Многоканальный dts. Смотреть что такое "DTS" в других словарях. Также известен, как

Отрасль Сайт

DTS , Digital Theatre System (Цифровая театральная система) - семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи , созданное компанией «Диджитал Тиэтер Систем» (англ. Digital Theater System ) для демонстрации цифровых фонограмм в кинотеатрах синхронно с прокатными фильмокопиями . DTS конкурирует с аналогичным Dolby Digital , печатаемым непосредственно на межперфорационных перемычках фильмокопий. Кроме сопровождения плёночных фильмокопий, обе системы (DTS и Dolby Digital) используются на оптических видеодисках для домашнего просмотра. DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, но абсолютного превосходства нет ни у одной из систем. Споры о преимуществах DTS или Dolby Digital не прекращаются по сей день . Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround . DTS поддерживает как 5.1-канальный, так и 7.1-канальный варианты звука.

DTS в домашних театрах допускает полный битрейт (1509,75 кбит/с).

История

Одним из первоначальных инвесторов компании был режиссёр Стивен Спилберг , считавший, что вплоть до основания компании форматы звука были несовременными и, в результате, неоптимальными для использования в проектах, где качество звука имеет первостепенное значение . Работа над форматом началась в 1991 году , на 4 года позже начала работ над своим новым кодеком Dolby Digital компании Dolby Labs. Основная и наиболее распространённая версия формата - 5.1-канальная - похожа на Dolby Digital, кодирует звук в 5 первичных каналов (полный диапазон) плюс специальный LFE канал (низкочастотные эффекты) для сабвуфера .

Кодер и декодер поддерживают многочисленные комбинации каналов: стерео, четыре канала, четыре канала и LFE - такие саундтреки выпускаются на коммерческой основе на DVD , и Laserdisc . При использовании DTS в кинотеатрах звук, записанный на -диске, синхронизируется с изображением при помощи временны́х меток, отпечатанных на фильмокопии в пространстве между аналоговой оптической фонограммой и изображением . Кодирование в разновидностях DTS, предназначенных для кинотеатров и для бытовых устройств, сильно отличается и по алгоритмам, и по степени сжатия .

Есть и другие варианты DTS, поддерживающие до 7 первичных каналов плюс LFE канал (DTS-ES). Главными конкурентами DTS в многоканальном аудио остаются Dolby Digital и SDDS, хотя на DVD и в домашних кинотеатрах используются только DTS и Dolby Digital. Формат дебютировал в 1993 году в фильме Стивена Спилберга Парк Юрского периода , чуть раньше официального театрального дебюта Dolby Digital в фильме Бэтмен возвращается год спустя. Кроме того, «Парк юрского периода» стал первым релизом для домашнего просмотра, содержащим DTS, выпущенным в 1997 году на Laserdisc, два года спустя после первого релиза Dolby Digital (Прямая и явная угроза на Laserdisc), дебютировавшего в январе 1995 года .

Разновидности DTS

Сводная таблица форматов DTS, используемых в Blu-ray и HD DVD
Blu-ray Disc HD DVD
Формат Тип

компрессии

Разрешение /

частота дискретизации

Статус Каналы Выходы Скорость потока

(bitrate), макс.

Статус Каналы Выходы Скорость потока

(bitrate), макс.

DTS-HD Master Audio Без потерь 24 бит/96 кГц Доп. 7,1 7,1 24,5 Мбит/с Доп. 7,1 7,1 18 Мбит/с
DTS-HD High Resolution Audio С потерями 24 бит/96 кГц Доп. 7,1 7,1 6,0 Мбит/с Доп. 7,1 7,1 3,0 Мбит/с
DTS Digital Surround С потерями 16 бит/48 кГц Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround ES С потерями 16 бит/48 кГц Доп. 6,1 6,1 1,5 Мбит/с Доп. 6,1 6,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround 96/24 С потерями 24 бит/96 кГц Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround С потерями 16 бит/48 кГц Обязат. 5,1 2,0 1,5 Мбит/с Обязат. 5,1 2,0 1,5 Мбит/с
DTS Express С потерями 16 бит/48 кГц Обязат. 5,1 5,1 256 кбит/с Обязат. 2,0 2,0 256 кбит/с

В дополнение к стандартному 5.1-канальному кодеку DTS Surround, компания имеет ряд других технологий, способных конкурировать с аналогичными системами от Dolby Labs. Основными новыми технологиями являются следующие.

DTS-ES

DTS ES - формат с центральным дополнительным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным - DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом - DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).

DTS Neo:6

DTS Neo:6, как и Dolby’s Pro Logic II system, может принимать стереосодержимое и преобразовывать его в 5.1- или 6.1-канальный звук.

