Amd radeon hd 7500 разрешение монитора. Требования к мобильной платформе. Заявленные технические характеристики мобильного устройства

Уже минуло больше года, как от ATI не было весточек о рождении новых продуктов. Да, вариации на тему "RADEON под разным соусом" были, и мы стали свидетелями того, что крупнейший и старейший производитель видеочипсетов и карт на их основе наконец-то стал шевелиться и что-то противопоставлять NVIDIA в разных секторах рынка.

К сожалению, эти попытки пока весьма неуклюжи и мало что дают канадской фирме. Надо признать, что в условиях соперничества в этой части индустрии всего двух игроков (ATI Technologies и NVIDIA; Matrox давно сдал свои позиции участника рынка 3D-акселераторов) канадский спортсмен ведет борьбу вяло, постоянно обвиняя в своих неудачах тренеров, зрителей, погоду, покрытие ринга и т.д. А вот американский боец явно агрессивен, свеж и ищет новые решения, чтобы заработать в поединке больше очков. Конечно, поединок этот будет длиться еще долго, благо обе компании еще полны сил, но как и любое спортивное состязание, он состоит из частей, этапов (или, если угодно, таймов, периодов, сетов и т.п.).

Этап с лета 2000 года по настоящее время для NVIDIA был очень удачным. Выведя на рынок просто массу всевозможных карт на разные вкусы и кошельки, компания одним выстрелом убила сразу даже не двух, а много больше "зайцев". Это и колоссальный выбор карт, благо их производят несметные полчища азиатских фирм, и естественная конкуренция между однотипными картами, что приводит к падению цен, это и возможность выбора из ценовой категории от $40 до $400 за карту с соответствующей функциональностью. Все это даст NVIDIA в последующем еще одного "зайца" — переориентацию фирм-разработчиков игр на поддержку продуктов от NVIDIA, поскольку тот же GeForce2 MX стал сейчас одним из самых низкобюджетных решений.

Что же этому всему может противопоставить ATI? Неужели она так и будет придерживаться старой тактики выпуска одной карты за период до выхода нового решения? К счастью, этого не случилось, а иначе мы сегодня уже вряд ли рассматривали бы новый продукт этой компании. ATI тоже вынесла на рынок целую линейку (наряду с флагманским RADEON 64MB DDR появились RADEON SDR, RADEON 32MB DDR, RADEON LE, RADEON VE). К сожалению, как по срокам выпуска этих изделий, так и по массовости производства ATI потерпела поражение. К этому надо еще добавить неуклюжую политику в области ценообразования. Зачем вначале на равный по возможностям с конкурентами продукт надо завышать цены, а потом смотреть, как его никто не покупает? И после плача Ярославны по итогам очередного финансового квартала дергаться к резкому снижению цен, что приведет к новым слезам через следующие 3 месяца? Да, разумеется, выпуск странного продукта "для внутрикитайского" использования — RADEON LE — помог расширить рынок (ведь Россия тоже относится к филиалу "китайского" рынка), но какой ценой? Стоимость этой карты давно шокирует менеджеров (в самом деле, 32-мегабайтная карта, имеющая DDR-память со временем выборки 6ns, стоит меньше $85, тогда как тот же GeForce2 GTS, имеющий такую же память, только сейчас стал опускаться ниже $100), и, казалось бы, все давно должны были забыть про эти MX400 и иже с ними за те же деньги, когда тут карта с потенциалом полноценного RADEON DDR продается за гроши!

Однако и тут возникло "но". Впрочем, как и всегда у ATI. С тех пор, как компания вышла на рынок 3D-ускорителей у нее началась хроническая болезнь (нет, не "левизны", а хуже!) программного обеспечения, то бишь драйверов. Выпуску революционного на конец 1998 года RAGE 128 сопутствовали весьма кривые драйверы, карта в популярных на то время играх подчас просто безбожно глючила. Да, время лечит не только раны, но и программистов из ATI, поэтому ситуация постепенно стала улучшаться. Когда вышел RAGE 128 PRO (продолжатель традиций RAGE 128, но с более сильным потенциалом), картина была уже не столь печальна.

К прискорбию, эти "грабли" кто-то волшебным образом снова перенес вперед, под ноги ATI (наверно, это была NVIDIA:-), и отдел программного обеспечения компании в полном составе снова прилежно наступил на них. Если прочитать обзор по RADEON годичной давности (на период, когда эти карты только появились в продаже), то можно найти там много нареканий на работу этих карт. Прежде всего это касалось качества (то текстур нет, то тумана, то глюки). Наши первые выпуски 3DGiТогов ярко свидетельствуют об этом.

Впоследствии все это долго и упорно лечилось, и через год после выпуска RADEON мы наконец-то получили продукт, который практически не имеет нареканий на работу в 3D-графике. Но это же ГОД ПРОШЕЛ! И как могла надеяться фирма ATI, что все набросятся на пусть даже дешевые RADEON LE, отбросив пусть даже более слабые в 32-битном цвете GeForce2 MX400?! Этого и не случилось. Хотя RADEON LE действительно по праву занимал какое-то время верхние строчки в нашем рейтинге . Своей относительной популярностью он обязан потенциалу по разгону. Даже просто опытному пользователю понятно, что на выпуск этой карты шли чипы с некоторыми недостатками, прежде всего с нестабильной работой блока HyperZ, поэтому у RADEON LE он отключен, да от греха подальше частоты понижены с номинальных 166 до 148 МГц (плюс, это любимый ход ATI для разделения карт по только ей одной понятным сегментам рынка). Но все RADEON LE спокойно работали на частотах 166 МГц, как "полноценные" RADEON 32MB DDR, а то и разгонялись много выше.

