женщинам.

Итак, молодежь - это особая социальная группа людей, выделяющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глубине истории, а в конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против войны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае 1968 года, когда недовольство молодых своим положением вылилось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и прозрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь - это всего лишь люди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джексона и Элтона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодежной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свидетельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключительно формой протеста против тех или иных устоявшихся общественных порядков (отсюда название «контркультура»). Впоследствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действительно присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребенщикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь - это самостоятельный субъект социального творчества.

Ценности молодых

Между ценностями молодых и пожилых нет резкой границы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каждом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвижно, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристику ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминируют следующие:

Стремление к максимальной жизненной непосредственности, противостоящей чопорности и надменности;

Поддержка групповой, формальной или неформальной общности («мы - это мы, а они - это они»);

Непрактичность, переходящая порой в свою противоположность - прагматичность;

Изобретательность и новаторство, сменяющиеся непрактическим следованием стандартам;

Бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассивностью;

Безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело дополняемое иждивенчеством;

Опора на воображение, фантазию, конструирование виртуальной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

Игривость, противопоставляемая плановости;

Ирония, смех, карнавальность культуры;

Переплетение мужского и женского (парни похожи на девушек, а девушки на парней).

Молодежная философия перед новым вызовом

Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских систем философия молодых больше всего напоминает постмодернизм. Их роднит стремление наполнить новое сверхновым, протест против строгой логики, придания эстетическим и этическим ценностям характера обязательных норм. Естественно, при сопоставлении философии молодых и постмодернизма следует учитывать, что в первом случае речь идет об умонастроении, складывающемся не за письменным столом ученого-философа, а в общении молодых; во втором же случае мы имеем дело с глубоко профессиональной философией.

И, наконец, еще одно очень важное обстоятельство. В философской культуре молодых указанные выше ценности не обязательно доминируют, чаще всего они дополняются веером других философский ценностей, всех тех, которые обсуждаются с первых страниц этой книги. В конечном счете молодые задумываются над теми же проблемами, что и взрослые. Тем и другим нет резона отказываться от достижений философии как единого целого.

Наше время - вызов каждому, и молодому, и пожилому. Чтобы ответить на вызов достойным образом, нужна хорошая философия. С этой точки зрения сами по себе ни мужская, ни женская, ни молодежная философия не являются самодостаточными.

Молодежь изначально находится в философском поле, где она проявляет известное своеобразие.

Сложность современной ситуации требует от молодежи включения в мировую философию (молодостью жизнь не заканчивается).

Леонардо да Винчи справедливо заметил: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью».

Основные выводы

Быть женщиной, мужчиной, а также молодым (или пожилым) означает не только обладать некоторой биологией, но и соответствующими социально-ценностным содержанием;

Традиционная философия недостаточно учитывает особенности философствования женщин и молодежи.

Новации так называемых женской и молодежной философий вполне возможно обогатят современную мировую философию.

Основные термины

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

МОЛОДЕЖЬ

ЖЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы и задания

1. Согласно греческой мифологии, по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов Гефест создал из воды и земли Пандору. Пандора пленила красотой брата Прометея Эпиметея и стала его женой. Увидев в доме у мужа ящик, любопытная Пандора открыла его. Ящик был наполнен бедствиями, которые распространялись по земле. Дайте философскую характеристику мифу о ящике Пандоры.

2. В христианстве есть Бог-отец и Бог-сын, но нет Бога-матери. Придумайте возможное объяснение этому факту.

3. Назовите по три главные черты мужественности и женственности.

4. Как вы понимаете смысл выражения: любовь - это одухотворенная плоть?

5. Почему, на ваш взгляд, влюбленные, поженившись и даже прожив счастливо несколько лет, вдруг расходятся?

6. Каковы особенности так называемой женской философии?

7. Что значит быть молодым?

8. Каковы особенности так называемой молодежной философии?

