Объекты объекты один примеры. Графические информационные модели. Знаковые информационные модели

Ключевые слова:

  • таблица типа «объекты-свойства»
  • таблица типа «объекты-объекты-один»
  • вычислительная таблица
  • взаимно однозначное соответствие

Правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.

Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  3. Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.
  4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
      ? - данные неизвестны;
      х - данные невозможны;
      ↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

  1. выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  2. уточнить структуру таблицы;
  3. заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линией.

Например:

    Столица Франции - Париж.
    Глубина озера - 3 м.
    Имя девочки - Маша.

Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.

Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчёркивать тройной линией.

Например:

    Расстояние от Москвы до Чебоксар - 600 км.
    У Вовы по истории оценка «четыре»..

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (рис. 32).

Рис. 32

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов - от количества рассматриваемых свойств.

Пример 1

Таблица 3.
Города Золотого кольца России

В таблице 3 приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залвеский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 3 города могут быть перечислены: в алфавитном порядке по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок» - строки превратить в столбцы, а столбцы - в строки.

Что именно располагать в заголовках строк и в заголовках столбцов - объекты или свойства, - зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало столбцов бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много столбцов.

Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)

Таблица типа «объекты-объекты-один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООО показан на рис. 33.

Рис. 33

В этой таблице заголовоки столбцов имеют сложную (двухъярусную) структуру.

Пример 2

Таблица 4

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в столбцы, а столбцы - в строки (табл. 5).

Таблица 5
Оценки по информатике учеников 6 класса

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Пример 3

В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в строки, и в столбцы таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще (табл. 6). Эта таблица также относится к типу ООО.

Таблица 6

Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так (табл. 7).

Таблица 7
Расстояния между городами (км)

Пример 4

Таблица 8
Увлечения учеников 6 класса

По таблице 8 можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в ячейку ставится 1, а если нет - 0.

Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие или отсутствие связи между объектами).

Вычислительные таблицы

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Пример 5

Таблица 9
Подарочный набор для первоклассника

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «Стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.

Последнюю строку этой таблицы будем называть итоговой. Она предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок «Итого:» или «Всего:».

В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих столбцов. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если сложить все числа в столбце «Количество», то мы узнаем общее количество предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится суммированием всех чисел, стоящих в столбце «Стоимость». А вот сумма по столбцу «Цена» не имеет никакого смысла.

Пример 6

Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик - 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка - 2 литра газировки, доктор Пилюлькин - 1 литр кваса и 1 литр касторки. Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе? Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков? Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.

Таблица 10

Ответ на первый вопрос находится в итоговом столбце таблицы (он имеет заголовок «Всего»). Ответ на второй вопрос - в итоговой строке. Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке - на пересечении итоговой строки и итогового столбца.

Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки, можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком, Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке). Это же число будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса, газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговому столбцу). Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия. Это значит, что:

  1. в этих множествах одинаковое количество объектов;
  2. каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
  3. каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 7

Маша, Оля, Лена и Валя - замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» - «музыкальный инструмент», «девочка» - «иностранный язык», «музыкальный инструмент» - «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).

Рис. 34

В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа 000 для пар «девочка - музыкальный инструмент» и «девочка - иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие - 0.

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:

Маша играет на рояле;
Оля играет на виолончели;
Лена не играет на арфе.

Таблица 11

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.
Виолончелистка не говорит по-итальянски.

Таблица 12

Таким образом, увлечения Маши - рояль и английский, Оли - виолончель и немецкий, Лены - скрипка и французский, Вали - арфа и итальянский.

Тема: Сложные и простые таблицы. «объекты-объекты-несколько(ООН)» и типа «объекты-свойства-объекты(ОСО)»

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 7

Ключевые слова: информатика и ИКТ, учебник Босовой 7 класс, таблицы, урок по теме табличное моделирование, конспект урока по теме таблицы, практическое задание по теме таблицы, табличные информационные модели

Оборудование: 8 рабочих мест для учащихся, оборудованных компьютерами, с установленной на них программой MS Word и доступом в Интернет;

рабочее место учителя;

заготовки текстов для парной работы, содержащие материал для преобразования его в таблицу вида ООН или ОСО .

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: сообразно этапу урока фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

Методическая разработка урока.

Цель урока: Провести урок организации деятельности учащихся, реализующий функции систематизации и обобщения знаний на материале темы «Табличные информационные модели».

Задачи урока:

    Закрепление представления учащихся знаний учащихся по теме с помощью он-лайн тестирования.

    Расширение и систематизация представления учащихся о табличных информационных моделях.