При появлении этого RADEON LE на нашем рынке воцарилась полная чехарда с ценами: куда более слабый RADEON c SDR-памятью имел подчас цену выше, чем RADEON LE с DDR-памятью. Ранее выпущенные RADEON 32MB DDR застыли на уровне $120–130, вследствие чего появился сильный разрыв в ценовых сегментах. Идущий выше RADEON 64MB DDR просто "дышит в затылок" 32-мегабайтной карте, грозя той полной непопулярностью (ну кто будет покупать 32-мегабайтную карту, если, доплатив $10–15, можно купить карту с 64-мя мегабайтами памяти!). А ведь продукты от NVIDIA более слаженно распределены по рынку, так что через каждые $20–30 можно найти соответствующий продукт (только выше $150 начинаются более ощутимые разрывы в ценах).

Беда у ATI еще и в том, что эта компания уже много лет выпускает карты самостоятельно. Опыт 3dfx прекрасно показал, что один в поле не воин. Не сможет одна фирма даже с огромными производственными мощностями (а и таковых у ATI нет) противостоять армии фирм-производителей карт на процессорах от NVIDIA. И вот руководство ATI это наконец-то поняло, и еще весной 2001 года была объявлена новая стратегия, согласно которой ATI ищет партнеров для выпуска своих новых продуктов. Таковые уже нашлись, поэтому я смотрю на будущее новых RADEON 7500/8500 с больши м оптимизмом, ведь эти фирмы начнут конкурировать хотя бы между собой, что приведет к падению цен и приближению продукции к потребителю.

Возвращаясь к теме качества программного обеспечения, хочу отметить, что пока, по первым впечатлениям, ATI не наступила еще раз на те же "грабли" (это я забегаю немного вперед). Программисты пошли по пути создания унифицированных драйверов, поэтому новое программное обеспечение будет поддерживать как новые RADEON 7500/8500, так и прежние. А это означает, что весь накопленный опыт борьбы с глюками и ошибками не пропадет даром.

Итак, ATI Technologies выпустила новую линейку RADEON. Пока это всего две карты: RADEON 7500 и RADEON 8500. Позже обещается еще профессиональная карта FireGL 8800 на базе RADEON 8500 (но это уже отдельная тема). В день анонса этих чипсетов мы выпустили аналитический материал по ним, в котором приведены все аспекты возможностей и потенциалов новых продуктов от ATI. Поэтому я не стану грузить читателя в этой статье теоретическими выкладками, а лишь посоветую прочитать тот обзор .

В этом материале мы рассматриваем младшую модель новой серии — RADEON 7500. На сегодня известно, что видеокарты на базе этого чипсета будут выпускать как сама ATI, так и некоторые фирмы из Тайваня: Gigabyte, PowerColor и другие.

Так чем же примечателен RADEON 7500? Я все же настоятельно рекомендую почитать подробности в этой статье , но тем, кому уж очень лень это делать, сообщу, что по сути RADEON 7500 — это тот же RADEON GRAPHICS, но выполненный по 0.15 мкм технологии, что позволило сильно поднять частоту его работы. Вдобавок новый продукт содержит в себе возможности малобюджетного RADEON VE (то есть вывод на два приемника, технологию HydraVision и пр.). Таблица характеристик есть в аналитической статье , разница лишь в частоте работы чипа — 290 МГц, а не 275, как предполагалось ранее.

Таким образом, 3D-графическое ядро RADEON 7500 имеет 2 конвейера, каждый из которых управляет тремя модулями текстурирования. Поэтому пиковая скорость заполнения сцены (fillrate) будет составлять 580 мегапикселей в секунду и 1740 мегатекселей при функционировании всех шести текстурников (пока почти все игры не умеют использовать более 2-х TMU, поэтому реальная пиковая скорость — 1160 мегатекселей в секунду). Это много меньше, чем у того же NVIDIA GeForce2 Pro (800 мегапикселей и 1600 мегатекселей в секунду), однако всем нам прекрасно известно, что GeForce2 Pro, как и все семейство GeForce2, имеет "бутылочное горлышко" в виде тормозящей пропускной способности памяти. Хотя GeForce2 Pro тем и отличается от GeForce2 GTS, что комплектуется более быстрой видеопамятью, все равно даже 200 (400) МГц DDR-памяти явно недостаточно для реализации потенциала такого GPU, как GeForce2.

У RADEON, несмотря на его архитектуру, схожую с GeForce2 MX, есть неоспоримое преимущество: оптимизация работы с памятью. Да, речь идет о HyperZ, технологии, которая помогает экономить пропускную способность видеопамяти. Поэтому мы видим превосходство RADEON с SDR-памятью над соответствующим ему по ценовой шкале GeForce2 MX в 32-битном цвете. Да, разумеется, работающий на более низкой частоте RADEON DDR (166 МГц против 200 у GeForce2 GTS) проигрывает последнему, но, тем не менее, в 32-битном цвете уже вплотную подбирается к нему. И это при такой "урезанности" архитектуры относительно 4-х конвейеров и 8-ми TMU у GeForce2! Поэтому выпуск на рынок более новой версии ТОГО ЖЕ RADEON DDR позволит ATI выставить конкурента уже не GeForce2 GTS-картам (тем более, что они уже сходят с рынка), а GeForce2 Pro и даже новинке от NVIDIA — GeForce2 Titanium.

Не надо также забывать о том, что у RADEON 7500 есть "двухголовость", 2 встроенных RAMDAC по 350(!) МГц каждый, что TV-out у него выполнен наподобие TwinView от NVIDIA, то есть с независимым (от монитора) выводом картинки на телевизор. Ранее нам предлагали либо дорогие решения с мощнейшей 3D-графикой, но без таких, многим интересных, дополнительных функций, либо относительно дешевые изделия с кучей этих "обвязок", но при этом с, сами понимаете, хромающей скоростью в 3D. Теперь же мы получаем полноценную видеокарту, имеющую весьма мощное 3D, поддержку всех возможностей в этой области (кроме особенностей DirectX 8.0), но в наличии также функции вывода изображения на два монитора (среди которых может быть и LCD), мультидесктоп и пр.

