Технология веб квест в педагогике. Образовательный веб-квест. Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам


Они приходили с моря, воины, не знающие ни жалости, ни страха смерти. Пестрые паруса их драккаров заметны были издалека. И когда такой парус поднимался над горизонтом, жители прибрежных селений в страхе бежали, спасая свою жизнь. Об их отваге, мужестве, жестокости и ярости ходили легенды. Они жили войной и ради войны. Их хранили суровые северные асы. Им помогали светлые альвы и темные йотуны. Их души уносили с поля боя златокосые валькирии. Их называли героями и варварами, пиратами и волками Севера. Но сами они звали себя - викинги.

Прошло уже очень много веков, а викинги до сих пор у всех на слуху. Характер нордический, что тут поделаешь! А сколько легенд и мифов написано и рассказано за это время, не сосчитать. Думаю, что каждому из нас хочется узнать о них правду (или хотя бы быль, похожую на нее).

Кто же такие викинги? Чем они знамениты? Были ли они на самом деле столь безумны и кровожадны? Почему и как закончилось их господство? Давайте разбираться вместе.


Немного о самих викингах

Викинги пришли из Скандинавии - региона в Северной Европе (сейчас здесь расположены современные Норвегия, Швеция и Дания). Но в V-XI века, называемые ранний Средневековьем, четких границ у этих стран еще не было, а сами правители делили между собой власть, то и дело вступая в вооруженные стычки. Общим языком тех народов был древнескандинавский. Слово "ВИК" с этого языка можно перевести как "бухта", "залив", "убежище", а "ВИКИНГ" означало "человек из бухты" или "тот, кто прячется в заливе".

По религиозной принадлежности викинги в подавляющем большинстве были язычниками. Их главным богом был Один - отец всех Богов и Бог павших в бою, которые после смерти становились его приемными сыновьями.

Викинги свято верили в загробный мир, и поэтому смерть их не страшила. Наиболее почетной считалась гибель в бою. Тогда, согласно древним легендам, их души попадали в чудесную страну Валхаллу. И иной судьбы как для себя, так и для своих сыновей викинги не желали.

Во время сражения один из воинов обязательно нес знамя клана. Это было крайне почетной обязанностью, а знаменосцем мог стать лишь избранный - считалось, что знамя обладало чудодейственной силой, помогающей не только победить в бою, но и оставить несущего невредимым. Но когда преимущество противника становилось очевидным, основной задачей для воинов было сохранение жизни своего конунга. Для этого викинги окружали его кольцом и заслоняли щитами. Если же конунг все-таки погибал, они сражались до последней капли крови рядом с его телом.

Особым бесстрашием обладали берсерки (у скандинавов - могучий, неистовый богатырь). Они не признавали доспехов и шли напролом, словно безумные, подобно взбесившимся псам и волкам, наводя ужас на войска противников. Они умели вводить себя в эйфорическое состояние и, прорываясь сквозь передний строй врагов, наносили сокрушительные удары и бились до смерти во имя Одина. Закаленные в боях викинги, как правило, одерживали победы как на море, так и на суше, снискав себе славу непобедимых. Повсюду вооруженные до зубов отряды действовали примерно одинаково - их десант застигал города и селения врасплох.

По прошествии десятилетий разбоя незваные северные гости поняли, что доходней и проще обкладывать европейцев данью, благо те рады были откупиться. Средневековые хроники свидетельствуют: с 845 по 926 год франкские короли в тринадцать приемов выложили "варварам" около 17 тонн серебра и почти 300 килограммов золота. Более того, около 860 г. викинги открыли остров, назвав его "Исландией" ("Ледяной страной") и основали там ряд собственных колоний.

Корабли викингов

Конечно, не снискать бы викингам их мрачной славы, не обладай они самыми лучшими по тем временам судами. Корпуса их "морских драконов" были отлично приспособлены к плаванию в неспокойных северных морях: низкие борта, изящно вздернутая вверх носовая кормовая оконечность; на корме сбоку - стационарное рулевое весло. Раскрашенные в красную или синюю полоску, а иногда клетку, паруса из грубого холста на мачте устанавливались в центре просторной палубы.

Однотипные торговые суда и военные, гораздо более мощные, уступая в размерах греческим и римским, существенно превосходили их в маневренности и скорости. Реально же оценить их превосходство помогло время. В конце XIX века в могильном кургане, на юге Норвегии, археологами был найден неплохо сохранившийся 32-весельный дракар. Построив его точную копию и испытав ее в океанских водах, специалисты пришли к выводу: при свежем ветре судно викингов под парусом могло развивать почти десять узлов - а это в полтора раза больше, чем каравеллы Колумба во время плавания в Вест-Индию через пять с лишним столетий.

Оружие викингов

Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их вес достигал 9 кг, длина рукоятки - 1 метр. Причем рукоятка была окована железом, что делало удары, наносимые по противнику, максимально сокрушительными. Именно с этого оружия начиналось обучение будущих воинов, поэтому владели им, причем отменно, все без исключения.

Копья викингов были двух типов: метательные и для рукопашного боя. У метательных копий длина древка была небольшая. Часто на нем закреплялось металлическое кольцо, обозначавшее центр тяжести и помогающее воину придать броску правильное направление. Копья, предназначенные для сухопутного боя, были массивными, с длиной древка 3 метра. Для строевого боя использовались четырех-пятиметровые копья, а чтобы они были подъемными, диаметр древка не превышал 2,5 см. Изготавливали древки в основном из ясеня и украшали аппликациями из бронзы, серебра или золота.

Щиты обычно не превышали 90 см в диаметре. Поле щита делалось из одного слоя досок толщиной 6-10 мм, скрепленных между собой, а сверху покрывали кожей. Прочность этой конструкции придавали умбон, рукоять и обод щита. Умбон - полусферическая или коническая железная бляха, защищающая руку воина, - обычно прибивался к щиту железными гвоздями, которые с обратной стороны заклепывались. Рукоять для удерживания щита делалась из дерева по принципу коромысла, то есть, пересекая внутреннюю сторону щита - в центре была массивной, а ближе к краям становилась тоньше. На нее накладывалась железная планка, часто инкрустированная серебром или бронзой. Для усиления щита по краю проходила металлическая полоса, прибитая железными гвоздями или скобами и сверху прикрытая кожей. Кожаный покров иногда раскрашивали цветными узорами.

Бирмы - защитные кольчужные рубахи, состоящие из тысяч переплетенных колец, - представляли для викингов большую ценность и зачастую передавались по наследству. Правда, иметь их могли позволить себе только богатые викинги. Основная же масса воинов в целях защиты носила кожаные куртки.

Шлемы викингов - металлические и кожаные - имели или закругленную верхушку с щитками для защиты носа и глаз, или заостренную - с прямой носовой планкой. Накладные планки и щитки украшались чеканками из бронзы или серебра.

Стрелы VII - IX вв. имели широкие и тяжелые металлические наконечники. В X веке наконечники стали тонкими и длинными и с серебряной инкрустацией. Лук делался из одного куска дерева, обычно тиса, ясеня или вяза, тетивой служили сплетенные волосы.