    Формирование навыка создания таблиц с помощью аналитического преобразования текста.

    Установление внутрипредметных связей между знаниями учащихся о табличных информационных моделях и приёмах построения таблиц в Ms Word .

    Проведение парной работы, проверяющей уровень сформированности навыка построения таблиц с помощью приложения Microsoft Word операционной системы Windows.

    Организация урока, применяющего базовые принципы здоровьесберегающих технологий.

Состав учащихся : на уроки информатики и ИКТ класс делится на группы. В данной группе 12 учащихся.

Методическая составляющая: При обучении информатике и математике ученик последовательно переходит от изучения одной дидактической единицы к изучению другой. При этом у него формируются, как правило, линейные связи между различными дидактическими единицами. С ростом числа дидактических единиц цепочка линейных связей между ними увеличивается, ее становится трудно удержать ученику в памяти, поэтому постепенно информатика начинает представляться для него в виде набора некоторых определений, приёмов работы на компьютере и названий его комплектующих.

Одна из главных целей обучения информатике – формирование представления школьника об информационной картине мира, о месте информационных процессов и информации в окружающем мире. Причём значение для дальнейшего развития школьника имеет только определенная система знаний, для формирования которой необходимо особым образом организовывать деятельность учеников на отдельных этапах обучения. Эта деятельность должна быть направлена на формирование компактной системы знаний с нелинейными связями между единицами содержания и реализовывать функции обобщения и систематизации знаний.

Систематизация заключается в установлении взаимосвязей между отдельными элементами знаний, их связей с предыдущими темами, разделами курса информатики, способами применения этих фактов при решении новых задач, связь с другими учебными предметами. Функция обобщения при изучении некоторого предмета заключается в выведении главного  ведущих понятий, положений, методов.

На урок систематизации и обобщения следует выносить, прежде всего, материал, который впоследствии из предмета изучения перерастет в средство изучения. В данном случае навык аналитической обработки текста, составления сложной таблицы (как на бумаге, так и с помощью текстового редактора), знания о табличных информационных моделях и их применении являются именно такими средствами, инструментами для развития метапредметных навыков обработки больших массивов текстовой информации.

Формы и методы работы на уроке обусловлены психофизиологическими особенностями учащихся данного возраста, основаны на деятельностном подходе и призваны исключить пассивное восприятие знаний, обеспечить включение каждого ребенка в учебную деятельность, формировать интерес к обучению, создать позитивный эмоциональный фон в отношениях между учителем и учениками. Используются словесный, наглядный, практический, деятельностный методы в индивидуальной, групповой форме. По ходу урока постоянно присутствует диалоговая форма работы, что позволяет учителю определять результативность каждого этапа урока и гибко корректировать ход урока.

В ходе выполнения практических заданий используется групповая работа, позволяющая более эффективно искать пути решения поставленных задач, умение работать в группе, формируя информационную и коммуникационную компетентностьучащихся.

Критерии результативности урока:

    сформированность представлений о способах преобразования текстовой словесной информационной модели в табличную информационную модель;

    свобода владения навыками создания таблиц в текстовом редакторе ОС Windows;

    активность учащихся в ходе урока;

При конструировании урока я согласовывала план с соблюдением принципов здоровьесбережения:

    на уроке применяются разные виды учебной деятельности (слушание, практическая работа с таблицей, практическая работа с текстом, обсуждение в парах, прохождение он-лайн теста, устная работа с вопросами к параграфу, практическая работа за компьютером);

    при выполнении разных заданий учащиеся переходят с одного рабочего места на другое, они не проводят весь урок, сидя за партой или компьютером;
    количество времени работы за компьютером ограничено временем работы с тестом и таблицей и не превышает норм СанПин;

    на уроке присутствует несколько моментов эмоциональной разрядки: преобразование текста в таблицу с помощью подчеркивания, получение результатов теста с выставлением оценки автоматически компьютером, переход от задания к заданию.

Ход урока:

    Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель: предлагает вспомнить название программы, с которой ученики работали на предыдущем уроке. Определяет порядок проверки домашнего задания. Учащиеся делятся на две группы: отвечающие на вопросы учителя устно по материалу параграфа, выполняющие задание он-лайн теста.

Вопросы для устного опроса предлагаются в соответствии с §2.5 учебника Информатика: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008:

    Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

    Любое ли словесное описание можно заменить информационной моделью? Приведите пример.

    Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе.

    Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.

    Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

    Информация каких видов размещается в графах таблицы? В боковике таблицы? Из чего состоит головка таблицы?

