Табличные модели — Гипермаркет знаний

Поэтому обычно статистическая таблица определяется как форма компактного наглядного представления статистических данных.

Анализ таблиц позволяет решать многие задачи при изучении изменения явлений во времени, структуры явлений и их взаимосвязей. Таким образом, статистические таблицы выполняют роль универсального средства рационального представления, обобщения и анализа статистической информации.

Внешне статистическая таблица представляет собой систему построенных особым образом горизонтальных строк и вертикальных столбцов, имеющих общий заголовок, заглавия граф и строк, на пересечении которых и записываются статистические данные.

Каждая цифра в статистических таблицах — это конкретный показатель, характеризующий размеры или уровни, динамику, структуру или взаимосвязи явлений в конкретных условиях места и времени, то есть определенная количественно-качественная характеристика изучаемого явления.

Если таблица не заполнена цифрами, то есть имеет только общий заголовок, заглавия граф и строк, то мы имеем макет статистической таблицы. Именно с его разработки и начинается процесс составления статистических таблиц.

Основными элементами статистической таблицы являются подлежащее и сказуемое таблицы .

Подлежащее таблицы — это объект статистического изучения, то есть отдельные единицы совокупности, их группы или вся совокупность в целом.

Сказуемое таблицы — это статистические показатели, характеризующие изучаемый объект.

Подлежащее и показатели сказуемого таблицы должны быть определены очень точно. Как правило подлежащее распологается в левой части таблицы и составляет содержание строк, а сказуемое — в правой части таблицы и составляет содержание граф.

Обычно при расположении показателей сказуемого в таблице придерживаются следующего правила: сначала приводят абсолютные показатели, характеризующие объем изучаемой совокупности, затем — расчетные относительные показатели, отражающие стркутуру, динамику и взаимосвязи между показателями.

Построение аналитических таблиц

Построение аналитических таблиц таково. Любая таблица состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее раскрывает экономическое явление, о котором идет речь в данной таблице и содержит набор показателей, отображающих это явление. Сказуемое таблицы поясняет, какие именно признаки отображают подлежащее.

Некоторые таблицы отражают изменения структуры каких-либо . В таких таблицах помещается информация о составе анализируемого экономического явления как в базисном, так и в отчетном периоде. По этим данным определяется доля (удельный вес) каждой части в общей совокупности и рассчитываются отклонения от базисных удельных весов по каждой части.

Отдельные таблицы могут отражать взаимосвязь между экономическими показателями по каким-либо признакам. В подобных таблицах информация по данному экономическому показателю располагается в порядке возрастания или убывания числовых величин, характеризующих этот показатель.

В экономическом анализе составляются также таблицы, отражающие результаты определения влияния отдельных факторов на величину анализируемого обобщающего (результативного) показателя. При оформлении подобных таблиц вначале помещают информацию о факторах, влияющих на обобщающий показатель, затем информацию о самом обобщающем показателе и наконец об изменении этого показателя в совокупности, а также за счет воздействия каждого анализируемого фактора. Отдельные аналитические таблицы отражают результаты подсчета резервов улучшения экономических показателей, выявленные в результате проведенного анализа. В таких таблицах показывается как фактический, так и теоретически возможный размер влияния отдельных факторов, а также возможная величина резерва роста обобщающего показателя за счет влияния каждого отдельного фактора.

Наконец, в анализе хозяйственной деятельности составляются также таблицы, которые предназначены для обобщения результатов проведенного анализа.

Практикой статистики разработаны следующие правила составления таблиц:

  • Таблица должна быть выразительной и компактной. Поэтому вместо одной громозкой таблицы по множеству признаков лучше сделать несколько небольших по объему, но наглядных, отвечающих задаче исследования таблиц.
  • Название таблицы, заглавия граф и строк следует формулировать точно и лаконично.
  • В таблице обязательно должны быть указаны: изучаемый объект, территория, и время к которым относятся приводимые в таблице данные, единицы измерения.
  • Если какие-то данные отсутствуют, то в таблице либо ставят многоточие, либо пишут "нет сведений", если какое-то явление не имело места, то ставят тире
  • Значения одних и тех же показателей приводятся в таблице с одинаковой степенью точности.
  • Таблица должна иметь итоги по группам, подгруппам и в целом. Если суммирование данных невозможно, то в этой графе ставят знак умножения "*".
  • В больших таблицах после каждых пяти строк деляют промежуток, чтобы было удобнее читать и анализировать таблицу.

Виды статистических таблиц

Среди методов наиболее распространен табличный метод (способ) отображения исследуемых цифровых данных. Дело в том, что как исходные данные для проведения анализа, так и различные расчеты, а также результаты проведенного исследования оформляются в виде аналитических таблиц. Таблицы представляют собой весьма целесообразную и наглядную форму отображения числовой информации, используемой в . В аналитических таблицах в определенном порядке располагается цифровая информация об изучаемых экономических явлениях. Табличный материал гораздо более информативен и нагляден по сравнению с текстовым изложением материала. Таблицы позволяют представить аналитические материалы в виде единой целостной системы.

Вид статистической таблицы определятеся характером разработки показателей ее полежащего.

Различают три вида статистических таблиц:
  • простые
  • групповые
  • комбинационные

Простые таблицы содержат перечень отдельных единиц, входящих в состав совокупности анализируемого экономического явления. В групповых таблицах цифровая информация в разрезе отдельных составных частей исследуемой совокупности данных объединяется в определенные группы в соответствии с каким-либо признаком. Комбинированные таблицы содержат отдельные группы и подгруппы, на которые подразделяются , характеризующие изучаемое экономическое явление. При этом такое подразделение осуществляется не по одному, а по нескольким признакам. в групповых таблицах осуществляется простая группировка показателей, а в комбинированных — комбинированная группировка. Простые таблицы вообще не содержат никакой группировки показателей. Последний вид таблиц содержит лишь несгруппированный набор сведений об анализируемом экономическом явлении.

Простые таблицы

Простые таблицы имеют в подлежащем перечень единиц совокупности, времени или территорий.

Групповые таблицы

Групповыми называются таблицы, имеющие в подлежащем группировку единиц совокупности по одному признаку.

Комбинационные таблицы

Комбинационные таблицы имеют в подлежащем группировку единиц совокупности по двум или более признакам.

По характеру разработки показателей сказуемого различают:

  • таблицы с простой разработкой показателей сказуемого, в которых имеет место параллельное расположение показателей сказуемого.
  • таблицы со сложной разработкой показателей сказуемого, в которых имеет место комбинирование показателей сказуемого: внутри групп, образованных по одному признаку, выделяют подгруппы по другому признаку.