Ну вот, а теперь посмотрим на саму карту ATI RADEON 7500.

Плата

Карта ATI RADEON 7500 имеет AGP x2/x4 интерфейс, 64 Мб DDR SDRAM памяти, размещенной в 8-ми микросхемах на лицевой и оборотной сторонах PCB.

Память работает на частоте 230 (460) МГц, что уже неудивительно, так как точно такая же память установлена на платах на базе NVIDIA GeForce2 Ultra, и работает она на тех же 230 (460) МГц. Только на "ультре" установлены еще охлаждающие радиаторы, а на RADEON 7500 их нет, и судя по всему, не будет (конструкция PCB не позволяет устанавливать большие радиаторы на блоки микросхем, а монтаж мелких радиаторов на восемь микросхем — процесс трудоемкий и недешевый).

Как я уже сказал выше, графический процессор у этой карты работает на частоте 290 МГц. Почему у этой? Ну, во-первых, это сэмпл (опытный образец), и в сопровождающей документации к нему явно написано:

The sample board with RADEON 7500 rev.A12 operates at a 290 MHz core frequency and 230 MHz DDR memory frequency.

Во-вторых, ATI всегда любила манипулировать частотами (вспомним про непонятки в этом плане у RAGE 128/Pro, про то, что RADEON 64MB DDR в коробках имел более высокие частоты работы, нежели при поставках в OEM). Поэтому не исключено, что серийные карты могут иметь частоты несколько ниже. Хотя отрадно то, что ATI отказалась от синхронизации частот работы ядра и памяти, и поэтому снижение частоты работы чипа не повлечет за собой понижение частоты работы памяти. Мы впервые сталкиваемся с GPU, работающим на столь высокой частоте. Казалось бы, охлаждение должно быть очень сильным. Однако 0.15 мкм технология выпуска и не такое большое количество транзисторов в кристалле (хотя бы относительно NVIDIA GeForce3, выпускаемого по той же 0.15 мкм технологии) позволили использовать весьма простой кулер с вентилятором, достаточный для охлаждения RADEON 7500:

Опытные пользователи сразу же могут воскликнуть: "А мы это уже видели, видели!" И они будут правы. Такие кулеры от фирмы ADDA мы могли наблюдать уже 2 года. Их очень любит компания Creative (почти все карты на GeForce2 от этой фирмы имеют такие кулеры), да и на многих других видеокартах можно увидеть эту уже ставшую классикой конструкцию плоского охлаждающего устройства, где вентилятор разгоняет по сторонам теплый воздух. В заключение абзаца, касающегося частот работы графического процессора, скажу, что последние версии популярной утилиты PowerStrip уже умеют работать с RADEON 7500/8500, поэтому при помощи этой программы можно было не только убедиться в частотах 290/230 (460) МГц, но и осуществить разгон (об этом ниже).

Давайте сравним левые части обеих карт:

Слева — фрагмент PCB RADEON 7500, справа — RADEON VE. Как мы видим, несмотря на одинаковое расположение гнезд, дизайн PCB претерпел существенные изменения. Прежде всего это касается участков с логическими элементами, отвечающими за 2D-качество. Ну и сама PCB стала выше, чем мы могли наблюдать у аналогов предыдущего выпуска.

Само собой разумеется, мы протестировали вывод изображения на два приемника (кроме вывода на LCD-монитор). Я уже подробно описывал эту технологию в обзоре по RADEON VE , она схожа с той, что мы можем видеть у Matrox G400/G450/G550 и у NVIDIA GeForce2 MX TwinView. Это вывод как на два монитора (поддерживаются режимы копирования одной картинки на два монитора и расширения рабочего стола на второй монитор):

так и одновременный вывод изображения на монитор и телевизор (при этом разрешение на телевизоре может достигать разрешения 1024х768):

Настройки очень гибкие, позволяют не только центрировать картинку на телевизоре, но и изменять ее размеры. Есть и еще одна изюминка: можно менять местами первый и второй приемники сигнала. Таким образом, если DVD-плеер не позволяет выводить фильм на ТВ, то можно махнуть местами рабочий стол на ТВ и показ фильма на мониторе и работать на компьютере, смотря при этом кино по телевизору (если, конечно, кому-то это нравится:-).

Карта будет поставляться как в Retail-упаковке, так и ОЕМ. Я не могу продемонстрировать комплект поставки серийной карты, надеюсь, что комплект будет не хуже, чем Sample Kit:

Разгон

При наличии дополнительного охлаждения ATI RADEON 7500 продемонстрировала приличный уровень по разгону частот — 320/270 (540) МГц. И это при наличии 4ns памяти, которая обычно выше 260 МГц не разгонялась!

Подчеркну два важных момента:

  • при разгоне обязательным условием является наличие дополнительного охлаждения, в частности, обдувающего карту (прежде всего ее память) вентилятора;
  • разгон любой карты зависит от конкретного экземпляра, и поэтому нельзя обобщать вышеприведенные возможности повышения частот на все видеокарты этой марки и даже серии. Показатели разгона мы приводим только как интересное явление; они ни в коей мере не входят в состав обязательных характеристик видеокарты.

Установка и драйверы

Рассмотрим конфигурацию тестовых стендов, на которых проводились испытания карты ATI RADEON 7500:

  • Компьютер на базе Athlon:
    • процессор AMD Athlon 1200 MHz (133*9);
    • системная плата Chaintech 7KJD (AMD760);
    • оперативная память 512 MB DDR SDRAM PC2100;
    • жесткий диск IBM DTLA 45GB;
  • Компьютер на базе Pentium 4:
    • процессор Intel Pentium 4 1500 MHz;
    • системная плата ASUS P4T (i850);
    • оперативная память 512 MB RDRAM PC800;
    • жесткий диск Quantum FB AS 20GB;
    • операционная система Windows 98 SE.