    Какие типы таблиц вы знаете?

    Приведите пример таблицы типа «объекты-свойства».

    Приведите пример таблицы «объект-объекты».

    Какие виды сложных таблиц вы знаете?

Он-лайн тест, выполнение которого происходит параллельно, находится на сайте методической службы издательства «БИНОМ.Лаборатория знаний” в лаборатории Л.Л. Босовой в разделе электронных образовательных ресурсов для УМК этого автора. Тест, наряду с прочими, входит в комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. Автор ресурса А.М. Антонов. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

6-8 учащихся выполняют этот тест, отметка выставляется компьютером.
По окончании опроса каждый учащийся получает отметку - за устный опрос или за тест.

3. Практическая работа с текстом. Анализ данных.

Учитель: Переходим к следующему этапу сегодняшней работы. Учимся анализировать текстовый документ и составлять по нему адекватную табличную информационную модель. Для этого проделаем с текстом определенную работу. Сначала определимся с понятиями:
Объект – это то, о чём идёт речь. Класс объектов – множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Свойства – характеристики, признаки объекта.

У каждого свойства есть название и значение .

Будем выделять объекты, названия и значения свойств с помощью подчеркиваний разного вида. Название объекта будем подчеркивать прямой линией, название свойства – волнистой, значение – пунктиром. Если в тексте два объекта, то первый объект будем подчеркивать одной прямой, второй – двумя.

Прочитайте текст. К типу сложных таблиц или простых таблиц будет относиться составленная нами табличная модель?
Первый представленный тест – простая табличная модель.

Учащиеся, работая в парах, выполняют действия под диктовку учителя.

«Объект – Объект»

«Объект – Свойство»

1) Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркнуть название первого объекта в паре прямой линией, название второго объекта в паре – двумя прямыми, название свойства пары объектов – волнистой, значение свойства – пунктирной.

2) Название свойства записать в заголовок таблицы.

3) Назвать класс первых объектов паре. Название записать в заголовок боковика.

4) Назвать класс вторых объектов в паре. Название записать в верхний ярус головки.

5) Название первых объектов записать в боковик.

6) Название вторых объектов записать в нижний ярус головки.

1) Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркнуть название объекта прямой линией, название свойства объекта – волнистой, значение свойства – пунктирной.

2) Назвать класс объектов. Название записать в заголовок таблицы и в заголовок боковика.

3) Названия объектов записать в боковик.

4) Названия свойств записать в головку.

5) Значения свойств записать в прографку.

Учащиеся составляют простую таблицу в зависимости от варианта.

Учитель проверяет работу: если подчеркивание выполнено верно, то пара получает разлинованный бланк «немой» таблицы и заполняет его. Первый ученик в паре выполняет подчеркивание, второй – заполняет таблицу.

Тексты для работы и методика работы с текстом представлены в Задачнике-практикуме под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. − М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Аналогично осуществляется работа со вторым текстом. Второй текст представляет собой словесную модель, реализуемую сложной таблицей.
Текст для табличной информационной модели сложного типа предполагается взять из материалов компьютерного практикума актуального учебника. Наиболее соответствует задачам урока задание №5 работы 6 ученика. «Немой» вариант таблицы раздается парам для заполнения:

    Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркните название первого объекта в паре одной прямой линией, название второго объекта в паре – двумя прямыми, название свойства пары объектов – двумя волнистыми линиями, значение свойства – пунктиром.

    Названия свойств или парных свойств записать в заголовок.

«объекты-объекты-несколько (ООН)»

«объекты-свойства-объекты(ОСО)»

3) Если объекты представлены классом объектов паре, то название пишется в заголовок боковика.

4) Название вторых объектов в паре записать записать в верхний ярус головки.

5) Названия первых объектов записать в боковик.

Названия вторых объектов записать в средний ярус головки.

6) Названия свойств записать в нижний ярус головки, повторив их для каждого объекта из среднего яруса.

7) Значения свойств записать в прографку.

3)Название класса объектов, для которых указаны одиночные свойства записать в заголовок боковика.

4) Названия одиночных свойств записать в головку рядом с заголовком боковика.

5) Назвать класс объектов, для которых указаны только парные свойства, но не указаны одиночные. Название головки записать в верхний ярус головки в III часть таблицы.

6) Названия объектов первого класса записать в боковик.

7) Названия объектов второго класса записать в средний ярус головки в III части таблицы.

8) Названия парных свойств записать в нижний ярус головки в III часть таблицы, повторив их для каждого объекта из среднего яруса.

9) Значения свойств записать в прографку.