Таблица с простой разработкой показателей сказуемого

Отделения

Численность студентов, чел.

В том числе

в возрасте, лет

23 и более

Вечернее

В сказуемом этой таблицы приводятся данные сначала о распределении студентов по полу, а затем — по возрасту, т.е. имеют место изолированные характеристики по двум признакам.

Таблица со сложной разработкой показателей сказуемого

Отделения

Численность студентов, чел.

В том числе

из них в возрасте, лет

из них в возрасте, лет

23 и более

23 и более

Вечернее

Сказуемое этой таблицы не только характеризует распределение студентов по каждому из двух выделенных признаков, но и позволяет изучить состав каждой группы, выделенной по одному признаку — полу, по другому признаку — возрасту студентво, т.е. имеет место комбинирование двух признаков.

Следовательно, таблицы со сложной разработкой показателей сказуемого обеспечивают более широкие возможности для анализа изучаемых показателей и взаимосвязей между ними. Простую и сложную разработку показателей сказуемого может иметь таблица любого вида: простая, групповая, комбинационная.

В зависимости от этапа статистического исследования таблицы делятся на:
  • разработочные (вспомогательные), цель которых обобщить информацию по отдельным единицам совокупности для получения итоговых показателей.
  • сводные , задача которых показать итоги по группам и всей совокупности в целом.
  • аналитические таблицы, задача которых — расчет обобщающих характеристик и подготовка информационной базы для анализа и структуры и структурыных сдвигов, динамики изучаемых явлений и взяимосвязей между показателями.

Итак, мы рассмотрели табличный метод отображения исследуемых цифровых данных, широко используемый в ходе проведения анализа экономических явлений, статистических данных и хозяйственной деятельности организаций.

По какому принципу все химические элементы, входящие в состав живой природы, разделяют на макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы?

Предложите свою альтернативную классификацию химических элементов, основанную на другом принципе.
Помогите пожалуйста)))))

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа Условия работы. Опыт можно проводить

одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа. Ход работы Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время. Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах. Оформление результатов Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси У (ординате) - время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова. Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом. 8 54 16 2.png Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным. Объясните опыт, ответив на следующие вопросы: Вот вопросы 1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле¬менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам? 2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма? 3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами - вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

выполните задания C2.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
Дети заражаются ВИЧ несколькими путями. Один из них – передача
инфекции от зараженной вирусом матери. Матери, как правило, заражаются
при внутривенном введении наркотиков или половых контактах. Вирус
иммунодефицита человека может передаваться до, во время или после родов.
Очень важна ранняя диагностика ВИЧ у ребенка. Если мать не знает о том,
что она заражена ВИЧ, и вскармливает родившегося ребенка грудью, то риск
заражения возрастает. Чаще всего заражение ребенка происходит во время
родов. По этой причине инфицированной женщине показано кесарево
сечение.
Во многих школах существуют программы, информирующие подростков о
рисках заражения ВИЧ. Однако большинство подростков
14–17 лет по-прежнему убеждены, что они не подвержены заражению. Но как
только эти подростки становятся сексуально активными – риск появляется.
Вирус передаётся при незащищённых половых контактах, при внутривенном
введении наркотиков, при использовании инфицированных вакцин или
сывороток, а также от кормящей матери к ребенку. Беременность в
подростковом возрасте говорит о том, что эти молодые женщины относятся к
группе высокого риска заражения инфекциями, передающимися половым
путем.
Каждый человек должен знать о возможности заражения ВИЧ и принимать
все меры предосторожности, позволяющие избежать ВИЧ-инфицирования. К
таким мерам относят: отказ от случайных половых контактов и
использование презервативов, отказ от любого предложения попробовать
наркотики; при возможности нужно убедиться, что вводимые лечебные
средства проверены на ВИЧ.
Понимание того, как предаётся ВИЧ, поможет избежать неприятия и
отчуждения больных людей. Именно поэтому средства массовой информации
должны информировать общество о путях заражения ВИЧ и мерах его
профилактики.

C2 Используя содержание текста «Вирус иммунодефицита человека
(ВИЧ) и знания курса, ответьте на следующие вопросы. В какой
момент эмбрионального развития человека вероятность заражения
ВИЧ максимальна и почему? Какие мероприятия, на ваш взгляд,
следует проводить по сокращению численности ВИЧ-
инфицированных и больных среди молодежи? Почему многие люди
избегают общения с ВИЧ-инфицированными и больными, и что
необходимо сделать, чтобы снизить этот страх?

http://schz1061.mskzapad.ru/files/tr12bio92.pdf Сделайте, пожалуйсчта ещё вот тут С3 варианта1.




Задания


1) преобладают особи с максимальным значением признака
2) особей с небольшим числом костных лучей большинство
3) всего исследовано 138 особей
4) наибольшее число особей имеют семь костных лучей
5) средняя варианта признака проявляется у 100 особей

Ответ




1) большинство соцветий имеет семь краевых цветков
2) среднее значение признака проявляется у большинства соцветий
3) максимальное число краевых цветков у соцветий равно 15
4) наибольшее число соцветий имеют максимальное значение признака
5) анализ проведен у 15 особей растений

Ответ



Проанализируйте график «Выживание муфлона в Лондонском зоопарке». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) исследована группа животных, состоящая из 79 особей
2) три четыре особи проживают 118 месяцев
3) родившиеся особи часто гибнут на третьем году жизни
4) большая часть особей доживает до восьми лет
5) в исходной популяции средний возраст особей составляет один год

Ответ



Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика.
1) Чем больше семена находятся в земле, тем лучше их всхожесть.
2) На 11 день прорастают 15% семян.
3) После 10 дня зависимость прорастания семян от продолжительности нахождения в земле становится обратно пропорциональной.
4) Семена начинают всходить на 4-6 день.
5) На 8 день всхожесть семян максимальная.

Ответ



Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от различных факторов. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) скорость фотосинтеза при интенсивности освещения возрастает
2) скорость фотосинтеза не зависит от концентрации угарного газа
3) все реакции фотосинтеза катализируются ферментами, для которых оптимальная температура 25 градусов.

Ответ




1) между хищниками происходит конкуренция
2) численность жертвы изменяет численность хищника
3) в 1946 году наблюдалась самая высокая численность волков
4) численность хищников возрастает прямо пропорционально численности жертв
5) высота пиков популяционных волн жертв и хищника совпадают

Ответ



Проанализируйте таблицу «Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 - по 1952 годы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных таблицы. Каково соотношение числа мужчин и женщин долгожителей в период с 1940 по 1945 гг.?
1) примерно одинаковое и составляет 1:1
2) женщин в два раза больше, чем мужчин
3) средний возраст женщин составляет 100 лет
4) наибольшее число женщин на одного мужчину приходится на 1942 год
5) на одного мужчину приходится примерно 4-5 женщин

Ответ



Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5.
2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.

