Охарактеризуйте каналы социальной мобильности. Каналы социальной мобильности (социальные лифты). Механизмы социальной мобильности

Анализ причин всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повышения своего и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непременно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

Сегодня в России каналы вертикальной мобильности при декларируемом равенстве всех перед всеми для многих слоев населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам: весной 2006 г. 16 % россиян оценивали свой социальный статус в обществе как хороший, ровно столько же — как плохой, а остальные 68 % — считали его удовлетворительным. Не удивительно, что при опросе молодежи относительно ее основных жизненных опасений выявилось следующее (табл. 1): то, что всегда и во все времена ценилось выше всего, — любовь и дружба, в жестких условиях выживания для молодых россиян перестаю быть поводом для переживаний или опасений (а может, наша молодежь очень уверенно чувствует себя в личностной сфере).

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества (рис. 1), воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса Офаниченны для большей части молодого поколения (рис. 2).

Таблица 1. Динамика различных опасений молодежи,%

Опасения в жизни

Не встретить любимого человека

Проблема с устройством на работу

Остаться без материальных средств к существованию

Опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности

Не суметь создать свою семью

Невозможность получить хорошее образование

Потерять работу

Боязнь ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой)

Остаться без друзей

Рис. 1. Численность различных социальных слоев в российском обществе, %

Из ответов молодежи становится ясно, что молодые люди, высоко оценивая значимость личных качеств, умений, квалификации, четко понимают, что в России при устройстве на работу знакомства и связи играют очень важную роль. Отметим позитивный момент: по сравнению с ответами молодежи на данный вопрос в 1997 г. современная молодежь более оптимистична и уверена в своих силах и возможности самостоятельного успеха и мобильности по сравнению с молодежью, профессиональное становление которой пришлось на тяжелые 1990-е гг.

Рис. 2. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, (допускалось не более 3 ответов): 1 — молодежь (2007); 2- молодежь (1997); 3- старшее поколение (2007); 4 — старшее поколение (1997)

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных и в то же время — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности свидетельствуют приведенные в исторических источниках названия улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков и т.д. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и
удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках — важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием (рис. 3).

Рис. 3. Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. Из рис. 4 видно, что за последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. — 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (рис. 4).

Рис. 4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения. Как видно из рис. 21.5, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Но на это у них гораздо меньше шансов, чем у благополучных.

Рис. 5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % работающих их представителей: 1 — уже добились; 2- хотят, но пока не добились; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогут добиться; не было в жизненных планах

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели — очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а но социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы — воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Каналы и механизмы социальной мобильности

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М . Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру. Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

Еше одна закономерность, связанная с корреляцией между ранней социализацией людей и их последующей профессиональной активностью: выходцы из сельских поселений, из провинциальной, слабо дифференцированной среды демонстрируют в среднем меньший темп социального продвижения и более узкие возможности варьировать области приложения своего труда, чем выходцы из городских поселений, из урбанизированных центров.

Самое полное для своего времени описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет каналами вертикальной циркуляции. Он считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные отверстия, лифты, мембраны, но которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (рис. 13.6).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Рис. 13.6.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII – сын плотника. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего, церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе социальный лифт движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР – самый яркий пример того, как можно добиться впечатляющих успехов, стать великими индустриальными державами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. Социальный лифт короткий – он движется только по верхним этажам социального здания.

Социологический практикум

Каким образом школа или университет могут выполнять функцию социального лифта? Приведите несколько примеров из окружающей жизни.

Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному "механизму". Образовательный тест играл роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% – банкира и биржевика, в 12% – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, по титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в Античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми – рожденный в семье с высоким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Социологический практикум

А в вашей семье как родители заботятся о наилучшем воспитании детей? Расскажите об этом.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профессиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам.

Кроме перечисленных, каналами вертикальной циркуляции выступают политические партии и профессиональные группы.

Социальная мобильность виды и примеры

Понятие социальной мобильности

Понятие "социальной мобильности" было введено в научный обиход Питиримом Сорокиным. Это различные перемещения людей в социуме. Каждый человек при рождении занимает определенную позицию и является встроенным в систему стратификации общества.

Позиция индивида при рождении не является неизменной, и на протяжении жизненного пути она может изменяться. Она может повышаться или понижаться.

