Информационно коммуникационная компьютерная компетентность педагога гладкая. Информационно-коммуникационная компетентность педагога

Н. Ю. Гончарова, N. J. Goncharovа.

Старший методист кафедры информатизации образования Иркутского института повышения квалификации работников образования, [email protected], Иркутск

Senior methodologist of the Chair of Information in Education of the Irkutsk institute of Professional Improvement of Educators, [email protected], Irkutsk

A. И. Тимошенко, A. I. Timoshenko.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и предпринимательства Иркутского государственного педагогического университета, [email protected], Иркутск

Doctor of Pedagogy, professor of the Chair of Technology and Business of the Irkutsk State Pedagogical University, [email protected], Irkutsk

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Развитие и внедрение информационных коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, а также переход к информационному обществу, предъявляет новые требования к профессионализму специалистов. Поскольку формирование общекультурных, психологических, социальных и профессиональных предпосылок развития информационного общества начинается именно в образовании, его информатизация должна опережать информатизацию других сфер общественной деятельности. Учитель - ключевая фигура, определяющая состояние образования, от уровня его профессионализма напрямую зависят результаты социально-экономических преобразований в российском обществе.

Очевидно, что профессиональные качества учителя в существенной мере зависят от готовности осваивать и использовать в своей деятельности новые методы, формы и средства обучения, в частности, на базе информационно-коммуникационных технологий, и способности интегрировать их со своим профессиональным опытом с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, учитывая степень ее соответствия требованиям информационного общества. Речь идет об информационно-коммуникационной компетентности педагога.

Понятие «информационно-коммуникационная компетентность педагога» рассматривалось в трудах В. Ф. Бурмакиной, И. Н. Фалиной, О. Н. Шиловой,

О. В. Урсовой, А. А. Елизарова, М. С. Цветковой, Л. Н. Горбуновой, А. М. Семибратова и др.

B. Ф. Бурмакина и И. Н. Фалина под ИКТ-компетенцией подразумевают уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности (указать, что понимают под ИКТ-грамотностью) для решения возникающих вопросов в учебной или иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков .

А. А. Елизаров под ИКТ-компетенцией (подразумевая ИКТ-компетентность) понимает совокупность знаний, умений и опыта в области использования ИКТ в

деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций .

А. М. Семибратов и Л. Н. Горбунова компетентность педагогов в области информационных коммуникационных технологий определяют как «готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности» .

0. В. Урсова понимает ИКТ-компетентность учителя-предметника как «готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач» .

ИКТ-компетентность О. Н. Шилова и М. Б. Лебедева определяют как способность индивида решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных коммуникационных технологий .

Анализ представленных определений позволяет выделить следующее:

1. К толкованию понятия «информационно-коммуникационная компетентность» педагога (сокр. ИКТ-компетентность) выявлено два подхода.

Одни авторы акцентируют внимание на знаниях, умениях и навыках в работы с информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми для ведения конкретной деятельности. Если мы будем говорить о педагогической ИКТ-компе-тентности, то речь пойдет о тех знаниях, умениях и навыках работы с информационно-коммуникационными технологиями, которые необходимы для использования в образовательной практике (В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина и др.) Другие авторы за основу понятия «ИКТ-компетентность» берут ту деятельность специалиста, которую можно реализовать на основе информационно-коммуникационных технологий (А. А. Елизаров, О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева, Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов, О. В. Урсова и др.).

А. А. Елизаров и др.).

3. Определяя ИКТ-компетентность учителя одни авторы говорят о совокупности знаний, умений и навыков использования ИКТ в профессиональной деятельности (В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина и др.), другие это понятие связывают с личным качеством педагога (О. В. Урсова, О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева, Л. Н. Горбунова,

А. М. Семибратов и др.), проявляющимся в готовности и способности самостоятельно применять ИКТ в педагогической деятельности, и, наконец, третьи - считают, что кроме знаний, умений и навыков работы с ИКТ в понятие необходимо включить наличие опыта в области использования ИКТ (А. А. Елизаров).

На основе проведенного анализа определим информационно-коммуникационную компетентность педагога как уникальное объединение профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы педагога, выраженные в технологии решения педагогических задач средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Причем, мы считаем, что ИКТ-компетентность педагога - качество специалиста, формирующееся в процессе всей профессиональной деятельности, и, следовательно, главным условием его формирования является наличие условий для практической реализации знаний, умений и навыков работы в сфере ИКТ при решении педагогических задач.

Важно отметить, что необходимо различать информационно-коммуникационную компетентность в общем смысле и педагогическую информационно-комму-

никационную компетентность, т. к. последняя основывается на знаниях, умениях не только в сфере ИКТ, но и в области педагогики.

В структурном плане педагогическую информационно-коммуникационную компетентность учителя можно представить как целое единство компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию и имеет свое содержание (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика компонентов педагогической информационнокоммуникационной компетентности учителя

Мотивационно- ценностный Когнитивно- деятельностный Творческо- проектировочный

Характеристика компонентов отражает профессиональноличностное самоопределение в отношении применения информационнокоммуникационных технологий в педагогической деятельности выражает степень владения информационнокоммуникационными технологиями и методическими основами их применения в педагогической деятельности говорит о способности и готовности учителя оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения

Проявление этих компонентов фиксируется в результате - определенного уровня педагогической информационно-коммуникационной компетентности, который достигнет учитель в процессе обучения в области ИКТ.

Основываясь на трудах исследователей в этой области В. Ф. Бурмакиной, И. Н. Фалиной, О. Н. Шиловой, О. В. Урсовой, А. А. Елизарова, М. С. Цветковой, Л. Н. Горбуновой, А. М. Семибратова и др., мы определили следующий состав педагогической ИКТ-компетентности:

Подготовка и оформление учебно-методических, наглядных, отчетных и других материалов средствами ИКТ;

Проведение учебных занятий с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и интернет-ресурсов;

Использование ИКТ в целях самообразования;

Применение интернет-технологий для профессионального роста.

Теперь, рассмотрим задачи, которые входят в педагогическую деятельность. Деятельность учителя включает в себя целый ряд основных направлений :

1. Проведение уроков;

2. Подготовка к урокам;

3. Работа в кабинете (включает в себя создание необходимых условий для реализации задач кабинета: соответствующие условия для соблюдения санитарногигиенических норм и техники безопасности, наличие технических средств обучения и средств наглядности);

4. Активное или пассивное участие в педагогических форумах (собрания, совещания);

5. Работа с родителями;

6. Внеклассная работа по предмету;

7. Индивидуальная работа с учащимися;

8. Проведение кружков, факультативов;

9. Внеклассная педагогическая работа;

10. Научная, экспериментальная, исследовательская работа;

11. Дежурства;

12. Разработка программ, подготовка отчетных документов;

13. Повышение квалификации.

Перечисленные компетенции направлений педагогической деятельности можно разделить на два вида:

Связанные с организацией обучения учащихся (организацией и режимом учебной деятельности);

Связанные с совершенствованием учебного процесса (техническое обеспечение повышения роли дидактического материала, развитие творческих способностей и других психических функций).

Успешное освоение выше определенных видов компетенций позволяет говорить

о высоком профессионализме педагога.

Профессионализм трактуют как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы . В этом же контексте о профессионализме иногда говорят, как о высокой марке, качестве какого-либо специалиста, как о профессиональном качестве, высоком статусе специалиста. Профессионализм так же трактуется как качественная характеристика специалиста, но качество непременно высокого уровня .

Педагогический профессионализм отражает в себе наиболее существенные свойства и отношения всех предметов педагогической науки.

В нашем исследовании наиболее близко определение педагогического профессионализма, сформулированное Н. Н. Нечаевым - это совокупность психических и личностных качеств учителя-воспитателя, накопленных в процессе овладения и длительного выполнения профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающих эффективный уровень решения сложных педагогических задач .

Применение учителем информационно-коммуникационных технологий для решения педагогических задач говорит о высоком мастерстве учителя, и в свою очередь, высоком уровне профессионализма. Из табл. 1 видно, что ИКТ-компетен-тность учителя может рассматриваться как показатель, отображающий степень развитости того или иного компонента педагогической деятельности, входящего в структуру профессионализма.