Ответ



Изучите график, отражающий распределение семян тыквы по их величине. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Чем сильнее отклонение от средней величины признака, тем меньше частота встречаемости этого признака.
2) Вариационная кривая графика – это графическое выражение характера изменчивости признака.
3) Средняя величина признака не встречается в природных популяциях.
4) Средняя величина признака – это отклонение от нормы.

Ответ



Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, выберите верные утверждения. Химический состав морской воды и сыворотки крови
1) Натрия, калия и кислорода в морской воде меньше, чем в сыворотке крови.
2) Хлор преобладает и в составе морской воды, и в составе сыворотки крови.
3) Натрий, калий и кислород содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде.
4) Количество хлора в сыворотке не значительно.
5) Кальций преобладает и в составе морской воды, и в составе сыворотки крови.

Ответ



Проанализируйте график «Динамика численности зайцев и хищников». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) хищники не являются конкурентами
2) изменения численности жертвы опережает изменение численности хищника
3) в 1950 году наблюдалась самая низкая численность жертвы
4) при низкой численности зайцев увеличивается численность рыси
5) небольшая численность хищников повышает численность зайцев

Ответ



Проанализируйте график «Вариационная кривая изменчивости числа краевых цветков в соцветии хризантемы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) большинство соцветий содержат по семь краевых цветков
2) исследовано более 500 соцветий хризантемы
3) максимальное число краевых цветков у соцветий равно 12
4) наибольшее число соцветий имеют минимальное значение признака
5) анализ проведен у 16 особей растений

Ответ



Проанализируйте график «Вариационная кривая изменчивости костных лучей в хвостовом плавнике камбалы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) преобладают особи с минимальным значением признака
2) особей с небольшим числом костных лучей 60
3) большинство особей имеют семь костных лучей
4) наибольшее число костных лучей составляет 10
5) средняя варианта признака проявляется у 130 особей

Ответ



Проанализируйте таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека» и сделайте выводы. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Концентрация калия практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу.
2) Белки, жиры и гликоген отфильтровываются сразу и не попадают в первичную мочу.
3) Глюкоза отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной.
4) Первичная и вторичная моча идентичны по составу.
5) Концентрация мочевины в плазме крови и во вторичной моче не отличаются.

Ответ



Пользуясь таблицей «Относительное содержание основных химических элементов», выберите правильные суждения.
1) У животных и растений наблюдается сходство химического состава.
2) У вселенной и растений наблюдается сходство химического состава.
3) Доля железа как металла достигает в живых организмах максимальной величины.
4) Ионы железа входят в состав гемоглобина.
5) Доля магния как металла достигает в живых организмах максимальной величины.

Ответ



Изучите график стабилизирующего отбора. Выберите утверждения, которые соответствуют характеристике стабилизирующего естественного отбора. В ответе запишите номера выбранных утверждений.

2) сохранение неизменности признака за счет неменяющихся условий обитания
3) отбор в пользу гетерозигот
4) отбор особей с полезными признаками в новых изменившихся условиях среды
5) отбор приводит к полиморфизму в популяции

Ответ



Проанализируйте график «Выживание муфлона в Лондонском зоопарке». Выберите утверждения, которые можно cформулировать на основании анализа представленных данных.
1) с увеличением возраста особей число выживших уменьшается
2) половина из родившихся особей проживают 100 месяцев
3) гибель особей постепенно нарастает
4) большая часть особей доживает до десяти лет
5) в исследуемой группе животных средний возраст составляет 2 года

Ответ



Изучите график ферментативной реакции. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) При повышении температуры скорость ферментативной реакции постоянно возрастает.
2) Скорость ферментативной реакции оптимальна при температуре около 36 градусов.
3) При понижении температуры от 25 градусов скорость реакции резко снижается.

Ответ



Изучите график «Движущая форма естественного отбора». Выберете номера утверждений, которые характеризуют данную форму отбора.
1) действует в условиях долго не меняющейся среды
2) обеспечивает закрепление нового признака организмов
3) сохраняет особи с полезными отклонениями
4) сохраняет особи с нормой реакции, установившейся на длительное время

Ответ



Проанализируйте график «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы.
1) размер семян 14-15 мм – максимальный размер
2) реже всего встречаются семена размером от 11 до 12 мм
3) наиболее часто встречаются семена среднего размера
4) средний размер семян колеблется в пределах 14-15 мм
5) семян более 19 мм не бывает в природе

Ответ



Проанализируйте график динамики частоты пульса в покое в условиях высокогорья. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) сначала увеличивается, а потом снижается
2) остается неизменной в указанном интервале

4) восстановление пульса происходит на 31-й день

Ответ



Проанализируйте график, отражающий колебания численности биомассы насекомых в течение года. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основа Вашего анализа.
1) Биомасса насекомых и их численность связаны между собой.
2) В конце осени биомасса насекомых резко уменьшается.
3) Период размножения насекомых начинается в мае.
4) Наибольшая численность насекомых приходится на осень и весну.
5) Зиму насекомые проводят в спячке.

Ответ



Изучите график разрывающего (дизруптивного) отбора. Выберите утверждения, которые соответствуют характеристике разрывающего естественного отбора. В ответе запишите номера выбранных утверждений.
1) отбор особей со средним значением признака в популяции
2) деление популяции на несколько групп, обитающих на одной территории
3) отбор в пользу дигетерозигот
4) сохранение неизменности признака за счет неменяющихся условий обитания

Ответ



Изучите график зависимости скорости реакции от концентрации фермента. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1. Скорость ферментативной реакции не зависит от концентрации фермента.
2. Скорость ферментативной реакции существенно зависит от концентрации фермента.
3. При повышении концентрации фермента скорость реакции повышается.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 по 1952 годы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных таблицы. Каково соотношение числа мужчин и женщин долгожителей в период с 1947 по 1950 гг.?
1) примерно одинаковое и составляет 1: 1
2) мужчин больше, чем женщин
3) женщин примерно в 5 раз больше, чем мужчин
4) соотношение женщин и мужчин составляет 1: 17
5) на одного мужчину приходится примерно 6 женщин

Ответ



Проанализируйте график изменения численности зайцев и рыси. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) В 1886 году численность зайцев резко сократилась, по сравнению с 1885 годом
2) Увеличение численности рыси не влияет на численность зайцев
3) Изменение численности зайцев напрямую связано с численностью рыси
4) Максимальная численность зайцев была зафиксирована в 1886 году
5) Численность рыси в 1887 году составила 600 особей

Ответ



Проанализируйте таблицу «Количество влаги для прорастания семян» и сделайте выводы. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Для прорастания семян ржи необходима 100% влажность
2) Наименьшее количество влаги необходимо кукурузе
3) Для проращивания семян льна их заливают водой
4) Для проращивания семян кукурузы влажность должна составлять половину от максимума
5) Наименьшее количество влаги необходимо просу.