На стенде использовались мониторы ViewSonic P810 (21"), NOKIA 447Xav (17") и ViewSonic P817 (21").

При тестировании использовались драйверы от ATI версии 7.184. VSync отключен, Z-буфер выставлен на максимально возможные режимы применения, технология S3TC активизирована.

Для сравнительного анализа были использованы показания видеокарт:

  • ATI RADEON 64MB DDR (183/183 (366) MHz);
  • Leadtek WinFast GeForce2 Ultra (250/230 (460) MHz, 64MB, использовались драйверы от NVIDIA версии 21.81);
  • Hercules 3D Prophet II Pro (GeForce2 Pro, 200/200 (400) MHz, 64MB, использовались драйверы от NVIDIA версии 21.81).

Результаты тестов

Что касается качества изображения (2D-графика), то здесь придраться не к чему. Качество — на традиционном для ATI очень высоком уровне. В разрешении 1600х1200 при 85Гц можно комфортно работать при наличии высококачественного монитора, который штатно поддерживает такие режимы.

Приступаем к оценке производительности видеокарты в 3D. В качестве инструментария мы использовали несколько тестов, поскольку всем интересно узнать, насколько RADEON 7500 будет способен потеснить карты на базе GeForce2 Pro. Итак, при тестировании нового изделия от ATI были использованы:

  • id Software Quake3 v.1.17 — игровой тест, демонстрирующий работу платы в OpenGL с использованием стандартного демо-бенчмарка demo002;
  • MadOnion 3DMark2001 Pro — синтетический тест, демонстрирующий работу платы в DirectX 8.0;
  • PlanetMoon Giants v.1.4 — игровой тест, демонстрирующий работу платы в Direct3D.

Quake3 Arena

demo002, стандартные режимы

Тестирование на примере demo002 проводилось в режимах Fast (демонстрирует работу карты в 16-битном цвете) и High Quality (демонстрирует работу карты в 32-битном цвете).



Хорошо видно, что в 16-битном цвете RADEON 7500 сильно проигрывает конкурентам от NVIDIA (и даже разгон не помогает), но зато в 32-битном цвете продукт от ATI уже в разрешении 1024х768 догоняет GeForce2 Pro, а при разгоне даже GeForce2 Ultra. Учитывая достаточную мощь рассматриваемых карт, можно с большой уверенностью предположить, что 32-битный цвет станет наиболее используемым в 3D.

demo002, режимы максимальных качества и нагрузки

Тестирование на примере demo002 проводилось при условии максимальной детализации геометрии и текстур, при этом настройки были еще "утяжелены" повышенной сложностью объектов, содержащих "кривые" (r_subdivisions "1" r_lodCurveError "30000" ).

Тестирование на базе Athlon 1200 MHz


Тестирование на базе Pentium4 1500 MHz


Мы видим, что расклад сил полностью повторился за исключением того, что RADEON 64MB DDR отстал побольше, чем в прошлом тестировании (такая нагрузка на эту карту выражалась прежде всего в некотором подтормаживании на сценах, имеющих характерные "кривые" объекты, например, сказочный язык на сцене Q3dm1).

demo002, тестирование анти-алиасинга и анизотропной фильтрации

Как известно, еще RADEON GRAPHICS обладал этими функциями. Если в отношении анти-алиасинга можно сказать, что он ничем особым не выделяется (базируется на широко распространенном методе Super Sampling AA), то анизотропия, напротив, всегда привлекала к себе внимание. Давайте посмотрим вначале на производительность при активизации этих функций:

Тестирование на базе Pentium4 1500 MHz


Отлично видно, что даже при использовании максимально возможной степени анизотропии (в настройках драйверов) падение производительности не столь существенно, поэтому даже нет смысла рассматривать промежуточный режим работы этой функции (хотя ATI не пишет явно, какие уровни включаются в этих двух режимах, посмотрев registry, можно увидеть цифры 4 и 16, которые соответствуют уровням High и Highest. Я могу предположить, что это максимально допустимое в каждом случае число выборки текстурных сэмплов для реализации анизотропии).

А что нам дает анизотропия в качестве?

Билинейная фильтрация

Трилинейная фильтрация

Анизотропная фильтрация (при включенной трилинейной)

Безусловно, качество при анизотропии на порядок выше. Однако можно заметить, что при этом не работает трилинейка (границы между MIP-уровнями довольно хорошо видны). То есть, как и в случае с RADEON, у нас есть выбор: или только трилинейка, или только анизотропия. К тому же, напомню, в Direct3D вообще нет возможности форсирования анизотропной фильтрации (а приложений, умеющих самостоятельно ее использовать, практически нет).

Giants

Как видим, картина очень схожа с той, что мы уже наблюдали выше. Проигрыш в 16-битном цвете и затыкание за пояс конкурентов в 32-битном цвете. Примечательно, что эта игра, скорее всего, оптимизирована под 3DNow!, поэтому даже на частоте в 1200 МГц у Athlon против 1500 МГц у Pentium4 производительность на Athlon-е выше.

Учитывая, что Giants — это одиночная игра, где не нужны сотни FPS, можно сказать, что RADEON 7500 отлично подходит для игры в Giants в 32-битном цвете. Нареканий на качество нет.

