Использование новых информационных технологий. Новые информационные технологии в сфере управления. Информационные технологии в административно-управленческой деятельности

САРАТОВСКАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Использование новых информационных технологий, как рычагов мотивации профсоюзного членства

Проект методического пособия для профсоюзного актива

Составила:

Председатель первичной

профсоюзной организации

МОУ «СОШ№ 66 им.Н.И.Вавилова»

Нестерова Н.А.

Саратов 2013г

Содержание 1. Введение 3

2.Мотивация. 4

3.Формы информационных технологий 5

3.1.Общение и обучение с использованием электронной почты 6

3.2.Использование электронно- образовательных ресурсов 7

3.3.Использование веб-камеры 8

а). Как установить Скайп? 9

б).Видео-звонки по Skype 9

в).Как обновить Skype? 10

г).Возможности дистанционного обучения с использованием программы Skype. 11

д).Положительные и отрицательные стороны. 13

4.Обсуждение работы на форуме 15

5.Выводы 17

Список литературы 19

1. Введение Методическое пособие предназначено для членов профсоюзного актива, которые по роду своей деятельности не могут посетить заседания профсоюзного комитета, но используют Интернет. Время диктует необходимость общения, получения информации и необходимость иметь свой электронный адрес и даже web -страницу. Задача данного пособия заключается в том, чтобы помочь председателю профкома в информационной работе с членами профсоюзного актива, которые находятся за пределами своей организации. Инновационные и информационные технологии, как рычаги мотивации членства в профсоюзе помогут: : -снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как председателя, так и членов профсоюзного комитета и т. п.); -проводить обучение большого количества человек; -повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.; -создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения). Главное – научиться создавать профили в skupe (скайпе) , видеть членов Профсоюза и вести дистанционное обучение, общаться, получать информацию.

2.Мотивация.

В литературе, которая посвящена мотивации профсоюзного членства определяются три основных мотива: - солидаристский (основанный на понимании необходимости коллективной защиты интересов наёмных работников); -рутинный (только по привычке); -потребительский (из-за материальных благ, предоставляемых профсоюзом) Мотивация профсоюзного членства - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих людей вступать в профессиональный союз и находиться в его рядах. В основе мотивации лежат потребности, интересы и мотивы. Потребность - состояние нужды в определенных объектах или условиях, необходимых для жизни и развития организма, личности, социальной группы, общества в целом. Интерес - особое отношение к потребности, связанное с осознанием ее значимости и поиском способов удовлетворения. Заметную роль в возникновении и развитии интереса могут играть внешние факторы, например, мнения и действия других людей. Мотив – (толкать, приводить в движение) - движущая сила поведения; интерес, приведший к целенаправленной деятельности. Активное влияние на формирование мотива оказывают внешние побудительные причины (стимулы) и взгляды, ценности, идеалы (личностные установки) человека. Мотивацию надо понимать как процесс выбора альтернатив поведения: вступать в профсоюз или воздержаться, стать членом этого профсоюза либо какого-либо другого, включиться в профсоюзную борьбу или остаться в стороне и т.д. Мотивацию определяют как силу, побуждающую к действию, это объяснение и обоснование ею своих намерений, планов, действий, поведения. И именно через систему мотивации человек включается в многообразные формы социальной деятельности

3.Формы информационных технологий

Среди разнообразия форм информационных технологий можно выделить такие как: размещение информации в профсоюзном уголке, пресс-центре, на профсоюзной страничке в интернете, на сайте школы, а также использование дистанционного обучения приемлемых для профактива. Здесь следует выделить четыре основных формы:

Общение и обучение с использованием электронной почты;

Использование электронно- образовательных ресурсов;

Использование веб-камер, скайпа;

Обсуждение актуальных вопросов через создание форума.