DTS 96/24

DTS 96/24 позволяет доставлять 5.1 каналов глубиной 24 бит, частотой дискретизации 96 кГц и и высококачественное видео в формате DVD Video. До изобретения DTS 96/24 было возможно доставлять только 2 канала 24 бит, 96 кГц на DVD Video. DTS 96/24 также может быть размещён в видеозоне на DVD Audio дисках, делая эти диски проигрываемыми на всех DTS-совместимых DVD плеерах.

DTS-HD High Resolution Audio

DTS-HD High Resolution Audio вместе с DTS-HD Master Audio являются HD-расширением оригинального DTS-формата. Оно обеспечивает до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит. DTS-HD High Resolution Audio выбрано в качестве опционального формата для Blu-ray Disc и HD DVD с постоянными битрейтами до 6,0 Мбит/с и 3,0 Мбит/с, соответственно. Формат может служить альтернативой DTS-HD Master Audio, когда недостаточно места на диске.

DTS-HD Master Audio

DTS-HD Master Audio, ранее известный как DTS++, обеспечивает побитную идентичность звука оригиналу. Формат может доставлять аудио с очень высоким битрейтом - значительно большим, чем на стандартных DVD.

Технические характеристики формата DTS-HD Master Audio :

  • Максимальный битрейт аудио со сжатием без потерь ограничен 24,5 Мбит/с для дисков Blu-ray и 18,0 Мбит/с для HD DVD .
  • Поддержка до 7.1 аудиоканалов с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бита.
  • Для пяти каналов частота дискретизации может достигать 192 кГц при разрядности 24 бита.
  • Возможность перераспределения каналов для конфигурации громкоговорителей для 7.1 системы.
  • Поток DTS-HD Master Audio так же содержит ядро DTS 5.1 для совместимости со старым оборудованием с поддержкой DTS и может доставлять 6 каналов звука с удвоенным, по сравнению с обычными DVD, разрешением.

DTS Connect

DTS Connect - система кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток формата DTS Digital Surround и вывод его через S/PDIF.

DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначается для создания виртуального объемного 6-канального звука из стерео-источников. Используется только в персональных компьютерах.

DTS Interactive - компонент DTS Connect, кодирующий аудиопотоки в реальном времени; используется в аппаратных проигрывателях и кодерах.

Другое

DTS Surround Sensation: Относительно новая разработка, ранее известная как DTS Virtual. Позволяет слышать виртуальный объемный 5.1-звук через стандартные наушники.

См. также

Примечания

Ссылки

  • DTS technologies (англ.) .

Также известен, как:

Стандарт DTS (Digital Theater System) был разработан Стивеном Спилбергом во время выпуска "Парка юрского периода" в 1993 году. DTS сам по себе больше подходит для широкого экрана, а не для квартир. Однако сейчас DTS приобретает все большую популярность, тем более что он может декодироваться и программно. В DTS так же, как и в Dolby Digital, звук раскладывается по шести каналам. Но, несмотря на прекрасное качество звука DTS, поскольку оно даже немножко лучше, чем у Dolby, следует помнить, что фильмы не выпускаются только лишь с одной DTS дорожкой. Dolby признан цифровым стандартом, а DTS - нет.

Главным преимуществом DTS является качество, поскольку при кодировании приоритет отдается именно качеству, а не занимаемому пространству. Поэтому DTS кодирует звук в 24 битах, а не в 18 как в Dolby. Компрессия динамическая, с плавающим коэффициентом сжатия от 1:1 до 1:40. В результате мы получаем лучший звук по сравнению с Dolby Digital при среднем потоке 1,5 Мбит/с. Главным недостатком DTS является большее занимаемое пространство (примерно в три раза больше), чем у Dolby.

DTS - алгоритм кодирования, изначально предназначенный исключительно для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS место для всех шести каналов всегда зарезервировано, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. Т.е. при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же качества, как и 5.1.

Не так давно DTS создавался как модифицированная версия мультиканального звука в музыкальных приложениях (DVD-A, SACD). Затем DTS стал опциональным стандартом для DVD видеофильмов. В настоящий момент DTS является официальной частью спецификации DVD, но в качестве альтернативного варианта.

DTS DVD обычно выпускаются на одном языке и с ограниченным числом бонусов. Сейчас на рынке не так много DVD с DTS, хотя наблюдается тенденция увеличения их числа.

DTS - формат хранения цифрового звука. Основным отличием DTS от CD является поддержка многоканальности. DTS-CD не требуют наличия специального плеера для воспроизведения, нужен только обычный цифровой выход.