Например, на учебном занятии слушателям было дано задание на создание презентации к уроку. Данное задание вызвало затруднение у большинства слушателей группы. Однако основная причина оказалась не в технологии создания презентации, а в её содержательном наполнении. Для выполнения этого задания слушателям были необходимы не только знания и умения работать с редактором презентаций, но и знания в области педагогики, в частности, дидактики, а также предметной области. Так, для составления такой презентации необходимо:

Выбрать тему урока, где применение презентации целесообразно (повышается наглядность учебной информации);

Определить тип урока (усвоения новых знаний, закрепления ранее усвоенных знаний, урок-контроль знаний и т. д.);

Составить план занятия в зависимости от типа урока;

В ниже представленной табл. 2 отображено соотношение ИКТ-компетенций и компонентов профессионализма.

Таблица 2

Соотношение основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в педагогическую деятельность

Уровень педагогической ИКТ- компетентности Основные педагогические ИКТ-компетенции Задачи, входящие в педагогическую деятельность Вид деятельности

1 уровень (базовый) Подготовка и оформление учебнометодических, наглядных, отчетных и других материалов средствами ИКТ Подготовка к урокам; Работа в кабинете (средства наглядности); Разработка программ, подготовка отчетных документов. организация обучения учащихся

2 уровень (предметноориентированный) Проведение учебных занятий с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и интернет-ресурсов Проведение уроков; Внеклассная работа по предмету; Индивидуальная работа с учащимися; Проведение кружков, факультативов; Внеклассная педагогическая работа.

3 уровень (профессиональный) Использование ИКТ в целях самообразования Научная, экспериментальная, исследовательская работа; Повышение квалификации. О и о я ю (О V ё а 3 о Я О Й ^ И о о « а Н с о ^ я (О в а (О И о о

4 уровень (узкопрофессиональный) Применение интернет-технологий для профессионального роста, работа со средствами коммуникации Активное или пассивное участие в педагогических форумах (собрания, совещания); Работа с родителями.

Анализируя содержание табл. 2, мы можем сказать, что информационно-коммуникационная компетентность является интегративным показателем профессионализма педагога.

Процесс развития педагогической информационно-коммуникационной компетентности учителя в рамках повышения квалификации осуществлялся в два этапа (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика этапов развития педагогической ИКТ-компетентности учителя

Этап Виды деятельности слушателей Результат

1 этап (формирование информационнокоммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся) Практические занятия, круглые столы, семинары, мастер-классы Учитель: - осознающий необходимость применения ИКТ в педагогической деятельности (мотивационноценностный компонент); - владеющий основными компетенциями, соответствующими базовому и предметноориентированному уровню педагогической ИКТ-компетентности (когнитивно-деятельностный компонент); - готовый к включению в процесс сетевого педагогического взаимодействия.

2 этап (формирование информационнокоммуникационных компетенций учителя, связанных с совершенствованием учебного процесса) Деятельность слушателей в режиме сетевого педагогического взаимодействия: форумы, конкурсы, интернет-семинары и конференции, чаты, он-лайн консультации и др. Учитель, способный дать оценку собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ в педагогической деятельности, спроектировать индивидуальную образовательную траекторию повышения квалификации в области ИКТ (творческо-проектировочный компонент).

Цель первого этапа - развитие информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся (1 и 2 уровень педагогической ИКТ-компетентности). В соответствии с целью на данном этапе были предусмотрены различные виды деятельности учителей (табл. 3), которые позволили достигнуть результатов, отображенных на рис. 1 и 2.

Данные, представленные на рис. 1, были получены в результате анкетирования учителей в начале эксперимента (2006 г.) и окончании (2008 г.).

Данные распределения учителей в зависимости от уровня сформированности педагогической ИКТ-компетентности (рис. 2) были получены в результате компьютерного тестирования в 2006 и 2008 годах.

1 и 2, позволяет определить положительную динамику развития мотивационноценностного компонента и уровня сформированности педагогической ИКТ-ком-петентности учителей, принявших участие в эксперименте.

9080-70-"Г 60-"Т" 50-""Г 40-/1

затрудняются

ответить

□ 2006 г. ■ 2008 г.

Рис.1. Динамика формирования мотивации учителей к использованию ИКТ в педагогической деятельности в 2006 и 2008 годах

□ 2006 г. ■ 2008 г.

низкии допустимый среднии

Рис.2. Динамика уровня сформированности педагогической ИКТ-компетентности учителей в 2006 и 2008 годах

На втором этапе осуществлялось формирование педагогических ИКТ-компе-тенций, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия. Для учителей были организованы дистанционные конкурсы, интернет-семинары, он-лайн консультации, видео-конференции и т. п. В результате анкетирования были получены данные на момент начала эксперимента и его завершения, позволяющие:

Определить количество учителей, применяющих ИКТ в педагогической деятельности (рис. 3);

Выявить конкретные виды педагогической деятельности, в которых учителя применяют ИКТ (рис. 4).

100-^ 80 60 40 20

нет, не применяю

да, применяю

□ 2006 г. ■ 2008 г.

Рис.3. Распределение учителей, применяющих ИКТ в педагогической деятельности в 2006 и 2008 годах

□ 2008 г. ■ 2006 г.

Рис.4. Количество учителей, использующих ИКТ в конкретных видах педагогической деятельности в 2006 и 2008 годах

1 - подготовка учебно-дидактических материалов к урокам,

2 - подготовка программ, отчетных документов,

3 - проведение уроков, внеклассных мероприятий, кружков, факультативов,

4 - самообразование,

5 - повышение квалификации,

6 - участие в педагогическом сетевом взаимодействии (форумы, виртуальные педсоветы, конференции и др.).

Анализ результатов, представленных на рис. 3, показывает положительную динамику числа учителей, применяющих ИКТ в своей профессиональной деятельности. Вместе с тем, наблюдается небольшая востребованность ИКТ учителями в таких видах педагогической деятельности, как повышение квалификации (рис. 4), где могут быть использованы дистанционные технологии обучения.

Интересными для нашего исследования оказались данные, полученные в результате проведенного конкурса учебно-методических разработок с применением информационно-коммуникационных технологий, которые позволили выявить закономерность, отображающую зависимость конкурсной оценки от стажа педагогической деятельности участника конкурса. Были проанализированы результаты участия в конкурсе 24 учителей предметников с различным стажем педагогической деятельности. Для работы конкурсного жюри были разработаны критерии, позволяющие оценить педагогическую информационно-коммуникационную компетентность.

Зависимость количества набранных баллов от стажа педагогической деятельности

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Стаж педагогической деятельности

Рис.5. Зависимость количества набранных баллов в конкурсе от стажа педагогической деятельности

На рис. 5 представлена зависимость количества набранных участником баллов от стажа их педагогической деятельности. Полученная зависимость является нелинейной, что необходимо учитывать при вычислении корреляционных коэффициентов. Квадратичная аппроксимация данных является предпочтительной.

Анализ полученного распределения показал, что наиболее качественные методические разработки с применением ИКТ наблюдается у педагогов со стажем более 25 лет.

Представленную на рис. 5 зависимость можно условно назвать Кривой развития педагогической информационно-коммуникационной компетентности для разных периодов педагогического стажа учителя, которая позволяет выделить несколько этапов в процессе формирования педагогической ИКТ-компетентности: 0-10 лет (1 этап); 11-17 лет (2 этап); 18-30 лет (3 этап), более 30 лет (4 этап). Данные диаграммы показывают, что интенсивное развитие педагогической ИКТ-компетент-ности приходится на 1 и 3 этапы. Второй этап характеризуется неким постоянством, на четвертом этапе наблюдается спад интенсивности развития педагогической ИКТ-компетентности.

В сравнительном интересе мы обратились к исследованиям ученых, занимающихся изучением профессионализма педагога.

Так, В. А. Бодров выделяет следующие стадии развития профессионализма :

Допрофессионализма, когда человек работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, а результативность его деятельности недостаточно высока (в нашем случае 1 этап);

Профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты (2 этап на нашей кривой);

Суперпрофессионализма, соответствующего приближению к «акме» - вершине профессиональных достижений (3 этап на нашей кривой);

Послепрофессионализма, когда человек оказывается «профессионалом в прошлом» или «экс-профессионалом» (4 этап на нашей кривой).