3.1.Общение и обучение с использованием электронной почты

Наиболее простым способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства членов профсоюза это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения, получения информации. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации, обладающий значительными возможностями. Председатель Профкома первичной организации использует почтовую рассылку и отсылает своим членам профактива задания, материалы на согласование и впоследствии на утверждение, где указывает сроки их выполнения. Члены профактива могут их извлечь, познакомиться с заданиями и выполнять самостоятельно. Если возникают затруднения при вынесении предложений, то очень просто задать вопрос и переслать его в почтовый ящик председателя профкома. Выполненные работы могут принести на бумажном носителе или также отправить электронной почтой. Осуществляется обратная связь, которая способствует развитию самостоятельной работы членов профактива, умению работать в сети Интернет. Большинство наших членов профсоюзного комитета зарегистрировались на сайте майл.ру для того, чтобы общаться, обмениваться мнениями и получать информацию. Эта работа оказалась интересной членам профактива и большинство откликнулись на такую форму обучения. Члены Профсоюза получат возможность оставаться в социокультурной среде своего образовательного учреждения и одновременно получать индивидуальную помощь по тем направлениям, которые вызывают у них затруднения в овладении методами воздействия на членов профсоюзного актива, предоставление им индивидуального образовательного маршрута в собственном темпе позволило создать комфортные условия для общения и получения информации.

3.2.Использование электронно- образовательных ресурсов .

Использование образовательных ресурсов, касающихся профсоюзных дел, будет хорошим подспорьем в работе. За такой информацией приходится обращаться в Интернет. Данные образовательные ресурсы помогают председателю профкома грамотно оформить документацию профсоюзной организации, дать разъяснения по некоторым вопросам и помочь разъяснить роль профсоюза в жизнедеятельности каждого человека.

Электронные ресурсы:

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru.

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://windou.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Официальный сайт Профсоюза работников народного образования и науки РФ www.ed-union.ru

Сайт Саратовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ sarprof.ru›otherinfo/post/

Саратовская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

3.3 .Использование веб-камеры

Использование цифровых образовательных ресурсов в рамках профсоюзной деятельности. Можно возразить: каким образом это связано с дистанционным образованием? Но мы убеждены, что данное направление является пропедевтическим. Во-первых, имея опыт работы с информацией, поданной на цифровом ресурсе, член профсоюзного актива или член коллектива без особых сложностей справится с заданиями в ходе дистанционного обучения; во-вторых, используя уже существующие цифровые образовательные ресурсы, председатель может создавать свой курс даже в рамках одного кружка для членов коллектива, пропускающего занятия по болезни. На профсоюзном собрании необходимо предварительно ознакомить коллег с перечнем электронных образовательных ресурсов, видиофильмов, мульмидийных презентаций, находящихся на сайтах Интернета или в магазинах на электронных дисках с тем, чтобы дать рекомендации по правильному их использованию в самоподготовке к работе на профсоюзном кружке. Ещё одной интересной формой дистанционного обучения может быть дистанционный кружок с использованием веб камер, скайпов. Скайп можно установить бесплатно. Программа Скайп позволяет бесплатно и недорого звонить на другой компьютер, на стационарные или мобильные телефоны. Если у вас обычный модем, то качество связи скорее всего будет плохим. Нормально общаться по Скайп вы сможете, если у вас ADSL-модем или выделенная линия. Программа Скайп позволяет бесплатно звонить на другой компьютер, если на нем уже установлен Skype, а также совершать очень дешево звонки на любой стационарный или мобильный телефон из любой точки земного шара. Не забудьте, что для пользования программой Скайп необходимы наушники с микрофоном.

    логотип программы, который вы уже могли видеть у друзей.

а) Как установить Skype ?

Я предлагаю Вам пошаговое описание установки программы Скайп, регистрации учетной записи и несколько рекомендаций по пользованию Скайп. Важно: в целях безопасности скачивайте программу Skype только с официального сайта. Скачать скайп можно без смс - это бесплатная программа. Если вы успешно установили скайп, то можете дать ссылку - http://fr.prolingvo.info/www/skype/ - друзьям, чтобы они не пытались сделать это за смс. Вышла (4.1), и мы рекомендуем установить ее. (Вышла очередная пятая версия скайпа, но принципы установки скайпа остаются теми же). Если у Вас ограниченные аппаратные ресурсы, то можете . (см. инструкцию).

б) Видео-звонки по скайп Кроме аудио-звонков, Скайп позволяет совершать видео-звонки. Специально что-либо устанавливать для Скайп не нужно - видео-оборудование должно быть просто подключено к компьютеру (с соответствующими драйверами). После входа в программу, Скайп автоматически определит видео-оборудование.

Качество видео-звонка определяется прежде всего самой видео-камерой, из-за плохой связи (медленного интернета) картинка у принимающей стороны может "подтормаживать". позволяет устраивать видео-конференции. - т.е. Вы можете создать и пользоваться двумя и больше учетными записями в Скайп одновременно. Как оплатить Скайп: познакомьтесь с (звонки со Скайпа на скайп бесплатные, но Вы можете звонить и на стационарные телефоны, особенно за границу или из заграницы, что чаще всего дешевле, чем другие способы голосовой связи (например, когда вы в отпуске за границей со своим аккаунтом Скайп вы сможете совершать звонки из большинства интернет-кафе, это гораздо дешевле, чем с мобильного по роумингу; почти бесплатно, если пользоваться соответствующими тарифными планами)).