3DMark2001

В этом тестировании кроме привычного снятия показаний производительности видеокарт на штатных и повышенных частотах я провел исследование вопроса: а точно ли RADEON 7500 является просто разогнанным RADEON GRAPHICS? Для выяснения этого пришлось поднять частоты работы RADEON 64MB DDR до 200/200 (400) МГц (к сожалению, на более высоких частотах карта зависала) и понизить частоты работы RADEON 7500 до минимально возможных 218/200 (400) МГц (и так не получилось сблизить карты, потому что PowerStrip отказывался выставлять частоту работы ядра ниже 218). Можно с достаточной точностью заявить, что такая не столь значимая разница в частотах не должна помешать анализу. Забегая вперед, скажу, что тесты полностью подтвердили то, что RADEON 7500 является разогнанным вариантом RADEON 64MB DDR. Вы сможете сами убедиться в этом, обратив внимание на заштрихованные колонки в каждой диаграмме.

Нареканий вроде нет (если не считать немного не понравившейся мне дымки при выстрелах). Интересно отметить, что очень близкой к этой сцене является игра Max Payne, базирующаяся на том же движке, что и 3DMark2001. Посмотрим, а что в ней показывает RADEON 7500. В целом, все нормально, но вот с туманом проблемы: он полосками и какой-то радужно-неестественный.

А еще я заметил явно бросающийся в глаза артефакт с текстурированием в REAL MYST:

Больше вроде замечаний по качеству нет. Если и будут найдены впоследствии, то в наших 3DGiТогах это будет отражено. Кстати, там же можно будет сравнить и производительность RADEON 7500 со многими другими картами и на разных тестах.

В заключение анализа я хочу кратко сказать, что в поставку программного обеспечения входит DVD-плеер от ATI, на котором я смог увидеть блестящее качество картинки, выдаваемой RADEON 7500. При этом процент загрузки CPU не превышал 18%.

Выводы

Мы с вами рассмотрели работу новейшего акселератора от ATI — RADEON 7500. Эта видеокарта позиционируется компанией как "середнячок". Она призвана удовлетворить чаяния очень большого числа любителей как поиграть, так и поработать. Отлично видно, что RADEON 7500 прекрасно противостоит конкуренту от NVIDIA в своей ценовой нише (GeForce2 Pro), подчас опережая последнего в 32-битном цвете.

При этом RADEON 7500 несет в себе два RAMDAC по 350 МГц каждый(!) и позволяет полноценно выводить изображение на два монитора в практически любом разрешении (до 2048х1536 включительно).

Поэтому RADEON 7500 отлично подойдет для тех, кто хочет иметь производительность в 3D на уровне GeForce2 Pro (а сколько ЭТО — можно узнать опять же из наших 3DGiТогов), а также получить бонус в виде мультимониторности и организации нескольких рабочих столов с помощью HydraVision.

В конечном итоге все будет решать цена, которая, я надеюсь, не будет завышена.

Плюсы:

  • Прекрасная производительность в 3D-графике, прежде всего в 32-битном цвете;
  • Отличное качество исполнения карты;
  • Наличие всех достоинств RADEON (HyperZ, Charizma Engine и др.);
  • Наличие всех достоинств RADEON VE в плане мультимониторности;
  • Прекрасно организованный TV-out.

Минусы:

  • При отсутствии сведений о реальных ценах на эти карты минусов нет.

Буквально на днях, через год после выпуска Radeon, ATi анонсировала три видеокарты. Первая - Radeon 8500, ранее известная как R200. Вторая - Radeon 7500, (RV200). И третья видеокарта FireGL 8800 является первым прорывом на профессиональный рынок. Карты на новых чипах пока что еще недоступны в продаже, но это время скоро настанет. Пока что ATi разослала тестовые образцы карт журналистам, и вы читаете обзор одной из таких карт.

Нынешним летом канадская компания ATi переживала довольно трудные времена, а ведь еще пару лет назад она находилась на вершине. Слово "3D-ускоритель" сейчас больше ассоциируется с калифорнийской nVidia, которая успешно проникает на каждый сегмент 3D рынка PC.

Прошлогодний выпуск карт на Radeon приковал к себе много внимания, но эта попытка перетянуть одеяло на себя не привела к большому успеху, так как по возможностям Radeon не смог конкурировать с картами nVidia. Сейчас ATi делает вторую попытку, максимально сконцентрировав свои усилия. Radeon 8500 призван конкурировать с самыми лучшими продуктами nVidia. В этом чипе сочетаются как большой набор возможностей, так и гигантская скорость заполнения (fill rate) и величина пропускной способности памяти.

Что касается работы над драйверами, то ATi постоянно улучшает их производительность в Windows 2000, дабы они смогли давать ту же скорость работы в играх, что и под Windows 98. В последних версиях драйверов для Radeon решилось множество различных проблем с совместимостью в играх. Совсем недавно ATi поделилась своими планами перейти к унифицированной архитектуре драйверов, дабы усилить позицию качества, частоту выпуска и производительность.

Архитектура чипа

R200 производится по 0,15 мкм технологии и состоит из 60 млн транзисторов. Хотя по количеству транзисторов R200 и GeForce3 превосходят Pentium III, не стоит думать, что они более "сложные"/мощные, так как производительность напрямую не связана с числом транзисторов.

0,15 мкм ядро тактуется на частоте 250 МГц, на 37% больше чем 183 МГц предшественник на 0,18 мкм. В отличие от ядра R100, в новом Radeon используется четыре конвейера рендеринга (было два), что дает скорость заполнения 1 Гигапиксель/с. (было 366 Мегапикселя/с).

Одним из главных преимуществ в первом Radeon являлась возможность наложения до трех текстур на один пиксель за проход (равно как и за такт), благодаря трем текстурным модулям на каждом конвейере. Но эта возможность практически нигде не реализовывалась (за исключением Serious Sam). Так что в R200 количество текстурных модулей было уменьшено до двух на каждый конвейер. Столько же использует и GeForce3.