Мечи могли иметь только зажиточные викинги, обладающие к тому же недюжинной силой. Это оружие очень берегли, храня его в деревянных или кожаных ножнах. Мечам даже специально присваивались имена, такие как Рвущий кольчуги или Добытчик. Длина их в среднем составляла 90 см, они имели характерное сужение к острию и глубокий желоб вдоль клинка. Лезвия изготавливались из нескольких железных прутьев, переплетенных между собой, которые во время ковки сплющивались воедино.

Такая техника делала меч гибким и очень прочным. Мечи имели гарды и навершия - части эфеса, предохраняющие кисть руки. Последние были снабжены крюками, которыми можно было атаковать, отведя в сторону основной клинок противника. И гарды, и навершия, как правило, имели правильные геометрические формы, делались из железа и украшались накладками из меди или серебра. Украшения клинков, выдавливаемые в процессе ковки, были незатейливы и представляли собой либо простые орнаменты, либо имя хозяина.

Мечи викингов были очень тяжелыми, поэтому иногда во время длительного боя его приходилось держать обеими руками, в таких ситуациях ответные удары противника отражали щитоносцы.

Одежда викингов

Женщины носили длинную рубашку с рукавами или без. Сверху они надевали сарафан, который пристегивался двумя металлическими застежками, фибулами, - часто в форме головы какого-нибудь животного или черепашьего панциря. Мужчины также носили льняные рубахи, длинные штаны, шерстяные или кожаные плащи с фибулами-застежками. Те, кто имел желание и возможность выделится, облачались в яркие плащи с дорогой меховой подкладкой и подвязывались богато украшенными поясами. Обувь у викингов чаще всего была сделана из кожи. Украшения носили все, и женщины и мужчины - фибулы, ожерелья, браслеты, кольца и цепочки на шее.

Семья и ее глава

Семейные узы были для викингов очень важны. Семья объединяла не только близких родственников - родителей и детей, - но и дальних, список которых мог быть очень широк. Это были двоюродные братья и сестры, тети и дяди, прислуга и даже рабы (которые составляли низшее сословие и назывались трэллами).

Состоятельным мужчинам позволялось иметь несколько жен и даже жениться на рабынях. Правда, дети, рожденные в подобных браках, не получали статуса свободных людей, они так и оставались трэллами, как и их матери.

Глава семейного клана (им мог быть как мужчина, так и женщина) пользовался всеобщим уважением: принимал важные решения по поводу заключения браков, торговых сделок, объявления мести врагам.

Закат эпохи викингов

В середине XI века эпоха викингов закончилась. Во время своих набегов викинги все чаще предпочитали оставаться на новом месте и быстро адаптировались, принимая новую веру и новые традиции. Кроме того, их благосостояние снизилось: разбойные нападения, торговля-перепродажа и тяжелые поборы истощили ресурсы стран-доноров. К тому же христианская церковь запретила рабство, а ведь работорговля приносила викингам огромный доход. А сами скандинавские земли, как и другие европейские территории, стали все чаще объединяться под знаменем крупных правителей, в подчинении которых была крупная армия. Организованные воины на государственной службе лишали викингов их главного козыря и стратегии устрашения - внезапного нападения на безоружных.

А что сегодня?

О них пишут, снимают, рисуют комиксы. В их честь даже назвали марку пива и космический аппарат.

Сегодня викинги - такой же символ беззаботной романтики дальних странствий и быстрых побед, как и морские пираты. Хитрые и жестокие авантюристы, викинги навсегда оставили заметный след в мировой истории.

Босыми ногами по стеклам.
Да так, чтоб не чувствовать боли
От тех, кто в миру тебя проклял,
Продал за последний фунт соли.

Ты на путь вступил истой веры,
И на нем куют правду - мукой.
Наш меч бьется за злато, перлы
Со всей силой жмет сталью руку,

Дабы ложь лилась вместе с кровью
Дурных мыслей на тонкий мрамор
Щитов прочных из песен Вельвы
Взамен крыши и стен Вальгаллы.

Ты на путь вступил слова чести,
Теперь пусть оно будет твердым
Стоять камнем во славу мести
Вблизи мрачных и узких фьордов.

Летай птицей по братским землям,
Носи сестрам от Тора вести;
Иди гордо по воле Фрейи
Тропой истой веры и чести.

Фото: книга "Викинги" от издательства "Пешком в историю"

Что и как ели скандинавы в эпоху викингов? Как они готовили пищу? Как проходили пиры? Об этом и многом другом расскажет очередная статья из цикла о культуре Древней Скандинавии.

Как вы можете догадаться, климатические условия не позволяли древним скандинавам выращивать овощи и фрукты в том количестве, как это делали их южные соседи. Кроме того, как известно, в холодное время года организм нуждается в большом количестве калорий, поэтому скандинавы питались в основном простой и сытной пищей, чаще всего белковой . Это оленина, говядина, баранина, иногда свинина и такое необычное для нас мясо, как китовое или тюленье. Мясо готовили совершенно по-разному: жарили, варили, тушили, коптили, вялили, сушили, из него делали сосиски и колбасы. Нужно заметить, что скот разводили в южной части Скандинавии, тогда как в северной процветала охота . Но и содержание скотины и охота – дело достаточно хлопотное, поэтому есть мясо каждый день могли позволить себе лишь состоятельные слои населения. А самой популярной пищей, которую простые люди могли есть и по три раза в день, была, безусловно, рыба: треска, лосось, макрель, сельдь и т.д. - как мы знаем, в Скандинавии и по сей день процветает рыболовство. Рыбу ловили удочками, а также с помощью сетей или копий. Ели и другие морепродукты : морские водоросли, моллюсков и т.д.

Щит викинга

Продукты из молока : коровьего, козьего, овечьего и даже кобыльего также были в почете - скандинавы с удовольствием ели сыры разной соли, творог, сливочное масло, пили сыворотку и скир - сычужный напиток из кобыльего молока.

Питались также птичьими яйцами, похлебками и кашами – самая популярная во всех домах была каша, сваренная из разных злаков, причем её могли приготовить как на молоке, так и на воде. Похлебки же были рыбные, мясные, гороховые.

Ели и растительную пищу, грибы и орехи , собирали чернику, бруснику, клюкву, голубику, малину, морошку, ягоды можжевельника, дикорастущие, а потом и садовые яблоки, груши, сливы. Научились выращивать редис, горох, фасоль, сельдерей, репу, морковь, мяту, петрушку. В качестве приправ использовали как эти травы, так и чеснок, лук, хрен, горчицу, семена мака, тмин, щавель.

Интересно, что в богатых домах Скандинавии были в ходу и вовсе экзотические специи и пряности , которые привозили из далеких стран: анис, гвоздика, корица, перец, имбирь, мускатный орех, лавровый лист.