в)Как обновить Скайп

По умолчанию Скайп обновляется автоматически (и, разумеется, бесплатно): загружается новая версия программы, затем появляется окошко, предлагающее обновить Скайп. Но учтите, что на некоторое время Скайп выключится, поэтому если у вас уже идет разговор, то не торопитесь нажимать кнопку для установки новой версии программы. При установке новой версии скайп все настройки (учетные записи, русский язык интерфейса и т.п.) останутся теми же. . Используется 2 платформы – Skype и Moodle.(Скайп и моодоль) Обе системы постоянно развиваются, тем самым облегчают работу преподавателя и делают занятия для профактива все интереснее. Платформа мне нужна для того, чтобы мой коллега меня слышал и при необходимости видел. Также для вынесения различного рода предложений и демонстрации иногда используем в режиме он-лайн дополнение Sketch Pad (белая доска). Недавно появилась возможность совместного использования экрана (помогает при работе с коллегами, которые с компьютерными технологиями на Вы). Туда мы одновременно можем заходить с коллегами. Члены профактива знакомятся с теорией, которая представлена при помощи видеофильмов, таблиц, схем, слайдов с рисунками и других средств демонстрации. После этого коллеге предстоит выполнить задания. Ведя обучение уже не первый год, я понимаю, что задания должны быть увлекательными. Система Moodle даёт нам возможность сделать задания интересными.

«Здравствуйте!» говорим мы друг другу. Вот так начинаться может каждое занятие в кружке. Мы находимся за несколько километров друг от друга, но это не мешает нам заниматься.


Таким образом, дистанционный кружок онлайн отличается от очного кружка только тем, что ведется он на расстоянии. Система фиксирует правильные и неправильные действия коллеги, все его паузы и колебания. Это очень важно, потому что если что-то осталось непонятным, к этому нужно вернуться. Если у коллеги возник вопрос во время выполнения задания, то он может оставить мне сообщение онлайн, как только я получу сообщение, я смогу на него ответить. Мне не нужно отправлять задание по почте, и моему коллеге не нужно отправлять мне его по почте, достаточно зайти в мой курс.

г)Возможностях дистанционного обучения

с использованием программы Skype.

Сегодня я расскажу вам о возможностях дистанционного обучения с использованием программы Skype, которая позволяет вести диалог с коллегами в режиме on - line . 1. Работа с программой Skype. Возможности: эта программа предполагает работу в on - line режиме, когда собеседники видят и слышат друг друга, а также обмен текстовой и иллюстративной информацией. При необходимости можно пересылать файлы разных объемов. Возможности этой программы выходят за рамки общения между двумя коллегами. Можно подключить к нашей беседе и других участников кружка. А это уже видеоконференция. Для примера хотелось бы показать работу в программе Skype с коллегой из п.Зональный Твердохлебовой А.А.

2. Начало работы:

Открываем программу Skype ; - находим коллегу Твердохлебову А.А. и вызываем ее на связь; - она отозвалась, и мы видим ее через веб-камеру; - предлагаю ей авторизоваться, зайти на курс нашего профсоюзного кружка, открыть занятие по теме «Нововведения в пенсионной системе» и обсудить выполненное ранее задание; - идет обсуждение работы, и даются конкретные рекомендации; - руководитель кружка советует посмотреть выложенную презентацию «Пенсионные нововведения» для лучшего усвоения материала и возможного использования в своей самостоятельной работе; - обсуждается работа в форуме; - по Skype отправляется несколько дополнительных иллюстраций для совместного обсуждения и занесения результатов в таблицу; - итогом проведенной встречи является сохранение таблицы на рабочем столе компьютера и прикрепление этой работы к ответу;