В отличие от В. А. Бодрова А. К. Маркова выделяет еще одну стадию «непрофессионализм» (или «псевдопрофессионализм»), которая следует за суперпрофессионализмом и проявляется в достаточно активной деятельности человека, но при этом либо он делает много «брака» на работе, либо сам деградирует как личность.

Полученные нами данные свидетельствуют об определенной закономерности формирования педагогической ИКТ-компетентности, развивающейся также, как и профессионализм педагога, а также о том, что педагогическая информационнокоммуникационная компетентность является интегративным показателем профессионализма педагога в современных условиях.

Данные, полученные в результате проведенного эксперимента по формированию педагогической информационно-коммуникационной компетентности, позволяют говорить об эффективности выбранной нами стратегии приобщения учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Определяя перспективу исследования, мы отмечаем, что результаты, представленные на рис. 5 являются существенными, но не изученными в полной мере. В связи с этим практически значимым будет исследование закономерностей развития педагогической информационно-коммуникационной компетентности учителей с различным педагогическим стажем; разработка соответствующих этому направлению диагностических методик.

Библиографический список

1. Нечаев, Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности [Текст] / Н. Н. Нечаев. - М.: МГУ, 1988. - 166 с.

2. Бурмакина В. Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезизы доклада [Текст] /

В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина // Международная научно-практическая конференция RELARN-2006.

3. Елизаров, А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада [Текст] / А. А. Елизаров // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.

4. Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система [Текст] / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов // Педагогическая информатика. - 2004. -№ 3. - С. 3-4.

5. Лизинский, В. М. Работа администрации школы с учителем [Текст] /

В. М. Лизинский. - Москва: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.

6. Лебедева, М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее сформировать. [Текст] / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 95-101.

СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ...

7. Урсова, О. В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников [Текст]: автореф. дис... канд пед. наук / О. В. Урсова. - Великий Новгород, 2006. - 24 с.

8. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах. [Текст] / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - 568 с.

9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов [Текст] / Под. ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - М.: 1981. - 816 с.

10. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

11. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

12. Мамонтова, Т. С. Компетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.

13. Хайновская, Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровень и этапы ее формирования [Текст] / Т. А. Хайновская // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 3. - С. 99-106.

14. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин,

С. А. Мойдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 275-281.

15. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст] / А. В. Шевкун // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-165.

УДК 372.881.111.1:004.588

К. С. Быкадорова, K. S. Bykadorova.

Аспирант Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected], Новосибирск

Post-graduate student of the Novosibirsk State University of Architecture and Construction, [email protected], Novosibirsk

Э. Г. Скибицкий, E. G. Skibitsky.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Сибирской академии финансов и банковского дела, [email protected], Новосибирск

Head of the chair of Pedagogics and Psychology, doctor ofpedagogy, professor of the Siberian Academy of Finance and Banking, [email protected], Novosibirsk

СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ ВЫПУСКНИКОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

В связи с изменениями социального заказа профессиональной школы, сегодня смещены целевые установки в дисциплинарных областях знаний. Это обозначено в «Законе об образовании». В сегодняшней ситуации общепринятой стала мысль

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Информационно-коммуникационная

компетентность педагога

Исмагилова Лилия Магсумовна учитель математики и информатики МБОУ «СОШ № 13»

г.Октябрьский РБ

Содержание


  1. Введение………………………………………………………………3

  2. Основные аспекты ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты…………………………………………………..4

  3. Деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога в
условиях перехода на новые стандарты……………………………………7

  1. Влияние ИКТ на образовательные результаты обучающихся……13

  2. Формирование информационной образовательной среды как условие реализации ФГОС нового поколения…………………………………….17

  3. Нужен ли сайт учителю?....................................................................19

  4. Школа будущего……………………………………………………..20

  5. Заключение…………………………………………………………...23

  6. Литература……………………………………………………………24
ВВЕДЕНИЕ

Каким должен быть современный учитель? Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования

Интеграция современных образовательных и информационно- коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ- компетентности педагога. В педагогической ИКТ- компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ. Поэтому целью моей работы является исследование двухуровневой модели ИКТ - компетентности учителя в условиях перехода на новые стандарты.

В соответствии с целью исследования была сформирована следующая задача : изучить двухуровневую модель ИКТ- компетентности учителя в условиях перехода на новые стандарты и выделить основные способы внедрения в практику работы.

Основные аспекты ИКТ-компетентностИ педагога

в условиях перехода на новые стандарты
Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя включает три основных аспекта - наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности учителя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

Уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ предполагает:


  • владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой информации;

  • умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами такими, как форум, электронная почта, сайты;

  • умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер.
Очевидно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:

внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;

творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения.

Применяются ИКТ не только непосредственно в процессе обучения , где работают с ЦОРами, представляют презентации, используют тесты, работают по поиску информации в сети интернет, но и при организации учебной деятельности для:

создания и ведения сетевых форм реализации образовательного процесса, например, создание и ведение педагогического сайта;

реализации системы мониторинга знаний (Система «Тест-символ»);

работы в сетевых образовательных сообществах, например, «Открытый класс» (http://www.openclass.ru) или «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru), которые строятся и развиваются учителями и для учителей;

осуществления непрерывного самообразования, например, Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru), Издательский дом «1 Сентября» (http://1september.ru).

Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу возможность:

реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов;

реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения;

формировать критическое мышление учащихся;

применять интерактивные способы обучения;

применять современные средства общения;

использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.

Всѐ перечисленное входит в понятие системно - деятельностного подхода в обучении.

Из пояснительной записки проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Основное общее образование): «…отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции».

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно - поисковой, проектной, продуктивной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты

Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

В настоящее время педагоги владеют знаниевым уровнем ИКТ-компетентности, а вот деятельностный уровень оставляет желать лучшего.

Образование сейчас на перепутье: мы переходим к новым стандартам, но пока еще работают и старые. Интернет и IT-технологии вошли активно в нашу жизнь, но, к сожалению, они довольно проблематично входят в школу: даже не потому, что уровень IT-компетентности у педагогов низкий, а потому что у нас обычно образование оторвано от тех практических задач, которые мы решаем в повседневной жизни.

Какие сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты?

Учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире. Большинство учителей – 78% утверждают, что используют в работе информационно-коммуникационные технологии. При этом 80 % учеников заявляют, что компьютер и интернет на уроках не используются либо используются очень мало.

Как объяснить этот парадокс? Очень просто. Учителя используют ИКТ в основном в профессиональной деятельности: при подготовке к занятиям, ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении учебного процесса.

По статистике, практически все учителя в России прошли курсы компьютерной грамотности и базовым операциям по владению компьютером, текстовым процессором, электронными таблицами, поиском информации в интернете всех научили. Познакомили с разработанными в рамках федеральных программ и проектов электронными образовательными ресурсами , показали, как можно их использовать в учебном процессе. Учителя обучились использовать ИКТ, но далеко не у каждого в школе есть свое автоматизированное рабочее место, во многих школах нет даже компьютеров в учительских и библиотеках, а компьютерные классы заняты под учебный процесс. Большинство учителей смогли закрепить полученные навыки, потому что у них есть компьютер дома. Но многие, даже обучившись на курсах, не используют полученные знания, просто потому, что применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует (особенно в первое время) от учителя дополнительных временных затрат.

Что мешает учителям использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее?

Многие преподаватели, имеющие доступ к компьютеру и интернету, регулярно используют интернет-ресурсы в работе. К сожалению, еще не во всех школах есть высокоскоростной доступ к сети интернет, и это, конечно же, большой сдерживающий фактор для внедрения современных технологий в процесс обучения. Другая причина - недостаточная квалификация педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий и недостаток знаний о возможностях интернета и новых появляющихся сервисах.

Какие еще проблемы возникают в процессе информатизации российского образования?