Виды социальной мобильности

Существуют разнообразные виды социальной мобильности. Обычно выделяются такие:

  • межпоколенная и внутрипоколенная;
  • вертикальная и горизонтальная;
  • организованная и структурная.

Межпоколенная мобильность означает, что дети изменяют свое социальное положение, и становятся отличными от их родителей. Так, например, дочь швеи становится учителем, то есть,она повышает свой статус в обществе. Или, например, сын инженера становится дворником,то есть, его социальный статус понижается.

Внутрипоколенная мобильность означает, что статус индивида может меняться на протяжении его жизни. Обычный рабочий может стать начальником на предприятии, директором завода, затем руководителем комплекса предприятий.

Вертикальная мобильность означает, что перемещение человека или группы людей внутри общества меняет социальный статус этого человека или группы. Такой вид мобильности стимулируется с помощью различных систем вознаграждения (уважение,доход, престиж, льготы). Вертикальная мобильность имеет разные характеристики. одна из них - это интенсивность, то есть, определяется, сколько страт проходит индивид в своем пути наверх.

Если общество социально дезорганизовано, то показатель интенсивности становится выше. Такой показатель, как всеобщность, определяет количество людей, которые изменили свою позицию в вертикальном отношении за определенный промежуток времени. В зависимости от типа вертикальной мобильности различаются два типа общества. Это закрытое и открытое.

В закрытом обществе продвижение наверх по социальной лестнице очень затруднено для определенных категорий людей. Например, это общества, в которых есть касты, сословия, также общество, в котором есть рабы.Таких сообществ было много в Средние века.

В открытом обществе равные возможности у всех. К этим обществам можно отнести демократические государства. Питирим Сорокин утверждает, что нет и никогда не было обществ, в которых были бы абсолютно закрыты возможности для вертикальной мобильности. Вместе с тем,никогда не было сообществ, в которых вертикальные перемещения были бы абсолютно свободными. Вертикальная мобильность может быть как восходящей (в этом случае она добровольная),так и нисходящей (в этом случае она принудительная).

Горизонтальная мобильность предполагает, что индивид перемещается из одной группы в другую без изменения социального статуса. Например, это может быть изменение религии. То есть, индивид может перейти из православия в католичество. Также он может сменить гражданство, может создать свою семью и уйти из родительской, может сменить профессию. При этом статус индивида не меняется. Если происходит переезд из одной страны в другую, то такая мобильность называется географической. Миграция - это разновидность географической мобильности, при которой статус индивида после переезда меняется. Миграция может быть трудовой и политической, внутренней и международной, легальная и нелегальная.

Организованная мобильность - это процесс, зависящий от государства. Оно направляет движение групп людей вниз, вверх или в горизонтальном направлении. Это может происходить как с согласия этих людей, так и без него.

Структурная мобильность вызвана изменениями, которые происходят в структуре общества. Социальная мобильность может быть групповая и индивидуальная. Групповая мобильность подразумевает, что перемещение происходит у целых групп. На групповую мобильность влияют такие факторы:

  • восстания;
  • войны;
  • замена конституции;
  • вторжение иностранных войск;
  • изменение политического режима.
  • Индивидуальная социальная мобильность зависит от таких факторов:
  • уровень образованности гражданина;
  • национальность;
  • место проживания;
  • качество воспитания;
  • статус его семьи;
  • состоит ли гражданин в браке.
  • Большое значение для любого вида мобильности имеют возраст, пол, рождаемость и смертность.

Социальная мобильность примеры

Примеры социальной мобильности можно найти в нашей жизни в больших количествах. Так, образцом повышения роста в социуме можно считать Павла Дурова, который изначально был простым студентом филологического факультета. Но в 2006 году ему рассказали про Facebook, и тогда он решил, что создаст аналогичную сеть в России. Вначала она получила название "Студент.ру", но потом получила название Вконтакте. Сейчас в ней более 70 миллионов пользователей, а Павел Дуров владеет состоянием более 260 миллионов долларов.

Cоциальная мобильность часто развивается в пределах подсистем. Так, школы и вузы являются такими подсистемами. Студент в вузе должен усвоить учебную программу. Если он успешно сдаст экзамены, он перейдет на следующий курс, получит диплом, станет специалистом, то есть, получит более высокую должность. Отчисление из вуза за неуспеваеость является примером социальной мобильности нисходящего типа.

Примером социальной мобильности является и такая ситуация: человек, который получил наследство, разбогател, и переместился в более зажиточный слой людей. Примерами социальной мобильности можно считать повышение учителя школы до директора, повышение доцента кафедры до профессора, переезд работника предприятия в другой город.