Статуя викинга на берегу Тронхеймского фьорда

Готовили пищу на открытом огне - в каждом доме, а иногда и за его пределами тоже, был устроен очаг (подробнее в статье «Жилища скандинавов эпохи викингов (IX-XI вв.)». Для приготовления использовали котелки, сковороды и даже плоские камни. В доме в доль стен по обеим сторонам от очага стояли лавки (до полутора метров в высоту), где можно было не только посидеть и покушать, но и укрыться от сквозняков, посидеть с шитьем и даже поспать. Лавки примыкали ко столу, большому и прямоугольному. У скандинавов были столовые приборы - ножи для разделки мяса или рыбы, ложки для супов, но есть предпочитали исключительно руками, поэтому их традиционно мыли дважды - до и после еды. В простых домах посуда была деревянная, железная, реже глиняная . Особенно состоятельные скандинавы пользовались посудой из стекла и кости, золота и серебра. Частенько на посуде присутствовали рунические надписи пожеланий здоровья или благосостояния, расцвет которых пришелся как раз на эпоху викингов.

К слову сказать, скандинавы на месте не сидели. Воины-вассалы, промышлявшие разбоем под предводительством своего ярла или конунга, и среди них викинги (эти совершали именно морские набеги), много времени проводили вне дома, а когда сезон походов завершался, и они возвращались к себе, то на некоторое время становились скотоводами, земледельцами и семьянинами. В походах им частенько приходилось недоедать, поэтому получив передышку, они отводили душу и пировали, что они умели не хуже древних греков. Для застолья предназначали самую большую и нарядную комнату в доме, с резными столбами-опорами, иногда с росписями или резными деревянными панелями. Со стен снимали щиты и оружие и украшали их коврами или шкурами животных. На пирах выступали скальды и музыканты. В богатых домах были слуги – хозяину достаточно было постучать рукояткой меча по столу (а с оружием скандинав не расставался даже во время еды), чтобы они поменяли блюда или убрали их со стола. Если в обычное время скандинавы довольствовались всего одним или двумя блюдами (за отдельно взятый прием пищи), то н а пиршественных столах царило большое разнообразие . Помимо рыбных и мясных блюд с удовольствием ели мучное - хлеба и лепешки, которые пекли из дорогого, как правило привозного, зерна. Любимыми напитками были пиво (в том числе и теплое), фруктовая брага и хмельной мед . Помните Вальхаллу древних скандинавов, чертог с пятьюстами сорока залами, где славные воины, умершие в битвах, пировали до скончания веков? Так вот, все они, да и сам верховный бог Один пили исключительно хмельной мед. О том, чтобы он никогда не заканчивался, следила коза Хейдрун, из вымени которой этот самый мед и вытекал днем и ночью. Интересно, что с мясом в Вальхалле проблема была решена сходным образом - утром вепря Сехримнира забивали и ели, а на следующий день он оживал вновь. Привозное вино считалось самым дорогим напитком, и скандинавы могли его себе позволить лишь по особенным случаям. Поэтому вино подавали в дорогих бокалах, тогда как другие напитки чаще всего пили из более привычных кружек или костяных рогов. Рога эти в зависимости от богатства их владельца могли быть как незатейливыми, так и богато украшенными резьбой или оправой из золота и серебра, драгоценных камней.

Ви́кинги (дат. vikinger , швед. vikingar , норв. vikingene)  - раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII-XI веках совершавшие морские походы от Винланда доБиармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. По религии - в подавляющем большинстве язычники.

Шведские викинги и викинги с побережья Балтики, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов. Норвежские и датские викинги двигались в своём большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов (лат. Normanni). Взгляд на викингов изнутри их общества дают скандинавские саги, однако подходить к этому источнику следует с осторожностью ввиду зачастую поздней даты их составления и записи.

Как правило, в скандинавских хрониках термин «викинг» в его сегодняшнем понимании не использовался, и характеризовал скорее социальное явление, когда безземельные бонды (рядовые общинники) были вынуждены искать лучшей доли за пределами родины.

Этническая неоднородность

В движении викингов принимали участие не только скандинавские народы Балтики. В отдельных набегах принимали участие и балтийские славяне (венды), в частности, вагры и руяне прославились своими пиратскими набегами на Скандинавию и Данию. Сохранилась эта информация и в сагах (см.«Сагу о Магнусе Слепом и Харальде Гилли»). В «Саге о Хаконе Добром» написано

«Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов.»

Общество и культура

Викинги жили большими семейными группами. Дети, отцы и деды жили вместе. Когда старший сын вступал во владение фермой, он одновременно становился главой семьи и ответственным за ее благосостояние.

Поселения

Крестьянские жилища скандинавов IX-XI веков представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетёной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня. В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и тёмной, посреди неё располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.

На территории скандинавских стран городские поселения эпохи викингов сравнительно невелики, уступая по размерам таким периферийным центрам, как Дорестадт и Старая Ладога. Археологам удалось установить наличие торгово-ремесленных пунктов в Норвегии (Каупанг в Вестфолле), Дании (Линдхольм близ Ольборга) и Швеции (Бирка на озере Меларен).

Многие городские поселения располагались в глубине фьордов - таким образом, чтобы можно было издалека заметить приближение вражеских судов и подготовиться к нападению. Классический пример такого рода - едва ли не крупнейший город викингов, Хедебю в Ютландии.

Судя по обильным находкам кладов арабских монет и изобилию поминальных камней, остров Готланд служил своего рода центром межнационального общения викингов, где велась активная торговля. На границе с полабскими славянами существовали смешанные германо-славянские торговые центры: Рерик и полулегендарные Винета иЙомсборг. Не вполне ясным остаётся предназначение датских круговых укреплений. Возможно, они были возведены по приказу Свена Вилобородого для сбора войска перед походом на Лондон в 1013 году.

Одежда

Крестьянская одежда скандинавов IX-XI веков состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы.

Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой. Для обозначения своего положения викинги носили металлические украшения. Очень популярны были пряжки на поясе, броши и подвески. Винтовые браслеты из серебра и золота обычно давались воину за проведение удачного рейда или за победу в бою.

В массовой культуре викингов часто изображают с рогатыми шлемами. На самом деле, археологи не могут точно сказать, какой формы были шлемы викингов. Представление о рогатых шлемах связано с рисунками, обнаруженными в захоронениях (например, Осебергский корабль). Сейчас учёные склоняются к тому, что если шлемы с рогами и использовались, то только в ритуальных целях, а не в бою.

Оружие

Наиболее распространённый вид оружия - копьё длиной около 150 см. Таким копьём можно было и колоть, и рубить.Скандинавские секиры отличались широким, симметрично расходящимся лезвием. Скандинавский меч представлял собой длинный, обоюдоострый клинок с небольшой гардой. Оттачивалась только верхняя треть клинка, нижние две трети слабо или вообще не затачивались.

Корабли

Викинги были искусными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Поскольку в скандинавском обществе было принято хоронить воинов вместе с их ладьями, археологи имеют неплохое представление о характеристиках кораблей викингов. В Осло, Роскилле и некоторых других городах открыты специализированные музеи. К числу самых знаменитых относятся корабли гокстадский и усебергский. Оба были обнаружены более ста лет назад и ныне экспонируются в Музее драккаров в Осло. Из саг известно, что в бой корабли ходили под стягом с изображением чёрного ворона.

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов кнорров. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения. В Восточной Европе в условиях многочисленных волоков были распространены лодки-однодревки, которые были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам очень быстро передвигаться и заставать своих врагов врасплох.