Бывали случаи поступления необычных жалоб. Ребенок подготовил красивую презентацию, выступил с ней на уроке и рассчитывает на пятерку. При этом ни на один вопрос по теме он не ответил, ведь презентацию он мог делать, бездумно что-то копируя с сайтов и вставляя в шаблон. Какую оценку должен получить ребенок? Мнения расходятся. Учитель считает - и оправданно! - что, кроме красивой презентации, ребенок должен нам продемонстрировать понимание темы, знания, умение оперировать ими. А родитель говорит: «Извините, у вас к презентации есть вопросы? Нет. Ставьте пять баллов!» Так что внедрение информационных технологий затронуло даже тему оценки знаний. Профессиональный учитель, конечно, продолжает оценивать понимание материала, а не внешнюю эффектность. Но это очень трудно: объяснить, почему при блистательной презентации он ставит не пять баллов, а три.

Материальная и программная база для информационных технологий фактически устаревает каждые три года, а учителя так быстро учиться не успевают. Думаю, необходимо увеличить объем времени для подготовки учителей. Сегодня это всего 72 часа раз в пять лет; для учителей начальной школы немного больше: в связи с внедрением цифровых технологий в новом стандарте начальной школы. Но все равно этого совершенно недостаточно для того, чтобы учитель был современным, действительно оставался на переднем крае информационных технологий. Может быть, надо найти возможности для дистанционного повышения квалификации, ведь иначе трудно организовать его без потерь для учебного процесса. А главное - государство должно увеличивать финансирование именно на повышение квалификации учителей.

Сейчас, когда, в школы внедряются новые государственные образовательные стандарты, некоторые думают, что надо купить дорогостоящее оборудование: комплексы для столовой, интерактивные доски… Но какое отношение всё это имеет к новым стандартам, к компетентностному подходу? Многих это и не интересует: школе есть что показать - вот и хорошо.

Одни школы покупают интерактивные доски и многомерные кинотеатры, а другие тратят выделенные средства на покупку мобильных классов и организуют работу по модели «один ученик - один компьютер». Вот это - новый уровень обучения. Ведь главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.

Действительно ли современному учителю так нужно владеть интернет -технологиями - или это просто дань моде?

Владеть - необходимо. А вот отношение к этому в образовательном обществе как к «модной тенденции» надо бы преодолеть. Сегодня в образовании наступил момент , когда у учителей наблюдается некая «усталость» от бесконечных требований вышестоящих чиновников. Огромное количество бумажных отчетов наряду с электронным заполнением их же, обязательность создания презентаций, веб-сайтов, блогов, внедрение электронного журнала наряду с заполнением бумажного, что в некоторых случаях начинает становиться «обязанностью» - по требованию руководства, и прочее, и прочее. Всё это в большинстве случаев выливается в очередное вранье. Проводят показательные уроки «с использованием ИКТ», а демонстрируют на них, по сути, исключительно презентации. Разрабатывают сайт школы, в котором «застывает» на долгие годы одна и та же информация. Учителей же на всевозможных курсах обучают все тому же, чему и десять лет назад, - то есть «азам»: поиску информации в сети, редакторам, таблицам.

Компьютер и доступ к интернету дома есть практически у всех участников переписи; в школе - почти у 90%. Однако, полноценное использование интернета в учебной деятельности начнется тогда, когда на одного ученика будет приходиться один компьютер.

Среди других трудностей, которые мешают учителям применять интернет в работе можно назвать отсутствие времени (более 40%), платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%). Недостаток информации о «полезных новинках» ощущает четверть участников. Многие жалуются на отсутствие необходимого лицензионного программного обеспечения, морально устаревший компьютер на рабочем месте учителя, отсутствие домашних компьютеров у большинства учеников сельских школ. Большинство педагогов не могут воспользоваться компьютером и выйти в интернет во время урока. Мешает низкая скорость соединения, ограниченный трафик, контент-фильтры, не позволяющие выходить на нужные образовательные и информационные порталы, а также недостаточное количество ученических компьютеров в школе. Об этом свидетельствуют данные Всероссийской интернет-переписи учителей

С 5 октября по 5 декабря 2011 года проходила Всероссийская интернет - перепись учителей, организованная РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор». Цель этой интернет - переписи создать объективную картину применения учителями информационно - коммуникационных технологий и использования образовательных ресурсов школьными учителями.

При этом на вопрос «должен ли современный российский учитель использовать интернет в своей профессиональной деятельности?» утвердительно 78% опрошенных, а 21% сказали «скорее да». Менее одного процента респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.

Свой уровень владения информационно-коммуникационными технологиями считают достаточным около 73% участников. Остальные полагают, что уровень необходимо повысить, причем абсолютно недостаточным для педагогической деятельности на качественном уровне считают почти 5% преподавателей.

Учителя дали довольно высокую оценку своей личной сетевой активности: в среднем 6,8 балла по 10-балльной шкале.

По данным интернет-переписи, деятельность учителей в мировой сети чаще всего направлена на поиск информации и знакомство с новыми методическими и прочими материалами и разработками. Реже учителя используют интернет для общения и еще реже - для организации образовательной и внеучебной деятельности своих учеников (http://ria.ru/teacher/)

Сейчас учителя уже стали использовать ИКТ, но использование технологий в большинстве школ не привело к возникновению инновационных педагогических практик, реально изменяющих образовательные результаты учащихся. И этот барьер нужно перейти.

Интернет как информационная среда на глазах меняет характер образования в нашей стране. Информационные технологии стремительно проникают в образовательную среду. Это же очевидно: школа без информационных технологий сегодня существовать не может. Ведь какова основная задача школы? Сформировать у ребенка адекватную картину мира. И сегодня, когда весь мир уже живет внутри информационных технологий, взять и консервативно оставить школу без них, было бы просто профессионально неграмотно.

Мы часто слышим о том, что сегодня ученики в компьютерных технологиях разбираются лучше учителей. Дети быстро осваивают все новое, а взрослым, как правило, требуется на это больше времени. Но на сегодняшний день той проблемы, которая была восемь-десять лет назад, когда учителя, особенно пожилые, переживали, боялись и не хотели двигаться в этом направлении, - уже нет. Учителя понемногу освоили компьютер, совершенно спокойно работают в электронной почте, многие самостоятельно делают презентации к своим урокам , пользуются цифровыми образовательными ресурсами - например, «Открытой коллекцией», которая основана на деньги государства. Это большое подспорье, потому что облегчает поиск интересного материала при подготовке к урокам. Сейчас цифровые образовательные ресурсы развиваются - появляется возможность не только видеть какой-то дополнительный материал, а сделать лабораторную работу и многое другое, - и становятся еще более востребованными. Российская академия образования проводила исследование - и выяснила, что цифровыми открытыми образовательными ресурсами учителя пользуются намного активнее, чем их ученики. Мы видим, что барьер страха уже давно пройден, и сейчас речь идет не об овладении, а о наращивании реальных компетенций в области информационных технологий. Сегодня недостаточно уметь пользоваться таблицами Excel: нужно работать в других средах, уметь работать в сетевых сообществах, с большим количеством программных продуктов.

Влияние ИКТ-компетентности педагога на качество образования в условиях внедрения ФГОС
Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Это и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и, несомненно, влияет на качество образования.

Интернет значительно расширяет возможности для личного и профессионального роста педагога. Как пример можно привести набирающую сейчас популярность модель обучения «1 ученик: 1 компьютер».

Сейчас уже проводится много виртуальных уроков, они помогают получать знания детям, которые по разным причинам не имеют возможности посещать школу. Однако, по моему убеждению, реальные уроки гораздо более эффективны, чем виртуальные. А технологии - это всего лишь средства, которые позволяют вывести процесс обучения на новый уровень. В любом случае, я уверена, что важная роль учителя сохранится и в будущем. Но уже сейчас мы видим, что это роль меняется. Раньше учитель был главным поставщиком знаний. Теперь он превращается в соратника и товарища, который направляет ученика в процессе обучения.