Но не думайте, что R200 может накладывать шесть текстур за такт, к сожалению, он не обладает шестью текстурными модулями. Чип способен накладывать шесть текстур за один проход, что в достаточной степени будет задействовано в будущих играх. Процитируем Джона Кармака насчет Doom 3:

"Стандартная модель освещения в DOOM, с включенными функциями, но без специально настроенных шейдеров, использует пять проходов на GF1/2 или Radeon, и только два-три прохода на GF3. На новой карте ATi, возможно, все будет происходить только за один проход".

Возможность накладывать больше текстур за один проход более важна, нежели чем за один такт. Здесь можно привести аналогию с первыми акселераторами, которые могли создавать одну текстуру за проход или две текстуры.

Не следует слепо верить скорости заполнения (2 Гигатексель/с в R200 против примерно 1,1 Гигатексель/с в Radeon), так как карты практически не достигают указанной скорости в связи с ограничениями пропускной способности шины памяти.

Для соответствия высоким скоростям заполнения ATi увеличила частоту памяти. По версии Anandtech, слухи (подданные на презентации ATi) об использовании двух каналов не подтвердились: R200 задействует одну 128-битную шину памяти DDR (передача 256 бит информации за такт). По версии Toms Hardware, в R200 используется два канала по 64 бит. Дополнительное отличие от первого Radeon заключается в увеличении размера выборки (fetch size) с 128 до 256 бит. Здесь мы видим существенное отличие от GeForce3, в которой происходит 32-битный доступ по каждому из четырех независимых контроллеров памяти. Скорее всего, сей факт связан с меньшим размером пиксельного кэша на GeForce3, но ATi не больно-то раскрывает такую информацию. Впрочем, в любом случае, это показывает существенное различие архитектур GeForce3 и R200. Контроллер памяти работает с частотой 275 МГц DDR, что приводит к пиковой пропускной способности памяти в 8,8 Гбайт/с.

В R200 введена усовершенствованная технология экономии пропускной способности HyperZ, но мы поговорим о ней чуть позже.

Второй анонсированный чип - RV200. Он очень похож на первый Radeon, изготовленный по 0,15 мкм процессу, так как отличается от него всего двумя деталями: контроллером памяти, взятым от R200 (не подтверждено официально) и экранным движком от RV100 (Radeon VE). Контроллер памяти от R200 дает 256-битный доступ к памяти и ничего больше, так как он все еще опирается на 128-битный DDR интерфейс. Экранный движок от RV100 реализует поддержку двух мониторов с помощью технологии HydraVision. Впрочем, она также присутствует и в ядре R200. В Radeon 7500 встроены оба RAMDAC, так что для поддержки двух ЭЛТ мониторов ему не нужен дополнительный чип. Интерфейс памяти может поддерживать частоты вплоть до 250 МГц.

Однако 0,15 мкм техпроцесс дал RV200 весомое преимущество: карта работает на частотах 270/230 МГц DDR (ядро/память), в отличие от 183/183 МГц DDR (в первом Radeon). Кстати, если вы слышали в сети о Radeon SE, то именно он и является RV200.

Radeon 7500 нацелен на борьбу с будущим nVidia GeForce3MX (NV17). Сейчас же 7500 вполне конкурентоспособен по отношению к GeForce2 GTS/Pro. Карта вполне может побить и линейку GeForce2 MX, конечно при условии приемлемой цены.

Что касается новых названий, то серия 8000 (R200) полностью совместима с DirectX 8.1 (отсюда и 8xxx). Вероятно, будут выпущены несколько различных версий 8xxx карт, отличающихся частотами.

Серия 7000 (RV200) предлагает те же функции, что и первый Radeon, отличаясь от него только тактовой частотой и мелкими деталями.


Radeon 8500


Radeon 7500

Кратко перечислим основные технологии, положенные в основу Radeon 8500

Большинство обзоров в средствах массовой информации почему-то затрагивают только дискретные графические ускорители для персональных компьютеров. Многие профессионалы лишь иногда упоминают о двух чипах, которые производитель создал под разные платформы. Пора исправлять сложившуюся ситуацию, ведь у многих покупателей в сегменте мобильных устройств тоже есть желание поиграть в ресурсоёмкие игрушки, демонстрирующие реалистичные изображения.

В фокусе данной статьи - видеоадаптер для ноутбука, поддерживающий полную работоспособность всех существующих на рынке ресурсоёмких динамических игрушек, AMD 7600M series. Характеристики устройства и обзор функционала помогут потенциальному покупателю определиться с выбором ноутбука.

Занимательная позиция производителя

Начиная с 7-тысячной серии видеокарт, компания AMD внесла некоторые изменения в технический процесс, который позволил отделить сегмент мобильных устройств от производства дискретных видеоадаптеров. Сравнения чипов созданных для ноутбука и ПК стали не актуальными. Например, графический ускоритель AMD Radeon HD 7600M series способен превосходить в некоторых тестированиях своего компьютерного собрата.

На рынке мобильных решений участвующий в обзоре видеоадаптер позиционируется в высшем игровом классе и, в большинстве случаев, устанавливается в ноутбуках в режиме CrossFire (с интегрированным чипом). Дискретный представитель рынка персональных компьютеров располагается в нижнем игровом сегменте и очень часто приобретается с товарами из бюджетного класса.

Заявленные технические характеристики мобильного устройства

Любой потенциальный покупатель, присматривающий себе ноутбук для игр, просто обязан разбираться в видеокартах. Так как именно графический ускоритель отвечает за запуск игры в достойном качестве. У видеокарты AMD Radeon HD 7600M series характеристики явно намекают на игровые качества устройства:

  • задействована 40-нанометровая технология производства чипсета, которая выделяется на рынке своим низким энергопотреблением;
  • используется современная память GDDR5, работающая по 128-битной шине;
  • на одном графическом кристалле производитель разместил 480 потоковых процессоров, 24 текстурных блока и 32 блока для растеризации.