Государство и право

Наиболее значимые решения в скандинавском обществе принимало собрание всех свободных мужчин - тинг (в Древней Руси ему соответствовало вече). В небольших общественных структурах тинг эволюционировал в представительный орган современного типа: это исландский альтинг, впервые собравшийся в 930 году, и мэнский тинвальд, который моложе его на несколько десятилетий. Конунг из числа Инглингов, Скьёльдунгов либо других видных родов в первую очередь воспринимался как военный вождь, предводитель дружины. Он мог обладать земельным наделом либо вести странствующий образ жизни на корабле (сэконунг). На территории современных скандинавских государств одновременно правили десятки мелких конунгов.

Викингам был ведом институт кровной мести. Если один из викингов убивал другого, то события развивались в зависимости от «состава преступления» и от социального статуса потерпевшего. Могло кончиться перемирием, могло - выплатой денежного возмещения (вергельда). Но если доходило до кровной мести, это была месть одного рода другому. Не считалось убийством причинение смерти на поединке, который назывался хольмгангом. Неистовые в бою воины (берсерки) могли обогащаться, вызывая на поединок менее опытных воинов и причиняя им смерть либо увечье. Это заставило скандинавские государства на исходе эпохи викингов ввести ограничения на проведение хольмгангов.

Религия и литература

Как и древние германцы более раннего периода, викинги до принятия христианства исповедовали традиционную германо-скандинавскую религию (ныне известная как Асатру) с регулярными жертвоприношениями - блотами. Письменность была рунической (см.скандинавские руны).

«Похороны викинга» Фрэнк Дикси

Погребальный обряд был неразрывно связан с идеей корабля мёртвых. Тело умершего воина кремировалось, иногда вместе с ладьёй, либо в ладью помещался пепел, после чего над ней насыпали курган. О спуске погребальной ладьи на воду упоминают только позднейшие скальды, как, например, Снорри Стурлусон.

К первой половине IX века в скандинавских странах уже сложилась вполне оригинальная скальдическая традиция. В Исландии она чрезвычайно устойчиво сохранялась ещё около двухсот лет после введения письменности, крайне медленно разлагаясь под влиянием европейских письменных литератур.

С конца восьмого до конца 11-го века викинги как культура доминировали в Европе и распространились по всему миру, от России (земли русов) до восточного побережья Северной Америки. Хотя их налеты, часто имевшие религиозную подоплеку, несомненно, были жестокими, многие викинги мирно торговали, выращивали сельскохозяйственные культуры и урегулировывали конфликты мирным путем, оставив свой след практически в каждом регионе, к которому имели отношение.

Исследуйте лишь некоторые из вещей, которыми мы обязаны древним скандинавам: от английского языка до гребней, которые мы используем для волос.

Достижения викингов в области судостроения и судоходства

Существует в мире даже Музей кораблей викингов. Пожалуй, самым ярким из достижений древних скандинавов было достижение практически современного уровня технологий судостроения, что позволило им преодолевать большие расстояния, чем кто-либо до. Их баркасы - гладкие деревянные сосуды с мелкими корпусами и рядами весел вдоль боковой части были быстрее, легче, более гибки и более маневренны, чем другие корабли того времени. Но исследуя доблесть викингов, также стоит сказать об их мастерстве как навигаторов. Они полагались на такие простые инструменты, как солнечный компас, который использовал кристаллы кальцита, известные как "sunstones", чтобы определить положение солнца даже после вечернего захода его или в пасмурные дни.

Такие нововведения дали явное преимущество викингам перед другими народами в плаваньях на большие расстояния в чужие земли. В период своего расцвета викинги были активны на четырех континентах одновременно, что делает их первыми истинно глобальными гражданами мира.

Древнеанглийский язык

В последующие столетия после первого налета на английские земли 793 от Рождества Христова, викинги совершили серию нападений, вели войны и образовывали поселения на Британских островах, совершая постоянное воздействие на землю, культуру и язык. Как викинги взаимодействовали с английскими соседями? В первую очередь, за счет сельского хозяйства и торговой деятельности, а затем через браки и языковую ассимиляцию, то есть смешение. Этот процесс проявляется в географических названиях, таких, как Гримсби, Торнби и Дерби (суффикс происходит от скандинавского слова "усадьба" или "деревня"), или Лотвайт, например, (-thwaite означает "луг" или "кусок земли").

"Дайте", "окно" и "сон", другие распространенные английские слова, также извлекали свои современные значения из культуры викингов. В другом известном примере слово «Берсерк» происходит от древнескандинавского берсеркер, что означает «рубашка медведя" или "медвежья шкура." Викинги-воины, называемые берсерками, поклонялись Одину, богу войны, и доводили себя до бешеного состояния во время боя.

Дублин произошел от крепости скандинавов

Мы обязаны столицей Изумрудного острова викингам, которые основали первое зарегистрированное поселение на южном берегу реки Лиффи в 841 году. Названо оно было Дабх Линн ("Черный бассейн") после того, как на озере древние скандинавы пришвартовали свои лодки и начали строить жилье, заготавливать для своих нужд лес, насыпали земляную крепость. Теперь это сердце современного Дублина.

Вскоре Дабх Линн стал центром одного из крупнейших в Европе невольничьих рынков. Викинги держали жесткий контроль над Дублином в течение почти трех столетий, пока ирландский верховный король Брайан Бору не разбил их в битве при Clontarf в 1014 году. В отличие от Англии, викинги оставили мало скандинавских географических названий в Ирландии и мало повлияли на ирландский язык, но они свой след там, тем не менее, протоптали и здесь. В дополнение к Дублину, ирландские города Уэксфорд, Уотерфорд, Корк и некоторые другие также начали свой отсчет как викинговы поселения.

Лыжи

Хотя самые старые известные лыжи, датированные периодом между 8000 и 7000 до н.э., были обнаружены в России, а первое письменное упоминание о лыжах приходит из китайской династии Хань (206 г. до н.э примерно), есть причина поблагодарить древних скандинавов за открытие западной традиции лыжного спорта. Даже слово «лыжный» в английском языке происходит от древнескандинавского "skío." Древние скандинавы ходили на лыжах по заснеженным родным землям, и для отдыха, и транспортных целей, а скандинавская богиня Skaoi и бог Улль часто изображались ими на лыжах или снегоступах.

Гребенки – изобретение варягов-чистюль

Хотя враги считали их неопрятными варварами, викинги на самом деле купались чаще, чем другие тогдашние европейцы (не считая русских, у которых «в заводе» всегда были бани), по крайней мере, один раз в неделю, предпочтительно в горячем источнике. Щетинистые расчески, часто сделанные из рогов благородного оленя или других животных, которых они убивали, являются одним из объектов, наиболее часто встречающихся в могилах викингов. На самом деле, хотя гребенчатые устройства существовали и в других культурах по всему миру, именно викинги часто получают признание на изобретение гребенки такой, какой ее западный мир знает сегодня.

Пинцет, бритвы и прочие мелочи обихода, имеющие отношение к косметике, относятся к числу других объектов, что оказались в раскопках захоронений викингов, доказывая, что даже длинношерстные, бородатые викинги-воины относились к личному уходу очень серьезно.