Вертикальная социальная мобильность

Вертикальная мобильность подвергалась наибольшему количеству исследований. Определяющим понятием является дистанция мобильности. Она измеряет, сколько ступенек проходит индивид по мере своего продвижения в обществе. Он может проходить одну-две ступеньки, может взлетать внезапно на самую вершину лестницы или падать к ее основанию (последние два варианта встречаются довольно редко). Важным является объем мобильности. Он определяет, сколько индивидов переместилось с помощью вертикальной мобильности вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Каналы социальной мобильности

Между социальными слоями в обществе нет абсолютных границ. Представители одних слоев могут пробираться в другие слои. Перемещения происходят с помощью социальных институтов. В военное время в качестве социального института действует армия, которая возвышает талантливых солдат и дает им новые звания в том случае, если прежние начальники погибли. Другой мощный канал социальной мобильности - церковь, которая во все времена находила преданных себе представителей в низах общества и возвышала их.

Также каналами социальной мобильности можно считать институт образования,а также семью и брак. Если в брак вступали представители разных социальных слоев, то один из них поднимался по социальной лестнице, или спускался. Например, в древнеримском обществе свободный человек, который женился на рабыне, мог сделать ее свободной. В процессе создания новых слоев общества - страт - появляются группы людей,которые не имеют общепринятых статусов, или утратили их. Их называют маргиналами. Такие люди характеризуются тем, что им сложно и некомфортно в их нынешнем статусе, они испытвают психологический стресс. Например, это работник предприятия,который стал бомжом и потерял жилье.

Существуют такие виды маргиналов:

  • этномаргиналы - люди, которые появились в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы, о здоровье которых перестало заботиться общество;
  • политические маргиналы, которые не могут смириться с существующим политическим порядком;
  • религиозные маргиналы - люди, не относящие себя к общепринятой конфессии;
  • криминальные маргиналы - люди, нарушающие Уголовный кодекс.

Социальная мобильность в обществе

Социальная мобильность может различаться в зависимости от типа общества. Если рассматривать советское общество, то оно было поделено на экономические классы. Это были номенклатура,бюрократия и пролетариат. Механизмы социальной мобильности тогда регулировались государством. Работники районных организаций часто назначались парткомами. Быстрое перемещение людей происходило с помощью репрессий и строек коммунизма (например, БАМ и целина). В западных обществах другая структура социальной мобильности.

Главный механизм социального движения там-конкуренция. Из-за нее одни разоряются, а другие получают высокие прибыли. Если это политическая сфера,то главным механизмом передвижения там являются выборы. В любом обществе есть механизмы, которые позволяют смягчить резкий переход индивидов и групп по нисходящей. Это разные формы социальной помощи. С другой стороны, представители более высоких слоев стремятся закрепить свой высокий статус, и не допустить проникновения в высокие слои представителей низших слоев. Во многом социальная мобильность зависит от того, какое общество. Оно может быть открытым и закрытым.

Открытое общество характеризуется тем, что деление на социальные классы условное, и перейти из одного класса в другой довольно легко. Чтобы достичь более высокой позиции в общественной иерархии, человеку нужно бороться.У людей есть мотивация постоянно работать, потому что упорный труд ведет к повышению их общественного положения и улучшению благосостояния. Поэтому люди низшего класса стремятся постоянно прорваться наверх, а представители высшего класса хотят сохранить свое положение. В отличие от открытого, закрытое социальное общество имеет очень четкие границы между классами.

Социальная структура общества такова, что продвижение людей между классами практически невозможно. В такой системе упорный труд не имеет никакого значения, таланты представителя низшей касты тоже никакого значения не имеют. Такая система поддерживается с помощью авторитарной правящей структуры. Если правление ослабевает, то становится возможным изменение границ между стратами. Наиболее выдающимся примером кастового закрытого общества можно считать Индию, в которой самым высоким статусом обладают брахманы - высшая каста. Самая низшая каста - это шудры, уборщики мусора. Со временем отсутствие значительных изменений в обществе приводит к вырождению этого общества.

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация разделяет людей по классам. В постсоветском обществе стали появляться такие классы: новые русские, предприниматели, рабочие, крестьяне, правящий слой. Социальные страты во всех обществах имеют общие черты. Так, люди умственного труда занимают более высокую позицию, чем просто рабочие и крестьяне. Как правило, между стратами не существует непроницаемых границ, в то же время полное отсутствие границ невозможно.