Однозначно такие характеристики для чипа AMD Radeon HD 7600M способны продемонстрировать не только высокую производительность в играх, а и отобразить реалистичное изображение. Смущает лишь частота работы графического ядра - всего 600 МГц. Как отмечают многие пользователи, без разгона не обойтись. Но у производителя своё видение эксплуатации мобильного видеоадаптера - режим CrossFire решает все проблемы.

Технологии и возможности графического ускорителя

Немаловажными являются для мобильного видеоадаптера AMD Radeon HD 7600M series характеристики эффективности, которые достигаются с помощью внедрения современных технологий для графического ускорителя. Мобильная видеокарта полностью совместима с библиотеками DirectX 11 и OpenGL 4.2. Только этих показателей достаточно, чтобы понять, что ноутбук предназначен для игр.

На этом производитель не остановился и установил на кристалле: блок аппаратной тесселяции, ускоритель многопоточности, архиватор текстур (HDR), всевозможные режимы сглаживания (TXAA, MLAA) и 16-кратную Видеокарта поддерживает не только просмотр и декодирование потоков Bly Ray и HD, но и поддерживает работу с 3D-изображениями.

Странности игрового режима CrossFire

Профессионалы рекомендуют потенциальным покупателям на рынке мобильной техники не экономить на дешёвом интегрированном адаптере (нередко производитель устанавливает вторую карту с меньшим потенциалом). Как отмечают многие владельцы в своих отзывах, проблема проявляется при запуске ноутбука в режиме CrossFire (когда две видеокарты работают в паре). AMD Radeon HD 7600M series имеет объём 1024 МБ, а интегрированный видеоадаптер ограничен 512 мегабайтами. При запуске двух графических ускорителей устройства ориентируются на наименьшие характеристики друг друга. Соответственно, вместо 1 Гб рабочей памяти пользователь получает только половину.

О программном обеспечении

У потенциальных покупателей в плане выбора операционной системы для ноутбука нет других вариантов, если они решили отдать предпочтение игровому видеоадаптеру AMD Radeon HD 7600M series. Характеристики производительности устройства напрямую зависят от установленного драйвера, а вот совместимость предусмотрена только с продуктами Microsoft Windows. На ноутбук не запрещено устанавливать другие системы, но высокой производительности в играх ожидать не стоит.

Владельцам же Windows необходимо проконтролировать работу службы обновления, так как после установки операционной системы и драйверов с диска обнаружится, что разрекламированная поддержка DirectX 11 не работает. Разработчики операционной системы предпочли контролировать установку соответствующих библиотек самостоятельно. Поэтому мобильным чипам Radeon HD 7600M установки обычных драйверов для полнофункциональной работы недостаточно.

Реальные показатели в играх

Сразу же стоит отметить, что участвующий в обзоре видеоадаптер не является флагманом на рынке, а значит, не предназначен для запуска современных игровых приложений в максимальных настройках (Ultra). Однако множество игр всё-таки возможно запустить в идеальном качестве, но они не способны преодолеть психологический барьер 20 кадров в секунду. Сюда относятся следующие ресурсоёмкие динамические игрушки, запущенные на ноутбуках с видеоадаптером AMD Radeon HD 7600M: Alan Wake, Anno 2070, Battlefield 3, Call of Duty: Black Ops 2, Crysis 2 и им подобные приложения.

Совсем иначе дела обстоят с высокими настройками. Перечисленные игры способны продемонстрировать от 30 до 50 кадров в секунду. А при переключении приложения в режим среднего качества, ресурсоёмкие игры свободно преодолевают барьер в 100 FPS. Правда существует несколько приложений, для которых недостаточно производительности адаптера Radeon HD 7600M. Например, в Metro 2033 с удобствами поиграть можно лишь на низких настройках.

Требования к мобильной платформе

Многие пользователи, выбирающие себе игровой ноутбук с графическим ускорителем Radeon HD 7600M series, упускают из виду остальные характеристики аппаратной части мобильного устройства. Игровой видеоадаптер без мощного центрального процессора вряд ли позволит владельцу насладиться любимой игрушкой. Предпочтение лучше отдать устройствам, имеющим на борту кристаллы Intel Core I5 или I7. С мобильными решениями процессоров от AMD за последние годы ситуация не изменилась - предложить им нечего.

Уделить внимание нужно и оперативной памяти, но её объём больше зависит от установленной операционной системы. Если пользователь предпочитает использовать 64-битную платформу, памяти должно быть не менее 8 Гб. В остальных случаях четырех гигабайт вполне достаточно. Не стоит забывать и о жёстком диске. В системе должен быть установлен твердотельный SSD накопитель.

В заключение

Проведённый по мобильному видеоадаптеру AMD Radeon HD 7600M series обзор в очередной раз доказывает, что и владельцы ноутбуков могут себе позволить ресурсоёмкие динамические игры. Ведь, по сути, дискретный видеоадаптер для настольного ПК ничем не отличается от мобильной версии. Тот же технический процесс, те же технологии и инновации. Естественно и такой же результат, только в условиях полной автономности и мобильности.

Не нужно забывать и об использовании ноутбука в рабочих целях. Сложных математические расчёты, работа с 3D-объектами, обработка графики - всё это на аппаратном уровне поддерживается игровым видеоадаптером, созданным для мобильных платформ. Никаких ограничений.

В 2011 году дебютировала группа графических акселераторов AMD Radeon HD 7600M Series. Характеристики данной группы видеокарт, их возможности, актуальность и быстродействие будут детально рассмотрены. В дополнение к этому будут приведены основные результаты синтетических тестов и произведено небольшое сравнение с основными конкурирующими решениями.