Digital Theater Systems (цифровые системы для кинотеатров) - его официальное название DTS Digital Surround обычно сокращают до DTS. Подобно Dolby Digital, система DTS позволяет получить в домашних условиях 5.1-канальный окружающий звук. (DTS может также использовать схему каналов 7.1, которая отличается от предыдущей использованием двух дополнительных тыловых акустических систем.)

В формате DTS используется скорость цифрового потока 1"536"000 бит в секунду, что обеспечивает более высокое качество шестиканального звукового сигнала.

Звук на Blu-ray и HD DVD

Говоря о Blu-ray и HD DVD, все восхищаются качеством изображения, кардинально превосходящим DVD-Video. Меж тем, оба «синих»* формата примечательны еще и более совершенным звучанием. В первую очередь - за счет применения новых аудиоформатов, таких как Dolby TrueHD и DTS-HD. Их внедрение стало возможным благодаря существенно возросшему потенциалу оптических носителей с точки зрения как информационной емкости, так и скорости считывания данных. В то же время, наряду с прогрессивным звуковым сопровождением в Blu-ray и HD DVD используется и традиционное - основанное на привычных алгоритмах Dolby Digital и DTS, и число релизов с такими аудиодорожками по-прежнему велико. В некоторых случаях их ставят в дополнение к аналогичным по содержанию, но в высоком разрешении, дабы обеспечить максимальную совместимость.

Но стоить отметить, что индустрия High Definition пока что находится на этапе становления, поэтому выход на рынок не доведенных до ума решений был предсказуем: по аналогичному сценарию «купи новую модель, а потом поменяй на полнофункциональную через полгода» развивался и рынок оборудования для воспроизведения DVD-Video.

Не удивительно, что «синие» плееры первого поколения обладали целым рядом ограничений. Это касалось не только поддержки различных мультимедийных сервисов, заложенных в Blu-ray и HD DVD, но и параметров аудиотракта. Точнее - преимущественно параметров аудиотракта. Те аппараты не умели декодировать Dolby TrueHD и DTS-HD. И это было реальной проблемой, поскольку использовавшаяся в них версия HDMI не позволяла передавать нужные потоки в цифровом виде. А даже если бы и позволяла - декодировать все равно было нечем: AV-ресиверы с HDMI v1.3 и поддержкой Dolby TrueHD и DTS-HD появились в продаже после новогодних праздников на стыке 2007 и 2008 года. Поступившие в продажу проигрыватели прежнего поколения (многие из них в России продаются до сих пор) «научились» самостоятельно обрабатывать аудиодорожки высокого разрешения, но делали это, как правило, в режиме Core. Данный режим обеспечивает лишь формальную совместимость: плеер будет выдавать многоканальный звук, но с качеством традиционных Dolby Digital и DTS. К счастью, подавляющее большинство новых проигрывателей, появившихся в продаже в начале 2008 года, оснащены и HDMI v 1.3, и нужными декодерами. Впрочем, в любом случае лучше отправлять аудиосигнал «в цифре» на AV-ресивер нового поколения. У него настроек больше и поддержка 7.1 осуществляется в полной мере.

Новые форматы многоканального звука были введены ради возможности создания более эффектного, детального и богатого звукового сопровождения, они позволяют реализовать весь потенциал аппаратуры и колонок. Однако стоит помнить, что и на слух отличия аудиоформатов высокого разрешения от привычных заметны лишь при использовании достаточно дорогого оборудования, установленного в помещении с надлежащей акустической обработкой.

* Blu-ray и HD DVD называют «синими» форматами, поскольку для работы с оптическими носителями этих типов применяется сине-фиолетовый лазер, в отличии от красного для DVD и CD.

Сводная таблица многоканальных аудиоформатов, используемых в Blu-ray и HD DVD

Кликните на картинку для ее увеличения

Также стоит отметить, что посредством HDMI версии 1.2 и 1.3 можно передавать многоканальный аудиопоток DSD (Super Audio CD, SACD). Разумеется, в этом случае диски SACD должен уметь воспроизводить источник и декодировать AV-ресивер (декодер).

Dolby Digital

Dolby Digital, нередко называемый AC3 или просто DD, является наиболее популярным форматом многоканального звука, поскольку в свое время стал основным для формата DVD-Video. А первый фильм со звуковой дорожкой Dolby Digital мир увидел в 1992 года. Название Dolby есть ни что иное, как фамилия создателя исследовательской лаборатории - Рэя Долби. Спецификация Dolby Digital подразумевает максимальное число каналов, равное шести. Из них пять - полнодиапазонные, для основных колонок, а один - вспомогательный низкочастотный. Это канал сабвуфера. Для сжатия аудиоинформации применяется эффективный алгоритм кодирования АС3, однако ввиду невысокого битрейта (объема цифровых аудиоданных, передаваемых за определенный промежуток времени, в данном случае - за одну секунду) пригодным такой формат можно назвать лишь для кинофильмов. И то - воспроизводимых на недорогих системах. На музыкальных программах в формате Dolby Digital слишком заметны огрехи в звучании высоких частот, потеря мелких звуковых деталей и обертонов голосов/инструментов. Но это если смотреть с колокольни современной цифровой аппаратуры. Для своего времени Dolby Digital был откровением. Уже хотя бы потому, что имел полностью независимые аудиоканалы.