Учащиеся выполняют подчеркивания и после проверки учителем заполняют «немую» таблицу. Причём при переходе к составлению более сложных таблиц учащиеся меняются местами: теперь второй учащийся выполняет подчеркивание, первый – заполняет таблицу.

4. Компьютерный практикум

Учитель: Финальная часть работы – нарисовать таблицу из последнего задания в текстовом редакторе операционной системы Windows.
Рисование таблицы сложного типа требует от учащихся владения многими операциями по созданию и редактированию таблиц: разбиение ячеек, объединение ячеек и др. Таким образом, учитель может адекватно оценить сформированность навыков учащихся.

По результатам работы учащиеся в паре получают вторую оценку. Домашнее задание: Л.Л. Босова. Информатика, 7кл.. Рабочая тетрадь. Стр. 51, №№28. 29, 31, 32.

Приложение: образец задания, выполненного учащимися.

«Этапы моделирования» - Разработка модели. Моделирование и формализация. Цель моделирования. II этап Разработка модели. 1этап постановка задачи. План эксперимента. Формализация задачи. I Этап. Основные этапы моделирования. Описание задачи. Компьютерная модель. Постановка задачи. III этап. IV этап. III Этап Компьютерный эксперимент.

«Основные этапы моделирования» - Виды информации. Задача. Свойства системы. Выбрать тему проекта. Интегративность. Конечным результатом проведенного системного анализа является модель рассматриваемого объекта. Основные этапы моделирования. Точечные. Различают 4 основных типа пространственных объектов: Целостность. Информационные процессы в обществе.

«Типы информационных моделей» - Карта. Вербальные модели. График. ToC. Математические модели. Пример таблицы «объект-объект». Диаграмма. Чертеж. График изменения температуры. Примеры графических информационных моделей: Пример таблицы «объект-свойство». Граф. Графические модели. Время. Схема. Типы информационных моделей. ?. Табличные модели.

«Модель представление» - 19. Отсюда следуют основные функции модели?-?объяснительная и прогностическая. При получении феноменологических моделей используются общие принципы и условия сохранения. Бинарное множество G задает связи между переменными. 10. модель, но обменивающиеся с моделью потоками информации или других ресурсов.

«Моделирование и формализация» - ОБЪЕКТ моделирования. Виды моделей: 1.субъект-объект- сущность. Обект- предмет, процесс или явление, обладающее, именем и свойствами. Данная модель непрерывна, поскольку процесс познания окружающего мира безостановочен. Модель ограниченного роста. Выход. Взаимодействие. Система- целое, состоящих из элиментов связанных между собой.

«Этапы разработки модели» - 2 этап. 3 этап. Описательные информационные модели обычно строятся с использованием естественных языков и рисунков. Практическое задание. Модель солнечной системы. Построение описательной информационной модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. 4 этап. 5 этап. 1 этап.

Всего в теме 16 презентаций






Хронологические таблицы Основные даты в истории компьютеров ДатаСобытие г. до н.э.Счёты в Китае г.Суммирующая машина Паскаля г.Счётная машина Лейбница г.Перфокарты Жаккара е годыПрограммируемая машина Бэббиджа г.Счётная машина Холлерита г.Первая ЭВМ г.Изобретение транзистора г.Появление интегральных схем










В Испании национальной одеждой женщины является пышное платье с воланами Bata de cola, головным убором - мантилья или кофья-де-папос, инструментом - гитара и кастаньеты. В России национальная одежда женщины – сарафан, кокошник или платок. Инструменты - балалайка и гармошка. В Индии женщины носят сари, чоли, дупатту, а национальным инструментом является ситар. Bata de cola - пышное платье с воланами и оборками. Мантилья - кружевная накидка на голову Кофья-де-папос - кружевная накидка на голову с высоко поднятым основанием Сари - материал длиной 5-7 метров, который специальным образом оборачивается вокруг тела. Чоли - короткая футболка, одеваемая под сари. Дупатта - лёгкий шёлковый платок. Национальный костюм






Правила оформления таблицы 1.Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации. 2.Заголовки граф и строк должны быть краткими. 3.В таблице должны быть указаны единицы измерения. 4.Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки: ? – данные неизвестны; – данные невозможны; – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.








Таблица типа «объекты-объекты-один» Таблицы типа ООО содержат информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта 2-го класса Имя 2-го объекта 2-го класса... Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Значение свойства пары объектов






Таблица типа «объекты-свойства-объекты» Ученик Рост, см Вес, кг Упражнение Прыжок в длину с места Бег на 1000 м Результат, см Оценка Результат, с Оценка Баутин Д Зайцев И Антропометрические данные и спортивные результаты Таблицы типа ОСО содержат информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.