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Философия истории автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Раздел второй. Второй период: Догматизм и скептицизм В этом втором периоде, предшествующем периоду александрийской философии, мы должны рассмотреть догматизм и скептицизм: догматизм, который распадается на два философских учения, на стоическое и эпикурейское, и третье

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги Трагедия философии автора Булгаков Сергей Николаевич

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Отдел второй. РИМ ОТ ВТОРОЙ ПУНИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ ДО ИМПЕРИИ По нашему разделению, второй период начинается со второй Пунической войны, т.е. с того решительного момента, когда установилось римское господство. В первую Пуническую войну римляне показали, что они могут

Из книги Лекции по истории русской философии автора Замалеев Александр Фазлаевич

Глава XVII Буржуазная философия в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. упадок буржуазной философской мысли продолжается: будучи неравномерным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава XVIII Идеалистическая философия в России второй половины XIX - начала XX в. Развитие капитализма в России во второй половине XIX - начале XX в. проходило при наличии значительных остатков феодально-крепостнических отношений. Капитализм в сельском хозяйстве развивался

Лекция 5 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Время и идеалы эпохи Екатерины II. Либерально-правовое направление: Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин. Патриархально-консервативное направление: М.М. Щербатов. Радикально-демократическое

Из книги автора

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIX ВЕКЕ. Книга вторая. Развитие марксистской философии во второй половине XIX

Изобретение «портативного граммофона» в 1913 году принадлежит компании. Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооружённых сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались интенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. На верхнем фото данной статьи изображён английский портативный граммофон His Master’s Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя - «Патэ » - которая первой начала поставки таких устройств в Россию. «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определёнными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывателя грампластинок употреблялись такие термины как графофон , фонограф , «говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Эмилем Берлинером , изобретателем граммофона.

Конструкция [ | ]

У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба , скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты, затем следовало сменить иглу), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ , однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Патефон, сконструированный и запатентованный именно братьями Патэ (и названный позже так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом формирования звуковой канавки - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. К тому же в первых моделях фонографов от фирмы Патэ воспроизведение шло не от края пластинки к центру, а наоборот, от центра - к краю. От новшества отказались из-за большого количества уже произведенных и ставших стандартными пластинок "от края".

Основные причины поломки патефонов:

Патефоны в России и СССР [ | ]

Дореволюционная Россия [ | ]

В царской России было множество мелких производств патефонов и граммофонов частных предпринимателей, которые в советское время были

Сегодня мы слушаем любимые песни на дисках или просто скачиваем их с интернета. А ведь несколько десятков лет назад таких возможностей не было, так как в нашей стране технический прогресс не приветствовался. В то время были актуальны такие устройства для прослушивания музыкальных произведений, как граммофон и патефон. Они до сих пор есть у некоторых людей дома, также их можно увидеть в частных коллекциях. Чем они отличаются? Большая часть людей не имеет понятия, в чем их отличие и если вам интересна эта информация, читайте нашу статью.

Чем отличается патефон от граммофона?

Обожаете ретро и вас интересует все, что связано с тем временем? В таком случае вы наверняка знаете, что музыку в тот период прослушивали на специальных устройствах, используя пластинки. Увы, но лишь единицы знают, в чем отличие этих устройств. И неудивительно, так как сейчас они уже не актуальны.

Для начала давайте разберемся, что представляет собой каждый из представленных приборов.

Общим является то, что оба прибора воспроизводили звуки с граммофонных пластинок, также они были оснащены раструбами из металла.

Патефон представляет собой разновидность граммофона, он отличается компактными размерами. Обусловлено такое название тем, что устройство поставлялось на территорию СССР компанией «Пате». Затем в СССР начались производиться граммофоны собственного производства, но привычное название не изменилось и все называли его так же, как и раньше.

Патефон: фото

Граммофон также воспроизводит звук, передавая сигналы с пластинки. Устройство отличается не только названием, но еще и размерами, а также качеством и громкостью звука.

Граммофон и патефон - есть ли разница? Ниже вы найдете фото обоих устройств и сможете увидеть разницу своими глазами. Первый представлен в виде компактного ящика, оснащенного металлическим раструбом. Именно благодаря ему песни воспроизводились так громко. Пластинка удерживалась держателем и раскручивалась приводом, затем по ее дорожкам шла игла.

Даже самый искушенный покупатель мог выбрать модель с интересным дизайном, так как ассортимент граммофонов в то время приятно поражал и удивлял. Производитель изготавливал разные модели - как самые простые, так и фигурные, даже для детских комнат. Но был у устройства огромный недостаток - он имел большие размеры, поэтому его нельзя было брать в поездки.

Именно по этой причине был разработан патефон - он имел компактные размеры и его можно было поместить в автомобиль. Конструкцию устройства придумали братья Пате. Теперь крупный раструб был спрятан под крышкой, патефон имел форму ящика. Увы, но купить эту модель было проблематично, да и цена на нее была в то время высокая. Именно поэтому патефон был только у людей со знакомствами и деньгами. Внешне он напоминал чемоданчик, который в раскрытом виде представлял собой компактное устройство с рупором.