Руководитель профсоюзного кружка прощается с коллегой, и может приступить к проверке этой работы, оставив свой письменный комментарий. 3. Завершение. Несомненным достоинством использования этой программы считаю: обеспечение взаимодействия между председателем Профкома и членом профсоюзного актива в режиме реального времени; возможность обсудить термины и понятия, а также условия выполнения работы для исключения ошибок коллегой. При необходимости можно использовать ссылки и рекомендовать. Недостатки в такой работе с коллегой также имеются. Так как собеседники находятся далеко друг от друга, руководитель не имеет возможности заглянуть в «работу» коллеги и проконтролировать его реальную деятельность. Но и эта проблема уже разрешима. Создана программа Remote Desktop, дающая доступ к удаленному компьютеру. Благодаря этой программе председатель профкома может не только «посетить» компьютер коллеги, но и показать ему курсором «мыши», где он ошибся и что необходимо сделать для исправления ошибки. Эту программу необходимо осваивать в ближайшей перспективе. Конечно, здесь возникает вопрос: а где взять деньги на установку этой программы? И есть ли в школе такой портал? Думаю, совместно можно решить эту проблему. Если появится желание работать в новом режиме, тогда найдутся и средства ни для одного человека, а для коллектива единомышленников.

д) Положительные и отрицательные стороны.

Есть и отрицательные моменты в дистанционном обучении, которые связаны прежде всего с тем, что многие председатели первичных профсоюзных организаций привыкли работать по старинке и не хотят переучиваться, а многие в этой сфере зачастую опережают нас. Есть и коллеги, которые не имеют возможности приобрести компьютер. Долгое сидение перед экраном монитора приводит к снижению зрения. Неумелое использование Интернет-ресурсов может привести к нежелательным последствиям. Но я думаю, что не ошибусь, если скажу, что дистанционное обучение – самый удобный способ получения информации и имеет свои положительные стороны.

Технические средства, например, такие, как скайп, решили последнюю проблему этого вида получения информации. Живое общение тет-а-тет с председателем профкома теперь доступно и находящемуся на расстоянии члену профактива. Опыт участия профсоюзных активистов в дистанционных формах обучения позволяет говорить о том, что мотивация членства будет возрастать. Это связано с повышением у членов профсоюза мотивации учения, формированием информационно-коммуникационных умений, стремлением коллег к саморазвитию. Отличительной особенностью ДО является предоставление членам профсоюза возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Дистанционное обучение является составной частью единого процесса и направлено на реализацию основных целей и задач профсоюзной деятельности.

4.Обсуждение работы в форуме.

Форум в Интернете нужен для организации общения посетителей сайта. Сообщение на форуме имеет своего автора, тему и собственное содержание. Как правило, форумы подразделяются на темы, и каждый ответ является частью общего открытого обсуждения определенной темы. Круг тем форумов практически ничем не ограничен. Еще одна особенность форума - не обязательно отвечать в реальном времени. Темы и ответы хранятся в течение неограниченного периода времени. Многие форумы существуют по многу лет, и несколько лет может идти обсуждение одной темы.

Примером данной работы является обсуждение на форуме Саратовской областной организации «Общероссийского Профсоюза образования» заседания коллегии.

27.02.2013 - Состоялось заседание коллегии

Сегодня в зале заседаний Правительства области состоялось заседание коллегии министерства образования области по вопросу: «Об итогах развития системы образования области в 2012 году и задачах на 2013 год». В работе коллегии принял участие и выступил по вопросу совершенствования системы оплаты труда педагогов председатель областной организации "Общероссийского Профсоюза образования" Н.Н. Тимофеев.

На сайте обкома Профсоюза есть тоже форум и мы часто к нему обращаемся.Форум даёт возможность привлечь для обсуждения актуальных профсоюзных вопросов реальных людей, которые ещё не вступили в Профсоюз. Таким образом, эта работа мотивирует других людей вступать в профсоюзные организации, с целью отстаивания социальных гарантий.

27.02.2013 - В фокусе обсуждения - реформирование пенсионной системы

«Деловой разговор» на "Профсоюз-ТВ" с участием секретаря аппарата

Общероссийского Профсоюза образования, президента отраслевого негосударственного пенсионного фонда "Образование и наука" Владимира Лившица. В фокусе обсуждения - реформирование пенсионной системы, позиция профсоюзов бюджетной сферы в отношении к проекту «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года», негосударственное пенсионное обеспечение и возможности накопления будущей пенсии в современных условиях.