Ответ



Проанализируйте график зависимости числа случаев кариеса от среднего количества сахара, потребляемого на душу населения в разных странах. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных предложений.
1) частота встречаемости кариеса не зависит от количества потребляемого сахара
2) умеренное потребление сахара (2 ч. ложки в день) практически не способствует развитию кариеса
3) в цивилизованных странах кариес встречается реже
4) чем больше потребляется в стране сахара, тем чаще в ней встречается кариес
5) потребление сахара в мире постоянно растет

Ответ



Проанализируйте таблицу показателей индекса массы тела (ИМТ) и сделайте выводы. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) У первого исследуемого выраженный дефицит массы
2) У второго и третьего исследуемого нет дефицита массы
3) У первого и третьего исследуемого приемлемый ИМТ
4) У третьего исследуемого ожирение третьей степени
5) У второго исследуемого нет избыточного веса

Ответ



Испытуемым демонстрировались цифры разных цветови чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект. Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.
2) Время узнавания цифр не зависит от их цвета.
3) Чёрные объекты распознаются быстрее цветных.
4) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.
5) В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Функция почек во время беременности». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) По показателям мочи можно определить наличие проблем со здоровьем.
2) Самая большая нагрузка на почки наблюдается в первом триместре беременности.
3) Почечный кровоток зависит от возраста женщины.
4) По концентрации глюкозы в моче здоровой женщины можно судить о сроках беременности.
5) Содержание белка в моче беременных женщин зависит от наличия воспаления.

Ответ



Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z. По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у – их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы. Животное Z относят к
1) всеядным животным
2) консументам II порядка
3) производителям органических веществ
4) полуводным животным
5) обитателям тундры

Ответ



Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений. Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии
3) зависит от генетической программы организма
4) в интервале от 20 до 36 °С повышается
5) уменьшается при температуре выше 36 °С

Ответ



Проанализируйте график зависимости скорости от температуры. Выберите утверждния, которые можно сформулировать на основе анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) исследуется фермент теплокровного животного
2) при повышении температуры происходит денатурация ферментов
3) фермент наиболее активен при температуре 38 градусов
4) все ферменты являются белками
5) скорость ферментативной реакции зависит от температуры

Ответ



Проанализируйте график рождаемости и смертности в России в период с 1990 по 2009 годы и сделайте выводы.
1) В 1990 году было наибольшее количество родившихся людей
2) В период с 1990 до 1999 наблюдалось падение рождаемости
3) В период с 1997 до 2003 наблюдается рост смертности
4) В период с 1992 до 2009 рождаемость преобладала над смертностью
5) В период с 2000 до 2002 рождаемость росла, а смертность снижалась

Ответ



Проанализируйте график изменения интенсивности роста проростков кукурузы при различных температурах. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Максимальная интенсивность роста достигается при 35 °С
2) Резкое падение интенсивности роста наблюдается в интервале температур от 32 до 48 °С
3) Температуры выше 32 °С негативно сказываются на росте проростков кукурузы
4) При температуре 32 °С достигается максимальная интенсивность роста равная 12 условным единицам
5) На интенсивность роста проростков кукурузы практически не оказывает влияние температура окружающей среды

Ответ



Проанализируйте таблицу «Процессы в ЖКТ». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) 1,5-2,0
2) 5,4-7,0
3) Жиры
4) Белки, жиры, углеводы
5) Ротовая полость
6) Слепая кишка

Ответ



Проанализируйте таблицу «Число устьиц на 1 квадратный миллиметр листа» и сделайте выводы.
1) Устьица нужны для испарения воды и газообмена с окружающей средой.
2) У злаков число устьиц на обеих поверхностях листа примерно одинаково.
3) Кувшинка – водное растение, устьица находятся только на нижней стороне листа, и испарение происходит через его поверхность.
4) Слива и яблоня имеют устьица только на нижней стороне листа.
5) Количество и условия расположения устьиц не зависит от места произрастания растения

Ответ



Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответ номера выбранных утверждений.
1) Рост насекомого происходит плавно, без видимых скачков.
2) Вторая линька приходится на 14-15 день
3) Рост очень резкий на протяжении всего времени.
4) Между 26 и 30 днями наблюдается линька.
5) Периоды покоя насекомого сменяются резким ростом.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Выживание куропаток». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) максимальная выживаемость достигается ко второму году жизни
2) смертность куропаток прямо пропорциональна возрасту
3) большую часть жизни смертность составляет около трети от числа особей данного возраста
4) на 6-10 году жизни выживаемость растет
5) минимальная выживаемость в начале и в конце жизни особей вида

Ответ



Проанализируйте график «Зависимость активности ферментов от температуры». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа этого графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений. Активность фермента:
1) зависит от его количества и температуры среды
2) максимальна при температуре 43 градуса
3) равна нулю при 11 градусах
4) с повышением температуры выше 46 градусов резко падает
5) оптимальна в диапазоне 36–46 градусов

Ответ



Проанализируйте график «Скорость роста» и сделайте выводы.
1) чем больше особей в популяции, тем выше скорость ее роста
2) чем меньше особей в популяции, тем выше скорость ее роста
3) рост числа особей в популяции постоянен
4) максимальная скорость роста наблюдается при численности особей – от 400 до 600.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Зависимость кислородной емкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря». Выбери те утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) у животных с одинаковым количеством эритроцитов в 1мм3 крови одинаковое содержание в них гемоглобина
2) между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в 1мм3 крови существует обратно пропорциональная зависимость
3) между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в 1мм3 крови существует прямо пропорциональная зависимость
4) между количеством эритроцитов в 1мм3 крови и содержанием в них гемоглобина существует прямо пропорциональная зависимость
5) у животных, живущих на одинаковой высоте, может быть разное количество эритроцитов в 1мм3 крови, но всегда одинаковое содержание в них гемоглобина