Dolby Digital Surround EX

Является улучшенной версией Dolby Digital. Параметры аудиопотока и качество звучания не изменились, зато появилась поддержка 6.1. Получение дополнительного канала (тылового центра) происходит матричным путем - примерно как в Dolby Pro Logic. То есть, «бонусный» аудиоканал изначально отсутствует в фонограмме как независимый, но на стадии декодирования вычленяется из двух тыловых. В домашнем кинотеатре 7.1 «синтезированный» тыловой канал подается на тыловую пару АС в монорежиме. При этом боковые колонки окружающего звука воспроизводят отдельные дорожки, для них предназначенные.

Dolby Digital Plus

Существенно более поздняя разработка, обеспечивающая полноценное звучание 7.1, где все каналы независимы. Благодаря увеличению битрейта и разрядности потока качество звука заметно повысилось, позволяя удовлетворить киноманов даже с хорошим слухом. Именно Dolby Digital Plus можно считать базовым для Blu-ray и HD DVD.

Dolby TrueHD

Наиболее совершенный аудиофромат лаборатории Dolby, который стал доступен лишь с появлением «синих» форматов - Blu-ray и HD DVD. Внушительный битрейт, высокие частота дискретизации и разрядность потока, а также алгоритм кодирования без потерь, позволили довести качественную составляющую такой звуковой дорожки до уровня студийной фонограммы. Многоканальные записи в Dolby TrueHD сравнимы с аналогичными записями в формате DVD-Audio и, разумеется, звучат существенно лучше, нежели Audio CD.

DTS

Конкурирующий с Dolby Digital формат, представленный компанией Digital Theater System. Структура распределения каналов здесь аналогичная (5.1), а вот качество звука заметно выше за счет более высокого битрейта и другого алгоритма кодирования аудиоданных. Тем не менее, DTS хоть и является более предпочтительным для хранения многоканальной музыки, с современными аудиоформатами высокого разрешения конкурировать не может. А для кинотеатральных нужд его вполне хватает.

DTS-ES

Аналогичен Dolby Digital Surround EX. В версии DTS-ES Matrix тоже применяется технология аналогового (матричного) кодирования сигнала дополнительного тылового центра в двух основных тыловых каналах. Версия DTS-ES Discrete подразумевает семь (6.1) независимых потоков. По качеству звучания оба алгоритма не отличаются от обычного DTS и, соответственно, несколько превосходят по звуку фонограммы в Dolby Digital Surround EX.

DTS-HD High Resolution Audio (HRA)

Этот алгоритм кодирования уместно соотносить с Dolby Digital Plus. В сравнении с традиционными DTS и DTS-ES новый DTS-HD обладает существенно большим потенциалом по части передачи звуковых нюансов. Такого качества звука достаточно для озвучивания подавляющего большинства кинофильмов, даже если говорить об использовании аппаратуры самого высокого класса. Вполне комфортно слушать и многоканальную музыку. Впрочем, для хранения последней идеальным является следующий формат.

DTS-HD Master Audio (MA)

LPCM

Несжатые аудиопотоки. В основе LPCM - импульсно-кодовая модуляция. Грубо говоря, по структуре этот поток такой же, как и Audio CD, только значительно более высокого разрешения. По качеству звучания такая фонограмма мало отличается от фонограмм в форматах Dolby TrueHD и DTS Master Audio. В восьмиканальном варианте на «синем» диске может размещаться звуковая дорожка LPCM с максимальными параметрами потока 24 бит / 192 кГц, хотя в многоканальном режиме чаще используется 24 бит / 96 кГц. Ограничение вызвано предельно допустимыми значениями битрейта, достигаемого при считывании данных с оптического носителя, даже если это Blu-ray или HD DVD. У несжатых данных LPCM он просто зашкаливает: если включить 8 каналов в режиме 24/192, то для видеосигнала попросту не останется места. Зачем нужен LPCM, если есть более компактные (в плане занимаемого информационного пространства) Dolby TrueHD и DTS-HD MA, не уступающие в качестве звука? Все просто: поток LPCM может декодировать любой BD- или HD DVD плеер. Его также может декодировать практически любой AV-ресивер, оснащенный входом HDMI. Вероятно, когда HDMI v1.3 и декодеры Dolby TrueHD и DTS-HD будут буквально во всех кинотеатральных компонентах, надобность в LPCM отпадет.