Позиционирование решения

Графические решения 7000-й серии компании АМД распределялись следующим образом:

    Нишу флагманских устройств занимали решения серий 78ХХМ и 79ХХМ. У них были действительно отменные параметры, что позволяло решать любые программные задачи. Но усложнение архитектуры полупроводникового кристалла крайне негативно сказывалось на времени автономной работы. В итоге приходилось делать выбор между мобильностью и производительностью. Если важнее скорость работы, то именно использование таких устройств было более оправданным. Также необходимо отметить крайне высокую стоимость таких мобильных устройств.

    Средний сегмент мобильных акселераторов занимали 77ХХМ. У них были более скромные параметры технического плана, производительность и стоимость. При этом время работы от аккумуляторной батареи тоже возрастало. Как итог, такие мобильные дискретные ускорители гармонично сочетали в себе производительность, автономность и стоимость.

    В свою очередь, нишу мобильных дискретных акселераторов занимали устройства серий 7300М/7400М/7500М/76ХХМ. Опять-таки, за последней аббревиатурой скрывалась целая группа видеокарт. Наиболее мощная видеокарта AMD Radeon HD 7600M Series имела маркировку 7670М. Также было две младших модели с индексами 7640М и 7600М. Именно об этой группе полупроводниковых кристаллов и пойдет далее речь в данном материале.

Основные параметры графического чипа

На полупроводниковом чипе модели Whistler базировалась любая мобильная экономичная видеокарта AMD Radeon HD 7600M Series. Характеристики указывали на то, что он производился по технологии 40 нм. Номинальная тактовая частота младшей модели 7600М составляет 600МГц, а старшая 7670М уже функционирует на 725МГц. В остальном же параметры у ускорителей данного семейства идентичны. Они оснащены 480 потоковыми процессорами, 24 модулями текстуризации и 8 текстурными блоками.

Подсистема памяти

2 Гб оперативной памяти в обязательном порядке оснащаются устройства серий AMD Radeon HD 7500M, 7600M Series. Характеристики данной группы устройств указывают на наличие поддержки двух видов микросхем. Более бюджетные решения оснащаются DDR3. Их тактовая частота составляет 2700 МГц. Более же дорогие акселераторы укомплектованы GDDR5. В этом случае номинальная частота может составлять 4500 МГц. Разрядность шины подключения ОЗУ в любом случае составляет 128 бит. В случае наиболее бюджетных устройств пропускная способность видеоподсистемы памяти составляет 28 Гбайт/сек., а наиболее производительные решения способны уже обработать 64 Гбайт/сек. В любом случае выдающимся уровнем производительности такие устройства не могут похвастаться, но его все же достаточно для корректного выполнения большей части актуальных задач.

Энергопотребление

По технологии с нормами допуска в 40 нм производились все полупроводниковые кристаллы графических ускорителей AMD Radeon HD 7600M Series. Характеристики в плане энергосбережения уже по одной этой причине получаются у них весьма скромные. Заявленный тепловой пакет у них составляет 35 Вт. С учетом позиционирования это достаточно высокое значение. Максимальное значение температуры в этом случае может достигать 105 0 С. В реальности же это параметр находится в пределах от 50 до 65 0 С.

Перечень коммуникационных возможностей

Достаточно неплохим списком коммуникаций может похвастаться любое устройство модельного ряда AMD Radeon HD 7600M Series. Характеристики их указывают на поддержку стандарта PCI E версии 2.1. Именно на установку в такие слоты расширения и рассчитаны такие ускорители. Но также вполне допустимо их использовать и в более ранних версиях таких разъемов (1.Х или 2.0), но в этом случае незначительно уменьшается быстродействие видеоподсистемы. С другой стороны, их вполне успешно можно использовать и в слотах расширения 3.0. Но при таком применении рассматриваемых графических адаптеров возможности интерфейса системной платы не до конца будут загружены. Для подключения экрана ноутбука в этом случае применяется цифровой интерфейс DVI. Также предусмотрена возможность подключения дополнительных устройств вывода типа монитора к портам VGA (аналоговый формат сигнала) и HDMI (в этом случае информация передается в цифровом виде). Если же возникает необходимость в подключении по формату DisplayPort, то можно применить переходник вида HDMI to DispayPort.

Тестирование

Достаточно скромные результаты в тестовых утилитах показывают устройства модельного ряда AMD Radeon HD 7600M Series. Характеристики и обзор их уже изначально не позволяют рассчитывать на высокое быстродействие. Для примера рассмотрим видеокарту 7670М. В качестве оппонентов наиболее правильно выбрать GeForce 820М, GeForce 8700М и Quadro К610М. Все это - продукция конкурирующей компании NVidia, и решения на ее базе имеют на текущий момент сопоставимый уровень стоимости. В тестовом пакете 3D Mark2011 эти ускорители набирают такие условные баллы:

По результатам проведенных тестов можно отметить то, что данная группа устройств имеет уровень производительности, сопоставимый с 820М от NVidia. Последнее обстоятельство указывает на то, что большинство игрушек в разрешении HD на данной серии устройств все еще пойдут.

Стоимость

Отдельно приобрести рассматриваемые графические чипы на сегодняшний день уж точно не получится. Они давно сняты с производства, а все их складские запасы распроданы. Это же самое можно сказать и про мобильные вычислительные системы на их основе. Поэтому единственный возможный способ стать обладателем мобильного решения на базе подобного GPU - это покупка его в подержанном состоянии. В зависимости от комплектации его стоимость может варьироваться в пределах от 10 000 до 18 000 рублей. В первом случае в сочетании с ускорителем будет работать 2-ядерный ЦПУ серий Celeron или же Pentium. Ну а наиболее дорогие решения идут в связке с Core i7 2-го поколения.