Уважаемые коллеги, выходите на мой форум и принимайте участие в дискуссиях, предлагайте свои темы. Надо, чтобы увеличилось число посещений. Это учительский форум, я зарегистрирована как Admin . Адрес сайта

Заходите в раздел:

5. Выводы

В Саратовской области с 2008 года проводится большая работа по модернизации образования. Это полномасштабный образовательный проект регионального уровня и профсоюзы являются неотъемлемым компонентом данного проекта. Центральный Совет Профсоюза работников народного образования и науки РФ в постановлении III Пленума «Об укреплении единства и повышении эффективности деятельности Профсоюза» отметил, что в условиях интенсификации процессов модернизации социальной сферы и роста конкуренции среди общественных организаций в сфере образования, становится актуальной задача быстрой и адекватной адаптации к происходящим внешним и внутренним изменениям, которые требуют разработки и реализации проектов по основным направлениям деятельности Профсоюза. Вот и настало время для Профсоюза освоить новые методы работы, и привлечения людей в организацию. В настоящее время для того, чтобы шагать в ногу со временем, чтобы успешно конкурировать с другими общественными организациями в сфере общественных объединений, необходимо уметь создавать и реализовывать проекты и программы, которые позволят повысить статус и конкурентоспособность профсоюзной организации. Повышение мотивированности людей к профсоюзной активности и работе в профсоюзных органах и организациях предполагает решение задач общего характера:

  1. Четкое позиционирование профсоюзов в обществе, т.е. занятие ими определенной и понятной для людей позиции по отношению к государству, различным уровням власти, к бизнесу.

    Широкое информирование общества о делах профсоюзов.

    Преодоление синдрома неуверенности в своих делах и возможностях.

    Акцентирование внимания не на трудностях профсоюзной работы, а на привлекательности ее стороны: получение новых знаний, приобретение уникального личного опыта, расширение круга связей и контактов.

Решение данных задач требует включения различных социальных механизмов:

    Больше уделять внимания работе с молодежью;

    Сильным стимулом профсоюзной работы является оплата труда;

    Предоставление гарантий социальной защищенности;

    Профсоюзная подготовка и повышение квалификации;

Данные материалы, предложенные в методическом пособии, должны помочь профсоюзным активистам привлечь в наши ряды новых членов. Таким образом, стоит сказать, что для современных профсоюзных активистов такое направление, как использование информационных новых технологий, будет осуществляться в скором времени по своему индивидуальному маршруту. Каков будет этот маршрут, будет зависеть от того, насколько эффективно будут разрешаться возникающие проблемы, от того, какова будет заинтересованность у членов профактива и администрации. Но сегодня однозначно можно заявить, любой опыт в дистанционном образовании – это опыт положительный, дающий широкие возможности. Я предлагаю на профсоюзных собраниях внести предложение использовать в Профсоюзе такие наиболее приемлемые формы дистанционного обучения, как электронная почта, использование электронных образовательных ресурсов, урок- скайп, потому что без согласия коллег и без оказания их помощи обучение профактива будет затруднено. А тесное сотрудничество и взаимопонимание могут дать хорошие результаты в области повышения мотивационного членства в Профсоюзе.

Список литературы
1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г.
2. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Изд-во «Корифей», 2001.
3.
4. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
5. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во «Астерион», 2004.
6. Наумов В., Татарникова С «Мотивация профсоюзного членства» (5выпуск)М.,Учебно-исследовательский центр МПФ, 1996г
7. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред.
. - М., «Академия», 2006.
8.
Рогожин Е.С.Профсоюзы: история, лидеры, проблемы. Саратов, региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1997г.

9.Российский профсоюз работников народного образования и науки: становление, социальные проблемы и коллективные действия. Москва, 2002г.

10.Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. . -М., «Академия», 2004.
11. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36.
12. Сайт Саратовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ sarprof.ru›otherinfo/post/ 13. Сайт Саратовской городской организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

"...в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения

Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.
  2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
    • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
    • удобная система навигации на основе гиперссылок;
    • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
  3. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
  4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  5. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
  6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
  7. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
  8. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.

Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, - это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.

В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.

  • «АРМ Директор» разработана компанией АВЕРС (ООО). Эта программа предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификацией внутришкольного и кадрового делопроизводства, решения многих других управленческих задач в образовательном учреждении.
  • Внедряется автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС «Расписание», «Тарификация».
  • Программный продукт «1С:ХроноГраф Школа 2.0» охватывает практически все сферы деятельности руководителя образовательного учреждения. Это комплексное решение, позволяющее администратору получать оперативный доступ к информации в общей базе данных с возможностями всестороннего анализа и подготовки управленческих решений.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

  1. Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
  2. Проектная деятельность.
  3. Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.
  4. Выпуск школьной газеты «Глобус», которая создается в кружке юных журналистов, издание буклетов.
  5. Организация перемен. Школа поделена на определённые зоны по интересам: актовый зал (караоке-студия), шахматный клуб (Интерактивная доска + электронная обучающая программа по шахматам), библиотека (просмотр научно-популярных и развлекательных фильмов), медиатека (для увлечённых компьютером).
  6. Кружок по компьютерной графике и анимации.