Ответ



Проанализируйте таблицу ""Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха"". Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава вдыхаемого воздуха: в нем меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.
2) В выдыхаемом воздухе кислорода содержится меньше, чем в альвеолярном.
3) Количество углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе практически не меняется.
4) Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.
5) Пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащенное дыхание.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов сороки обыкновенной». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) чем больше яиц в кладке, тем больше вылупляется из них птенцов
2) в среднем сорока откладывает 7 яиц
3) не все птенцы вылупляются из яиц, в среднем появляется 5 птенцов
4) все вылупившиеся птенцы выживают
5) сорока откладывает яйца в разные дни (по 1 яйцу в день), и поэтому птенцы в гнезде разновозрастные

Ответ



Проанализируйте график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (х – температура среды в °С, у – относительная работоспособность в %). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) сначала незначительно растет, а потом снижается

3) медленно растет в указанном интервале температур
4) работоспособность у человека резко снижается
5) снижается на всем указанном интервале

Ответ



Проанализируйте график изменения активности фермента каталазы у пчел в течение года. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) активность фермента каталазы у пчел не зависит от времени года
2) весной и осенью у пчел происходит увеличение активности фермента каталазы
3) максимальная активность фермента каталазы у пчел приходится на зимние месяцы
4) весной и осенью у пчел происходит снижение активности фермента каталазы
5) минимальная активность фермента каталазы у пчел приходится на летние месяцы

Ответ



Проанализируйте график изменения количества жира в теле насекомого в период активности (х – месяцы периода активности, у – количество жира в баллах). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) в первой половине июня насекомое интенсивно использует запасы жира
2) наиболее интенсивное накопление жира происходит в июле-августе
3) в апреле и мае количество жира не изменяется
4) интенсивное снижение количества жира в теле насекомого приходится на июнь-июль
5) количество жира в теле насекомого зависит от случайных факторов среды

Ответ



Проанализируйте таблицу «Содержание соланина в различных сортах картофеля». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) соланин – ядовитое вещество, вызывающее отравления
2) наибольшее количество соланина накапливается в листьях, стеблях и плодах картофеля
3) по сравнению с мякотью клубня соланина накапливается больше в глазках
4) массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России в XVIII веке
5) соланин накапливается при неправильном хранении картофеля

Ответ



Проанализируйте таблицу «Количество генетического материала». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) редукция числа хромосом происходит в анафазе второго деления мейоза
2) удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе в синтетическом периоде
3) в профазе первого деления происходят коньюгация и кроссинговер
4) в результате деления образуется четыре клетки
5) редукция числа хромосом происходит в анафазе первого деления мейоза

Ответ



Проанализируйте график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) сначала растет, а потом снижается
2) остается неизменной в указанном температурном интервале
3) медленно растет в указанном интервале температур
4) максимальная скорость химической реакции в живом организме наблюдается при температуре 37-39 °С
5) снижается на всем указанном интервале

Ответ



Проанализируйте таблицу «Потребление кислорода в зависимости от размеров млекопитающих». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) чем больше масса животного, тем больше кислороды оно употребляет
2) минимальное количество кислорода требуется кенгуру
3) максимальное количество кислорода требуется землеройке
4) между массой животного и его потребностью в кислороде существует прямая пропорциональная зависимость
5) чем меньше масса животного, тем больше кислорода потребляет животное

Ответ



Проанализируйте график, отражающий смену простейших в сенном настое: 1 – жгутиковые, 2 – инфузории кольноды, 3 – парамеции, 4 – брюхоресничные инфузории, 5 – амебы, 6 - сувойки. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) первыми доминируют жгутиковые
2) на 10-22 сутки доминируют инфузории кольноды
3) парамеции не доминируют ни в один период времени
4) амебы доминируют на 47-69 сутки
5) наиболее продолжительный период доминируют сувойки

Ответ



Проанализируйте таблицу «Распределение резус-фактора у разных народов». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) резус-отрицательные люди вообще не встречаются только у австралийских аборигенов
2) доля резус-отрицательных людей наибольшая у басков
3) доля резус-положительных людей у всех народов выше чем резус-отрицательных
4) у китайцев и японцев доля резус-положительных и резус-отрицательных людей равны
5) наиболее точно доли резус-положительных и резус-отрицательных людей установлены для американских индейцев

Ответ



Проанализируйте график, отражающий зaвисимость интенсивности фотосинтеза и дыхания растения от температуры. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) оптимальная температура для дыхания растения - +30С°
2) оптимальная температура для фотосинтеза растения - +55С°
3) интенсивность фотосинтеза наибольшая в диапазоне температур +25 - +35С°
4) интенсивность дыхания наибольшая при температуре около +55С°
5) максимальное температурное значение, при котором еще будет происходить прирост биомассы растения, составляет +60С°

Ответ



Проанализируйте таблицу «Основные характеристики геосфер Земли». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) наименее тонкой геосферой Земли является атмосфера
2) наиболее плотной геосферой Земли является ядро
3) наибольшую долю в массе Земли составляет литосфера
4) наибольший объем имеет атмосфера
5) самой легкой геосферой является гидросфера

Ответ



Изучите диаграммы, характеризующие возрастную структуру народонаселения в 1970 г. в трех странах, различающихся скоростью роста численности: а) Мексика, б) США, в) Швеция. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа диаграмм.
1) на диаграмме «а» изображена сокращающаяся популяция
2) на диаграмме «б» изображена быстро растущая популяция
3) на диаграмме «в» изображена стационарная популяция
4) на всех диаграммах изображены популяции, в которых мальчиков рождается больше, чем девочек
5) на диаграмме «а» изображена популяция с низкой рождаемостью

Ответ



Проанализируйте график, отражающий зависимость смертности яиц соснового шелкопряда в разных сочетаниях температуры и влажности. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании полученных результатов.
1) наименьшая смертность яиц соснового шелкопряда наблюдается при температуре 20С° и влажности 70%
2) смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 25С° и влажности воздуха 90% составляет 5%
3) смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 30С° и влажности воздуха 60% составляет 0%
4) смертность яиц соснового шелкопряда с увеличением температуры всегда растет
5) смертность яиц соснового шелкопряда не зависит от влажности воздуха

Ответ



Проанализируйте таблицу «Содержание в клетках химических соединений». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) из органических веществ в клетках больше всего белков
2) из неорганических веществ в клетках больше всего углеводов
3) воды в клетках больше, чем других веществ вместе взятых
4) в % от сырой массы в клетках больше всего органических веществ
5) в % от сухой массы в клетках больше всего неорганических веществ

Ответ



Изучите график зависимости выживаемости особей в популяции от времени. Выживаемость – процент от исходного числа особей, сохранившихся в популяции за определенный промежуток времени: Z = n/N x 100%, где Z – выживаемость в %, n – число выживших, N – исходная численность популяции. (По оси х отложена выживаемость, по оси у – время.) Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений. Кривая III типа
1) отражает массовую гибель особей в начальный период жизни
2) свойственна организмам, смертность которых на протяжении всей жизни мала
3) характерна для видов, у которых смертность остается относительно постоянной в течение всей жизни
4) отражает массовую гибель особей в течение всей жизни
5) характерна для организмов, не заботящихся о своем потомстве и выживающих за счет большой плодовитости (огромного количества икринок, личинок, семян и т.п.)