Что собой представляют новые перспективные разработки в области объемного звука?

Даешь новый звук к Рождеству

Давно канули в лету эпохи утверждения стандартов «на века». И если путь стерео в кино занял более полувека - прежде, чем господин Долби взялся за тотальный перевод театров на многоканальную схему, подобное стало лишь прощанием с медленным течением времени. Прогресс и ускорение ритма жизни, а также новые приемы по стимулированию рынка привели к поистине компьютерной гонке в сфере домашних кинотеатров, что вылилось в бурную (и почти ежегодную) смену звуковых форматов для домашнего пользования. Еще не отгремели страсти по доукомплектации хоум-синема двумя дополнительными тыловыми центральными каналами (Dolby Digital EX, DTS ES Discrete/Matrix), еще не вышло должного количества DVD с поддержкой этих звуковых систем, как прошлый год ознаменовался дальнейшим расширением «модельного» ряда - в серию пошли аппараты с DTS 96/24 и Dolby Pro Logic II. Ниже мы постараемся расставить точки над «i» в данном вопросе, подробно рассказав, кому и зачем они могут пригодиться (заметим, что данный обзор не претендует на сравнение двух разных по сути и назначению стандартов, а лишь расшифровывает их положительные и отрицательные стороны).

Пятая реинкарнация DTS

С кинотеатрального внедрения детища Стивена Спилберга, DTS-звука для кино, прошло десять лет, а коллекция домашних форматов уже составила: оригинальный DTS 5.1 (с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс), DTS Neo:6 (раскладывающий двухканальные схемы в многоканальные), DTS ES 5.1 Matrix (с подмешанным в тылы сигналом тылового центра) и DTS 6.1 Discrete (с выделенным тыловым центром). И хотя последний, при принятом битрейте даже в 768 кбс обеспечивал лучшее из доступного качество звука дома, студия пошла дальше, утвердив DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.

Главными преимуществами DTS 96/24 фирма называет:

  • сохранение исходной разрядности студийного звука - 20-ти и 24-хбитные мастеры теперь доходят до зрителя без потери данных, как и в случае с DVD-audio;
  • превосходство перед обычным CD-звуком (линейный PCM с параметрами 16 бит 44,1 кГц) - данное утверждение спорно, поскольку DTS использует сжатие данных, а PCM управляет оригинальным потоком с битрейтом свыше 3,000 кбс на два канала: при сохранении таких характеристик, многоканальный звук не уместится даже на нескольких DVD-дисках;
  • превосходство перед всеми театральными стандартами (18-20 бит, 48 кГц);
  • равные с DVD-audio характеристики без требования покупки нового совместимого плеера - опять же, достаточно спорное утверждение, поскольку битрейт у DVD-audio выше;
  • полная совместимость с любым источником, имеющим старое DTS-лого;
  • простой цифровой выход через коаксиальный и/или оптический интерфейсы.

И, хотя требования по декодированию включают лого DTS 96/24, то есть возможность процессора распознать новый стандарт, конверсия до обычного DTS возможна на большинстве DTS-совместимых устройств, а те из них, которые имеют 96/24 цифро-аналоговые преобразователи во всех каналах, могут, в большинстве случаев, корректно воспроизвести новый звук. Эта возможность не афишируется, но легко проверяется на практике.

Прием формата в США был не самым радушным, но в последнее время вышло определенное количество наименований музыки разных жанров (много релизов появилось в апреле 2003 г.):

Queen: Greatest Video Hits 1
Queen: The Game
Queen: A Night at the Opera
Rythmedia Tribe
Gorsby/Nash: Another Stoney Evening
Sheila Nicholls: Wake
Megadeth: Peace Sells...But Who"s Buying?
Brazilian Jazz
Brazilian Bossa
The Fabulcus Thunderbirds: This Night in L.A.
Frank Zappa: Halloween

Большая часть из них - совмещенные DVD-A релизы, содержащие 5.1 MLP треки DVD-audio, DTS 96/24 для обычных кинотеатральных систем и 2.0 РСМ для поклонников обычного стерео.

До сих пор выпущен только один фильм в данном формате - это «Tomb Raider» второго региона, сделанный в Италии - звуковая дорожка в DTS 96/24 там только в итальянском дубляже.