Саги из Исландии: правда и вымысел

Помимо археологических свидетельств, одним из главных источников современных историков в получении информации о жизни древних скандинавов является несколько сомнительный, но бесконечно захватывающий источник. Это исландские саги, написанные неизвестными авторами в 12-м, 13-м и 14-м веках, хроника жизни в эпоху викингов около тысячного года от Р. Х. , когда древние норвежцы отказались от своих языческих богов и обратились в христианство.

В викторианскую эпоху ученые приняли саги с их сопутствующими графическими изображениями деяний могущественных правителей и простых людей, как непреложный исторический факт и исторически достоверный источник. В настоящее время большинство историков согласны, что саги являются ненадежными, но по-прежнему ценными источниками информации о викингах, сдобренными здоровенной дозой мифологии и фантазии. В любом случае, мы можем поблагодарить викингов и их подвиги за обеспечение кормом одной из самых ранних форм нашего любимого общественного развлечения: мыльной оперы.


Тверской государственный университет


Культура

викингов

Выполнил: Березин Н. М., 1 курс,
факультет управления и социологии,
кафедра менеджмент организации

Тверь 2008
Содержание:

Введение
1. Кто такие викинги?
2. Изучение эпохи викингов
Культура и быт
1. Религия
1) Структура мира
2) Мир, населенный людьми

4) Погребение мертвых
2. Общество
1) Рабы
2) Свободные люди

4) Житейские правила
3. Люди
1) Одежда
2) Украшения
3) Жилища и празднества
4. Искусство и поэзия
1) Поэзия

5. Заключение

Введение

1. Кто такие викинги?

В средневековых скандинавских языках слово “viking” означало «пират, корсар» - человек, который сколотил себе состояние, совершая морские набеги на берега чужих стран, или нападая на мирных путешественников в своих водах. Было и отвлеченное понятие “viking”, которое обозначало сам процесс разбоя за морем. Строго говоря, викингами следовало бы называть только тех людей, для которых разбой становился профессией. К обычным скандинавским крестьянам, купцам, поселенцам или ремесленникам того времени, да и к дружинникам, участвовавшим в династических войнах своих князей или в собственных «разборках», это слово вряд ли подходит. Тем не менее, именно скандинавские морские разбойники оказали наибольшее влияние на Европу того времени, и именно они с тех пор привлекают наибольшее внимание историков. Поэтому период скандинавской истории, начавшийся в 790-х годах (время первых известных набегов в Западной Европе), обычно называют «эпохой викингов». Этот период завершается примерно в середине XI века, когда набеги и переселения прекратились, обитатели поселений за пределами Скандинавии практически слились с местными жителями, а социальные изменения в самой Скандинавии привели к наступлению подлинного Средневековья. Слово «викинг» стало удобным термином для обозначения характерной культуры того времени, и поэтому мы теперь говорим не только о кораблях и об оружии викингов, но и об искусстве викингов, домах викингов и даже о сельском хозяйстве викингов, хотя людям той эпохи такие выражения показались бы совершенно бессмысленными.
Современники также не называли разбойников-викингов «викингами». Англосаксы именовали их “данами” - по стране, откуда они пришли. Франки звали “normanni” - люди севера. Германцы - “людьми ясеня”, возможно имея в виду их корабли, хотя корабли делали из дуба. Ирландцы же употребляли или слово “Gaill”, что означает иностранцы, или “Lochlannaigh” - северяне; при этом они порой различали датчан и норвежцев: первые были черными чужеземцами, вторые - белыми чужеземцами. Испанские арабы звали викингов “Majus”- язычники, а на востоке славяне, арабы и византийские греки назвали их “Rus” или “Ros” (возможно, первоначально это было финское название шведов). Сами же скандинавы считали себя обитателями какого-то определенного места - “людьми из Вест-фольда”,
”людьми из Хордаланда”, “людьми с возвышенностей” и так далее. Однако постепенно у них зародилось чувство национального единства; появились названия национальностей. Они также использовали слово “Nord-menn” - северяне, иногда в ограниченном значении “норвежцы”, но чаще в общем смысле “скандинавы”; второе значение привело к появлению в современном английском языке общих терминов “Northmen”, “Norsemen” и “Norse”. Происхождение самого слова “viking” неясно и весьма спорно. Наиболее общепринятое предположение - это то, что оно происходит от слова “vik” - (ручей, бухта) и появилось потому, что пираты обычно прятались в бухтах и устьях рек, чтобы нападать на проплывающие мимо корабли и обеспечить себе базу для набегов вдоль побережья.

2. Изучение эпохи викингов

Изучению эпохи викингов зачастую мешают традиционные представления о свирепых и безжалостных варварах, сеющих страх и разрушение в постоянных поисках добычи, и поэтому многие менее сенсационные, но столь же важные аспекты этого периода оказались вне сферы внимания. В основном это происходит потому, что европейские летописцы того времени дают весьма одностороннюю картину: они (что вполне понятно) считали викингов только разбойниками и вымогателями дани. Эти авторы почти ничего не знали, да и знать не хотели, о жизни викингов, об их культуре и торговле и даже о том, почему и откуда они приходят. Знания о викингах, их жизни и деятельности дома и за рубежом основываются на обширном материале самого различного свойства. Самыми основополагающими являются письменные источники (сюда входят, в частности, рунические надписи на памятных камнях, которые обыкновенно воздвигались в эпоху викингов), географические названия (имена собственные), археологические находки (продукты жизнедеятельности человека, фрагменты растений и животных и тому подобное), а так же сведения о климатических условиях, рельефе местности. Каждый источник требует надлежащего осмысления, что вызывает множество проблем. В силу этого для решения подобных задач привлекается целый ряд смежных отраслей науки, таких как история, литературоведение, языкознание, топонимика, археология, нумизматика, зоология, геология и многие другие. Каждая из этих наук в той или иной мере вносит свой вклад в изучение эпохи викингов. Благодаря этому, мы имеем возможность осветить эпоху викингов с самых разных сторон.

Культура и быт

1. Религия

Основными религиями эпохи викингов было язычество и христианство.
В последствии большинство северных народов было обращено в христианскую веру, тем не менее, и по сей день изучение старой языческой религии викингов является основой изучения культуры этих народов. Началом языческой религии послужило большое количество мифов и легенд о сотворении и строении мира.

1) Структура мира

Пространственная структура мира у викингов была очень сложна для изучения, но за много лет изучения ученым удалось выявить общую картину строения мира в понимании викингов. Структура включала в себя «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд. Ёрмунганд, также именуемый Мидгардсорм - морской змей из скандинавской мифологии, средний сын Локи и великанши Ангрбоды. Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль (мировое дерево), связывающий все 9 миров между собой:
Асгард - страна богов-асов, находящаяся на небе.
Ванахейм - мир, в котором живут боги-ваны.
Ётунхейм - мир ётунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда.
Льесальвхейм - мир светлых альвов.
Мидгард - срединный мир, населённый людьми(земля).
Муспелльхейм - огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный).
Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
Свартальвхейм - подземная страна цвергов.
Хельхейм - преисподняя, царство мёртвых.

2) Мир, населенный людьми

Истрория создания Мидгарда, мира людей.
В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард. Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла, от них образовалось человечество.