Ответ



Проанализируйте таблицу «Аккумуляция элементов организмами». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) морские растения больше всего накапливают свинец
2) моллюски больше всего накапливают ртуть
3) в пресноводных рыбах всех исследованных элементов больше, чем в морских
4) по степени накопления в морской рыбе исследованные элементы образуют ряд: Cd ->Pb->As->Hg
5) по мере продвижения по цепи питания концентрация ртути увеличивается

Ответ



Проанализируйте график сезонных изменений количества видов стрекоз в различных природных зонах (пустыня, полупустыня, лесостепь, тайга). (По оси – х месяцы года, по оси у – количество видов стрекоз.) Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) наибольших значений численность стрекоз достигает в лесостепи
2) численность стрекоз не зависит от типа природной зоны
3) во всех природных зонах максимальная численность стрекоз в июле
4) численность стрекоз не зависит от температуры
5) круглый год стрекозы встречаются только в пустыне
6) в тайге и лесостепи условия для существования стрекоз сходные

Ответ



Проанализируйте таблицу «Распространение некоторых инфекционных болезней животных по континентам». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Европа и Азия отличаются по распространенности заболеваний
2) Ряд инфекционных болезней животных встречается повсеместно
3) Австралия является континентом, где встречаются все исследованные болезни животных
4) Распространение инфекционных болезней животных зависит от температуры
5) Южная Америка является источником распространения всех инфекционных болезней животных
6) Географические закономерности распространения инфекционных болезней животных и человека сходны

Ответ



Проанализируйте график «Вариационная кривая». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) наиболее распространены средние варианты проявления признака
2) величина семян зависит от условий прорастания
3) частота встречаемости семян 10, 11, 17 мм одинакова
4) величина семян зависит от их генотипа
5) семена минимального размера встречаются в два раза чаще, чем семена максимального размера

Ответ



Проанализируйте график интенсивности процессов в зависимости от температуры. Выберите верные утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Интенсивность процессов фотосинтеза и дыхания не зависит от температуры.
2) Самая высокая активность дыхания наступает при температуре от 15 до 40 градусов.
3) Самая высокая активность фотосинтеза наступает при температуре от 20 до 40 градусов.
4) Процесс фотосинтеза, в отличие от процесса дыхания, не зависит от температуры.
5) Процесс дыхания может осуществляться при более высоких температурах, чем процесс фотосинтеза.

Ответ



Проанализируйте суточную потребность в белках, жирах, углеводах (г) и необходимую калорийность (ккал) для людей разных возрастов. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа полученных результатов.
1) У юношей по сравнению с девушками калорийность органических веществ пищи выше.
2) У мальчиков суточная потребность белка выше, чем у девочек этого же возраста.
3) Жиры в основном обеспечивают энергетические потребности школьников.
4) Потребность в жирах у юношей и мужчин не меняется.
5) В связи с ростом и развитием организма девочки нуждаются в пониженном содержании белка.

Ответ


Проанализируйте график «Функциональная сосудосердечная проба». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Спустя 1 минуту после нагрузки число ударов в минуту становится таким же, как в состоянии покоя.
2) Число ударов сердца после нагрузки возрастает почти в два раза по сравнению с состоянием покоя.
3) При нагрузке сердцебиение приходит в состояние нормы примерно за 5 минут.
4) Число ударов в минуту зависит от возраста, пола, физической тренированности обследованного человека.
5) Частоту сердечных сокращенийувеличивает действие гормона адреналина.

Ответ



Проанализируйте диаграмму содержания витамина С в концентрированном и свжевыжатом соках. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Из концентрированных соков наибольшее содержание витамина С обеспечивает апельсиновый сок.
2) Для восполнения суточной потребности в витамине С требуется одинаковое количество концентрированного и свежевыжатого яблочного сока.
3) Содержание витамина С в морковном соке различается несущественно как в концентрированном соке, так и в свежевыжатом.
4) Во всех консервированных соках содержание витамина С такое же, как в свежевыжатых.
5) Содержание витамина С в свежевыжатом яблочном соке в два раза меньше, чем в свежевыхатом апельсиновом соке.

Ответ



Проанализируйте диаграмму «Соотношение химических элементов в клетке (%)». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Молекулы АТФ являются энергетическим запасом клетки.
2) Из органических веществ белка в клетке наибольшее количество.
3) Наиболее распространенный углевод в клетке – глюкоза.
4) Содержание воды в клетке максимально по сравнению с другими веществами.
5) Жиры в клетке выполняют запасающую функцию.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Цветочные часы Карла Линнея». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании полученных результатов.
1) «Цветочные часы» у светолюбивых растений работают круглые сутки.
2) Все цветы «просыпаются» с восходом солнца.
3) Самый долгий период раскрытых цветов у шиповника.
4) У бархатцев и ноготков период раскрытых цветов одинаков.
5) Самый короткий период раскрытых цветов у цикория.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Распределение хлоропластов в клетках хвои ели в зависимости от температуры». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Хлоропласты в клетках хвои ели распределены равномерно при любой температуре.
2) При отрицательных температурах клетки хвои ели сохраняют жизнеспособность.
3) С повышением температуры равномерность распределения хлоропластов в клетке возрастает.
4) С понижением температуры хлоропласты во всех клетках хвои ели распределяются неравномерно.
5) В тёплые дни количество клеток с неравномерным распределением хлоропластов не превышает 25%.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Частота обнаружения тихоходок в образцах мхов и лишайников» (тихоходки – тип микроскопических беспозвоночных, близких к членистоногим). Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Тихоходки встречаются в городской местности чаще, чем в посёлках.
2) Количество лишайников зависит от степени загрязнения окружающей среды.
3) Тихоходки реже встречаются в местах загрязнения химическими отходами.
4) Возле водоёмов тихоходки встречаются чаще, чем на городских улицах.
5) Тихоходки встречаются во мхах чаще, чем в лишайниках.