в последнее время социальная стратификация в западном обществе претерпевает значительные изменения в связи с нашествием в западные страные представителей восточного мира (арабы). Изначально они приезжают как рабочая сила, то есть,они выполняют низкоквалифицированные работы. Но эти представители привозят свою культуру и свои обычаи, зачастую отличные от западных. Зачастую целые кварталы в городах западных стран живут по законам исламской культуры.

Надо сказать, что социальная мобильность в условиях общественного кризиса отличается от социальной мобильности в условиях стабильности. Война, революция, продолжительные экономические конфликты приводят к изменениям в каналах социальной мобильности, часто к массовому обнищанию и повышению заболеваемости. В этих условиях стратификационные процессы могут значительно отличаться. Так, в правящие круги могут пробираться представители криминальных структур.

Каналы мобильности

В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы».

Каналами мобильности являются:

  • общественно-политические организации;
  • органы власти;
  • профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.);
  • церковь;
  • школа;
  • армия;
  • семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.).

Функции каналов социальной мобильности

В современном мире роль одних каналов мобильности усиливается, других уменьшается. В рамках усиливающихся каналов отрабатываются новые формы мобильности.

Традиционные каналы социальной мобильности можно дополнить такими каналами, как:

  • научно-техническая деятельность;
  • финансово-банковские операции;
  • активность в области компьютерных технологий и в области массовой информации;
  • причастность к теневой или криминальной деятельности (в традиционном обществе представлен бандитскими и семейно-клановыми группировками, в развитом обществе представлен транснациональными мафиозными ассоциациями в области распространения наркотиков, оружия и т.д.).

Все каналы социальной мобильности (исключение составляет криминальный канал) тесно между собой взаимосвязаны, они функционируют одновременно, дополняя друг друга или конфронтируя между собой.

Замечание 1

Каналы социальной мобильности формируют систему организационных возможностей, институционально-правовых требований, конкретных правил передвижения людей по социальной лестнице вверх и вниз, образуя сложные механизмы социального отбора людей на определенные статусные роли и социальные позиции.

Механизмы социальной селекции

В некоторых школах роль образования и школы в смене статуса была ограничена, приоритет отдавался религиозной или армейской среде. Личные качества индивида, поддержка окружающих, роль семьи по-прежнему оставались важными.

В современном обществе главный подход в механизмах социальной мобильности ориентирован на образовательно-профессиональную подготовку. Усиливается роль индивидуальных качеств человека.

Социальная селекция в научно-творческой деятельности

Для того, чтобы общество признало молодого человека ученым и начало научной карьеры необходимо, чтобы у него был диплом о высшем образовании.

Профессиональная среда только тогда признает научный статус индивида, когда результаты его личной работы будут квалифицированы как значительные. Эти результаты будут постоянно критиковать и придирчиво анализировать.

Молодой ученый должен овладеть искусством

  • находить сторонников;
  • вести научную полемику;
  • добиваться практического внедрения своих открытий.

В механизмах социальной селекции основную роль играют такие обстоятельства:

  1. Утверждение в профессиональной среде с помощью квалификационного и должностного продвижения. Основным фактором признания будут научные результаты, признанные широкими научными и общественными кругами.
  2. Обретение сторонников в практических сферах (известность среди широкой общественности).
  3. Помощь и поддержка членов семьи.

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность . Впервые теория социальной мобильности была разработана и введена в научный оборот П.А.Сорокиным.

Социальная мобильность определяется как изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная , и два основных типа - вертикальная и горизонтальная . Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д.

Вертикальная мобильность - это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Если при этом происходит подъем по социальной лестнице, имеет место восходящая мобильность, если же социальный спуск, скольжение вниз - нисходящая мобильность. Повышение в должности - пример восходящей, а разжалование - нисходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность - переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Примером может быть переход из одной профессии в другую, при котором не происходит существенное изменение социального положения.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию .

Кроме того, различают индивидуальную и групповую мобильность . Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А.Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные и гражданские войны; военные перевороты и смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи.

Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других .

Каналы социальной мобильности . Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникают проблемы вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. все должно соответствовать новому, более высокому статусу.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть.

4.Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя.

Такие социальные институты как армия, церковь, школа, семья, собственность используются в качестве каналов вертикальной мобильности.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.