3) Язычество и жертвоприношения

Основой язычества было поклонение божествам, а также жертвоприношение им. Боги были главными среди множества сверхъестественных существ, и каждый из них играл свою более или менее четко очерченную роль, и был ответственен за какую-нибудь одну, важную сторону человеческого бытия. Их представляли в человеческом обличье, и в целом они вели себя, как люди. Боги разделялись на две семьи: асов и ванов. Асы были наиболее многочисленной из двух семей. Верховным божеством у них был Один, всеведущий бог воинов, бог мудрости, поэзии и битвы. Вместе с тем, не в пример другим богам, он был необуздан и непредсказуем и обладал многими необычайными способностями, которые позволяли ему совершать мистические и сверхъестественные действия. Викинги привели Одина к связи с войной и поэтому отдавали ему много почестей и жертвоприношений. Один был одноглазым, свой глаз он отдал за возможность испить из источника мудрости. Оружием его было копье, и он ездил верхом на восьминогом коне Слейпнире. У него были два ворона, Хугин и Мунин. Они каждый день летали по всему свету и собирали сведения обо всем, что происходило. Обитал Один в Валгалле, «чертоге мертвых». Сюда валькирии - девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, но которые не были богинями, - приводили к нему воинов с поля боя. Здесь воины проводили время в игрищах и празднествах в ожидании битвы с силами зла. Не менее могущественным из богов был Тор. Он повелевал в небе и был властен над молнией и громом, бурей и дождем, погодой и урожаем. В тех случаях, когда людям грозил мор и голод, они приносили жертву Тору. Тор являлся сыном Одина, но характер у него был совершенно иной. На него можно было положиться во всем и он ко всему относился с пониманием. Он обладал большой физической силой и, как свидетельствуют западноевропейские литературные источники, боролся со злом, олицетворением которого были великаны. Тор ездил в повозке, запряженной козлами, а оружием его был молот Мьеллнир. В обширном мире викингов ему поклонялись многие. Распространенным божественным символом был молот Тора. Украшение в виде миниатюрного молота Тора обычно носили на шее. Это единственный дохристианский символ, который всегда поддается точной идентификации. После введения христианства маленький молот Тора, который носили как амулет, был заменен крестом. Были и другие боги из семейства асов. Среди них - добрый сын Одина Бальдр. Существовал также страж богов ас Хеймдалль. Из семейства ванов наиболее выделялся бог Фрейр. Как утверждают источники, он являлся богом плодородия, который даровал людям мир и радость. Основные жертвоприношения Фрейру делали во время свадебных и ритуальных празднеств. Бог Фрейя была сестрой Фрейра, его женским воплощением, и она также являлась культом всеобщего поклонения. Она была богиней любви и плодородия, предводительницей дисов - женских созданий, в ведении которых было плодородие в природе и среди людей. Помимо двух семейств богов были норны . Норны - в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы (одна старая и дряхлая - Урд, другая - средних лет - Верданди, третья же совсем юная – Скульд), наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов, их называли богини судьбы, которым должны были подчиняться и люди, и боги, а также упоминавшиеся выше валькирии. Викинги верили неизбежную судьбу человека, которая определялась норнами, и поэтому нередко воздавали им почести. Существовали также злые великаны, враги богов и людей. Они обитали во внешнем круге Земли, но их можно было встретить в наиболее пустынных местах, наряду с противоречивым, хитрым и коварным Локи, который был отцом змея Мидгорда и волка Фенриса. Локи разъезжал между богами и великанами, строил козни, натравливая их друг на друга, и не однажды обманывал и тех, и других. В пустынных местах обитали также карлики, мудрые и хитроумные, которые были к тому же искусными мастерами-умельцами. Далее существовали эльфы, жившие в глубинах земли, и духи, сопровождавшие человека или его семью. Они олицетворяли то, что мы бы теперь назвали наследственными чертами. С умершими следовало обращаться хорошо. У них была особая форма существования после смерти. Мир был полон существ, которые оказывали влияние на жизнь и судьбу человека, и потому с ними лучше было находиться в дружеских отношениях. Следовало вести себя правильно, воздавать почести богам и другим сверхъестественным существам, отдавая им то, что им принадлежит.
Поклонение или жертвоприношения богам и другим сверхъестественным существам могло происходить в разных местах, в жилищах, также под открытым небом, например, в рощах, в особо святых местах, на холмах и горах, у ручьев. Возможно, были специальные алтари, представлявшие собой кучи камней, находившиеся или на природе, или внутри жилищ. Непосредственно места жертвоприношений не установлены, но большое количество археологических раскопок дают примерное их нахождение.

4) Погребение мертвых

Существовали также особые ритуалы, связанные со смертью людей и их захоронением. Царством мертвых у викингов был Хельхейм, владычицу этого мира звали Хель. В Хельхейм прибывали как мужчины, так и женщины, за исключением избранных воинов, которые погибли на поле боя, они попадали в чертог мертвых бога Одина. В могилу вместе с умершим клали множество вещей, которые могли понадобиться ему в иной жизни. Набор и количество предметов были различны. По вещам, имеющимся в захоронении, можно было определить социальный статус умершего. Усопшего могли похоронить даже вместе с его лошадью. Также в могилу ставили питье и еду, а также предметы, необходимые в дороге. Это свидетельствует о том, что переселение в царство мертвых представлялось как путешествие. Особенно невероятным для современного человека является обычай хоронить умершего вместе со спутником. Это могли быть мужчины либо женщины, которых убивали для того, чтобы они последовали в царство мертвых вместе с умершим. Спутники эти, скорее всего, были из числа рабов. Среди некоторых групп викингов существовал также обычай сжигать своих покойников и принадлежавшие им вещи, чтобы затем закопать все, что осталось после огня. Викинги думали, что так они помогают умершим быстрее попасть рай, преодолевая менее сложный путь.

2. Общество

Письменные источники обрисовывает три различных класса общества: рабов, свободных людей - бондов и военную знать.

1) Рабы

В Скандинавии в эпоху викингов, несомненно, было много рабов. Они были бесправны и бедны, не оказывали никакого политического или экономического влияния на общественную жизнь и практически не оставили в ней никакого следа. Рабов можно было приобрести путем покупки, их можно было добыть как пленных. Кроме того, людей, совершивших определенные преступления, в виде наказания также превращали в рабов. К детям, у которых мать и отец были рабами, статус родителей переходил по наследству. Целью многих викингских походов наверняка была возможность добыть себе рабов, либо для собственного пользования, либо для продажи.

2) Свободные люди

Основу общества составляли свободные люди. Это была большая и разнообразная группа, в которую помимо знати входили также бонды, крупные землевладельцы, арендаторы, охотники, сельскохозяйственные и другие наемные работники, некоторые группы ремесленников. К этой же категории свободных людей можно причислить торговцев и наемных воинов. Свободные люди имели право быть выслушанными на народном собрании, носить оружие и находиться под защитой закона. Однако на деле понятие свободы, скорее всего, было обусловлено благосостоянием.
У каждого человека была своя цена. Общественный статус личности также определял, разумеется, его роль и влияние при решении вопросов общественного характера. Большая часть свободных людей была занята в сельском хозяйстве, которое, пожалуй, почти повсеместно являлось основным источником пропитания. Земля давала статус и вселяла чувство веры в себя. Бытует также представление, будто решающее значение на статус имела древность рода, насчитывающего несколько поколений, и что такой род представлял собой большую сплоченную группу и продолжался исключительно по мужской линии.