А как на счет качества звука и громкости? Конечно же, размеры отразились на звучании и увы, патефон был немного слабее, чем его крупный собрат. Но все же любителей музыки это не останавливало, и они все равно выбирали компактное устройство.

Фото граммофона

Для чего использовались граммофоны и патефоны?

Если за рубежом эти устройства в основном использовали для прослушивания музыки, в СССР они были многофункциональными. Их можно было увидеть на агитационных мероприятиях, их возили по поселкам с цель. Пропаганды политики Ленина и т.д. Очень жаль, но с пластинками было в то время трудно и большинство людей могли прослушивать только классику в виде музыкальный арий и пьес.

Цены как на граммофоны, так и на патефоны были высокими, поэтому позволить себе такую покупку могли далеко не все. Но все же те, у кого была финансовая возможность, предпочитали обзавестись устройством. Они стали менее популярны в 50-ых годах двадцатого века, так как им на смену пришли электропроигрыватели.

Мужской интернет-журнал сайт

Многие ценители музыки предпочитают слушать любимые мелодии не на современных компакт-дисках, а на виниловых пластинах. Чтобы получить идеальное звучание, необходимы специальные проигрывающие устройства. Любители антикварной техники предпочитают для прослушивания винила патефон или граммофон. Есть ли какая-либо разница между этими старинными устройствами и в чем конкретно она заключается?

Граммофон - одно из новшеств XIX века

Этот аппарат с широким раструбом сегодня можно увидеть разве что в музеях или в кинофильмах времен молодости наших дедушек и бабушек. Он хоть и является далеким предком наших современных аудиосистем, но в начале своего развития представлял собой необычное устройство для записывания и извлечения записанных на пластинке звуков вручную.

Первый граммофон появился в 1887 году и выглядел как ящик с диском, на котором удерживается и крутится пластинка. Форма ящика могла быть самой разной - шестиугольной, квадратной или даже круглой. Внутри его был спрятан приводной механизм с пружиной, благодаря которому пластинка вращалась. По ее спиральным дорожкам «бежала» игла, укрепленная в звукоснимающей пластинке. Чтобы привести такое устройство в действие, необходимо было периодически вращать его рукоятку, расположенную сбоку ящика.

Но особенно эффектно смотрится у граммофона огромная труба-резонатор, основной задачей которой являлось усиление звука. Ее внешний вид зависел от фантазии производителей и был уникальным для каждой модели. Размер, форма, цвет, окантовка и даже чеканка граммофонной трубы - все эти параметры могли меняться с необычайным размахом.

И хотя первые проигрывающие устройства были большими и громоздкими, давали слабый звук низкого качества, а иглы часто ломались, и их постоянно приходилось менять, появление граммофонов было настоящим техническим прорывом. С развитием технологий эти первые звуковоспроизводящие аппараты постоянно совершенствовались, становились все более удобными, но их «активная» жизнь продлилась только до 50-х годов прошлого столетия. Тогда на смену устройству с механическим воспроизведением звука пришло более совершенно изобретение - патефон.

Патефон - достойное продолжение граммофона

Разницу между патефоном и граммофоном сложно не заметить, ведь даже визуально они отличались. И хотя оба прибора воспроизводили звук с граммофонных пластинок и имели металлические раструбы, на этом их внешняя схожесть и заканчивалась.

Патефон - это усовершенствованная разновидность граммофона, выпускаемого французской фирмой «Пате». Он был запатентован и стал массово выпускаться в 1907 году. Это был компактный портативный граммофон, не имеющий торчащей ручки и громоздкой трубы. Сначала в СССР новинку поставляла фирма-производитель, но позже у нас появились устройства собственного производства, хотя прежнее название так и осталось.

В свое время граммофоны имели интересный дизайн и широкий ассортимент, который приятно удивлял. Это могли быть как самые простенькие, так и более сложные модели разных размеров, с фигурным раструбом. Встречались звуковоспроизводящие устройства в виде ящичков или шкафчиков, специально созданные для детских комнат или для публичного использования. Патефоны имели более скромный дизайн, но зато у них было достойное преимущество - их можно было брать с собой в поездки. Они напоминали собой чемоданчик, в раскрытом виде представляющий собой небольшое по размерам устройство с рупором.

Рассматривая отличия патефонов более подробно, следует отметить, что они:

  • Имели компактные размеры, поэтому были удобными для перемещения.
  • Крупный раструб спрятан под крышку, а сама модель имела форму чемоданчика или переносного ящика.