Такой подход совершенно неоправдан для пользователя - проигрыватели DVD-A сегодня начинаются по цене от $200 - а звук даже 5.1 96/24 в DVD-A формате без вопросов лучше, чем сжатый DTS той же разрядности. Бедный же список выпущенных наименований и их музыкальная направленность делает DTS 96/24 уделом маньяков узкоспециализированного звука - преимущества такого подхода в театре могли бы серьезно озаботить поклонников «самого лучшего», но, вероятно, камнем преткновения стали возможности студий, ведь переделка оригинальных мастеров - дело трудоемкое и неблагодарное, поэтому звукорежиссеры обычно ограничиваются лишь «быстрой» адаптацией стандартных DTS/DD кино-вариантов для домашнего использования. Довольно «нетрадиционен» и подход DTS Entertainment, специализирующейся на таких релизах - зачастую, все внимание уделяется DTS-мастерингу музыки, а секция DVD-A намеренно ухудшается: разница между ними, в итоге, нивелируется, но стоит поставить качественно записанный диск DVD-A, и все становится на свои места (но об этом чуть ниже).

Последней приятной новостью о формате стала поддержка его на ряде цифровых радиостанций - их вещание в DTS 96/24 кажется весьма выигрышным ходом в продвижении на рынок.

Dolby Pro Logic II или свержение Logic 7 с пьедестала лидера

В отличие от очередного изобретения велосипеда в DTS, здоровый консерватизм Dolby не позволил городить новые дискретные стандарты - и в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «апгрейда» Pro Logic до версии 2.0. Обещания были заманчивыми - полный перевод стереозвука в 5.1-схему с качеством (внимание!), сравнимым с Dolby Digital 5.1. При условии наличия массы старых записей на видеокассетах, LD (их одних было выпущено более 50,000 наименований), сотен DVD с DD2.0 звуком (аниме, классика, сериалы), а также страстного желания отдельных киноманов воспроизводить CD через все свои колонки, данное решение могло действительно потрясти рынок.

В начале были представлены две вариации - Dolby Pro Logic II Movie для кинопрограмм и Dolby Pro Logic II Music для музыки, затем появились Car-адаптации, а недавно была представлена Virtual Speaker-технология, позволяющая создавать объемное поле всего с двумя колонками. Dolby Headphone также базируется на этом принципе. Есть еще и по-умолчанию включаемая в процессоры Matrix-система, работающая на моно-материале. Заметим, что до выхода Pro Logic II (и DTS Neo: 6, который, впрочем, получился весьма посредственным) пальма первенства в собственных форматах разложения 2.0 в 5.1-схемы принадлежала Logic 7 от Harman, наиболее успешно внедренная в процессорах Lexicon. Однако высочайшая цена на подобные устройства, а также в общем-то не самый совершенный алгоритм не делали чести подобному - аппараты же с Pro Logic II сегодня доступны в продаже по цене от $300.

При работе на кинематографическом материале по особым алгоритмам Dolby 2.0 звук ракладывается в многоканальную 5.1-схему с полноценным задействованием всех колонок, и, как утверждается, достаточно близко стоящем по качеству в DD5.1. При выборе музыки можно нивелировать самый главный дефект прошлого Pro Logic’a - завышенный уровень центрального канала. С помощью параметра Center Width этот показатель калибруется до полного соответствия с фронтальными колонками. Еще две функции - Panorama (регулировка перспективы) и Dimension (баланс) позволяют довольно точно отстроить перевод стереомузыки в объемную сцену. В этом случае Pro Logic шагнул сильно вперед по сравнению с аналогичным по содержанию DTS Neo:6, в котором пагубное влияние центрального канала на музыке еще сильно чувствуется.

Довольно приятно, что никаких требований к источнику и записанному на нем звуку формат не выдвигает, но официальная поддержка флага Pro Logic II (например, на играх для Nintendo Game Cube) может означать оптимизацию и лучшее качество. На сегодня подавляющее большинство выпускаемых ресиверов и процессоров поддерживают Dolby Pro Logic II.

Послушаем…

Сравнение проводилось с использованием следующей системы: ресивер Denon A1SR, акустика B&W CDM, плеер - Pioneer 757Ai.

В качестве материала DTS 96/24 использовались записи Queen: The Game, Queen: A Night at the Opera, а Pro Logic II тестировался на различном CD-материале (от Stray Cats, Metallica до Вагнера и Бетховена) и 2.0 DVD-дисках («Человек, которого не было» R5, Escaflowne Series 1-4 R1 и т. п.).