3) Женщины, роли полов и дети

Многое из того, что мы знаем о викингах, свидетельствует: женщины жили в достаточно благоприятных условиях, и большинство из них пользовалось авторитетом и уважением внутри их социальной группы. Брак представлял собою союз равных, а также союз двух семейств. Не исключено, что в эпоху викингов их статус даже повысился. Поскольку мужчины в большинстве своем проводили время в викингских походах или торговых поездках, то все домашние дела, равно как и управление усадьбой, возлагались на женщин. Они не занимались ни торговлей, ни ремеслами. Основная задача женщин заключалась в сфере семьи и дома.
У детей, вероятно, был свой образ жизни до периода взросления. Нежеланных детей в языческие времена могли унести куда-нибудь с глаз долой и предоставить их собственной судьбе. Особое представление о жизни и смерти, бытовавшее в те времена, отражалось и на судьбе детей. Этим, очевидно, можно объяснить то обстоятельство, что детских могил, относящихся ко временам язычества, почти не встречается. Но у тех детей, которые выживали, детство, вероятно, было таким же, как и у остальных детей во все времена и у всех народов. Им рассказывали истории, для них пели песни. Были у них и игрушки, которые, по мере того как дети становились старше, все больше отображали мир взрослых. Но детство и отрочество в те времена длилось недолго. Дети быстро приобщались к домашним делам, и на них возлагались определенные обязанности.

4) Житейские правила

Все общество той эпохи придерживалось определенных традиций и жило в соответствии со строгим моральным кодексом. Нарушение норм поведения навлекало на человека бесчестье, вызывало осуждение общества и делало его изгоем. От человека требовалась лояльность по отношению к членам своей семьи и сотоварищам по «фелагу».Традиций следовало придерживаться и в отношениях между господином и подвластными ему людьми, в отношениях с друзьями, домочадцами и слугами. Существовали нормы гостеприимства и подношения даров, чрезвычайно важно было держать данное кому-либо слово, хотя этого правила не придерживались те, кто отправлялся в чужие земли с целью заключения мира. Месть полагалась за несправедливость и агрессию и за многое другое. Личная честь подкреплялась личными качествами. Славились деяния на пользу людей.

3. Люди

1) Одежда

Образцы одежды в целом виде не сохранились до наших дней, но обувь была обнаружена в большом количестве, особенно при раскопках на месте бывших городов. Это прежде всего башмаки и сапожки до щиколотки или выше. Верх обуви, как правило, был изготовлен из козьей шкуры, а подошва пришивалась отдельно. Обувь выполнена профессионально - ремесло башмачников было весьма распространенным в городах викингов. Покрой остается схожим в самых разных регионах. Обычно имеется ременная шнуровка, окантовка у горловины, а верх украшен декоративным швом, иногда цветным. Такова была обычная повседневная обувь. Что же касается нарядной обуви, которую знать носила с парадным платьем, то о ней почти ничего неизвестно. В отношении одежды все наоборот. Об одежде знати известно гораздо больше, чем о повседневном платье для бедняков. Оно скорее всего было очень простым. А вот о детских нарядах практически ничего неизвестно. Люди в ту эпоху часто использовали меха для подбивки плащей и оторочки одежды. Многие ткани представляли собою имитацию меха. Вязаных изделий в тот период не существовало, но в ходу были теплые одежды из пряжи, части которой «сшивались» в полотно по мере прядения. Имелись также элегантные рельефные ткани типа открытого плетения. Помимо отделки мехом или его имитации одежда часто украшалась аппликациями, вышивкой, шитьем из металлических нитей или лентами. Вплетали для украшения также золотые или серебряные нити. Часто встречаются окрашенные ткани.
Покрой и украшения мужской одежды имели разные варианты. Штаны могли быть облегающими и доходить до щиколоток или трубчатой формы штанины, которые покрывают бедра и расширяются книзу, или громадных размеров брюки типа гольф, которые подвязываются у колен. Штаны такого покроя, естественно, предусматривали ношение чулок. Если в ходу были чулки, то они были длинные, и придерживались с помощью ленты, прикрепленной к поясу на талии, а возможно, длинная лента обматывалась вокруг ноги. Мужские туники или рубахи могли быть и облегающими, и широкими. Их могли носить с поясом или без него. Плащи делались из плотной ткани. Они были квадратного покроя и присборены у правого плеча, с тем чтобы рука, держащая меч, была свободна. На плече плащ скреплялся большой застежкой-фибулой или бантом.
Распространено мнение, будто все скандинавские женщины носили стандартную одежду со стандартными украшениями, то есть это был своего рода национальный наряд. Речь идет об одежде высшей знати и представителей зажиточных средних классов. Не исключено, что такая одежда предназначалась для празднеств. Между тем одежда женщин была далеко не столь однообразной и однотипной. Разумеется, наиболее характерным и важным элементом одежды скандинавских женщин был сарафан на бретельках. О его покрое нам мало что известно, судя по всему, это мог быть облегающий сарафан из шерсти или льна, украшенный окантовкой и лентами. Окантовка шла по верху и по низу. Сверху она спускалась до подмышек, а снизу доходила примерно до середины бедра. Поддерживали сарафан бретельки, которые спереди были короче, а сзади длиннее. Спереди бретельки скреплялись у каждого плеча большими овальными фибулами. Между фибулами могло свисать ожерелье из разноцветных бусин, а на цепочке, свисавшей с одной из фибул, иногда могли находиться разные вещицы, которые полезно было всегда иметь под рукой: ножичек, игольник, ножницы, ключ. Под сарафаном женщины обычно носили длинную рубаху, которая могла быть гладкой или плиссированной. Поверх сарафана, вероятно, надевался кафтан из тонкой кожи, или еще какая нибудь одежда. Вместе с тем, многие скандинавские женщины обычно набрасывали поверх сарафана плащ или накидку, застегивая их спереди красивыми фибулами из золота, серебра или бронзы. Чаще всего такие фибулы имели продолговатую или округлую форму, либо форму трилистника.

2) Украшения

Тяга к прекрасному нашла также свое отражение в фибулах и других украшениях. С их помощью можно было не только приукрасить себя, но и выставить напоказ свое богатство. Вместе с тем, украшений, не имевших функционального назначения, было не так уж много. Это - браслеты, ожерелья, шейные обручи и разнообразные подвески на цепочках, перстни носили редко. Подобные подвески в основном представляли собою христианские или языческие символы, такие, как крестик или миниатюрный молот Тора. Приобретение украшений, таких, как браслеты, шейные обручи из драгоценного металла, являлось также способом накопления богатства, как это бытовало повсюду в мире. Большая часть дошедших до нас скандинавских украшений изготовлена из серебра, иногда использовалось золото. Украшения, как правило, имели простую форму, а многие из них были к тому же соотнесены с определенной весовой системой, так что их стоимость можно было установить без особого труда. Таким образом, как женщины, так и мужчины могли носить свое богатство на себе и похваляться им.