Пока что - по статистике, использование ИКТ на образовательные результаты учеников не сильно влияет, и это печально. Сейчас компьютеры даже если используются, то - на уроках информатики, для изучения языков программирования, а учителя-предметники, которые работают с электронными образовательными ресурсами, применяют обычно традиционные модели: используют экран или интерактивную доску при изложении темы. Гораздо реже учителя организуют групповую работу в классе, используя несколько компьютеров или индивидуальную работу учащегося в различных моделирующих средах. К сожалению, понятно, что далеко не у всех педагогов в школах достаточно компьютеров, чтобы организовать такую работу, у некоторых школ слабая пропускная способность интернет-каналов, чтобы активно работать с интернет-ресурсами в режиме онлайн. Нужно, чтобы компьютерные и интернет-технологии были реально встроены в учебный процесс и улучшали образовательные результаты, формировали метапредметные компетенции , новые межличностные навыки взаимодействия, повышали мотивацию к предмету. Для этого нужны не только компьютеры, но и множество периферийных устройств: микроскопы, музыкальные клавиатуры, датчики освещённости и местоположения.

Сейчас продвинутый учитель начинает сам создавать свои ресурсы: мультимедийные презентации, встраивать в них фрагменты видеофильмов, интерактивные таблицы, рисунки и даже флеш-анимации. И считается, что это высший пилотаж использования ИКТ. С моей точки зрения, учитель массовой школы не должен разрабатывать электронные образовательные ресурсы сам. Он должен знать о тех ресурсах, которые выложены на федеральных и региональных образовательных порталах, он должен уметь их грамотно использовать, продуцируя новые активно-деятельностные педагогические практики. Задача учителя - правильно встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий как можно больше думал и действовал самостоятельно. То есть, не только читал бы учебник, где имеется констатация тех или иных законов природы, не только слушал учителя, а чтобы он сам опытным путем, в процессе правильно выстроенного учебного эксперимента выводил формулы и открывал законы. Как раз это позволяет делать компьютер. С помощью периферийных устройств мы можем проводить разнообразные эксперименты, а с помощью компьютеров – обрабатывать полученные данные. Компьютер позволяет моделировать ситуации, которые учитель не всегда может показать в реальной жизни из-за того, что не хватает реактивов или приборов. Правильно встроив компьютер в образовательную деятельность, можно очень сильно повысить творческую составляющую обучения.

Для этого надо, чтобы учителя массовой школы научились по-настоящему встраивать ИКТ в учебный процесс, переходя от репродуктивного к активно-деятельностному обучению, формируя метапредметные и личностные компетенции. Сейчас это умеют делать, по разным данным, от 12 до 18 процентов педагогов.

Влияет ли интернет в профессиональной деятельности на качество образования, которое он дает ученикам? Интернет - это всего лишь инструмент, и всё зависит от того, как учитель его применяет и для чего. Надо учесть, что IT-технологии в школе - размытое понятие: в него укладывается, скажем, использование интерактивной доски. А чего можно добиться интерактивной доской? Да ничего. Это средство для фронтальной работы: учитель что-то показывает, ребенок что-то смотрит. Это также, как, демонстрация учебных 4D кинотеатров: в них все трехмерное, красивое, движется и лего -конструирование самими детьми. В первом случае у ребенка пассивная позиция: он только смотрит и слушает, это восприятие информации. А что ребенок делает с конструктором? Там уже деятельностный подход: он что-то продуцирует, у него развивается мышление, моторика.

На сегодня учителя чаще всего ищут просто информацию по своему предмету , общения с коллегами, последнее время, особенно в связи с развитием блогов – самовыражения и самореализации. Значительно реже – учителя в сети заняты поиском новых форм, приемов и методов для собственно обучения в ней учащихся, хотя именно это становится наиболее востребованным на сегодня для образования. Родители хотят, чтобы их дети-ученики добились успеха за пределами их формального образования, поэтому в практике школьного обучения должны отражаться растущее значение инновационной деятельности и творчества - как профессиональных навыков. На деле это означает, что следует принять Сеть как образовательное пространство, где в рамках дистанционных консультаций, проектов и самостоятельных учебных исследований приобретаются и закрепляются учениками навыки систематического применения технологических инноваций и творчества.

Интернет - не только и не столько источник информации, сколько среда для коммуникации, для взаимодействия. И если мы процесс обучения воспринимаем как процесс общения учителя и ученика, то интернет позволяет это общение сделать удобным. Есть такой стереотип, что ничего нет лучше очного образования, когда учитель и ученик «глаза в глаза». Но если перед лектором 50 студентов, то никакого «глаза в глаза» не получится, и вопросы лектору в рамках очной лекции студенты задать не смогут. Если же преподаватель работает с ними дистанционно, то всегда будет возможность пообщаться и в личной переписке, и в группе, и преподаватель услышит каждого. Такое образование более личностно ориентированное. Сегодня на дистанционные курсы можно приглашать лучших педагогов России - и это очень просто, потому что нет зависимости от географического местонахождения педагога.

Нужные сведения в глобальной сети дети находят и сами. В чем же тут роль учителя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача учителя: организовать деятельность учащихся, сформировать у детей навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.

Цифровое «равенство» - владение техническими навыками, информационная грамотность и культура – это уже не только как фактор обучения, но и как фактор воспитания и дальнейшего роста человека. Это значит, что те, кто имеет возможность получать технологические навыки, находятся в более выгодном положении для получения и использования технологии, чем те, кто этого не делает. Информационная грамотность и культура человека влияют на эволюцию профессий, карьеру и более высокую мобильность собственного вклада человека в эту тенденцию.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Когда мы говорим об информационно-образовательной среде обучения современных школьников, одним из ключевых вопросов становится вопрос о практических способах интеграции в эту среду информационных ресурсов Интернета. Интернет представляет собой динамичное информационное пространство, отражающее реалии меняющегося общества. Формирование социальной компетентности личности сегодня трудно представить себе без освоения способов ориентации в этом пространстве. Следовательно, работа в динамично меняющейся Интернет-среде в условиях перехода на новые образовательные стандарты должна стать неотъемлемой частью образования школьников. Подчеркну: речь идет не просто о заимствовании из Интернета информации и "картинок" для написания рефератов и подготовки презентаций , а о развитии способности обращаться к разнообразным, постоянно обновляющимся и подчас противоречивым Интернет-материалам как к источнику информации об актуальной общественной жизни. И здесь перед образовательным учреждением и отдельно взятым педагогом возникают, как минимум, две проблемы: 1) Как (с помощью каких методик, образовательных технологий) НА ПРАКТИКЕ, а не на уровне общих суждений обеспечить эффективное включение этой деятельности в повседневную учебную деятельность? 2) Как нейтрализовать негативные особенности Интернета, связанные с неконтролируемым размещением в ней противоречивой, непроверенной и экстремистской информации? Думаю, обучение педагогов использованию ИКТ в сегодняшних условиях должно быть направлено, в первую очередь, на подготовку к решению именно этих вопросов.

Зачем знать – если не уметь, зачем уметь – если не делать?

«Зачем нам, педагогам, нужны Интернет-сервисы, интернет - образовательная среда, что они могут нам дать?!», «У меня и так куча работы, тетради, классный час….», «Что мне дадут интернет-сервисы?», От этой «перемены мест» не возникнет нового качества, потому что суть работы останется прежней. Нового качества процесса здесь не увидеть. Ученику на стало легче, интереснее работать с текстом от того, что деятельность перенесена в интернет. Учителю тоже от этого не стало легче читать и править тексты, оценивать степень самостоятельности выполнения задания.

Так как же можно активизировать продвижение нового знания среди педагогов и учеников?

Во-вторых это тематические блоги, мастер-классы, конкурсы, так как они дают возможность освоить новое знание в игровой деятельности, причем новое осваивается легче, так как в сети все становится прозрачным, видимым, осязаемым.

Следующий аспект - это коллективность работы - «вместе веселее и проще».

И наконец - это общение. В сети общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Общение через освоение новых «виртуальных знаков», которыми они обмениваются. К таким новым виртуальным знакам можно отнести статьи, закладки, правки, метки, фотографии и заметки на полях. Новые сетевые сервисы создают новую среду общения.

Итак «Зачем нам, педагогам, нужны Интернет-сервисы, что они могут нам дать?!» - это возможность подняться на ступеньку вверх по лестнице самообразования через общение и обмен опытом в новой профессиональной среде, это знакомство с новыми инструментами профессиональной коммуникации, это способ самовыражения и признания.

НУЖЕН ЛИ САЙТ УЧИТЕЛЮ?
Сайт нужен! И школе и учителю. И ученику. Это - реальность, поскольку информатизация, несмотря на все препоны, продолжает свое триумфальное шествие по миру. Мы все свидетели того, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. Никто не предполагал, что так будет, однако так стало. То же произойдет и с информатизацией и образования в том числе.