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в педагогической и методической деятельности.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности руководителей методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
  3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс, 1999.
  5. www.kozlenkoa.narod.ru

«Использование информационных технологий в образовательном процессе».

МКОУ «Ключиковская СОШ»

Гайфулина Марина Степановна

учитель начальных классов

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнёром практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным, так как быстро устаревают, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик - учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать.

1.готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями.

2.способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Внедрение в практику работы школ ИКТ – технологий является одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.

ИКТ-компетентности ученика прописаны в ООП НОО.

Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:

Умение правильно отбирать источники информации;

Умение находить и преобразовывать информацию из различных источников;

Владение конкретными навыками по использованию технических устройств;

Способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;

Знание особенностей информационных потоков в нужной области.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;

Сохранять устойчивый интерес к предмету;

Моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;

Учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;

Развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.

Главными преимуществами применения ИКТ на мой взгляд являются:

*Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.

*Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.

*Сохранение высокого темпа урока, занятия.

*Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.

*Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.

*Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и способствуют формированию информационной компетентности учащихся, являются проектные технологии. Совместная деятельность по работе над электронным проектом демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности.

Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:

1. Презентация:

Наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий;

Быстрая проверка самостоятельных заданий учащихся в опорных конспектах: формул, схем, выводов;

Решение задач и просмотр результата;

Коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах, оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т. д. Обсуждение этих искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у учащихся критическое мышление.

2. Видеофрагмент:

Позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.

3. Анимация:

Реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.

4. Тест на компьютере:

Даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;

Позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;

Сразу же сделать работу над ошибками.

5. Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем.

Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление – способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.

Таким образом, использование ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулирую так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Я считаю, что уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, так как в этом возрасте доминирующим составным является наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Следовательно, ИКТ выполняет определённую образовательную функцию: помогает разобраться ребёнку в потоке информации,

воспринять её, запомнить, при этом ни в коем случае, не причиняя вреда его здоровью.

То есть, данная технология должна выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не как основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер, поэтому, планируя урок, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.

Информационно-коммуникативную технологию в образовании провожу по следующим направлениям:

ведение рабочей документации в эл.формате;

проведение урока с использованием ИКТ (на отдельных этапах урока, для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);

в качестве дидактического средства обучения;

мониторинг контроля качества;

саморазвитие и самообразование.

Использовать информационные технологии можно на всех этапах урока и во внеурочной деятельности:

Объяснение нового материала: презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках.

При отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажёры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

Этап контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).

Для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.

Для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.

В физминутках.

Еще одна форма использования ИКТ в целях саморазвития и самообразования, которой я пользуюсь – это повышение своего педагогического мастерства на дистанционных курсах повышения квалификации.

С помощью Интернет - сайтов обмениваюсь опытом с коллегами. На сегодняшний день мои работы можно найти в Интернете, где мои разработки скачивают другие учителя и применяют их в своей работе. Это очень приятно, осознавать, что твоя работа кому-то принесла пользу.

И следующее направление использования современных информационных технологий - это участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся моего класса. И в этом учебном году мы с детьми принимаем активное участие в интернет - олимпиадах.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что использование ИКТ на уроках и во внеурочное время дает ученикам большой шанс получить достойное образование.

В заключение хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. И я убеждена, что современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Новая информационная технология

Новые информационные технологии (НИТ)- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основу новой ИТ составляют: распределенная компьютерная техника, дружественное программное обеспечение, развитие коммуникаций. Пользователю-непрограммисту предоставлена возможность прямого общения с ЭВМ посредством работы в диалоговом режиме. При этом мощные программно-аппаратные средства (базы данных, экспертных систем, поддержки принятия решения и др.) создают комфорт в работе.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов

Понятие “новая ИТ” можно рассматривать с практической и теоретической точек зрения. С практической точки зрения – это совокупность автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации, описаний этих процессов, привязанных к конкретной предметной области. С теоретической точки зрения новая ИТ представляет собой научно-техническую дисциплину, в рамках которой исследуются проблемы разработки и применения автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации.