Мы не могли протестировать DTS 96/24 в кино-варианте, так как даже при наличии нужной версии Tomb Raider, вряд ли можно считать дублированный трек за полноценное звучание - поэтому дождемся появления DVD R1 с кинематографическим материалом в этом формате. Из представленной же музыки DTS 96/24 продемонстрировал неплохие задатки по части объемности и детальности, резко превзойдя обычные DTS-музыкалки. Однако даже не слишком качественный мастер в DVD-A звучал на этих дисках чуть лучше, не говоря уже о новых DVD-A дисках. Треки Queen отличались слышимой компрессией звука - увы, преодолеть недостатки сжатия физически можно только радикальным увеличением битрейта. Но и в таком виде был явно заметен потенциал формата для домашнего кино - вот где была бы почва для построения нового «SuperBit’а 96» или подобных наименований - безукоризненная детальность и мертвая хватка локализации - именно то, чего не хватает слегка расслабленным современным форматам для дома в сравнении с театральным SDDS, например.

Что касается Dolby Pro Logic II, то в музыкальном режиме на обычных CD он показал богатые таланты по превращению стерео в многоканальную схему, тонко и детально выстраивая звуковую панораму - иногда чуть более осторожно, чем хотелось бы, но весьма натурально и впечатляюще: это именно то, чего хотели фанаты Logic 7, только в более грамотном исполнении. Естественно, данный вариант совсем не для пуристов, так как тембральные окраски звука смещаются, а стереопанорама иногда становится нестабильной, но это все равно значительный шаг вперед по сравнению с ранее предложенными алгоритмами иных студий. В своем подавляющем большинстве обладатели многоканальных систем предпочтут Pro Logic II для «надстойки» над обычным компактом. С кинотеатральной стороны, данный формат также впечатляет даже видавших виды, чуть не дотягивая до DD5.1, но здорово оформляя спэцффектную составляющую во всех каналах - единственным нареканием становится слегка гулковатый центральный канал: создавая нужный объем, он, зачастую, приглушает диалоги. Впрочем, это можно легко поправить настройкой баланса системы.

Плюсы и минусы

Формат Достоинства Недостатки
DTS 96/24 - высокий потенциал для кинозвука
- хорошее качество музыкального материала, сравнимое (но не равное) некоторым дискам DVD-A
- возможность воспроизведения на несертифицированном DTS-декодере
- малое количество наименований, практически полное отсутствие фильмов в формате
- музыкальный потенциал не дотягивает до лучших образцов дисков DVD-A
- поддержка не всеми современными ресиверами
Dolby Pro Logic II - идеальное поканальное разложение 2.0 звука в 5.1 - как на кино, так и на музыке
- возможность использования на любом 2.0 и 1.0 материале
- широчайшая поддержка производителями «железа»
- качественный DD/DTS 5.1 мастеринг, все равно, лучше
- гулкость центрального канала в театральном режиме

Резюме

Вряд ли DTS 96/24 светит радужное будущее, но свое место под солнцем в комплексах хай-енд, он, конечно, отвоюет. Другое дело Pro Logic II - покупая новый ресивер, вы обречены иметь такую возможность, а послушав старые кассеты с этой «фичей» обречены ее использовать и дальше - штука, действительно, ядерная. В очередной раз Dolby продемонстрировала свой массовый подход, а DTS - камерный. Что ж, каждому свое.

В начале этого года на выставке CES 2015 калифорнийская компания Digital Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального звука DTS:X. Уже тогда многие эксперты с уверенностью заявили, что новая разработка DTS станет серьезным конкурентом формату Dolby Atmos, который успел наделать немало шума и произвел своего рода революцию в мире многоканального звука. Формат DTS:X, как и Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах, и ресивер сам на ходу определяет позицию того или иного аудиообъекта. Для DTS:X неважно, сколько колонок задействовано в вашем домашнем кинотеатре, процессор или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки. Выходит, Dolby Atmos и DTS:X не просто схожи, а практически идентичны? В целом - да, существенных отличий немного, но они все же есть.

Чем делают саундтрек DTS:X

Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное приложение MDA Creator (работает как плагин к монтажной программе), позволяющее указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X требуется потолочная акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не пренебрегать такой возможностью.


Скриншот приложения MDA Creator

Многим может не понравиться идея размещения дополнительных колонок на потолке, и поэтому производители предлагают специальную Atmos-акустику, дополненную динамиками, направленными вверх, чтобы получить отраженный от потолка звук. Но у DTS пока нет планов выпускать подобные акустические системы, а подойдут ли колонки, заточенные под Dolby Atmos, однозначно сказать пока нельзя. Хотя сама DTS утверждает, что никаких преград нет, и все должно заработать.

Ресиверы и процессоры с поддержкой DTS:X

Что касается оборудования для просмотра контента в формате DTS:X, то тут есть два пути: можно купить новый AV-ресивер с поддержкой формата или же программно обновить тот, что уже имеется. Большинство производителей уже заявили о поддержке нового кодека. Компания Denon выпустит обновление для модели AVR-X7200W, летом появятся апдейты для Marantz AV8802 и Trinnov Audio Altitude32. А Onkyo, Pioneer и Yamaha планируют начать продажи DTS:X-ресиверов в конце лета или в начале осени.