Но, что же такое сайт для учителя? Это коммуникационный центр, позволяющий преобразовывать , хранить, транслировать, в том числе интерактивно, информацию, направленную на решение проблем образовательного характера в масштабах класса, школы или же района, области, страны, мира. Целевую аудиторию определяет изначально разработчик сайта, однако этими рамками сайт никогда не ограничивается, поскольку его адрес доступен в Сети всему миру, а проблемы образования актуальны для всего человечества. Кроме того, сайт может выступать и как СМИ, и как средство дистанционного образования, и как интернет-магазин учебно-методической литературы и дидактических материалов, как место обсуждения актуальных вопросов - форум - неограниченным количеством участников, как доска объявлений, как файлообменник и много чем полезным еще. И только в последнюю очередь - визитной карточкой создателя. Вот как раз только эту-то последнюю функцию подавляющее большинство педагогов, их ли личный это сайт, родной ли школы, и реализует в Сети. Потому что это просто: сделал и забыл, а по отчетам он есть и приносит определенный дивиденд: как это весомо услышать в характеристике - «учитель (школа) имеет свой сайт!», как это значимо - ощущать себя владельцем кусочка интернета! Вечная визитка устраивает многих.

ШКОЛА БУДУЩЕГО
Как должны использоваться информационные технологии при введении ФГОС?

В школе должна быть создана информационно-образовательная среда, в которой размещена вся необходимая информация и программные средства для текущей работы, включая учебно-методические материалы и ресурсы, цифровые дневники и портфели учебных достижений школьников. Она предоставляет всем участникам образовательного процесса защищенный доступ в интернет и к информационным ресурсам школы, возможность компоновать, хранить и использовать необходимые электронные образовательные ресурсы, накапливать данные о результатах учебной работы, формировать необходимые справочные и отчетные формы. При этом, применение дистанционных образовательных технологий в школе позволяет на равных использовать очные и сетевые формы учебной работы.

Школа может стать совершенно другой. Может быть, мы забудем про бумажные учебники - они будут интерактивные, мультимедийные. Может, мы забудем о 45 минутах классно-урочного времени. Но мы никогда не должны забывать о социализации, об очном общении, о том, что для правильной самоорганизации ребенка нужна помощь наставника, учителя, авторитетного для учащихся. Именно он задает и мотивацию к обучению, и правильно организует учебный процесс, именно он должен привить детям навыки самообучения. Только тогда мы сможем подготовить учащихся к жизни в быстро меняющейся технологической и социальной среде.

Не уйдут ли традиционные уроки в прошлое с появлением интернет-технологий? Учебная среда сегодня сильно изменилась. Традиционно она рассматривалась как физическое пространство – в учебном классе учитель «за кафедрой», ученик – «за партой». Сегодня «пространство», где учащиеся учатся, расширяется до междисциплинарных сообществ, которые поддерживаются технологиями, где они занимаются, общаются и сотрудничают друг с другом и с педагогами виртуально. Такое изменение концепции учебной среды имеет явные последствия для школ. Скорее всего, уже сегодня учащиеся старших классов и студенты более всего «учатся» именно в глобальной сети. Все больше и больше понятие школы как места образовательной практики меняется по мере получения возможностей учащимся учиться из других источников.

Мы все становимся участниками набирающего темп очередного этапа цифровой революции. Персональные коммуникаторы и глобальные общедоступные информационные сети очередной раз меняют нашу среду обитания подобно тому, как когда-то ее изменили радио, телевидение, компьютеры и мобильная телефонная связь. Эти процессы уже захватили школы в развитых странах мира. Они определяют изменения в содержании образования, движение к индивидуализации учебной работы , требование к ее доказательной результативности, объективной оценке получаемых образовательных результатов. Научить учащихся учиться в течение всей жизни, научить добывать знания, их продуцировать, а не просто принимать и присваивать – вот основная задача школы будущего. Школа может стать интернациональной и межтерриториальной. Но она останется школой: институцией с единым информационным образовательным пространством.

Останутся ли в будущем традиционные уроки - или дети будут учиться через интернет? Останутся, и в начальной школе их доля будет большой, в средней она будет сокращаться. В старшей сократится еще сильнее, потому что будет увеличиваться объем самостоятельной работы и проектно-исследовательской деятельности. Но вообще возможности обучения через интернет нужно развивать. Талантливому ребенку из сельской школы можно таким образом обеспечить доступ к качественным образовательным ресурсам, даже если он не хочет или у него нет возможности уехать из села, а там учителя по какому-то предмету просто нет. Через интернет ему становятся доступными образовательные модули, и он получает гарантированный государством объем образования. Другая ситуация - когда детям нужны образовательные модули повышенного уровня. Сейчас много говорят о нанотехнологиях, но из школьных учебников о них не узнаешь. Нужны модули, которые будут рассказывать детям и на фундаментальном, и на научно-популярном уровне о новых тенденциях в науке, о новых открытиях. Разместить эту информацию в «электронной гимназии» значительно легче, чем поменять стандарт, напечатать учебники, разослать их по всем городам и еще обучить всех учителей.

Фактически «электронная гимназия» осовременивает учебный процесс и позволяет сделать его гибким. И именно это - основной вектор, по которому должно двигаться образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, только осваивая деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога, мы добьемся качественного перехода на новый уровень образования. Ведь главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.
Литература
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В.Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С.135-157.

2. http://standart.edu.ru/ - Федеральные государственные образовательные стандарты.

3. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно-

коммуникационная компетентность современного учителя». - Информатика и образование. 2010. № 4.

4. Материалы с сайта центрального хранилища ЕКЦОР

http://school-collection.edu.ru/

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Истинная компьютерная грамотность означает не только

умение использовать компьютер и компьютерные идеи,

но и знание, когда это следует делать».

Сеймур Пайперт

В настоящий момент происходит интенсивная разработка концепции профессиональной компетенции, определяется ее содержание, виды, этапы формирования. Согласно современным представлениям, профессиональная компетенция есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетенции.

В понятие информационно – коммуникативной компетенции вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

В современном, динамично – развивающемся мире информационно – коммуникационная компетенция (ИКК) учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. Достижение информационно – коммуникативной компетенции учащихся является необходимым условием образовательного процесса в современной российской школе. ИКК являются необходимым инструментом реализации и формирования информационной компетентности. В свете принятой национальной программы модернизации образования информационно – коммуникационная компетентность учителя выходит на первый план как носитель знаний, передающих их своим ученикам, и относится к числу основных целей образования.

Понятие и сущность компетенции

В новых стандартах результаты обучения по любой основной образовательной программе (ООП) описываются с помощью компетенций. Компетенции формируются у студента в процессе обучения. При их формировании используются самые разные виды учебной работы. Совокупность всех видов учебной работы, формирующая определенную компетенцию (или группу родственных компетенций) составляет модуль образовательной программы. Вот почему ООП, ориентированные на формирование компетенций, имеют модульную структуру.

В профессиональных образовательных учреждениях в России используются два направления обучения: одно ориентировано на передачу готовых знаний, другое – на развитие способности у учащихся к самостоятельному обучению.

Определим понятие и сущность компетенции. Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

В образовательной науке и практике России понятие компетенции ранее широко не использовалось. Больше преобладал «ЗУНовский» подход (знания, умения, навыки). Однако не следует противопоставлять компетентность знаниям или умениям и навыкам. Это понятие иного смыслового ряда. Понятие компетенции базируется на знаниях, умениях и навыках полученных в процессе обучения и, кроме того, включает в себя еще и личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к корректному целеполаганию, ответственность, толерантность и т.п.), социальную адаптацию (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества и т.п.), а также опыт профессиональной деятельности.

Работы ведущих отечественных педагогов были, в основном, ориентированы на освоение знаний, умений, способов деятельности: в подобном русле разрабатывались как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Такой принцип структурирования знаний называют предметным. Таким образом, компетентность предполагает наличие у специалиста определенных знаний, умений, навыков (ЗУНов), а также достаточно чётко выраженную, оцененную работодателем, способность применять специалистом (выпускником вуза) ЗУНы в ходе выполнения им своих должностных обязанностей при решении конкретных задач и проблем.