Ответ



Проанализируйте график зависимости длины тела личинки насекомого от времени. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Рост личинки сопровождается линькой.
2) Насекомые живут 46 дней.
3) Длина тела личинки на большинстве стадий развития увеличивается в интервале 0,4–0,6 см.
4) У личинки в процессе роста происходят внутренние изменения в строении.
5) Рост личинки происходит скачкообразно.

Ответ



Проанализируйте диаграмму, на которой представлена плотность нервных клеток в головном мозге разных видов млекопитающих. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Плотность расположения нервных клеток у ежа меньше, чем у приматов.
2) У человека самый большой объём головного мозга.
3) Объём головного мозга пропорционален плотности расположения нервных клеток.
4) Плотность нервных клеток зависит от питания организма.
5) Плотность нервных клеток в мозге является особенностью каждого из приведённых видов.

Ответ



Проанализируйте график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Человек – промежуточный хозяин малярийного плазмодия.
2) По мере развития болезни наблюдается тенденция к нарастанию лихорадки.
3) Малярия широко распространена в экваториальной и субэкваториальной зонах.
4) Состояния лихорадки наступают при выходе плазмодиев из эритроцитов.
5) Для данной формы малярии характерен 48-часовой цикл наступления приступов.

Ответ



Проанализируйте график зависимости количества тихоходок в пробах мхов из зон с разной степенью загрязнения среды. (Тихоходки – тип микроскопических беспозвоночных, близких членистоногим.) Степень загрязнения окружающей среды определялась в условных единицах: 0 – отсутствие загрязнения; 5 – максимальное загрязнение. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Тихоходки способны выжить только в чистой среде обитания.
2) Высокая численность тихоходок возможна при средней степени загрязнения среды обитания.
3) Численность тихоходок зависит от состояния мхов.
4) Мхи плохо приспособлены к выживанию в загрязнённой среде обитания.
5) При максимальном загрязнении среды обитания в пробах мха тихоходки отсутствуют.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Влияние мутации CD24 на липидный и углеводный обмен у мышей». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Уровень глюкозы и жирных кислот в крови у мутантных мышей стабильно выше, чем у нормальных.
2) У мутантных мышей в клетках жиры синтезируются хуже, чем углеводы.
3) У нормальных мышей сахарный диабет развивается чаще, чем у мутантных.
4) В норме уровень инсулина обратно пропорционален уровню глюкозы в крови.
5) У мутантных мышей повышенное чувство насыщения из-за низкого уровня лептина.

Ответ



Проанализируйте график «Влияние мутации CD24 на изменение мышечной массы у крыс». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) У только что родившихся мутантных крысят масса мышц больше, чем у нормальных.
2) Мутация способствует более сильному развитию мышечной ткани у крыс.
3) Мышечная масса у крыс с возрастом увеличивается независимо от наличия мутации.
4) Мутантные крысы взрослеют быстрее, чем нормальные.
5) Крысы живут 12 недель независимо от наличия мутации.

Ответ




1) Деление клеток костного мозга происходит чаще при подъёме в гору.
2) Альпинистам приходится использовать кислородное оборудование из-за низкого наполнения гемоглобина кислородом.
3) Систолическое давление крови возрастает с подъёмом в гору значительнее, чем диастолическое.
4) При подъёме в гору максимальное потребление кислорода возрастает, наполнение артериального гемоглобина кислородом снижается.
5) Снижение температуры с подъёмом в гору вызывает повышение максимального потребления кислорода.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Систолическое давление при подъёме на Эверест возрастает из-за снижения температуры воздуха.
2) Между показателями давления крови на уровне моря и высоте 3500 м разница больше, чем между этими показателями на высотах 3500 и 5300 м.
3) Альпинистам приходится использовать кислородное оборудование из-за низкого наполнения гемоглобина кислородом.
4) Объём выталкиваемой крови за одно сокращение сердца не зависит от высоты.
5) Физиологические показатели организма зависят от высоты над уровнем моря.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Давление крови повышается с восхождением.
2) Химический состав плазмы крови изменяется с подъёмом на Эверест.
3) Насыщение артериальной крови кислородом уменьшается с подъёмом на Эверест.
4) Насыщение гемоглобина кислородом пропорционально парциальному давлению кислорода на разных высотах.
5) Частота дыхательных движений возрастает по мере восхождения.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) Максимальное потребление кислорода при подъёме до высоты 3500 м от уровня моря возрастает более, чем при подъёме с высоты 3500 до высоты 5300 м.
2) Частота сердечных сокращений для местного населения, живущего на уровне моря, - 71,48 ударов в минуту.
3) По мере спуска с горы у человека будет снижаться частота сердечных сокращений.
4) Повышение концентрации гемоглобина в крови обратно пропорционально наполнению гемоглобина кислородом.
5) В горах могут хорошо себя чувствовать только люди с высоким уровнем гемоглобина в крови.

Ответ



Проанализируйте таблицу «Показатели познавательных способностей и психологического состояния у туристов при восхождении на Эверест и спуске с горы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1) При подъёме до высоты 3500 м запоминание слов улучшается, но затем ухудшается.
2) Чем выше нервозность, тем лучше выполнение теста на подстановку чисел на протяжении всего путешествия.
3) При недостатке кислорода нервозность возрастает и человек впадает в депрессию.
4) Спуск с Эвереста с высоты 5300 до 1300 м не оказывает существенного влияния на проявление познавательных способностей.
5) Утомление ухудшает запоминание слов.

Ответ



Экологический след – условная величина, характеризующая размер площади, необходимой для обеспечения одного человека пищей, теплом и т.д. в течение года. Биоёмкость – условная величина, характеризующая площадь биологически продуктивной территории, которая может использоваться для удовлетворения потребностей человека в течение года. Проанализируйте графики «Изменение экологического следа и биоёмкости сельскохозяйственных угодий в одной из провинций Китая». Выберите утверждения, сформулированные на основе анализа полученных результатов.
1) Наблюдается истощение сельскохозяйственных ресурсов в провинции.
2) Потребление пищи и других ресурсов населением провинции растет.
3) Забота об экологической обстановке в провинции постепенно растет.
4) Биоёмкость среды в провинции в целом снижается.
5) Максимальный экологический след был в провинции в 1999 г.