3) Жилища и празднества

Непосредственным местом обитания людей было жилище - большое или маленькое, богатое или бедное, в зависимости от экономического положения и социального статуса его обитателей. Как станет ясно из дальнейшего, между внешним видом и размерами городских домов и домов в сельской местности существовали различия, однако и те, и другие располагались на четко ограниченном участке, огороженном изгородью или забором, в окружении надворных построек того или иного назначения. Это видно по многим археологическим раскопкам. Строительные материалы (дерево, глина, камень, дерн или их сочетания), а также техника строительства варьировались в зависимости от местных ресурсов. Конструкции домов постоянно претерпевали изменения, и со временем внутренние опорные столбы, подпиравшие кровлю домов, исчезли, а остальные столбы перестали зарывать в землю. Их помещали на каменные основания, чтобы избежать гниения древесины. Дома определенной конструкции строились из определенных материалов. Небольшие, углубленные в грунт землянки напоминали куполообразные возвышения, сложенные из земли и дерна. Жилища высшей знати выделялись своими размерами, формой и мастерством постройки. Дома часто украшались великолепной резьбой и были покрыты яркой краской. Входные двери, как правило, отличались простотой, но, вместе с тем, они могли быть украшены резьбой или окованы железом. Как в жилых домах, так и в других постройках в ходу были дверные замки. Часто они делались из дерева, но иногда также из железа. Замок был символом неприкосновенности чужой собственности; воровство из запертого на замок дома считалось особо тяжким преступлением и в соответствии с этим влекло за собой суровое наказание. На лицо, хранившее при себе ключи от замков, а как правило, это была женщина, налагалась особая ответственность, и она наделялась особым статусом. Внутри дом обычно состоял из нескольких помещений, в которых царила полутьма, поскольку слуховые окна были малы, их было немного, и они почти не пропускали света. Их, очевидно, закрывали ставнями. Немного света давали и отверстия в крыше, через которые выходил дым от очагов и печей. Огонь очага также освещал внутренность дома. Если света требовалось побольше, например, при выполнении какой нибудь ручной работы, то, вероятно, зажигались масляные лампы. Кроме того, в ходу были восковые свечи, которые стоили дорого, а также более дешевые сальные свечи. Пол был земляной, хорошо утрамбованный и, вероятно, покрытый соломой. Вдоль стен шли выступающие земляные возвышения, обложенные деревом. В небольших домах ширина их не превышала ширины обычной скамьи, а в больших богатых домах могла доходить до полутора метров. На этих возвышениях обитатели обычно проводили большую часть времени, а пол использовался лишь для прохода по нему. Такие возвышения уберегали от холода и сквозняков. Очаг обычно находился в центре общей жилой комнаты. Он располагался на чуть приподнятой над полом четырехугольной площадке и служил, главным образом, для приготовления пищи и обогрева помещения. В некоторых домах, помимо открытого очага, у стены находилась небольшая, округлой формы печь, служившая для тех же целей, Иногда она заменяла очаг. Дым от очага и от печи, прежде чем выйти наружу через отверстие в крыше, распространялся по жилью, и в зимние периоды, когда люди большую часть времени находились внутри дома, они постоянно страдали от легкого отравления. Основное убранство дома состояло из тканей и шкур (настенные ковры, покрывала, подушки), а также ларцов и сундуков с висячими замками. Они были единственной меблировкой дома в те времена, и в них хранились вещи. Наверняка имелись еще и низкие лавки, а что касается другой мебели, то ее, можно сказать, почти не было, так что и фрагментов ее сохранилось немного. Как и поныне во многих уголках мира, люди обычно сидели на корточках или скрестив под собой ноги. В такой позе они вели беседы, принимали пищу, развлекались. Спальные места находились в альковах или небольших каморках, а иногда просто на возвышениях у стен, где на ночь расстилали постель.
В промежутках трезвости между сериями пиршеств люди, вероятно, проводили время традиционным способом. Они вели глубокомысленные беседы, осушали кубки, совещались между собой, сплетничали, играли в настольные игры и уделяли внимание противоположному полу. Мужчины помимо этого отправлялись верхом на охоту, с охотничьими псами и ловчими птицами, или устраивали поединки. А женщины тем временем занимались рукоделием или какой нибудь другой ручной работой.

4. Искусство и поэзия

Искусство викингов было самобытным, исполненным жизни и фантазии. Оно являлось общескандинавским и обладало только ему присущими чертами. Это в равной степени относится как к орнаментике, так и к изобразительному искусству и поэзии. Как вид искусства наиболее долговечной оказалась поэзия.

1) Поэзия

В других разделах этой книги мы касались поэзии викингов в связи с историческими событиями, религией, моралью и многим другим. В данном разделе приводится краткое описание самой поэзии, ее социального содержания и формы. Ритмика, стиль и лексика той эпохи отпугивают нетерпеливого читателя от знакомства с эддическими стихами и скальдическими песнями, но одновременно они очаровывают и захватывают того, кто стремится проникнуть в мир этой поэзии, постичь ее образность и форму, воспринять ее ритмику. По форме и содержанию скандинавскую поэзию эпохи викингов можно разделить на три группы: рунические стихи, эддические стихи и скальдические стихи. Говоря о рунических стихах, мы имеем в виду образцы поэзии, запечатленные на рунических камнях и в некоторых других надписях. Это, как правило, краткие хвалебные стихи в память об именитых людях, отличающиеся простым размером и легко доступные для понимания. Эддическая поэзия также отличается простой струтурой и содержанием эпического характера и близка к фольклору. Большинство скальдических стихов дошли до нас, благодаря исландским сагам. Здесь пространные песни разбиты на отдельные строфы, которые вставлены в прозаическое повествование для усиления его эффекта. Поэтому зачастую трудно бывает представить себе структуру этого стихотворения в целом. Большая часть скальдической поэзии - это восхваление знаменитых королей и хевдингов. Создавались стихи, по всей вероятности, не менее знаменитыми скальдами и были приурочены к определенным случаям. В противоположность эддическим стихам, стихи скальдов повествуют о современных им событиях, и нередко мы имеем возможность соотнести их с тем или другим эпизодом истории того времени. Поэтому скальдические стихи поддаются довольно точному датированию, и можно предположить, что многие их них доносят до нас сквозь даль веков слова и память о том времени, несмотря на то, что созданы они были много лет назад. Стихи скальдов отличают сложная метрика и особый художественный стиль, и это свидетельствует о том, что создавались они для подготовленного слушателя. Можно утверждать, что многие строфы дошли до нашего времени именно благодаря тому, что скальдическая поэзия считалась одним из наиболее изысканных видов искусства.

2) Орнаментальное и изобразительное искусство

Искусство эпохи викингов стремилось к контрастности, краскам и к гармонии движения. Это было яркое, выразительное искусство, и его язык был понят и оценен. В лучших работах детали воспроизводятся столь же тщательно, как и все произведение в целом. Часто орнаментика бывает столь мелкой, что ее восприятие дается лишь путем пристального изучения с близкого расстояния. Лучше в
и т.д.................