В основу концепции НИТположены три основных принципа:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Для новой ИТ характерны:

· Структурированность стандартов цифрового обмена данными;

· Широкое использование хранения данных в цифровом виде;

· Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Существуют два способа внедрения НИТ:

При первом способе внедрения НИТ приспосабливается к организационной структуре, происходит лишь локальная модернизация сложившихся методов работы. Происходит распределение функций между техническими работниками (операторами) и специалистами (администраторами), слияние функции сбора и обработки информации с функцией принятия решений.

Второй способ внедрения НИТ предусматривает рационализацию организационной структуры: организационная структура модернизируется таким образом, чтобы ИТ дала наибольший эффект. Основной стратегией является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, ранее экономически нецелесообразных. Продуктивность организационной структуры возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность эффективности каждого управленческого уровня решаемых задач.

Таким образом, первый способ внедрения НИТ ориентирован на существующую структуру учреждения (степень риска от внедрения НИТ сводится к минимуму, так как организационная структура не меняется); второйна будущую структуру.

Как область научно-технического прогресса, охватывающая в основном многочисленные применения компьютерной и телекоммуникационной технологии практически во всех сферах организационного управления, НИТ быстро развивается. Ее революционное значение заключается в кардинальной перестройке и ускорении процесса создания новой техники и реализации новых технологий. Ярким примером этому является использование системы автоматизации проектирования (САПР) и автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), применение которых позволяет ускорить процесс трансформации новых научных знаний в конкретную технологию.

Составные части НИТ и наиболее основные области ее действия представлены на рис. 1

Рис. 1. Составные части и области применения НИТ

НИТ объединяет новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределенных сетей ЭВМ, обработки управленческой информации на основе ПЭВМ и специализированных АРМ, а также выработки управленческих решений на основе средств искусственного интеллекта.

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

· Сети (совершенствуются как сами каналы связи, так и устройства, отвечающие за управление потоками данных)

· Терминалы (терминалы выступают в качестве точек доступа граждан к информационному пространству.)

· Услуги (это в основном предоставление доступа к Интернет; к удаленно хранимой информации; всевозможные сервисы - покупка билетов, товаров; услуги по хранению и обработке информации- облачные технологиии пр.)

Таким образом, чрезвычайно важной и актуальной становится задача разработки стратегии развития НИТ и ее взаимодействия с производством, управлением, наукой, другими сферами общественной практики.

НИТ – это совокупность очень многих форм, методов, навыков применения всего многообразия вычислительной техники и средств связи в области сбора, обработки, хранения и передачи информации. В НИТ используются достижения системотехники, теории вычислительных систем, технологий программирования, эргономики, дизайна и других прикладных наук информационно-технического профиля.

Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется сегодня в следующем:

1. ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса;

2. в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет;

Положительный эффект от внедрения НИТ достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря.

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством. технологическими процессами и др.

Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий, что позволит, на наш взгляд, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников ВУЗа в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения в ВУЗе должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы.

Однако на современном этапе у преподавателей высшей школы пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Будущие специалисты должны в совершенстве владеть автоматизированными системами учета, планирования, управления производством. Что для этого делают преподаватели вуза? – Читают студентам лекцию, а чтобы будущие специалисты использовали активные методы, их нужно обучать теми же самыми методами.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс ВУЗа связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов ВУЗа (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в ВУЗе компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект.

Однако в силу очевидной сложности формализации процессов обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.

Первыми людьми, пришедшими в образовательную сеть стали не педагоги, а "технари" - специалисты по информационным технологиям, имеющие, как правило, весьма отдалённое представление о педагогике, дидактике и связанных с ними образовательных технологиях. В результате мы получили интенсивно развивающуюся техническую систему дистанционных телекоммуникаций с весьма скудным её образовательным содержанием. Поэтому готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр возможностей современных информационных технологий. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями. При рассмотрении разработанных электронных материалов обнаруживается «фамильное» сходство с традиционными учебными пособиями. «Скучные» тексты, местами оснащенные гиперссылками, предлагаются читать с экрана как книгу.

Чтобы существующее положение дел изменилось, требуется время, необходимое на создание особого класса педагогов и учёных сетевого типа. Этот класс специалистов преимущественно будет формироваться из молодых научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров, применяющих информационные компьютерные технологии, на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.