Одной из основных новаций образовательных стандартов 3 – го поколения является то, что компетенции можно рассматривать как дополнительный (вспомогательный) язык общения заказчика специалистов (работодателя) с вузом, который берётся за подготовку специалистов с качествами, заданными (описанными) заказчиком (работодателем) с помощью компетенций.

В последнее время в различных научных журналах опубликовано множество статей на эту актуальную тему, однако эта проблема изучена не до конца и требует дальнейшего исследования.

В этой связи в представленной статье хотелось бы ещё раз заострить внимание на главных способах и аспектах формирования ИКК учителя, исходя из понятия его профессиональной компетентности, к которым относятся:

    теоретические и практические знания об основах и методах информационных технологий: мотивация, потребность и интерес в этих знаниях;

    полное знание программного обеспечения и его применение в процессе обучения предмета информатики;

    способность практического применения информационных и телекоммуникационных технологий в обучении предмету;

    изучение различных вариантов и методов обучения предмету с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Но в то же время нельзя говорить о главных способах и аспектах формирования (создания) ИКК учителя не сформулировав основных требований . Они следующие:

    ИКК учителя в нашем понимании – это синтез умений, знаний, желания и навыков, которые приобрел учитель в процессе своего обучения в педвузе, и, по нашему мнению, в этом контексте большое значение имеет прохождение курсов повышения квалификации в соответствующих институтах. Поскольку эти институты обладают хорошей материально – технической базой и являются носителями последних достижений в области информационных и телекоммуникационных технологий, о которых работающий над своим самообразованием учитель обязан знать.

    Нормативно – документальной базой требований к ИКК учителя являются документы, полученные в процессе своего образования, свидетельствующие о его компетентности и подтвержденные профильными учреждениями и соответствующие государственным образовательным стандартам. Но мы должны с сожалением признать, что средний уровень ИКК учителя неадекватен современному уровню информационных и телекоммуникационных технологий.

    Должны быть разработаны компьютерные тесты для проверки знаний и навыков ИКК учителя с целью своевременного реагирования на уровень ИКК учителя и контроля со стороны администрации учреждений.

К вопросу о структуре

информационно – коммуникативной компетенции

Тенденция к рассмотрению понятия компетенции как совокупности структурных компонентов все чаще прослеживается в педагогических исследованиях, в частности, в исследованиях, посвященных проблемам формирования информационно – коммуникативной компетенции, в некоторых исследованиях отмечена важность выявления структуры информационно – коммуникативной компетенции (компетентности). В качестве трудов, послуживших основой для проводимого исследования следует назвать работы Ю.А. Абрамовой, О.Н. Астафьевой и О.А. Захаровой, Л.В. Бочаровой, Н.А. Качалова, А.А. Мелиховой, И.Г. Смирновой.

Наиболее часто встречаются когнитивный и технологический компоненты, характеризуемые как знание основ теории коммуникации; знание информационных технологий; знание особенностей построения дискурса (Смирнова И.Г.) и способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности (Мелихова А.А.) соответственно.

Далее следуют такие компоненты, как мотивационный, (ценностно-мотивационный), деятельностный, коммуникативный, оценочно-рефлексивный (рефлексивный), аксиологический (ценностно-мотивационный), личностный, профессиональный.

Наименьшее количество раз встречаются такие компоненты, как управленческий, информационный, лингвистический, межкультурный.

Проанализировав перечисленные выше структуры, можно выделить следующие компоненты:

    когнитивный – в определении, данном Мелиховой А.А., когнитивный компонент включает в себя более узкие коммуникативный, информационный и лингвистический компоненты;

    технологический представляется неотъемлемым компонентом информационно – коммуникативной компетенции в виду всевозрастающей роли информации, всеобщей информатизации общества;

    мотивационный – мотивационные побуждения, влияющие на отношение к профессиональной деятельности и к жизни в целом (Астафьева О.Н., Захарова О.А.); коммуникативная мотивация; ориентация на восприятие и передачу информации (Смирнова И.Г.)

    рефлексивный – коммуникативная рефлексия; способность к анализу своих коммуникативных умений и навыков; стремление к их совершенствованию (Смирнова И.Г.).

Выделение структуры компетенции позволяет подобрать диагностический инструментарий и методическое сопровождение, что способствует формированию информационно – коммуникативной компетенции в целом.

Информационно – коммуникативная компетенция учителя в системе повышения квалификации

В современном научно – педагогическом мире лидеры информационных и коммуникационных технологий определяют ИКТ компетентность как способность отдельного индивида решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Полагаем, что ИКТ компетентность является самой главной из всех видов компетентностей современного общества и отдельно индивида, а частности и является базовой в решении повседневных задач его жизнедеятельности как – то, работа с компьютером, работа в сети Интернет, общение в системе телекоммуникации.

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации отмечается, что лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные профессиональные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров. В связи с этим остро стоит вопрос разработки содержания компетенции в области использования информационных и коммуникационных технологий (информационно – коммуникационной компетенции). Первые работы в этой области касаются преимущественно описания ключевой информационно – коммуникационной компетенции и практически не затрагивают специальной информационно – коммуникационной компетенции.

В последнее время наблюдаются активные поиски новых форм и методов подготовки специалистов, способных грамотно использовать компьютер в своей профессиональной деятельности.

В концепции стандартов нового поколения заявлена личностно-деятельностная парадигма, по – новому представлен результат общего образования, который интегрирует три компонента (предметный, метапредметный и личностный). Принципиально новой чертой образовательной политики на современном этапе является последовательная реализация принципа вариативности образования путем создания « личных пространств» для принятий самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса.

Концептуально – интегративная модель смыслообразования, разработанная И.В.Абакумовой, в качестве механизмов (методологических, теоретических, технологических), предполагает создание учителем «образовательных пространств различных уровней (урок, как микропространство, исследовательская деятельность учащихся вне урока как пространство большего радиуса, дистанционное обучение как еще большее пространство и т.д.) такой смысловой плотности и такого смыслового разнообразия, чтобы существовала возможность самозамыкания субъектного опыта учащихся и «объективированных» смыслов пространства».

Все это заставляет подойти к организации повышения квалификации учителей с позиций интеграции. Процесс свертывания разнородной информации в целостную систему знаний о той или иной предметной области на индивидуально – личностном уровне может привести к выработке собственной образовательной траектории, ломке профессиональных стереотипов, рождению новых смыслов, становлению обновленной индивидуальной концепции и стиля педагогической деятельности учителя. При этом главным становится выявление и обеспечение условий, которые бы способствовали изменению мотивации педагогов, их потребностей в самореализации, приобретении опыта осуществления обобщенных способов деятельности (то есть достижению слушателями курсов повышения квалификации метапредметных результатов). И, прежде всего, в информационно – коммуникативной деятельности, чтобы в условиях информатизации общества каждый учитель смог адаптироваться в динамично изменяющейся образовательной ситуации, опираясь на приобретенный опыт общения (коммуникации) в ходе курсов со своими коллегами в группе слушателей и с преподавателями, а также опыт работы с различными информационными ресурсами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, выходя за узкие границы преподаваемого предмета.

Необходимость разработки эффективных средств развития информационно – коммуникативной компетенции учителя в системе ПК конкретизируется в нескольких взаимосвязанных аспектах.

Первый аспект обусловлен возрастанием роли коммуникации во всех сферах жизни современного информационного общества, в связи с чем развитие информационно – коммуникативной компетенции становится необходимым условием успешности личности. Это актуализирует постановку новых задач в системе повышения квалификации (ПК), решение которых согласно исследованиям отечественных и зарубежных ученых (А.Г. Каспржак, О.Е. Лебедев, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.) напрямую связано с реализацией компетентностного подхода и использованием адекватных ему образовательных технологий.

Второй аспект связан с потребностями самой системы ПК. Анализ практики курсовой работы показывает, что наиболее сложной является проблема перестройки позиции педагога от авторитарной к гуманистической, характеризующейся способностью к диалогу, взаимопониманию, интерактивным формам организации учебного процесса. Как следствие этого, многие учебные ситуации, создаваемые педагогом, только внешне выглядят как коммуникативные (Р.Г. Апресян, И.И. Иванец и др.), и приобретаемый учениками коммуникативный опыт не является опытом полноценной коммуникации.