Однако новое устройство имело и некоторые недостатки. Во-первых, оно воспроизводило более слабый звук, так как рупор находился внутри. Несмотря на использование долговечных материалов, патефонные иголки по-прежнему быстро изнашивались и ломались. Да и стоил патефон достаточно дорого, поэтому был в основном только у состоятельных, по тех меркам, людей. Но теперь профессиональная музыка стала более доступной, и люди могли слушать новые записи, когда и где захотят.

Теперь вы знаете, чем отличается граммофон от патефона. Хотя их быстро заменили электропроигрыватели, а потом и современные аудиосистемы, они стали первыми устройствами, открывшими нам возможность слушать музыку. Сегодня эти популярные в свое время аппараты для воспроизведения звукозаписи снова возвращаются в наши квартиры. Их часто выбирают любители «ретро», и на сайте сайт можно найти широкий ассортимент современной звуковоспроизводящей техники, внешне напоминающей своих далеких «прародителей».

Патефон

Патефо́н - переносная версия граммофона , механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок . В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Был широко распространён в первой половине XX века . С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном .

В России (позже СССР) получило распространение название устройства - «патефон», происходящее от названия фирмы-производителя: Пате , которая первой начала поставки таких приборов в Россию.

Патефон - механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону). Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом в СССР. «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. Так например, в США для обозначения механического проигрывания грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, «Говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Э. Берлинером, изобретателем граммофона. Настоящий патефон, сконструированный и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом формирования звуковой канавки - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Изобретение «портативного граммофона» принадлежит компании «DECCA» 1913 год. Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооруженных сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались экстенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. Кстати, на фото данной статьи, изображен английский портативный граммофон His Masters Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Основные причины поломки патефонов:

  • Износ иглы (поломкой не считается)
  • Разрыв пружины (обычно происходил при чрезмерном неаккуратном заводе)
  • Ослабление пружины (при хранении патефона в заведённом состоянии в течение нескольких лет).
  • Срыв стопора (характерно для патефонов с прямой ручкой (перпендикулярной корпусу) - при очень быстром заводе или заводе до упора
  • Закисание подшипника тонарма (характерно для патефонов производства СССР ввиду применения силумина в подшипнике)
  • Дребезг мембраны

В 30-50 годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и равняется 75-80 дБ.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Патефон" в других словарях:

    патефон - а, м. Pathé Frères. От названия фр. граммофонной фирмы Пате и гр. phone звук. Вид граммофона в форме ящика или шкафика, со скрытым рупором. Первоначально граммофон с постоянной, несменяющейся иглой из сапфира, выпускавшейся фирмой Пате. Уш. 1939 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Патефон - выпуска 1955 г. ПАТЕФОН (от названия французской фирмы “Pathe” и...фон), портативный граммофон с звукопроводом внутри ящика. Создан в начале 20 в. во Франции. С середины 20 в. вытеснен электрофонами. Рупорный граммофон модели 1902 года … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Граммофон Словарь русских синонимов. патефон сущ., кол во синонимов: 3 граммофон (4) … Словарь синонимов

    - (от названия французской фирмы Pathe и...фон), портативный граммофон с звукопроводом внутри ящика. Создан в начале 20 в. во Франции. С середины 20 в. вытеснен электрофонами … Современная энциклопедия

    - (от названия французской фирмы Пате выпускавшей патефоны, и греч. phone звук), портативный граммофон. Был распространен до сер. 20 в … Большой Энциклопедический словарь

    - [тэ], патефона, муж. (от названия франц. грамофонной фирмы Пате и греч. phone звук). Вид граммофона в форме ящика или шкафика, со скрытым рупором. || Портативный небольшой граммофон. (первонач. граммофон с постоянной, несменяющейся иглой из… … Толковый словарь Ушакова

    ПАТЕФОН, а, муж. Портативный граммофон с рупором, вмещённым внутрь коробки. Завести п. | прил. патефонный, ая, ое. Патефонная пластинка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПАТЕФОН - общепринятое, но неправильное название портативного граммофона без внешнего рупора. Происходит от названия французской фирмы Пате, выпускавшей такие граммофоны (см.) … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    патефон - Пате + фон фамилия основателя французской фирмы Шарля Пате + фон (греч. «голос») в названии проигрывателя пластинок греч., техн … Словарь сокращений и аббревиатур