Вычислительные таблицы Вычислительные таблицы - таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы. Товар Цена (руб.) КоличествоСтоимость Тетрадь31030 Альбом5420 Авторучка Таблица типа ОС




Решение логических задач с помощью нескольких таблиц Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия: 1)в этих множествах одинаковое количество объектов; 2)каждый объект 1-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 2-го множества; 3)каждый объект 2-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 1-го множества.


Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. ДевочкаДевочка Музыкальный инструмент Иностранный язык Давайте обсудим??


Решение задачи Увлечение Девочка МашаОляЛенаВаля Музыкальный инструмент Рояль Скрипка Виолончель Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский Маша играет на рояле 1 Оля играет на виолончели 1 Лена не играет на арфе 0 Заполним первую часть таблицы


Решение задачи Заполним первую часть таблицы Увлечение Девочка МашаОляЛенаВаля Музыкальный инструмент Рояль 1000 Скрипка 0010 Виолончель 0100 Арфа 0001 Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский


Решение задачи Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке Маша не знает итальянского Оля не владеет английскимВиолончелистка не говорит по-итальянски Увлечение Девочка МашаОляЛенаВаля Музыкальный инструмент Рояль 1000 Скрипка 0010 Виолончель 0100 Арфа 0001 Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский


Решение задачи Получим, что увлечения Маши – рояль и английский, Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка и французский, Вали – арфа и итальянский. Увлечение Девочка МашаОляЛенаВаля Музыкальный инструмент Рояль 1000 Скрипка 0010 Виолончель 0100 Арфа 0001 Иностранный язык Французский 0010 Немецкий 0100 Английский 1000 Итальянский 0001


Самое главное Таблицы используют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. Таблица состоит из столбцов и строк. Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима. Таблица типа «объекты-свойства» содержит информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.


Самое главное Таблица типа «объекты-объекты-один» содержит информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Вычислительными называют таблицы, где значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.


Самое главное Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если: - в этих классах одинаковое количество объектов; - каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса; - каждый объект второго класса связан заданным свойством только с одним объектом первого класса.


1.Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в жизни. 2.Всегда ли удобно табличное представление информации? 3.Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием? 4.Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? 5.Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц? 6.Приведите пример таблицы ОС. 7.Приведите пример таблицы ООО. Давайте обсудим??

«Информационные модели таблиц» - Маша играет на рояле. Таблица типа «объекты-объекты-один». Таблица типа «объекты-объекты-несколько». Заполним первую часть таблицы. Примеры таблиц ООО. Ключевые слова. Информация в таблице. Вычислительные таблицы. Решение логических задач. Напиток. Объекты. Таблицы вокруг нас. Маша не знает итальянского.

«Табличные информационные модели» - Период обучения. Объединим информацию. Свойства «Рост» и «Вес» не являются парными. Общий вид таблиц типа ОС. Расстояния между городами. Оценки по информатике учеников VII класса. Представленная в таблице информация наглядна, компактна. Информация о различных свойствах объектов. В таблице должны быть указаны единицы измерения.

«Модели на графах» - Неориентированный граф. Ориентированный граф. Семантическая сеть. Ход рассуждения. Файловая структура. Цепь. Схема дорог. Дерево. Взвешенный граф. Иерархия. Связь между графом и таблицей. Задача. Дороги между пятью населенными пунктами. Состав графа. Дороги. Схема дорог, связывающих города. Корень. Информационные модели на графах.

«Графические информационные модели» - Вопросы и задания. Взвешенный граф. График описания движения. Графические информационные модели. Генеалогическое древо. Диаграмма. Сеть и дерево. Граф задачи о переправе. Самое главное. Схемы в физике. Чертёж детали. Многообразие графических информационных моделей. Ключевые слова. Графы. Географическая карта Евразии.

«Системы и модели на графах» - Информационная модель. Что такое система. Термин. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги. Ориентированный граф. Сколькими способами можно рассадить в ряд на три стула троих учеников. Неориентированный граф. Граф. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Между планетами Солнечной системы установлено космическое сообщение.

«Табличная модель объекта» - Размеры. Итоговая строка. Клумба. Сформировать представление о вычислительных таблицах. Сторона. Пирожки. Товар. Составьте таблицу. Клумбы. Автомобиль. Занесем в таблицу данные из условия задачи. Вычисления. Веселые человечки. Вычислительные таблицы. Суммы чисел. Основные понятия.

Всего в теме 16 презентаций