Отсюда традиционная задача курсов повышения квалификации трансформируется в иную: средствами ИКТ помочь слушателям через освоение обобщенных способов деятельности выйти на методологический уровень профессиональной компетентности, позволяющий выстраивать собственную траекторию личностного развития и обеспечивать индивидуальную траекторию своих учеников. В результате интеграции рефлексивной и информационной деятельности (поиска информации в Интернет, использования электронных образовательных ресурсов, оценки добытой информации, сопоставления ее с материалом учебника, создания электронных учебных материалов и т.д.) информационно – коммуникативная компетентность обучающегося, опредмеченная в деятельности, в условиях информатизации общества позволит обеспечить успешность профессионально – личностного развития педагога.

Одна из областей применения и развития информационно – коммуникативной компетенции – организация работы слушателей с разнообразными информационными ресурсами, направленная на:

получение обучающимися новых знаний;

осмысление новых знаний (понимание и систематизация знаний);

соотнесение новых знаний с тем, что знали;

освоение слушателями обобщенных способов деятельности в работе с информацией;

конструирование собственного образовательного маршрута;

обобщение полученной информации и создание целостного представления по проблеме;

присвоение нового знания;

формирование собственного отношения (анализ, интерпретация, творческая переработка информации);

расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности;

оценка и самооценка развития информационно – коммуникативной компетенции.

Развитие информационно – коммуникативной компетенции зависит от степени сформированности ее компонентов. Отличие одного уровня от другого в личностном плане выражается в степени осознанности учителем своей педагогической позиции, творческой индивидуальности и степени освоения адекватных ей педагогических технологий. С учетом вышесказанного можно выделить следующие уровни развития информационно – коммуникативной компетенции учителя по принципу «от простого к сложному»:

репродуктивный (деятельность по образцу в соответствии с нормативно – правовыми документами и дидактическим обеспечением);

адаптивно – продуктивный (адаптационная деятельность с опорой на технологические знания с учетом конкретных условий);

творческий (творческая деятельность с опорой на собственные авторские технологии, адекватные собственной индивидуальности, целям, содержанию образования, позиции обучающегося).

Обучение осуществляется в интерактивном режиме на основе диалога. Для данного режима должны быть выбраны такие формы организации учебного процесса, как эвристическая беседа, дискуссия, сотрудничество в команде, консультация; следующие методы: анализ, синтез, моделирование, выдвижение гипотез, мозговой штурм, исследование, прогнозирование.

Результативность освоения слушателями образовательной программы определяется в процессе текущего контроля (собеседование, тестирование и т.д.) и итоговой аттестации слушателей в виде зачета, защиты творческих проектов. Оценивание образовательных результатов производится экспертами из состава обучающихся в соответствии с заданными критериями.

Предполагаемые результаты обучения приведены в следующей таблице:

Информационная линия

Деятельностная линия

1 уровень

(должен знать)

2 уровень

(может знать)

1 уровень

(должен овладеть деятельностью на репродуктивном уровне)

2 уровень

(может овладеть деятельностью на продуктивном уровне)

Предметные результаты

содержание предметов: математики, физики, информатики (инвариантная часть образовательной программы)

содержание предметов: математики, физики, информатики (вариативная часть образовательной программы)

обеспечение базовой подготовки школьников

преподавание на различных уровнях:

отбор предметного содержания для обеспечения федерального, регионального, школьного компонентов;

конструирование индивидуальных образовательных программ по предмету для обеспечения инварианта и вариатива образования;

разработка дидактических материалов с учетом ФГОС

содержание базового компонента смежных дисциплин

интеграция предметов естественно – математического цикла

интегративный подход в обучении на уровне межпредмет-ных связей

разработка интегрированных уроков, курсов

основные методы и способы решения задач различной степени сложности

оригинальные методы и способы решения задач различной степени сложности

организация мыслительной деятельности учащихся при обучении решению задач различной степени сложности для обеспечения базовой подготовки

организация мыслительной деятельности учащихся при обучении составлению и решению задач различной степени сложности оригинальными способами

Метапредметные результаты

нормативно – методическую базу обновления содержания школьного естественно – научного образования

анализ действующих программно – методических материалов на соответствие нормативно – методическим документам

тонкая дифференциация учебного материала с использованием нормативно – методических документов

особенности методов и способов обучения; современных образовательных технологий

особенности образовательных технологий развития личности ребенка средствами математики, физики, информатики

применение в учебной деятельности элементов современных образователь-ных технологий

моделирование учебной деятельности в соответствии с выбранной технологией

основы развивающего обучения

способы организации образовательного процесса в системе развивающего обучения

психолого-педагогический анализ содержания образования (учебного модуля, темы, урока, контрольной работы)

психолого-педагогический анализ самостоятельно разработанного содержания образования (учебного модуля, темы, урока, контрольной работы) с позиций направленности на развитие личности учащихся в контексте концепций гуманистической педагогики, СОТ и образовательных стандартов

Личностные результаты

принципы психологической диагностики и коррекции

основные современные психологические диагностики

оценка и самооценка личностного развития, составление картины затруднений

теоретические основы педагогической диагностики

основные современные педагогические диагностики

методологические основы педагогической деятельности

методология педагогического исследования

проектирова-ние и анализ учебной деятельности

планирование и выращивание результатов

Таким образом, развитие информационно – коммуникативной компетенции педагога средствами ИКТ, выступая в качестве цели повышения квалификации, приводит к развитию индивидуальности обучающегося. Действительно, педагоги приобретают дополнительные умения и навыки работы с использованием ИКТ, открывают в себе ресурсы дальнейшего профессионального роста, приобретают новый индивидуальный стиль работы. Главным является тот факт, что создаются условия для достижения иного качества обучения, так как происходит смещение центра тяжести собственно с содержания предмета, преподаваемого учителем, на отработку практических компетенций целеполагания, мотивации, организации и оценивания учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Абрамова, Ю.А. Формирование информационно – коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности. Электронный ресурс. Режим доступа: http :// nsportal . ru / shkola / o/ library /2012/12/02/ formirovanie informatsionno

    Астафьева О.Н., Захарова О.А. Информационно – коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/86387.html

    Байденко, В.И., Оскарссон, Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – 2002. – С. 3 - 9.

    Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов. В.В. Сериков // Педагогика, 2003. – №10. С. 8 - 14.

    Бочарова, Л.В. Формирование информационно – коммуникативной компетентности будущего учителя. Электронный научно – педагогический журнал "Письма в Emissia. Offline". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2006/1085.htm

    Васенёв, Ю.Б. Применение компетентностного подхода и кредитно – модульного принципа для создания рабочих программ учебных дисциплин / Ю.Б. Васенёв. – СПб., 2011. – 170с.

    Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. пед. ун – та, 2000. – 440 с.

    Зевина, Л.В. Системная организация деятельности учителей – слушателей курсов повышения квалификации по освоению современных образовательных технологий: дисс. … канд. пед. наук: / Людмила Васильевна Зевина. – Ростов н/Д., 2000. – 160с.

    Качалов, Н.А. Информационно – коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса высшей школы / Н.А. Качалов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6.

    Мелихова, А.А. Понятие информационно – коммуникативной компетентности в контексте проблем гуманитаризации процесса подготовки современного специалиста в техническом вузе / А.А. Мелихова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – № 9. – С. 101 - 108.

    Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ № 03 – 956 от 13 мая 2010 года «О разработке вузами основных образовательных программ», содержащего в приложении «Разъяснения разработчикам ООП на основе ФГОС»

    Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Проект. Под редакцией Я.И. Кузьминова / Вестник образования, апрель, 2010

    Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 2000

    Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competeneces. Methodology. 2001 – 2003. Phase 1/ http: // Project/ index.htm.

    Смирнова, И.Г. Средства обучения в процессе формирования информационно – коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза / И.Г. Смирнова // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: Материалы 4 – ой всерос. науч. – практ. конф. неязыковых вузов на базе ВГИФК. – Воронеж: Науч. кн., 2011. – С. 121 – 124.

    Фоменко, В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. – Ростов н/Д. 1994. – 33с.