AV-ресивер Denon AVR-X7200W уже поддерживает Dolby Atmos (что видно на его дисплее), а после обновления, которое выйдет этим летом, и DTS:X

Вот производители, которые уже согласилась включить новый формат в свои устройства в 2015 году: Anthem, Denon, Integra, Krell, Marantz, McIntosh, Onkyo, Outlaw Audio, Pioneer, Steinway Lyngdorf, Theta Digital, Trinnov и Yamaha. Также заключены договоренности с производителями процессоров, среди них Cirrus Logic, Analog Devices и Texas Instruments.

Контент в формате DTS:X

Пока DTS не опубликовала никаких списков контента в новом формате, однако при создании вышедшего в апреле фильма «Мстители: Эра Альтрона» использовали программное обеспечение MDA Creator, и студия Lionsgate анонсировала выход BLu-ray-диска фильма «Из машины» («Ex Machina») с дорожкой в новом формате.

Компания обещает до конца 2015 года начать продажи фильмов на Blu-ray-дисках с саундтреками DTS:X. Кстати, еще неизвестно, будут ли студии размещать звуковые дорожки Atmos и DTS:X на одном и том же диске. Есть большая вероятность того, что придется отдельно покупать версии фильмов со звуком в Dolby Atmos и DTS:X.


Фантастическая драма «Из машины» , который на BD-диске вышел с дорожкой в DTS:X

У DTS есть планы сотрудничать со стриминговыми сервисами, возможно, в следующем году появится потоковый DTS:X-контент.

Что касается кинотеатров, то известно, что американская сеть Carmike объявила о переходе на DTS:X. В семи кинозалах (все они находятся в разных городах США) переоборудование уже началось.

Сравнение DTS:X и Dolby Atmos

Хорошо, выше в общих чертах я рассказал вам про DTS:X, но о самом важном все еще не было сказано. Больше всего нас волнует, чем отличаются форматы друг от друга и в пользу какого сделать выбор. В чем же разница?

Итак, в первую очередь стоит сказать, что у DTS вообще нет никакого списка рекомендуемых конфигураций акустики, если определенные комплекты с дополнительными потолочными динамиками (5.1.4, 7.1.2 и т.д.), то инженеры из DTS сочли это бессмысленным. По их мнению, объектные кодеки тем и хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям колонок. Все зависит от производителей акустики - они сами смогут решать, какими должны быть системы для работы с форматом DTS:X.

Второе отличие заключается в том, что у DTS:X есть опция, позволяющая управлять громкостью диалогов. DTS решила, что сделать диалоги полностью изолированными от других аудиообъектов саундтрека - хорошая идея. Многие жалуются, что не слышат речь из-за других шумов, так вот теперь у них будет возможность сделать речь погромче. Но нет уверенности, что самим режиссерам понравится такая функция, ведь зачастую персонажи говорят тихо тогда, когда это нужно, и вряд ли именитый режиссер позволит зрителю нарушить его задумку.


Потолочная акустика в большом кинозале

Еще одним моментом, где разница между Dolby Atmos и DTS:X может быть существенной, стало умение производить повышающее микширование - преобразование стандартных 5.1- или 7.1-треков в 11.1, 9.1.2, 5.1.4 и т.д. У DTS эта технология называется Neural:X - например, стандартный саунтдрек в формате DTS-HD MA 7.1 может быть преобразован ресивером для воспроизведения на комплекте акустики с дополнительными потолочными колонками. Технология сама подстроится под имеющуюся конфигурацию. У Dolby Atmos функция апмиксинга тоже имеется, но какой из двух форматов справится с задачей лучше, пока сказать сложно.

Итог

Главная задача DTS:X на ближайшие пару лет заключается в том, чтобы догнать Dolby Atmos. И это будет не так уж просто - думаю, немногие захотят что-то менять в своих недавно купленных Atmos-системах только для того, чтобы попробовать «что-то примерно похожее, но немного другое». А если учесть, что Dolby уже заявила, что собирается открыть не менее 100 кинотеатров Dolby Cinema по всему миру до 2025 года, то у DTS есть причины поторопиться. Небольшие «условные» преимущества могут сыграть свою роль, но по большому счету, DTS не предложила чего-то кардинально нового.

Для нас (потребителей) вся борьба между двумя компаниями встает на второй план. Намного важнее то, что DTS и Dolby положили начало новой эре в мире объемного звука. И в ближайшие годы остается лишь запастись терпением и ждать всевозможных дополнений, обновлений и улучшений, которые обязательно появятся в условиях конкурентной борьбы.