Ответ



Проанализируйте гистограмму, в которой представлена концентрация двух ароматических веществ, выделенных из чайных листьев разного возраста. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании представленных данных.
1) Концентрация веществ 1 и 2 в листьях уменьшается с возрастом.
2) Концентрация вещества 2 зависит от концентрации вещества 1.
3) Концентрация вещества 2 всегда ниже, чем концентрация вещества 1.
4) Вещество 1 играет более важную роль в жизнедеятельности растения.
5) Снижение концентрации веществ 1 и 2 связано с гибелью клеток.

Ответ



Проанализируйте диаграмму «Распределение количества заболевших вирусом гриппа по возрастным группам». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Наибольшее число заболевших среди детей от 3 до 12 лет.
2) Частые активные контакты детей друг с другом - основная причина заболеваемости.
3) Люди старше 45 лет болеют реже, чем более молодые.
4) Люди старше 45 лет больше времени проводят дома, чем более молодые люди.
5) У детей от 3 до 12 лет самый слабый иммунитет.

Ответ



Проанализируйте график двигательной активности животных. Крысы разного возраста помещались в центр квадрата, замерялось время (в секундах), через которое они пересекали границу этого квадрата. Сплошной линией отмечена активность самцов, пунктирной – самок. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Новорожденные крысята малоподвижны
2) Наибольшая двигательная активность наблюдается у двухмесячных самок
3) Самки активнее в поиске пищи, чем самцы
4) Самцы больше проявляют ориентировочный рефлекс, чем самки
5) После двух месяцев двигательная активность крыс снижается

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.

В качестве примера рассмотрим таблицу 2.1.

Таблица 2.1. Домашняя библиотека

При составлении таблицы в нее включается лишь та , которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведений о книгах, которые включены в таблицу 2.1, существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость. Однако для составителя таблицы 2.1 было достаточно сведений, которые позволяют отличить одну книгу от другой (столбцы «Автор», «Название», «Год») и найти книгу на полках книжных стеллажей (столбец «Полка»). Предполагается, что все полки пронумерованы и, кроме того, каждой книге присвоен свой инвентарный номер (столбец «Номер»).

Таблица 2.1 - это информационная модель книжного фонда домашней библиотеки.

Таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во времени (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Погода

День
Осадки
Температура (градусы С)
Давление (мм рт. ст.)
Влажность (проценты)
15.03.04
Снег
-3,5
746
67
16.03.04
Без осадков
0
750
62
17.03.04
Туман
1,0
740
100
18.03.04
Дождь
3,4
745
96
19.03.04
Без осадков
5,2
760
87

Показания снимались в течение пяти дней в одно и то же время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель процесса изменения состояния погоды.

Таблицы 2.1 и 2.2 относятся к наиболее часто используемому типу таблиц. Их будем называть таблицами типа «объект-свойство». В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (книга в библиотеке или состояние погоды в 12-00 в данный день). Столбцы - отдельные характеристики (свойства) объектов.

Конечно, строки и столбцы в таблицах 2.1 и 2.2 можно поменять местами, повернуть их на 90 0 . Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы - объектам. Но чаще всего таблицы строят так, что строк в них больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.

Таблицы типа «объект - объект»

Другим распространенным типом таблиц являются таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами . Назовем их таблицами типа «объект-объект». Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Успеваемость

Строки относятся к ученикам - это первый вид объектов; столбцы - к школьным предметам - второй вид объектов. В каждой клетке на пересечении строки и столбца - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

Таблица 2.4 тоже имеет тип «объект-объект». Однако, в отличие от предыдущей таблицы, в ней строки и столбцы относятся к одному и тому же виду объектов. В этой таблице содержится информация о наличии дорог между населенными пунктами с карты из § 2.

Таблица 2.4. Дороги

Двоичные матрицы

В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы 2.4 представляет собой двоичную матрицу.

Таблица 2.5 также содержит двоичную матрицу.

Таблица 2.5. Факультативы

В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль - непосещение. Из этой таблицы следует, например, что Русанов посещает геологию и танцы, Семенов - геологию и цветоводство и т. д.

В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога - нет дороги; посещает - не посещает и т. п.). Таблица 2.3 содержит количественные характеристики успеваемости учеников по предметам, выраженные оценками пятибалльной системы.

Мы рассмотрели только два типа таблиц: «объект-свойство» и «объект-объект». На практике используются и другие, гораздо более сложные таблицы.

Коротко о главном

Для представления информационных моделей широко используются прямоугольные таблицы.

В таблице типа «объект-свойство» одна строка содержит информацию об одном объекте. Столбцы - отдельные характеристики (свойства) объектов.

В таблице типа «объект-объект» отражается взаимосвязь между различными объектами.

Числовая прямоугольная таблица называется матрицей. Матрица, составленная из нулей и единиц, называется двоичной матрицей.

Вопросы и задания

1. В чем состоит удобство табличного представления информации?
2. Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Определите тип, к которому они относятся: «объект-свойство» или «объект-объект».
3. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?
4. Представьте в табличной форме сведения об увлечениях ваших одноклассников. Какой тип таблицы вы используете для этой цели?

Расписание занятий

№ урока


10а
10б
11а
11б
1






2






3






4






5






6






Выполните следующие задания:
определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;
найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;
в школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров; распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было «окон» (пустых уроков);
распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой.
6. В компьютерной сети узловым является сервер, с которым непосредственно связаны все остальные серверы. Дана следующая двоичная матрица. В ней С1, С2, СЗ, С4, С5 - обозначения серверов сети.

С1 С2 С3 С4 С5
С1 1 0 0 1 0
С2 0 1 0 1 0
С3 0 0 1 1 0
С4 1 1 1 1 1
С5 0 0 0 1 1

Определите, какой сервер является узловым.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Планы уроков информатики , скачать тесты бесплатно, всё для учителя и школьника в подготовке к уроку по информатике 9 класс , домашние задания, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Структура и правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.

Тебе хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Правильно оформленная таблица имеет структуру:

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк или граф.
  4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
  • \(?\) - данные неизвестны;
  • × - данные невозможны;
  • ↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

  1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  2. Уточнить структуру таблицы;
  3. «Заселить» таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Договоримся подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линиями.

Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные .

Простые таблицы

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС:

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов количества рассматриваемых свойств.

В этой таблице приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты: «Владимир», «Кострома», Переславль-Залесский» и «Гусь - Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из \(3 - 4\) строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице \(2.2\) города могут быть перечислены в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок»: строки превратить в графы, а графы - в строки.

Таблица типа «объекты - объекты - один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.


В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Таблица типа ООО может быть «повёрнута на бок» строки превращены в графы, а графы - в строки.

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Сложные таблицы

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» (ООН)

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООН:

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет трехъярусную структуру.